Предмет: биология
Класс: 5
Автор УМК: И.Н.Пономарёва
Тема: Строение клетки
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)
Цель: познакомить учащихся со строением клеток растений и животных и выяснить черты сходства и различия между ними.
Задачи: сформировать знания о частях и органоидах клетки; продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с разными источниками информации (текст и рисунки учебника, таблицы, презентация), высказывать и обосновывать своё мнение, делать выводы; развивать зрительную (образную) память, логическое мышление и монологическую речь; продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умения слушать выступающего и доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с ним, умения работать в парах.
Оборудование: таблицы: «Строение клетки», «Клетки растений и животных», информационный и практический модули ФЦИОР «Клетка», мультимедийный комплекс
Методы обучения: частично-поисковый метод (самостоятельный поиск информации), словесный метод (беседа), наглядно-образный метод (работа с таблицами, иллюстрациями, модулем).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Результаты:
метапредметные: формирование умения работать с различными источниками информации, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; устанавливание причинно-следственных связей и построение логического рассуждения;
личностные: развитие познавательного интереса к биологии, формирование представления о единстве всего живого, воспитание культуры поведения на уроке;
регулятивные: развитие навыков целеполагания, преобразования практической задачи в познавательную, формирование умения планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, осуществлять самоконтроль и взаимный контроль.
Содержание урока:
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание учебного материала Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД
|
Определение потребностей и мотивов
Принятие учебных целей и условий их достижения | Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся (актуализация знаний, создание проблемной ситуации). Самостоятельная работа «Увеличительные приборы» №1. Работа с контрольным модулем (определение частей микроскопа, обозначенных на рисунке) №2. Разгадайте кроссворд 1.Оптический прибор для изучения неразличимых глазом объектов 2.Самый простой увеличительный прибор 3.Часть микроскопа, с помощью которой устанавливают удобное освещение изучаемого объект 4.Зрительная труба микроскопа, в которую вставляют его главные части 5. Главная часть микроскопа, привинченная к тубусу сверху 6.Основа микроскопа, к которой крепятся все его необходимые части №3. Определение увеличения микроскопа. Предлагает проверить кроссворд по ключу
Вопросы к классу: Кого называют живым организмом? Почему? Какими свойствами они обладают? Из чего состоит тело живых организмов?
Посмотрите на кроссворд, разгаданный вами, и попытайтесь определить тему нашего урока
Кто и как первым увидел клетку? Какая из биологических наук занимается изучением клеток? Давайте и мы заглянем в мир клеток. С чего логичнее всего начать их изучение? Учитель предлагает определить тему и цели урока.
| Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.
Вспоминают и повторяют материал предыдущего урока. Выполняют самостоятельно задания, предложенные учителем.
Сдают работы учителю
Устная работа с учителем
м | и | к | р | о | с | к | о | п |
| л | у | п | а |
|
| з | е | р | к | а | л | о |
|
| т | у | б | у | с |
| о | к | у | л | я | р |
| ш | т | а | т | и | в |
|
Устная работа с учителем
Формулируют тему урока «Строение клетки» и учебные задачи: изучить особенности строения клетки и её частей. Записывают тему урока в тетрадь | Личностные (самоопределение, смыслообразование) Коммуникативные (сотрудничество с учителем) Познавательные: логические: анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Познавательные (построение речевого высказывания; выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование учебной цели) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)
|
Создание проблемной ситуации | Фронтальная работа с классом: Какие царства организмов вам известны? Одинаковы ли клетки, составляющие их тела? Почему вы так думаете? Учитель предлагает высказать предположения. Как проверить наши предположения? С чего начнём нашу работу? |
Устная работа с учителем
Выдвигают гипотезу «Организмы состоят из разных клеток, обеспечивающих выполнение разных функций» и предлагают изучить клеточное строение организмов при помощи микроскопа, выполнив лабораторную работу. | Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование) Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)
Постановка проблемы и её решение
|
Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов
| Организует лабораторную работу учащихся «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» Задание: изучите клеточное строение клеток растений, используя инструкцию к лабораторной работе и сделайте рисунок данной клетки в тетради. Учитель корректирует работу учащихся
Вопросы к классу: Как лежат клетки кожицы: плотно или рыхло, какова их окраска, одинаковы ли клетки кожицы? Какие функции выполняют клетки кожицы? Из каких частей они состоят? Используя учебник рис.16, определите их названия.
Организует фронтальную проверку выполненного в тетрадях рисунка с помощью учебного модуля. Предлагает рассмотреть готовый микропрепарат клеток крови лягушки и сравнить растительные клетки с клетками животных. Что общего между ними?
Используя текст учебника на с.20, определите основные функции главных частей клетки. Организует фронтальную проверку работы учащихся, корректирует ответы учащихся с помощью учебной презентации.
Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний о строении клеток.
Сравните клетки на рис.16 и объясните, чем отличаются растительная и животная клетки?
Организует фронтальную проверку работы учащихся, корректирует ответы учащихся с помощью учебной презентации. | Выполняют последовательно лабораторную работу по инструкции: - Приготовьте микроскоп к работе. Предметное и покровное стекло протрите салфеткой.
- Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.
- Пинцетом снимите кусочек тонкой прозрачной кожицы с сочной чешуи лука, положите его в каплю раствора йода, расправьте кожицу иглой и накройте покровным стеклом.
- Рассмотрите препарат на малом и большом увеличении. Рассмотрите клетки.
- Найдите их составные части: оболочку, цитоплазму, ядро.
- Зарисуйте клетку и подпишите названия её составных частей.
Рассматривают под микроскопом готовый микропрепарат «Кровь лягушки» и отвечают на вопросы учителя.
Вывод: растительные и животные клетки состоят из мембраны, цитоплазмы и ядра.
Вывод: ядро – хранение наследственной информации, цитоплазма – связывает части клетки и переносит вещества, мембрана – защищает внутреннее содержимое клетки.
Обсуждение в парах.
Вывод: клетки отличаются набором органоидов цитоплазмы. У растительных клеток есть клеточная стенка, вакуоль и хлоропласты, отсутствующие у животной клетки. | Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, умение структурировать знания)
Регулятивные (преодоление препятствий)
Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания) Регулятивные (коррекция, оценка)
Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)
|
Итоговый самоконтроль и самооценка | Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке, и проверить насколько хорошо они их усвоили. Выполнение тестового задания «Какие суждения верны?» или заданий контрольного модуля по данной теме (вставить в рисунок клетки пояснительные надписи)
Выставление оценок за урок. Предлагает учащимся домашнее задание: изучить параграф №95 ( с.19-21) и заполнить таблицу в тетради
| Перечисляют новую для себя информацию
Осуществляют самоконтроль и самопроверку, затем обмениваются тетрадями в парах и осуществляют проверку работ друг друга по коду, предложенному учителем.
Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.
| Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности)
Регулятивные (самоконтроль и самооценка) |
Приложение 1
Тестовый контроль знаний: какие утверждения верны?
1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
3. Пластиды – есть только у растительных клеток.
4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
5. Живые клетки только питаются.
6. Организм человека состоит из клеток.
Приложение 2