Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа для курса биологии 7 класса разработана в
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_7_klass_fgos.docx | 86.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии в 7 классе основной школы даёт возможность достичь следующих результатов:
Личностные:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
• сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
• эстетического отношения к живым объектам;
• освоение социальных норм и правил поведения;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
•умениесамостоятельноопределятьцелисвоегообучения, ставить и формулироватьдлясебяновыезадачивучёбе и познавательнойдеятельности;
•умениесамостоятельнопланироватьпутидостиженияцелей, в томчислеальтернативные, осознанновыбиратьнаиболееэффективныеспособырешенияучебных и познавательныхзадач;
•умениесоотноситьсвоидействия с планируемымирезультатами, осуществлятьконтрольсвоейдеятельности в процесседостижениярезультата, определятьспособыдействий в рамкахпредложенныхусловий и требований, корректироватьсвоидействия в соответствии
с изменяющейсяситуацией;
•владениеосновамисамоконтроля, самооценки, принятиярешений и осуществленияосознаннговыборавучебной и познавательнойдеятельности.
Познавательные УУД:
•овладениесоставляющимиисследовательской и проектнойдеятельности, включаяумениявидетьпроблему,ставитьвопросы, выдвигатьгипотезы, даватьопределенияпонятиям, классифицировать, наблюдать.
Проводитьэксперименты, делатьвыводы и заключения, структурироватьматериал, объяснять, доказывать, защищатьсвоиидеи;
•умениеработать с разнымиисточникамибиологическойинформации: находитьбиологическуюинформацию в различныхисточниках (текстеучебниканаучно-популярнойлитературе, биологическихсловарях и справочниках), анализировать и оцениватьинформацию;
•умениесоздавать, применять и преобразовыватьзнаки и символы, модели и схемыдлярешенияучебныхи познавательныхзадач;
•умениеосознанноиспользоватьречевыесредствадлядискуссии и аргументациисвоейпозиции: сравниватьразныеточкизрения,аргументировать и отстаиватьсвоюточкузрения;
•формирование и развитиекомпетентности в областииспользования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Коммуникативные УУД:
•умениеорганизовыватьучебноесотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и сверстниками, работатьиндивидуально и в группе: находитьобщеерешение и разрешатьконфликтынаосновесогласованияпозиций и учётаинтересов, формулировать, аргументировать и отстаиватьсвоёмнение.
Предметные результаты:
•усвоениесистемынаучныхзнаний о живойприродеи закономерностяхеёразвития, дляформированиясовременныхпредставлений о естественно-научнойкартинемира;
•формированиепервоначальныхсистематизированныхпредставлений о биологическихобъектах, процессах, явлениях, закономерностях, обосновныхбиологическихтеориях, обэкосистемнойорганизациижизни, о взаимосвязиживого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладениепонятийнымаппаратомбиологии;
•приобретениеопытаиспользованияметодовбиологическойнауки и проведениянесложныхбиологическихэкспериментовдляизученияживыхорганизмов;
•формированиеосновэкологическойграмотности:способностиоцениватьпоследствиядеятельностичеловека в природе, умениевыбиратьцелевые и смысловыеустановкив своихдействиях и поступкахпоотношению к живойприроде; осознаниенеобходимостидействийпосохранениюбиоразнообразия и природныхместообитаний, видовживотных;
•объяснениеролибиологии в практическойдеятельностилюдей, роличеловека в природе, родстваобщностипроисхождениярастений и животных;
•формированиепредставлений о значениибиологическихнаук в решениилокальных и глобальныхэкологическихпроблем;
• ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета
- Общие сведения о мире животных (6 ч)
Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы.Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
- Строение тела животных (2ч)
Клетка. Ткани. Органы и системы.
- Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)
Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркожгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Л.р.№ 1 .«Строение и передвижение инфузории-туфельки»
- Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей:
сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс
Многощетинковые. Класс Малощетинковые.
Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»
- Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)
- Тип Моллюски (4 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс
Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Л.р. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»
- Тип Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Л.Р.№ 4 «Внешнее строение насекомого»
- Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
- Класс Земноводные, или Амфибии (5 ч)
Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
- Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.
- Класс Птицы (9 ч)
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Л.р.№ 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Л.р. № 7 "Строение скелета птицы"
- Класс Млекопитающие, или Звери (11 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Л.р. № 8 " Строение скелета млекопитающих".
- Развитие животного мира на Земле (5 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.
Экскурсия " Жизнь природного сообщества весной".
Тематическое планирование
Класс 7
Учитель: Михин Александр Алексеевич
Количество часов по учебному плану: 70 (2 часа в неделю)
Плановых лабораторных работ: 8, контрольных работ – 2.
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями)
- примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения),
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Козловская СОШ
- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2019-2020 уч. год
- положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ Козловская СОШ;
- авторской программы И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с.
- перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2019-2020 уч. год;
- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебно-методическое обеспечение:
Литература для учителя:
- Учебник: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2014.
- В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. -М.: Вентана-Граф, 2008
- Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся / С.С. Мирзоев // Биология в школе, 2007. - №6. – С. 35-38.
- Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7. – С. 44-46.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. / Г.К. Селивко - Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
- Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006. - №6. – С. 31-36.
- Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.
- Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006.
Мультимедийная поддержка курса:
- Биология. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
Литература для учащихся:
- Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кумченко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
- Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М., Просвещение, 1994. – 218 с.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
- Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.
- Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата | ||||||||||||||||||
Предметные | Метапред-метные | Личностные | по плану | фактически | ||||||||||||||||||||
Тема 1.Общие сведения о мире животных. (6 час.) | ||||||||||||||||||||||||
1 | Зоология-наука о животных. | 1 | Знать признаки различия и сходства животных и растений Уметь приводить примеры представителей царства Животные | Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, жизни человека | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Выявлять признаки сходства и различия животных и растений. Приводить примеры различных представителей царства Животные. Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека | §1, стр. 4-9 | |||||||||||||||||
2 | Животные и окружающая среда. | 1 | Знать понятия: "среда жизни", "среда обитания", "место обитания". Уметь описывать влияние экологических факторов на животных. | Использовать различные информационные ресурсы для подготовки по теме "Влияние экологических факторов на животных" | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Знать: определение понятий среды жизни, места обитания, экологические факторы, среда обитания, биоценоз, пищевые связи, цепи питания. Уметь: Пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах жизни. Сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания по рисункам. Устанавливать отличие понятий «среда жизни», «среда обитания», «место обитания» | §2,стр. 9-16 | |||||||||||||||||
3 | Классификация животных и основные систематические группы. | 1 | Знать принципы классификации организмов. Уметь устанавливать систематическое положение таксонов. | Систематизировать положение таксонов на примерах. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Определяют понятия: «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных. Отрабатывают правила работы с учебником. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. | §3,стр.16-18 | |||||||||||||||||
4 | Влияние человека на животных. | 1 | Знать формы и результаты влияния человека на животных. Уметь описывать формы влияния человека на животных | Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Описывать формы влияния человека на животных. Оценивать результаты влияния человека с этической точки зрения. Устанавливать взаимосвязь численности от дельных видов животных и их взаимоотношений в природе. Характеризовать пути развития зоологии. Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщения о сокращении отдельных видов животных. | §4,стр.18-21 | |||||||||||||||||
5 | Краткая история развития зоологии. | 1 | Знать пути развития зоологии, роль К.Линнея, Ч.Дарвина и отечественных ученых. | Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Определять роль отечественных учёных в развитии зоологии. Анализировать достижения К. Линнея и Ч. Дарвина в области биологической науки | §5,стр.21-24 | |||||||||||||||||
6 | Экскурсия " Разнообразие животных в природе" | 1 | Знать представителей животных. Уметь фиксировать результаты наблюдений. | Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | Умение выделять нравственный аспект поведения. | повт. § 1-5 | ||||||||||||||||||
Тема 2. Строение тела животных. (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||
7 | Клетка | 1 | Знать: процессы жизнедеятельности клетки, уметь объяснять их | Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки и типа питания | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Сравнивать клетки животных и растений. Называть клеточные структуры животной клетки. Делать выводы о причинах различия и сходства животной и растительной клеток. Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки с типом питания | §6,стр.24-27 | |||||||||||||||||
8 | Ткани, органы, системы органов. | 1 | Знать типы тканей, их функции. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними. | Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Характеризовать органы и системы органов животных. Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме. Высказывать предположения о последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма. Описывать взаимосвязь образа жизни животного и типа симметрии тела. | §7,стр.27-34 | |||||||||||||||||
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. (4 часа) | ||||||||||||||||||||||||
9 | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | 1 | Знать характерные признаки подцарства. Уметь распознавать представителей класса. | Обосновывать роль простейших в экосистемах. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать связи, делать обобщения и выводы). | Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Установить взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы- протея. Обосновывать роль простейших в экосистемах. | §8,стр.34-39 | |||||||||||||||||
10 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. | 1 | Уметь распознавать представителей класса, характеризовать среду обитания | Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Установить взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы- протея. Обосновывать роль простейших в экосистемах | §9,стр.38-42 | |||||||||||||||||
11 | Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории-туфельки". | 1 | Знать характерные признаки типа. Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений. | Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Наблюдать простейших под микроскопом. Фиксировать результаты наблюдений Обобщать, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете обращения с лабораторным оборудованием. | §10,стр.42-46 | |||||||||||||||||
12 | Многообразие и значение простейших. | 1 | Знать необходимость выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. Уметь распознавать представителей на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. | Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Распознавать представителей простейших- паразитов на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Приводить доказательства необходимости выполнения санитарно- гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. | §11,стр.46-51 | |||||||||||||||||
Тема 4. Подцарство Многоклеточные. (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||
13 | Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. | 1 | Знать характерные признаки подцарства, представителей типа, черты строения. Уметь характеризовать признаки организации. | Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Выделять общие черты строения. Объяснять на примере наличие лучевой симметрии у кишечнополостных. Характеризовать признаки более сложной организации в | §12,стр.51-57 | |||||||||||||||||
14 | Разнообразие кишечнополостных. | 1 | Знать отличительные признаки классов. Уметь устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функции кишечнополостных. | Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя рисунки учебника. Выявлять черты сходства и различия жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз. Устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных. Называть признаки, свидетельствующие о древнем происхождении кишечнополостных. | §13,стр.57-62 | |||||||||||||||||
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (5 часов) | ||||||||||||||||||||||||
15 | Тип Плоские черви. Общая характеристика. | 1 | Знать основные признаки типа, основных представителей класса, уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов | Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по отношению к кишечнополостным. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей. Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными. | §14,стр.62-67 | |||||||||||||||||
16 | Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики. | 1 | Знать характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, среду обитания, уметь распознавать их. | Соблюдать санитарно - гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Распознавать представит лей классов плоских червей на рисунках, фотографиях. Соблюдать в повседневной жизни санитарно- гигиенические требования с целью предупреждения заражения паразитическими червями. | §15,стр.67-72 | |||||||||||||||||
17 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. | 1 | Знать характерные черты строения, функции организма, образа жизни круглых червей, уметь распознавать их. | Соблюдать правила гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Находить признаки отличия первичной полости от кишечной. Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями | §16,стр.72-76 | |||||||||||||||||
18 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | 1 | Знать черты усложнения строения систем внутренних органов. | Формулировать выводы об уровне строения органов чувств. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения). | Характеризовать черты усложнения строения систем внутренних органов. Формулировать вывод об уровне строения органов чувств | §17,стр.76-80 | |||||||||||||||||
19 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость" | 1 | Знать роль червей в почвообразовании, уметь распознавать представителей класса, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли кольчатых червей | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебного проекта о роли кольчатых червей в почвообразовании. Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | §18,стр.80-86 | |||||||||||||||||
Тема 6. Тип Моллюски. (4 часа) | ||||||||||||||||||||||||
20 | Общая характеристика типа Моллюски. | 1 | Знать особенности строения представителей, черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей. Уметь устанавливать взаимосвязь образа жизни моллюсков и их организации. | Осваивать приемы работы с определителем животных, устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей различных классов моллюсков на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. | §19,стр.87-90 | |||||||||||||||||
21 | Класс Брюхоногие моллюски. | 1 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации. Характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах. Осваивать приёмы работы с определителем животных. | §20,стр.90-95 | |||||||||||||||||
22 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков" | 1 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Характеризовать черты приспособленности моллюсков к среде обитания. Формулировать вывод о роли двустворчатых моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека. Устанавливать сходство и различия в строении раковин моллюсков. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | §21,стр.95-100 | |||||||||||||||||
23 | Класс Головоногие моллюски. | 1 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли моллюсков | Ориентация в межличностных отношениях. | Определять и классифицировать представителей различных классов моллюсков, используя рисунки, фотографии, натуральные объекты. Аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков. | §22,стр.100-106 | |||||||||||||||||
Тема 7. Тип Членистоногие. (7 часов) | ||||||||||||||||||||||||
24 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. | 1 | Знать особенности строения представителей. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака. | Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии ракообразных. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Определять и классифицировать представителей класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. | §23,стр.106-111 | |||||||||||||||||
25 | Класс Паукообразные. | 1 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Осваивать приемы работы с определителем животных, аргументировать необходимость мер защиты от заражения клещевым энцефалитом. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать взаимосвязь строения паукообразных и их паразитического образа жизни и хищничеством. Аргументировать необходимость соблюдения мер безопасности от заражения клещевым энцефалитом | §24,стр.111-117 | |||||||||||||||||
26 | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение насекомого" | 1 | Знать черты организации класса. Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса. | Осваивать приемы работы с определителем животных, выявлять характерныепризнаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Осваивать приёмы работы с определителем животных Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы. Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | §25,стр.117-121 | |||||||||||||||||
27 | Типы развития и многообразие насекомых. | 1 | Знать типы развития насекомых, принципы классификации насекомых. Уметь устанавливатьсистематическую принадлежность насекомых. | Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Устанавливать систематическую принадлежность насекомых. Выявлять различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением. | §26,стр.121-125 | |||||||||||||||||
28 | Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 | Знать состав и функции членов семьи общественных насекомых, роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. Уметь объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о разнообразии насекомых, систематизировать информацию и обобщать ее в виде таблиц, схем. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Обосновывать необходимость охраны редких исчезающих видов насекомых. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебных проектов о разнообразии насекомых. Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем, таблиц. | §27,стр.125-130 | |||||||||||||||||
29 | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | 1 | Знать насекомых, приносящих вред, последствия воздействия вредных для человека насекомых на его организм, Уметь устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых | Систематизировать информацию и обобщать ее в виде таблиц, схем, осваивать приемы работы с определителем животных | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Осваивать приёмы работы с определителем животных. Характеризовать последствия воздействия вредных для человека насекомых на организм человека и животных. Описывать методы борьбы с насекомыми — вредителями и переносчиками заболеваний. Устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых. | §28,стр.130-137 | |||||||||||||||||
30 | Итоговый урок по теме «Беспозвоночные животные» | 1 | Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений. Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных. | Систематизировать и обобщать знания, делать выводы | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Обосновывать необходимость охраны животных. Определять систематическую принадлежность животных. Обобщать и систематизировать знания по темам 1–7, делать выводы. | Повторить тему 7. | |||||||||||||||||
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 часов). | ||||||||||||||||||||||||
31 | Тип Хордовые. Примитивные формы. | 1 | Знать принципы деления типа на подтипы, особенности внутреннего строения. Уметь выделять основные признаки хордовых. | Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными, обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых. Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными. | §29,стр.137-140 | |||||||||||||||||
32 | Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Лабораторная работа № 5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб". | 1 | Знать особенности внешнего строения рыб. Уметь наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. | Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Осваивать приёмы работы с определителем животных. Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде. Наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | §30,стр.140-144 | |||||||||||||||||
33 | Внутреннее строение рыб | 1 | Знать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций. Уметь выявлять черты приспособ лености внутреннего строения рыб к обитанию в воде. | Характеризовать черты усложнения организации рыб. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Описывать различное поведение рыб при появлении потомства и черты приспособленности к его сохранению. Оценивать роль миграций в жизни рыб. Наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб в ходе выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | §31,стр.144-150 | |||||||||||||||||
34 | Особенности размножения рыб. | 1 | Знать особенности размножения рыб, роль миграций в жизни рыб. Уметь описывать поведение рыб при появлении потомства черты приспособленности к его сохранению. | Наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Описывать различное поведение рыб при появлении потомства и черты приспособленности к его сохранению. | §32,стр.150-152 | |||||||||||||||||
35 | Основные систематические группы рыб. | 1 | Знать принципы классификации рыб, признаки организации хрящевых и костных рыб. Уметь распознавать представителей классов, устанавливатьсистематическую принадлежность рыб. | Осваивать приемы работы с определителем животных, обосновывать место кистеперых рыб в эволюции позвоночных. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать систематическую принадлежность рыб. Распознавать представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Выявлять признаки организации хрящевых и костных рыб, делать выводы. Обосновывать место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. | §33,стр.152-156 | |||||||||||||||||
36 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. | 1 | Знать основные группы промысловых рыб, причины разнообразия рыб. Уметь обосновывать роль рыб в экосистемах. | Проектировать меры по охране ценных групп рыб. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. | Характеризовать осетровых рыб как важный объект промысла. Называть наиболее распространённые виды рыб и объяснять их значение в жизни человека. Проектировать меры по охране цен | §34,стр.156-163 | |||||||||||||||||
Тема 9.Класс Земноводные, или Амфибии. (5часов) | ||||||||||||||||||||||||
37 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. | 1 | Знать характерные черты внешнего строения, прогрессивные черты строения скелета, опорно-двигательной системы по сравнению с рыбами Уметь характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде. | Осваивать приемы работы с определителем животных | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий. Выявлять прогрессивные черты строения опорно-двигательной системы, скелета головы и туловища по сравнению с рыбами. Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде. | §35,стр.163-166 | |||||||||||||||||
38 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных. | 1 | Знать строение внутренних органов и систем органов. Уметь определять черты организации земноводных. | Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы. Определять черты более высокой организации земноводных | §36,стр.166-170 | |||||||||||||||||
39 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | 1 | Знать развитие амфибий, влияние сезонных изменений на жизненный цикл. Уметь сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб. | Обобщать материал о сходстве и различии рыб в виде таблицы или схемы, обосновывать выводы о происхождении земноводных. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Наблюдать и описывать тип развития амфибий. Обосновывать выводы о происхождении земноводных. Обобщать материал о сходстве и различии рыб и земноводных в форме таблицы или схемы. | §37,стр.170-174 | |||||||||||||||||
40 | Разнообразие и значение земноводных. | 1 | Знать роль амфибий в природных биоценозах и в жизни человека. Уметь определять и классифицировать амфибий по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. | Осваивать приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии земноводных, их охране | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и Выводы) | Осваивать приёмы работы с определителем животных. Характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и в жизни человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии земноводных, их охране. | §38,стр.174-178 | |||||||||||||||||
41 | Итоговый урок по темам: " Класс Земноводные или Амфибии" | 1 | Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов различных классов, определять | Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. | Определять систематическую принадлежность представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции. | Повторить тему 9. | |||||||||||||||||
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4 часа) | ||||||||||||||||||||||||
42 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. | 1 | Знать признаки внешнего строения рептилий, процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Уметь находить отличия скелета рептилий от скелета амфибий. | Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий. Характеризовать процессы жизнедеятельности рептилий в связи с жизнью на суше. | §39,стр.178-181 | |||||||||||||||||
43 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | 1 | Знать строение внутренних органов и систем органов, их функций, среды обитания. Уметь определять черты организации земноводных, характеризовать процессы размножения и развития детенышей. | Использовать информационные ресурсы для презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Характеризовать процесс размножения пресмыкающихся и развития детёнышей. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве. | §40,стр.181-186 | |||||||||||||||||
44 | Разнообразие пресмыкающихся. | 1 | Знать отличительные признаки представителей разных групп рептилий, меры предосторожности в природе. Уметь определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям. | Осваивать приемы работы с определителем животных, соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Характеризовать черты более высокой организации представителей отряда крокодилов. Соблюдать меры предосторожности в природе с целью предупреждения укусов ядовитых змей | §41,стр.186-190 | |||||||||||||||||
45 | Значение пресмыкающихся, их происхождение. | 1 | Знать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии и значении пресмыкающихся, их происхождении и месте в эволюционном процессе. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Аргументировать вывод о происхождении пресмыкающихся от земноводных. Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии и значении пресмыкающихся, об их происхождении и месте в эволюционном процессе | §42,стр.190-195 | |||||||||||||||||
Тема 11. Класс Птицы. (9 часов) | ||||||||||||||||||||||||
46 | Общая характеристика класса Птицы. Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение птицы. Строение перьев". | 1 | Знать особенности внешнего строения птиц,строение и функции перьевого покрова птиц. Уметь устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. | Изучать и описыватьособенности внешнего строения птиц в ходе выполнениялабораторной работы, соблюдать правила работы в кабинете. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | §43,стр.195-199 | |||||||||||||||||
47 | Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 7 "Строение скелета птицы" | 1 | Знать строение и функции мышечной системы птиц, взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету. Уметь изучать и описывать строение скелета птицы. | Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Изучать и описывать строение скелета птицы в процессе выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | §44,стр.199-202 | |||||||||||||||||
48 | Внутреннее строение птиц. | 1 | Знать строение и функции систем внутренних органов, обмен веществ. Уметь выявлять черты организации, устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц. | Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств по сравнению с рептилиями. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств птиц по сравнению с рептилиями. | §45,стр.202-207 | |||||||||||||||||
49 | Размножение и развитие птиц. | 1 | Знать особенности строения органов размножения и причины их возникновения, строение и этапы формирования яйца, развитие в нем зародыша. Уметь распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. | Прогнозировать зависимость численности птиц от экологических и антропогенных факторов. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. | §46,стр.207-210 | |||||||||||||||||
50 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | 1 | Знать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям, поведение птиц в период размножения. Уметь объяснять роль гнездостроения, причины кочевок и миграций птиц. | Устанавливать причины кочевок и миграций птиц, их разновидности; использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о мигрирующих и оседлых птицах | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Характеризовать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям. Описывать поведение птиц в период размножения, приводить примеры из личных наблюдений. Объяснять роль гнездостроения в жизни птиц. Устанавливать причины кочёвок и миграций птиц, их разновидности. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о мигрирующих и осёдлых птицах | §47,стр.210-215 | |||||||||||||||||
51 | Разнообразие птиц. | 1 | Знать принципы классификации птиц, признаки выделения экологических групп. Уметь приводить примеры классификации птиц по типу и местам обитания. | Осваивать приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта сообщения о разнообразии экологических групп птиц. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии экологических групп птиц. | §48,стр.215-222 | |||||||||||||||||
52 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | 1 | Знать роль птиц в природных сообществах. Уметь аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий. | Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц. | Овладение интеллектуальнымиумениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи). | Называть основные породы домашних птиц и цепи их выведения. Аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий. | §49,стр.222-230 | |||||||||||||||||
53 | Экскурсия "Птицы леса" | 1 | Уметь наблюдать и описывать поведение птиц в природе. | Обобщать и фиксировать результаты экскурсии, участвовать в обсуждении результатов наблюдений, соблюдать правила поведения в природе. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Работать в группе при обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе | Повторить §44-49 | |||||||||||||||||
54 | Итоговый урок по темам: "Класс Пресмыкающиеся или рептилии" , "Класс Птицы". | 1 | Знать строение представителей классов связи со средой обитания. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов различных классов, определять систематическую принадлежность представителей классов. | Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | Определять систематическую принадлежность представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции. | ||||||||||||||||||
Тема 12.Класс Млекопитающие, или Звери. (11 часов) | ||||||||||||||||||||||||
55 | Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение. | 1 | Знать характерные признаки класса. Уметь характеризовать функции и роль желез млекопитающих. | Сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих и рептилий. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Сравнивать и обобщать особенности строения и функции покровов млекопитающих и рептилий. Характеризовать функции и роль желёз млекопитающих. | §50,стр.230-233 | |||||||||||||||||
56 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 8 " Строение скелета млекопитающих". | 1 | Знать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы. Уметь проводить наблюдения и фиксировать их результаты. | Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих, соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Характеризовать особенности строения систем внутренних органов по сравнению с рептилиями. Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | §51,стр.233-239 | |||||||||||||||||
57 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 1 | Знать особенности размножения млекопитающих, причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности. Уметь устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений. | Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений. Объяснять причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности у млекопитающих. Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов на конкретных примерах | §52,стр.239-243 | |||||||||||||||||
58 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. | 1 | Знать черты сходства и различия млекопитающих и рептилий. Уметь различать млекопитающих на рисунках, фотографиях, устанавливать систематическую принадлежность. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах и мерах по их охране. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах млекопитающих и мерах по их охране. | §53,стр.243-246 | |||||||||||||||||
59 | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. | 1 | Знать принципы классификации млекопитающих. Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли животных разных отрядов в экосистемах, об особенностях строения и поведения хоботных. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и отличия. Определять представителей различных сред жизни по рисункам, фотографиям. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли животных разных отрядов в экосистемах, особенностях строения и поведения хоботных. | §54,стр.246-252 | |||||||||||||||||
60 | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. | 1 | Знать принципы классификации млекопитающих. Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия | Систематизировать информацию и обобщать ее в виде схем, таблиц. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Определять представителей отрядов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Сравнивать представителей разных отрядов и находить сходство и отличие. Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем и таблиц. | §55,стр.252-257 | |||||||||||||||||
61 | Высшие, или плацентарные, звери: приматы. | 1 | Знать характерные черты строения приматов, черты сходства строения человекообразных обезьян и человека. Уметь различать представителей класса на рисунках, фотографиях. | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации об эволюции хордовых животных. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи). | Находить черты сходства строения человекообразных обезьян и человека. Различать на рисунках, фотографиях человекообразных обезьян. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об эволюции хордовых животных. | §56,стр.257-259 | |||||||||||||||||
62 | Экологические группы млекопитающих. | 1 | Знать экологические группы животных. Уметь характеризовать признаки животных экологической группы. | Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о экологических группах млекопитающих | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Характеризовать признаки животных одной экологической группы на примерах. Наблюдать, фиксировать и обобщать результаты экскурсии. | §57,стр.259-262 | |||||||||||||||||
63 | Экскурсия "Разнообразие Млекопитающих". | 1 | Знать экологические группы животных. Уметь характеризовать признаки животных экологической группы. | Наблюдать, фиксировать и обобщать результаты экскурсии, соблюдать правила поведения в зоопарке, музее | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Соблюдать правила поведения в природе. | Повторить §50-57 | |||||||||||||||||
64 | Значение млекопитающих для человека. | 1 | Знать особенности строения представителей класса Млекопитающие, основные направления животноводства, особенности строения и образа жизни предков домашних животных | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации по охране диких животных, об этике отношения к домашним животным, о достижении селекционеров в выведении новых пород. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Характеризовать основные направления животноводства. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов по охране диких животных, об этике отношения к домашним животным, о достижениях селекционеров в выведении новых пород | §58.стр.262-270 | |||||||||||||||||
65 | Итоговый урок по теме: "Класс Млекопитающие». | Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих. | Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. | Определять систематическую принадлежность представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции. | Повторить тему 12. | ||||||||||||||||||
Тема 13. Развитие животного мира на Земле. (5 часов) | ||||||||||||||||||||||||
66 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. | 1 | Знать принципы классификации животных, стадии зародышевого развития, основные положения учения Ч. Дарвина. Уметь приводить примеры многообразия животных. | Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Характеризовать стадии зародышевого развития животных. Доказывать взаимосвязь животных в природе, наличие черт усложнения их организации. Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле. Раскрывать основные положения учения Ч. Дарвина, их роль в объяснении эволюции организмов. | §59,стр.270-274 | |||||||||||||||||
67 | Развитие животного мира на Земле. | 1 | Знать основные этапы эволюции животных, процесс усложнения многоклеточных. Уметь устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах. | Использовать составленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных этапов эволюции животных. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Характеризовать основные этапы эволюции животных. Описывать процесс усложнения многоклеточных, используя примеры. Обобщать информацию и делать выводы о прогрессивном развитии хордовых. Раскрывать основные уровни организации жизни на Земле. | §60,стр.274-278 | |||||||||||||||||
68 | Современный мир живых организмов. Биосфера. | 1 | Знать характерные признаки уровней организации жизни на Земле, понятия " экосистема", "биогеоценоз", "биосфера". Уметь составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе. | Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о научной деятельности В.И. Вернадского. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Устанавливать взаимосвязь функций косного и биокосного вещества, их роль в экосистеме. Прогнозировать по следствия: разрушения озонового слоя для биосферы, исчезновения дождевых червей и других живых организмов для почвообразования. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о научной деятельности В.И. Вернадского. Давать определение понятий: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера». | §60,стр.278-281 | |||||||||||||||||
69 | Итоговая контрольная работа по курсу биологии 7 класса | 1 | Уметь систематизировать знания по темам раздела "Животные". | Применять основные виды деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. | Систематизировать знания по темам раздела «Животные». Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов. | Повторить материал курса | |||||||||||||||||
70 | Экскурсия " Жизнь природного сообщества весной". | 1 | Уметь описывать природные явления, наблюдать за взаимоотношениями живых организмов в природном сообществе, делать выводы. | Соблюдать правила поведения в природе. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Наблюдать за взаимоотношениями живых организмов в природном сообществе, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе. | Подготовить презентацию об экскурсии | |||||||||||||||||
Итого 70 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...