Конспект урока биологии в 7 классе "Значение простейших"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Наврузбекова Наталия Борисовна

Материал содержит конспект урока и презентацию.

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_prosteyshih.docx33.51 КБ
Office presentation icon znachenie_prosteyshih.ppt2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Значение простейших»

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Образовательные:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, создать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;
  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

2. Развивающие:

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

Оборудование: компьютер, презентация к  уроку, основной раздаточный материал: таблицы, тесты

Структура урока.

По содержанию урок комбинированный, проблемно-развивающий; урок повторения и расширения знаний.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в хорошем настроении. Мы с вами всегда работаем дружно и слаженно. Надеюсь, и сегодня урок пройдет интересно и плодотворно.

2. Подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний.

Слайд 1.  Вы видите на слайде портрет известного ученого.

1. В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику “зарабатывать деньги”, но мальчика привлекали стеклянные шарики. Он рассматривал через них предметы, и те приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз. Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь будущего ученого к научной славе.

- Вы догадались, что это за ученый и почему именно с него начинаем сегодня урок? Чем он прославился? (Антони Ван Левенгук, открыл простейших))

Слайд 2.  Вот отрывок из его трудов: «любопытнее всего за обычной каплей воды из лужи наблюдать. Кишит она анималькулями.  Одни носились по воде как рыбки, другие – вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки...”

- О каких организмах пишет Левенгук в этом отрывке? (одноклеточные животные)

Слайд 3.  - Да, действительно, благодаря этому любознательному голландцу людям открылся доселе неизвестный мир одноклеточных организмов, недоступных для невооруженного глаза.

- Ребята, на протяжении нескольких уроков  мы изучаем одноклеточных животных. К какому типу они относятся (Тип Простейшие)

- С какими представителями мы познакомились? (амёба, инфузория, эвглена)

Слайд 4.  - Почему они называются простейшие?

Слайд 5.  Давайте повторим полученные знания, для этого сравним изученных животных  и выясним их сходство и различия. Для этого поставьте плюс у тех простейших, у которых присутствует данный органоид.

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба протей

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1.Оболочка

+

+

+

2.Цитоплазма

+

+

+

3 Ядро

+

+

+(2)

4. Ложноножки

+

-

-

5. Жгутик

-

+

-

6. Реснички

-

-

+

7.Пищеварительная вакуоль

+

-

+

8.Сократительная вакуоль

+

+

+(2)

9.Ротовое отверстие

-

-

+

10.Порошица

-

-

+

11.Хлоропласты

-

+

-

12.Светочувствительный глазок

-

+

-

Слайд 6.  Сверим ваши результаты с таблицей

Ответьте на вопросы

1. Какое из этих животных имеет более сложное строение?

2. Какая бы опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?

3. В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет в более светлую часть водоема, инфузория-туфелька - из капли соленой воды в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями? Как называется такое свойство? (Эти явления – проявление раздражимости – ответной реакции организма на изменение окружающей среды)

4. Как происходит размножение у простейших? (размножение бесполое – делением клетки, у инфузории – есть и половой процесс – конъюгация, при котором инфузории обмениваются генетическим материалом, но увеличения количества особей не происходит)

3.  Мотивация к обучению, постановка темы и задач урока.

Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили материал.

Давайте сделаем вывод, что мы знаем о простейших?

(Среда обитания, образ жизни, строение, питание, дыхание, выделение, передвижение, размножение)

- Знакомство с многообразием простейших и их приспособленностью к среде обитания мы уже начали. Какова же наша следующая задача? Что бы вы хотели еще узнать?

Выяснить, какое значение простейшие имеют в природе и жизни человека. Какие еще есть простейшие.

- Какова же тема сегодняшнего урока? («Значение простейших»)

Слайд 7.  

4. Изучение новой темы.

- Скажите, сколько известно видов простейших? (70 000 видов)

- Где они обитают? (в воде, в почве, в живых организмах)

- Давайте порассуждаем, что мы уже можем сказать о том, каково значение простейших?

Слайд 8.  

Посмотрите на слайд. Каково значение этих организмов в природе и жизни человека?

Обитатели толщи воды океанов — фораминиферы (с известковыми раковинами), радиолярии (с кремниевым скелетом) — отмирая, образуют на дне мощные отложения известковых и кремниевых пород, входящих в состав земной коры. Мел, например, состоит на 90—98 % из  их панцирей. Ископаемые протисты используются  при определении возраста отложений, что особенно важно при поиске полезных ископаемых.

Слайд 9.

Слайд 10.Посмотрите на следующий слайд «Пищевая цепь водоёма». О какой роли простейших мы можем сказать на основании этой информации?

 Слайд 11.  Роль простейших в жизни природы и человека весьма значительна. В водоёмах они питаются бактериями и гниющими органическими остатками, очищая воду (санитарная роль), а также сами являются пищей для многих животных, играют большую роль в почвообразовательных процессах.

Послушайте рассказ.

Встретились как-то между собой три представителя Подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: - И все- таки, я живу  лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – то колбаской, то яблочком, или тортиком побалует, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это запросто.

Тут другая подхватывает: - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая спрашивает её: А что, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: - Конечно. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол. И мы к хозяину с добром -  сахарком с ним готовы расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков. Без меня хозяин и жить не может.

А первая ей возражает – Только ты забыла нам рассказать, как хозяин тебя в голодное время вместо древесины переваривать начинает.

А вторая отвечает – А что об этом говорить, от  голода  что только не сделаешь?  Одной древесиной сыт не будешь, и белковой пищи  термиту хочется. Ну да ничего, мне и умереть не страшно, зато мой вид процветает.

Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.


Вопросы:

1. Думаю, третьего представителя вы все узнали, кто это? (амёба протей, или любое одноклеточное животное, живущее в природных водоёмах) О каких трудностях она говорит?

2. Подумайте, какие взаимоотношения складываются у простейшего с термитом?  (Взаимовыгодные – симбиоз)

(Типичный симбиоз – отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих у них в кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов, переваривающих целлюлозу. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших – симбионтов  термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного микроклимата в кишечнике термитов получают пищу и условия для размножения)

3. А о каких взаимоотношениях идет речь у кишечной амебы и человека?   (Паразитизм)

Да, действительно, среди простейших много паразитов, вызывающих заболевания человека и животных.

Слайд 12.  Прочитайте на стр.47 информацию о дизентерийной амёбе. Какие  сведения вы узнали из прочитанного текста.

Слайд 13.  К паразитическим простейшим относятся также трипаносомы, которые паразитируют в крови и спинномозговой жидкости позвоночных  и человека, и  вызывающие тяжёлое заболевание – сонную болезнь, заканчивающуюся истощением и часто смертью, и распространённую в Африке. Переносчиком этой болезни является муха Цеце, клопы, слепни.

Слайд 14.   Лейшмании живут внутри клеток млекопитающих и человека и вызывают тяжелые поражения внутренних органов и кожи. Заражение происходит через укусы москитов.

Слайд 15.  Другой представитель болезнетворных организмов – малярийный плазмодий, который вызывает у человека очень опасную и тяжелую болезнь – малярию.

Познакомимся с ним подробнее  (программа «Навигатор»)

Сформулируем, какое значение имеют простейшие в жизни человека и животных?

(паразиты и симбионты)

Слайд 16.  

Среди простейших имеется несколько тысяч видов, вызывающих тяжелые, иногда смертельные, заболевания человека и животных.

- Как вы думаете, о чём нам надо знать и помнить в связи с этим? (какие правила мы должны соблюдать для сохранения своего здоровья)

Слайд 17.  

5. Рефлексия. 

1.Оцените свою работу на уроке…                                                                  

2. Мне на уроке понравилось…

3. Мне  показалось трудным…

4. Меня удивило, что…

6. Домашнее задание. § 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Левенгук считается открывателем первых простейших (1674г.) паразитирующих жгутиковых (1681г.) Антони Ван Левенгук (1632-1723)

Слайд 4

Тип Простейшие Амёба протей Эвглена зелёная Инфузория-туфелька

Слайд 5

Органоиды П р о с т е й ш и е Амеба протей Эвглена зеленая Инфузория-туфелька 1.Оболочка 2.Цитоплазма 3 Ядро 4. Ложноножка 5. Жгутик 6. Ресничка 7.Пищеварительная вакуоль 8.Сократительная вакуоль 9.Ротовое отверстие 10.Порошица 11.Хлоропласты 12.Светочувствительный глазок

Слайд 6

Органоиды П р о с т е й ш и е Амеба Эвглена зеленая Инфузория-туфелька 1.Оболочка + + + 2.Цитоплазма + + + 3 Ядро + + +(2) 4. Ложноножка + - - 5. Жгутик - + - 6. Ресничка - - + 7.Пищеварительная вакуоль + - + 8.Сократительная вакуоль + + +(2) 9.Ротовое отверстие - - + 10.Порошица - - + 11.Хлоропласты - + - 12.Светочувствительный глазок - + -

Слайд 7

Тема урока: «Многообразие простейших, значение в природе и в жизни человека»

Слайд 8

Простейшие с твёрдым наружным скелетом

Слайд 9

Значение простейших Образование осадочных горных пород (мел, известняк) Отдельные виды фораминифер обитали только в определённую геологическую эпоху. По наличию раковинок этих видов в пластах Земли определяют возраст геологических пород

Слайд 10

Пищевая цепь водоёма

Слайд 11

Значение простейших Звено в цепи питания Биологическая очистка воды

Слайд 12

Дизентерийная амёба Амёба дизентерийная

Слайд 13

Трипаносома. Последствия сонной болезни

Слайд 14

Лейшмания. Последствия лейшманиоза

Слайд 15

Малярийный плазмодий

Слайд 16

Значение простейших Являются паразитами человека и животных и вызывают у них заболевания Образуют симбиотические отношения со многими животными

Слайд 17

Соблюдение правил личной гигиены Кипячение воды из открытых источников для приготовления пищи и питья Тщательное мытьё овощей и фруктов Борьба с переносчиками заболеваний Своевременное обращение к врачу для медосмотра и постановки диагноза Соблюдение всех рекомендаций врача при лечении заболевания Проведение научно-просветительской работы среди населения

Слайд 19

Домашнее задание § 11, стр. 46- 49, выполнить тест

Слайд 20

Подведем итоги 1.Оцените свою работу на уроке… 2. Мне на уроке понравилось… 3. Мне показалось трудным… 4. Меня удивило, что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Условия поиска информации, простые логические выражения" с использованием ЭОР, информатика и ИКТ 9 класс, УМК Семакин И.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАУсловия поиска информации, простые логические выражения.(Тема урока) 1.   ФИО (полностью)Ломина Марина Владимировна2.   Место работыМОУ СОШ № 15 г. Гу...

Урок биологии «Особенности организации простейших. Их классификация» 7 класс

Цель урока: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности простейших.Задачи.Образовательные: – закрепить знания об особенностях строения простейших, их образе жизни и значении.Разви...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...