Особенности внутреннего строения рыб.
Учитель биологии и географии муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский
Главинская Елена Алексеевна
Предмет: биология
Класс: 7 класс
УМК под ред. В.М.Константинов, В.Г.Бабенко.
Урок построен с учетом требований ФГОС ООО, на основе системно-деятельностного подхода.
Тема: Особенности внутреннего строения рыб.
Цель деятельности педагога: создать условия для успешного усвоения знаний об особенностях внутреннего строения рыб в связи с водным образом жизни.
Задачи:
Личностные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным и воспитанным.
Метапредметные: формировать умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в самой жизни, умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения рыб, научить распознавать органы и системы органов на таблицах, рисунках, влажных препаратах.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в неё новых элементов.
Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование, влажные препараты, таблица «Внутреннее строение рыбы»
Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты:
Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации; формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; формировать уважительное отношение к предмету биология; осваивать правила общения;
Метапредметные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач; ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при усвоении материала урока; уметь находить информацию из разных источников и преобразовывать ее из одного вида в другую (составлять таблицу, схему и т. д.)
Предметные: научиться распознавать органы и системы органов рыб на таблицах, рисунках, влажных препаратах; знать особенности внутреннего строения рыб в связи с водным образом жизни.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика
| Планируемый результат |
1 | Организационный момент
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Предлагаю повернуться друг к другу, улыбнуться, пожелать хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
| Приветствуют учителя. | Осознанное вхождение учащихся в пространство деятельности на уроке.
|
2 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
| Половина всех обитающих на Земле позвоночных животных - это рыбы. Они встречаются во всех морях и океанах, приспособились к жизни от поверхности до самых глубоководных впадин, где нет света и давление достигает 1000 атм., под мощным ледяным покровом Арктики и в раскаленных термальных источниках Калифорнии, в сильно соленых водах – в 5-6 раз выше океанической. Есть рыбы, которые 2.5 часа могут пребывать без воды. Так как же можно объяснить эти факты? Достаточно ли нам знаний только о внешнем строении и скелете рыб?
Итак, попробуйте сформулировать тему урока.
- Записываем в тетради тему урока «Особенности внутреннего строения рыб» Беседа по уточнению и конкретизации первичных знаний. - Ребята, как вы думаете, какие системы внутренних органов имеются у рыб ? -Какие функции они выполняют? -Почему эти системы могут выполнять такие функции? -На доске вы видите цифры и комментарии к ним - Ничего не знаю
- Что-то слышал
- Имею неполные знания
- Знаю эту тему
Запишите в тетради на полях цифры от 0 до 3. Обведите в кружочек цифру, обозначив тот уровень знаний, на котором вы находитесь в настоящее время. Посмотрим, что изменится к концу урока |
Предполагаемые ответы учеников
Конечно недостаточно. Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы мы должны познакомиться с внутренним строением рыб.
Особенности внутреннего строения рыб.
Предположения учащихся. | Коммуникативные УУД взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника Познавательные УУД Осуществляют сериацию. По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов.
|
2.1 | Постановка цели и задач урока | -Итак, с темой мы определились. - Какую поставим перед собой цель?
- А какие задачи нам нужно выполнить? | - доказать, что между строением систем органов и выполняемыми функциями существует взаимосвязь.
- узнать:1. Особенности внутреннего строения, связанные с жизнью в воде. 2.В чем проявляется усложнение систем органов в сравнении с ланцетником. | Познавательные УУД По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы. Анализируют вербальную информацию. Коммуникативные УУД Владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную цель и задачу Высказывают предположения на основе наблюдений. Формулируют проблему (цель, задачи) урока.
|
3.
| Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (определение основной проблемы урока) | - Ребята, заполните , пожалуйста , таблицу.
Названия систем органов | Особенности строения | Выполняемые функции |
|
|
|
|
Дети осознают причину затруднения. | Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Высказывают предположения на основе наблюдений. Познавательные УУД Сравнивают, анализируют, делают выводы, устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят рассуждения. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения
| - Почему, ребята, вам трудно было это сделать?
-А что для этого необходимо?
-Где будем искать информацию?
| - Не знаем особенности строения систем органов рыб.
- Найти информацию.
- В учебнике, дополнительной литературе, в ресурсах интернет.
| Познавательные УУД Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Высказывают предположения на основе наблюдений. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
5 | Этап реализации построенного проекта
| Организуется самостоятельная работа в парах (группах) по изучению особенностей строения систем внутренних органов тела рыбы в связи с жизнью в воде и их функциональном значении.
Учитель консультирует при необходимости.
Предоставляет слово для выступления пар (групп).
Предоставляет возможность для само -и взаимооценки. | -вспоминают правила работы в парах (группах);
-работают с разными источниками информации:
-рассматривают рисунки, таблицы;
-распознают органы рыб на влажных препаратах;
Выступают у доски с использованием слайдов презентации.
Вспоминают критерии. Самооценка и взаимооценка.
-продолжают заполнять таблицу;
| Познавательные УУД Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Владеют приемами отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
| - Ребята, давайте проверим правильность заполнения таблицы. Итак, к какому открытию вы пришли?
- Молодцы!
|
Ученики по-очереди озвучивают таблицу. По-сравнению с ланцетниками рыбы более высокоорганизованные животные. Жабры имеют более сложное строение; сердце мускулистое, двухкамерное; органами выделения служат почки, мочеточники и мочевой пузырь. Нервная система разделена на головной мозг(5 отделов) и спинной мозг.
| Познавательные УУД Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Владеют приемами отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Физминутка (Задача: способствовать сохранению здоровья учащихся) | Выполните задание на слайде:
Организация и проведение физминутки. Зарядка для глаз. |
Подписывают названия органов рыбы.
Упражнения для снятия усталости глаз.
| Познавательные УУД Устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Владеют приемами отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. В группах самостоятельно контролируют свое время и управляют им. Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Коммуникативные УУД Взаимодействуют в группе для решения задания. Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы. |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения (Применение новых знаний) |
1. Самостоятельная работа - Исправьте ошибки
Критерии оценивания: Нет ошибок -«5» 1-2 ошибки - «4» 3-4 ошибок - «3» 5 ошибок и более – «2»
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданиями.
| .
сверяют с ответами на слайде, оценивают себя.
| Познавательные УУД Владеют приемами отбора и систематизации материала. Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства и различия, группируют. Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач. Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные УУД Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
9. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Подведем итоги: -Что нового узнали на уроке? - Удалось ли нам ответить на вопросы, которые задали в начале урока? - Достигли своей цели?
Д/з. пар.31 Дифференцированная работа (Учащимся предлагаю выполнить задания на выбор) Составить тест или кроссворд
- В заключение урока посмотрите на слайд, закончите высказывания Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Я ничего не понял…
- Вернемся к шкале знаний, оцените себя: 0 – ничего не понял 1 – что-то понял 2 – понял, но есть вопросы 3 – хорошо понял
- Спасибо за вашу работу |
Подводят итоги своей работы
-Учащиеся произносят законченные высказывания.
На доске изображена шкала знаний от 0 до 3. На партах учащихся лежат самоклеящиеся закладки зеленого и желтого цвета. Учащиеся подходят к доске и крепят закладки на шкале знаний. Желтые показывают уровень знаний учащихся в начале урока, зелёные являются результатом знаний учащихся на конец урока.
| Регулятивные УУД: Соотносят цели и результаты своей деятельности. Определяют степень успешности работы. Коммуникативные УУД Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Познавательные УУД Владеют приемами отбора и систематизации материала.
|
Карточки для самостоятельной работы.
Группа 1. Пищеварительная система.
1.Какое строение имеет пищеварительная система рыб.
2.В чем сходство и отличие пищеварительных систем ланцетника и рыб?
Группа 2. Дыхательная система.
1.Откуда берет рыба кислород для дыхания?
2.Какое строение имеют жабры?
3.Почему задыхается рыба, вытащенная из воды, хотя кислорода в атмосфере больше, чем в воде?
4.Как осуществляется работа жаберного аппарата?
Группа 3. Кровеносная система.
1.Из скольких камер состоит сердце рыб?
2.Почему кровеносная система называется замкнутой?
3.Сравните кровеносные системы ланцетника и рыб, сделайте вывод.
Группа 4. Нервная система и органы чувств.
1.Какого строение и значение нервной системы рыб?
2.Как рыба ориентируется в окружающей среде?
3.В чем проявляется усложнение нервной системы рыб по сравнению с таковой у ланцетника?
Группа 5. Выделительная система.
1.Как из организма рыбы удаляются жидкие ненужные вещества?
2.Сравните органы выделения рыб и ланцетника, сделайте вывод.
Группа 6. Плавательный пузырь.
1.Где расположен плавательный пузырь?
2.Назовите функции плавательного пузыря.
3.Все ли рыбы имеют плавательный пузырь?