урок "Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
урок по изучению нового материала, формированию знаний об особенностях внутреннего строения, связанного с интенсивным обменом веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytye_uroki.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Моу Вешкаймская общеобразовательная школа №2 имени Б. П. Зиновьева Учитель:Немова Л.Ю.
Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом
Цели:
- создать условия для формирования у школьников целостных знаний об особенностях внутреннего строения, связанных с приспособлением к интенсивному обмену веществ (большими расходами энергии и повышенной двигательной активностью)
- показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с млекопитающими
- научить распознавать системы органов класса птиц
- научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
- развитие навыка систематизации понятий
Оборудование: таблица» Класс Птицы. Голубь», таблица» Внутреннее строение птицы»- рельефная, макет головного мозга птицы, фолии по теме - « Зоология. Птицы», дидактические карточки
Ход урока:
Орг. Момент.
- а) Повторение. Работа со слабыми уч-ся. (работа по дидактическим карточкам-10 минут, 6 уч-ся)
б) фронтальный опрос на доске записано: Черты приспособленности птиц к полёту, связанные с внешним строением. Уч-ся выходят, записывают черты, объясняют
- наличие перьев( легких и прочных)
- обтекаемая форма тела ( при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения
- наличие хвоста, служащего птице рулём
- образование цевки, как посадочного устройства
- лёгкий скелет ( наличие в костях воздухоносных путей)
Добавление учителя:
- клюв без зубов
- быстрое пищеварение
- частое удаление непереваренных остатков из организма
2. Изучение нового материала
а) постановка целей урока
Наш список приспособлений еще не закончен. Сегодня мы изучим внутреннее строение птиц и пополним наш список
б) рассказ учителя с демонстрацией фолий и элементами беседы
- какие системы внутренних органов имеют позвоночные животные
- где они расположены ( грудная, брюшная полость)
Птицы имеют такие же системы органов, как и ранее изученные позвоночные. Эти системы расположены в полости тела, которая у пернатых защищена грудной клеткой и костями таза.
Внутреннее строение птиц отличается рядом особенностей
Пищеварительная система:
Личностная значимость изучаемого для уч-ся:- Будет ли комплиментом для девушки выражение: «Ешь как птичка»
Полёт птиц связан с затратами большого количества энергии( например, голубь, летящий со скоростью- 70 км. В час расходует в 27 раз больше энергии, чем в покое)
Источник пополнения энергии- пища. Поэтому птицы потребляют много разнообразного корма
- какие органы составляют пищеварительную систему?
Работа с фолиями:
Отделы: рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий, толстый кишечник, клоака, поджелудочная железа и печень.
Пища в рот попадает целиком или разделённая на небольшие порции при помощи клюва и лап. Во рту пища смачивается слюной и при помощи языка проталкивается в пищевод. У зерноядных и хищников пищевод образует расширение- зоб, где пища размягчается. Затем она поступает в железистый желудок- подвергается воздействию пищеварительных ферментов и соляной кислоты.
Неперевареные части: кости, перья, шерсть, хитин, твердые оболочки семян птицы отрыгивает в виде погадок. Мускульный желудок наполнен мелкими камушками
- как они туда попадают?
- для чего они нужны?
(роль зубов - перетирают пищу)
В тонком кишечники пища переваривается и всасывается. Пищеварение у птиц протекает быстро
- какая пища очень быстро переваривается
( мясо, мякоть сочных плодов)
Ягоды- 10 мин.
Мелкая рыба- 15 мин.
Мышь- 4 часа
Зерно- 12-24 часа
Мелкие птицы более прожорливы, они поедают больше пищи по отношении к массе тела, чем крупнее
Кровеносная система:
- какие особенности кровеносной
- какое значение имеет полное разделение потто=коа крови у птиц на артериальный и венозной ( обеспечивает высокий уровень обмена веществ т постоянную температуру тела) системы птиц можно выявить на рисунке
( крупные размеры сердца, наличие 4 камер, 2 круга кровообращения, толстые стенки желудочка)
- объясните, почему мышечные стенки предсердий тонкие, а желудочков- толстые
- какую роль играют большой и малый круги кровообращения
б) рассказ учителя с демонстрацией фолий
в правой половине сердца находится венозная кровь, в левой - артериальная
большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, их которого выходит аорта, артерии, несущие кровь к голове, грудным мышцам, передним конечностям. Спинная аорта - кровью снабжаются внутренние органы и задние конечности
артерии- капилляры- органы и ткани
в тканях клетках происходит газообмен- кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом
Венозная кровь от головы и передних конечностей собирается в верхнюю полую вену, а от задних конечностей и внутренних органов - в нижнюю полую вену. Полые вены приносят кровь в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения
малый- правый желудочек - артерии (венозная кровь)
в легких происходит газообмен: кровь отдает углекислый газ и окисляется
от легких кровь собирается в вены. Они несут артериальную кровь в левое предсердие. Так заканчивается малый круг кровообращения.
Нервная система
- рассмотрите отделы, отметьте их относительные размеры- с чем связано более сложное строение переднего, среднего мозга и мозжечка у птиц по сравнению с пресмыкающимися
( точная координация движения птиц в полёте)
Передний мозг- сложное поведение птиц: строительство гнёзд, уход за потомством, миграции, добывание корма и избегании опасности)
Хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга
Дыхательная система
В) самостоятельная работа уч-ся ( с использованием вопросов инструктивной карточки)
- рассмотрите схему строения органов дыхания птиц
- запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полётом
- как дышат птицы во время покоя? При полёте? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?
- закрепление
- тест - стр. 240 ( Пепеляева)
- Д/З.: П. 46, записи в тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Класс птицы. Особенности строения связанные с полетом"
Презентация к уроку....
Статья "Внутренний монолог о полёте, детях и учителе"
Выразительный штрих учительской работы - видеть в ребёнке ребёнка, его желания и мечты, слышать в классном хоре всех и каждого в отдельности. Это просто необходимое качество педагога на все времена. Т...
Особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом
Разработка плана урока по теме "Особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом", 7 класс...
Особенности строения и жизнедеятельности рыб, связанные с водной средой обитания
Основная особенность этого урока заключается в делении учеников на подвижные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом на различных уровнях сложности: репродуктивном, конс...
Урок по теме "Класс Птицы. Приспособление птиц к полёту"
Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в паре,Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, о...
Проект по географии «Стихийные явления, связанные с внутренними водами»
Виды стихийных явлений...
Урок биологии в 7 классе "Класс Птицы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения птиц к полёту"
Урок биологии в 7 классе "Класс Птицы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения птиц к полёту" -урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для ...