Конспект урока биологии для детей с ЗПР
план-конспект урока по биологии

Макеева С. Ю.
Работа с детьми с ЗПР на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2konspekt_uroka_biologii.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Макеева Светлана Юрьевна

ГБОУ школа 432 Колпинского района

КОНСПЕКТ  УРОКА. БИОЛОГИЯ

Работа с детьми с задержкой психического развития

Тема урока: ВОДА РАСКРЫВАЕТ СВОИ СЕКРЕТЫ.                                                                                                                        Тип урока: открытия новых знаний.                                                                                                                                                   Цели урока:                                                                                                                                                                        Образовательная:  познакомить учащихся с водой как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле, формировать представления о свойствах воды.                                                                                                                                                                    

Коррекционная:  коррекция памяти, коррекция зрительного, слухового восприятия.                                                                                                                                                                                                                                                          Воспитательная:  воспитывать интерес и бережное отношение к природе.                                                                                                                                                                

Задачи урока:                                                                                                                                                                 Образовательные: расширить знания о воде, дать представление о свойствах воды.                     Коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей, учить отвечать на вопрос полным ответом, учить и расширять словарь, способствовать развитию внимания, памяти и любознательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.                                                                                                                               Воспитательные: развивать потребность делиться своими впечатлениями, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.                                                                                                                                                    Оборудование:  учебник, глобус, стакан, блюдце, пробирка, сахар, соль,  лимон, духи, карточки с таблицей, мультимедиа, кукла Русалочка.

                                                                                                                                                                                               ХОД УРОКА:

Деятельность   педагога

Деятельность   детей

УУД  (универсальные учебные действия)

1. Организационный момент

Цель этапа: настрой учащихся на работу на уроке, организация внимания.

                                                                                                                     Проверка готовности к уроку:                                                                - Прозвенел для нас звонок, начинаем мы урок.      

Давайте посмотрим внимательно на наши парты: все ли мы приготовили к уроку? У каждого из вас  на парте должны лежать учебник, тетрадь, пенал, дневник, клей-карандаш.  

А теперь улыбнемся друг другу и настроимся на урок.            

Выполняют просьбу учителя, проверяют свою готовность к уроку.

                          личностные

коммуникативные

II. Актуализация знаний

Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, развивать связную речь, мышление и память, формировать умение самим строить предложения.

- Ребята, давайте подумаем, без чего человек не может жить? Какие бы вы назвали необходимые условия жизни на Земле?

- Правильно. Это воздух, вода и еда. Воздух нужен нам, чтобы дышать, еда – чтобы утолить голод и набраться сил. А вода?

- Ребята, сегодня на уроке мне будет помогать Русалочка. (Учитель демонстрирует куклу).

И сейчас она хочет дать вам интересное морское задание: попробуйте найти лишнее слово в предложенном списке (слайд со словами):  волна, река, небо, снег.

- Правильно, лишнее слово здесь небо. А почему?

Фронтальная работа.

Устные ответы детей.

                                                 -

Коммуникативные,                          познавательные личностные

регулятивные

 

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: сформулировать цель урока, ознакомиться со свойствами воды, учиться самостоятельно делать выводы.

1. Введение в тему.

- Я предлагаю вам угадать, о чем же сегодня пойдет речь. Послушайте мою загадку:                                                                                         Без чего не может мама ни готовить ни стирать?                        Без чего не может мама своих деток искупать?                                Чтоб росли колосья хлеба, должен дождик литься с неба. Чтобы плыли корабли, чтоб обед сварить могли,                    Жить нельзя нам без …                                             (воды)                            - А что вы знаете о воде?                                                                               - Да, ребята, воды на нашей планете очень много.  (Показ слайдов)   Она есть повсюду. В небе – это облака, которые состоят из мельчайших капелек воды. Из облаков проливается дождь, выпадает снег. На земле вода – это ручьи и реки, болота, озера и моря. Высоко в горах вода – это ледники. А под землей вода образует подземные реки. Давайте посмотрим на глобус и оценим количество воды на Земле.

Вода есть и во всех живых организмах. Без воды человек сможет прожить всего несколько дней. А животные и растения? Можно ли сказать , что вода необходима нам?

Сейчас я хочу пригласить вас в нашу волшебную лабораторию, где вода раскроет нам свои секреты. Мы узнаем о свойствах воды.

- Теперь вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Давайте сформулируем тему нашего урока:                                    Вода раскрывает нам свои тайны.

- Ребята, а что делают в лаборатории?

- Правильно. Проводят опыты. И мы с вами проведем опыты с водой, чтобы вода раскрыла нам свои секреты.

2. Объяснительная беседа.      

Проблемный вопрос: какие свойства имеет вода?

- Ребята, посмотрите внимательно на карточки с таблицей, которые вам приготовила Русалочка.   (Раздача карточек)

В таблице перечислены те критерии, по которым мы с вами будем проверять воду и раскрывать ее тайны. Давайте прочитаем их.

КАРТОЧКА

Критерии проверки

Секреты (свойства) воды

1. текучесть

2. запах

3. форма

4. прозрачность

5. вкус

6. способность растворять

   

- Теперь попробуем сформулировать задачи нашего урока: проверить воду на текучесть, запах, форму, прозрачность и вкус, на способность растворять. Таким образом, после каждого опыта вы будете заполнять свои таблицы.

Физкультминутка.

- Давайте разомнемся!  Если я показываю картинку, имеющую отношение к воде, вы поднимаете руки вверх, а если нет – шагаете на месте.

Добывание новых знаний. Лабораторные опыты.

 Опыт 1. Возьмем блюдце и нальем в него немного воды. Наклоним блюдце. Что мы видим?  Да. Вода стекает с него.   Какой вывод можно сделать?  Правильно, вода текучая.

Запишем вывод в таблицу.

 Опыт 2. Давайте понюхаем лимон и духи – есть запах? А теперь понюхаем чистую воду. Чем она пахнет? Правильно, вода не пахнет. Какой можно сделать вывод? Чистая вода не имеет запаха. Запишем этот вывод в таблицу.

 Опыт 3. А теперь я налью воду в разную посуду: стакан, блюдце и пробирку. Что мы видим? Вода приняла форму посуды, в которую ее налили. Делаем вывод – вода это жидкость, не имеет своей формы, а принимает форму посуды, в которую ее налили. Запишем вывод в таблицу.

 Опыт 4. Теперь мы в один стакан нальем молока, а в другой – чистой воды. Опустим в стаканы чайные ложки. Где ложка видна? Правильно, в стакане с водой. Какой вывод мы сделаем? Да, вода прозрачна. Записываем в таблицу.

 Опыт 5. Русалочка приготовила для вас стаканы с различной жидкостью. Определите на вкус, какая у вас жидкость. (Ответы детей: сладкая, кислая, соленая). А теперь попробуйте чистую воду. Какая она на вкус? Да, у чистой воды нет вкуса, она безвкусная. Запишем этот вывод в таблицу.

 Опыт 6. Возьмем три стакана с чистой водой. В первый положим сахар, во второй соль, в третий кусочек мела. Перемешаем. Что вы видите?  Правильно, соли и сахара не видно – они растворились. А мел не растворился, потому что вода стала мутной. Какой вывод сделаем? Да, вода растворяет некоторые вещества. Запишите вывод в таблицу.

- А теперь проверьте ваши записи, сравнив ваши таблицы с таблицей на доске. (слайд)    

Фронтальная работа.

Работа с глобусом.  

Устные ответы детей.    

                                             

Просмотр слайдов.

Чтение по цепочке

Выполнение лабораторной работы вместе с учителем.

Индивидуальная работа с таблицами (заполнение второй колонки).

 

Познавательные    коммуникативные регулятивные

личностные

IV. Первичное закрепление

Цель этапа:  закрепить полученные знания, учить применять знания в сходной ситуации.  

- Русалочка хочет проверить, как вы усвоили новые знания. Дополните ее рассказ, выбрав и вписав нужные слова: (раздача листочков с рассказом)

Вода – это …….. . Она не имеет  ……. и ………. .  Вода принимает ……..  сосуда, в котором находится.  В воде растворяются ………………………………………………. .

- А теперь проверим ваши работы. Если вы заметили ошибку, поднимите руку и скажите об этом.

Индивидуальная работа с текстом.  

Заслушивание ответов товарищей и исправление ошибок.

Познавательные    регулятивные

Личностные

Коммуникативные  

V/  Итог урока

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии.

1. Подведем итоги.

- Ребята, давайте теперь подведем итоги нашей работы.

Вода нам раскрыла свои свойства-тайны? Давайте еще раз повторим их.

- Как вы понимаете пословицу «Где вода есть, там и саду цвесть»?

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу на уроке!

2. Оценка работы на уроке учащихся.

- А теперь попробуйте оценить себя и свою работу на уроке:

- Поднимите зеленую карточку те, кто легко справлялся с заданиями, и красную те, кому это трудно было сделать.

 Домашнее задание: найти загадки и пословицы о воде.

Выставление отметок.

Устные ответы детей – по цепочке.

Оценка своей работы.

Личностные

Познавательные

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Виртуальные экскурсии на уроках биологии для детей с ОВЗ.

        Важную роль в формировании здорового образа жизни играют современные  педагогические технологии.    В настоящее время лидирующее положение в обра...

Развитие творческих способностей на уроках биологии у детей с ОВЗ

Развитие творческих способностей на уроках биологии у детей с ОВЗ...

Развитие творческих способностей на уроках биологии у детей с ОВЗ

      Развитие творческих способностей на уроках биологии у детей с ОВЗ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии для детей с нарушением слуха

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС.Цель программы – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...