Выступления, доклады
статья по биологии
Выступления, доклады
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование педагогических технологий | 26.47 КБ |
Критериальное оценивание на уроках биологии | 21.09 КБ |
Новые подходы к оцениванию результатов | 200.5 КБ |
Применение методов технологии критическог мышления | 28.84 КБ |
Проектное обучение | 37.58 КБ |
Проектное обучение презентация | 126.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование педагогических технологий
в образовательном процессе.
В настоящее время существует несколько классификаций педагогических
технологий, которые определяются по одному из ведущих признаков или уровням.
Так, например, педагогические технологии различают:
- По уровню применения:
- общепедагогические,
- частнопредметные (отраслевые),
- локальные (узкометодические).
- По ведущему фактору психического развития:
- биогенные; - социогенные;
- психогенные; - идеалистические.
- По организационным формам:
- классно- урочные; - клубные; - коллективные;
- групповые – индивидуальные; - дифференцированные.
- По типу управления познавательной деят-ю:
- классическое (лекционн.); - традиционное; - с помощью ТСО;
- по книге; - система «консультант»; - система малых групп;
- система «репетитор»;
- компьютерное; - программированное; - дифференцированное.
- По подходу к ребенку:
- авторитарные; - сотрудничества; - антропо - педоцентрические;
- личностно- ориентированные; - свободного воспитания; - эзотерические.
- По преобладающему методу:
- репродуктивные; - объяснительно – иллюстративные;
- развивающее обучение; - проблемно – поисковые; - творческие.
- программированное обучение; - игровые; - информационные и др.
Рассмотрим наиболее известные технологии, получившие достаточно широкое распространение в нашей стране. Одним из наиболее прогрессивных направлений являются развивающие технологии.
Под развивающим обучением понимается новый активно- деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно – иллюстративному способу.
Занков Л.С. разработал систему интенсивного всестороннего развития,Эльконин Д.Б. и Давыдов В.В. обратили свое внимание на необходимость развития интеллектуальных способностей ребенка. В основе их теорий лежит гипотеза Л.С. Выготского о зонах актуального (уже сформировавшихся качеств, или того, что может делать ребенок самостоятельно) и ближайшего развития (те виды деятельности, которые ребенок пока не в состоянии выполнять самостоятельно, а только в сотрудничестве с педагогом). При этом обучение не является целью, а лишь средством обучения и должно немного опережать развитие. Согласно концепции развивающего обучения педагогические воздействия всегда опережают, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны – задача, которая решается только пока на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.
Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Система Занкова Л.В. появилась и получила распространение в 50 годы.
Ведущими дидактическими принципами данной системы являются:
- системность и целостность, проблематизация содержания (коллизии);
- ведущая роль теоретических знаний;
- обучение на высоком уровне трудности;
- продвижение в изучении материала быстрыми темпами;
- осознание ребенком процесса обучения;
- работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный
интерес и сочетание информационных, проблемных, объяснительных и поисковых методов. Методика Занкова Л.В. предлагает использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии.
Урок остается основным элементом образовательного процесса, но имеет особые качества:
- сотрудничество учителя и ученика, - полилог в классе,
Также используются приемы:
- совместного составления и обсуждения плана урока,
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика,
- стимулирование учащихся к высказываниям и поощрение учеников к
использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ,
- оценка не только конечного результата (правильно – неправильно), но и процесс деятельности ученика.
В ходе урока используется интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, сопровождается эффектом неожиданности заданий, включением ориентировочно - исследовательских действий, механизма творчества. Также используется коллективный поиск, побуждающий самостоятельную мысль учеников, создаются педагогические ситуации общения на уроке, обстановка для естественного самовыражения ученика.
Технология Д.Б.Эльконина – Давыдова В.В.
Развивающий характер обучения по технологии Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова связан прежде всего с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний посредством включениясодержательных обобщений (постижение предмета не через наглядное внешнее сходство с другим, а через противоречивый путь его внутреннего развития).
Формирование у учащихся основных понятий учебного предмета строится как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно – общее представление о формируемом понятии, а на периферии это представление конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в научно – теоретическое понятие.
В содержании обучения выделены предметы: целостный курс русского языка выстроен в виде цепочки проблем решение каждой из которых открывает новую проблему.
Математические понятия курса формируются по схеме: содержательный анализ (выделение исходного отношения), содержательная абстракция ( моделирование), обобщение – понятие (преобразование модели). Параллельно арифметическим действиям вводятся графические и буквенные символы и модели.
Также введен курс естествознания, где центральным понятием является единство и взаимосвязь в природе, мир как окружающая человека среда, причинность явлений природы.
Одним из ведущих методов является моделирование в предметной, графической и знаковой форме способа решения задачи.
Использование проблемных вопросов вызывает у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение и проверять его в диалоге с оппонентами.
В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности.
качество и объем выполненной учеником работы оценивается не сточки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. Поэтому если ученик работает
работает на пределе своих возможностей, то он непременно заслуживает высшей оценки. Задача учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.
Основная позиция учителя – к классу не с готовым ответом, а с вопросом, поддерживая инициативу ребенка в нужном направлении.
Позиция ученика как субъекта познания – познание окружающего мира в специально созданной обстановке.
Технология сотрудничества
Современные системы образования любой страны призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, т.к. именно образовательные учреждения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни. Поэтому роль колледжа как базового звена профессионального образования чрезвычайно важна.
Американский педагог С.Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, подчеркивал, что приоритет в выборе специалистов отдается тем, кто «умеет учиться самостоятельно», кто знает, как достигать цели, как работать с книгой, как находить необходимую информацию. Выпускник современного колледжа, которому предстоит жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен уметь гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях, самостоятельно критически мыслить, умело применять на практике имеющиеся знания для решения разнообразных возникающих проблем.
Таким образом, главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, при котором личность студента была бы в центре внимания педагога, психолога. В этом случае, деятельность учения, как познавательная деятельность, а не преподавание, становится ведущей в тандеме учитель-ученик и традиционная парадигма образования: учитель – учебник - ученик решительно заменяется новой – ученик – учебник - учитель.
Современная система образования лидирующих стран мира отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
Ближе других к реализации в педагогике идей личностно-ориентированного образования подошли бихевиористы и гуманисты. Бихевиористы рассматривали технологическое решение проблемы на основе биологической сущности человека, предлагая определенную педагогическую технологию, которая должна гарантированно привести к запланированным результатам.
Гуманисты принципиально возражали против такой технологизации, подчеркивая уникальность личности ученика и учителя, которые не могут действовать по принципу механизмов.
Применительно к педагогическому процессу технологию обученияможно определить как совокупность методов, приемов в их логической последовательности, составляющих процесс обучения.
Известный представитель гуманистического направления в психологии К.Роджерс выделил следующие принципы:
- человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания;
- взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения.
Главной отличительной чертой так называемого гуманистического подхода в психологии и в образовании является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, чёткая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Этот подход рассматривается в мировой педагогической практике как альтернативный традиционному подходу, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития школьника, с учётом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.
Среди разнообразных направлений наиболее адекватными поставленным целям, являются следующие педагогические технологии:
- обучение в сотрудничестве
- метод проектов;
- разноуровневое обучение;
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, который реализуется во всех перечисленных выше технологиях.
Это технологии, позволяющие, интегрируясь в реальный учебно-воспитательный процесс, достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик.
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах используется в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дж. Дьюи (1970), его проектного метода и представляет собой одну из технологий гуманистического направления в педагогике. Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в вариантах разных стран. Чтобы осознать эту идею, авторы метода советуют обратиться к нашему понятию слова «ошибка». Скорее всего «ошибку» можно определить как неверное действие. Авторы предлагают добавить к этому определению следующую фразу: «что указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием». Если ученик не допускает ошибки в выполнении задания, это означает, что он научился его выполнять, и таким учащимся дополнительная практика не нужна. Значит, ошибки – это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике.
Если они будут работать в небольших группах, то начнут отвечать за успехи каждого и научатся помогать друг другу. В процессе обучения ошибаются все, только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Рассмотрим наиболее интересные варианты этого метода.
1. Метод - «обучение в команде».
Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды). Обучение в команде сводится к трем основным принципам.
- «Награду» команда - группа получает одну на всех в виде балльной оценки.
-«Индивидуальная» (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого члена группы.
- Равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.
Различают: индивидуально-групповую работу и командно-игровую.
А) В первом случае учащиеся разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам закрепить его в группах, постараться разобраться, понять все детали. Группам даются определенное задание, необходимые опоры.
После выполнения заданий всеми группами учитель даёт тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально.
Индивидуальное задание учащиеся получают по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе. Каждую неделю учитель отмечает количество тем, заданий по программе и планам уроков, выполненных каждой командой.
В) Разновидностью организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Педагог так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю проводить турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола.
2. Метод - «ажурная пила».
Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами. Других членов группы. Те в свою очередь докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
3. Метод «учимся вместе».
Данный метод характеризуется тем, что каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждогочлена группы для выполнения общего задания. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Знаете известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!»?
Нельзя не согласиться с известным российским психологом и филологом А.А.Леонтьевым в том, что педагогическое общение в подлинном понимании – это многоэтажная конструкция, которая предполагает деятельность – взаимодействие – общение – контакт.
Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них.
Педагог приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся
Современные групповые формы работы со студентами
как средство реализации индивидуального подхода.
Индивидуальный подход к каждому студенту можно осуществить при организации работы в группах в рамках внутренней дифференциации.
Работа на таких занятиях состоит из нескольких этапов.
Предварительный этап: Формирование теоретических знаний. Преподаватель исходя из уровня знаний большинства студентов дает образцы решения типовых задач, отрабатывает некоторые элементы теоретических знаний на тренировочных упражнениях.
1 этап: Деление всей группы на подгруппы.
Студенты могут сами выбирать, в какой компании им быть, но обязательно присутствие студентов с различными общеучебными способностями (высокими, средними, низкими),поэтому допускается коррекция состава подгрупп со стороны преподавателя.
2 этап: Распределение заданий между группами.
Проще всего дать всем подгруппам одинаковые задания. Они могут включать решения расчетных, графических, логических, экспериментальных задач. Форма подачи – на доске, на карточках, с помощью кодоскопа.
Важным моментом на этом этапе является ограничение времени работы группы.
3 этап: Работа в группах.
1 вариант. Все сообща решают задачи или выполняют задания подряд. Затем, как правило, «сильный» составляет транспарант, который содержит последовательность решения или логических рассуждений по данному заданию. (Запись ведется им на полиэтилене или обложке тетради),а остальные работают на местах. В этом случае, слабые просто перепишут решения, но остаться пассивными им не позволит группа, т.к. от ответа «слабого» может зависеть оценка каждого в группе.
2 вариант. (Наиболее приемлем, если время ограничено). Из всех заданий выбирается наиболее трудное и выполняется «сильным» учеником с подробным обьяснением своих действий. Затем, оставшиеся задания распределяются между всеми членами группы и решаются одновременно. Функция «сильного» - контроль и своевременная помощь испытывающим трудности. Тут уже никто не сможет быть пассивным: подстегивает и лимит времени, и осознание того, что без
Предварительный просмотр:
Практикум «Критериальное оценивание на уроках биологии»
Цель: представить общие подходы к организации критериального оценивания в школе, как эффективного средства по развитию функциональной грамотности учащихся.
План проведения.
Стадия вызова. Для создания комфортных условий работы в группах, для создания коллоборативной среды мы с вами немножко поиграем.
Игра «Все как я …»
Все сидят в кругу, ведущий задает определенный признак, который ему подходит, все кто обладает таким же признаком должны поменяться между собой местами, но ведущий может занять чье –то место, пока оно свободно, оставшийся без места становиться ведущим. Теперь он должен предложить свой признак.
(черты характера, увлечения, одежда, вкус, мечты, внешний вид)
… Я родилась в мае…
… Я сегодня в брюках…
… я люблю читать…
Деление на 4группы.
Группы формируются по временам года, сидя в кругу.
3. Доклад по теме «Критериальное оценивание результатов обучения учащихся на уроках» (доклад прилагается)
4. Практическая часть.
А) Установление правил работы в группах.
Будь добросовестным по отношению к коллегам, работай в полную меру своих сил.
Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
Поддерживайте друг друга, несмотря на разногласия.
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)
Критерии оценивания | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | ||||
Умение применять теоритические знания | Показывает глубокое пони-мание изуча-емой темы (основывается не только на материалах учебника, но и других источниках информации) | Показывает хорошее пони-маниеизуча-емой темы (основанное на материалах учебника) | Показывает частичное понимание изучаемой темы (материал, представленный в учебнике усвоен не полностью) | Показывает плохое пониманиеизучаемой темы (усвоены некоторые основные понятия) | ||||
Логика изложения материала | Умеет логически, последовательно, четкои конкретно излагать свои мысли | Умеет логически, последовательно излагать свои мысли, но излагает их не конкретно | Умеет логически, но не последова-тельно излагать свои мысли | Не умеет логически, последовательно излагать свои мысли | ||||
Умение пользоваться приборами, инструментами | Умеет правильно пользоваться приборами, инструментами, соблюдая ТБ и может помочь другим | Умеет пользоваться приборами, инструментами, соблюдая ТБ | Умеет пользоваться приборами, инструментами не соблюдая ТБ | Не умеет самостоятельнопользоваться приборами, инструментами | ||||
Самостоятельность выполнения работы | Вся работа выполняется самостоятельно, без помощи учителя, соседа по парте, без учебника | Вся работа выполняется самостоятельно, частичнопри помощи учебника | Работа выполняется самостоятельно только частично, пользуется помощью учебника или соседа по парте | Работа самостоятель-но не выполняется, пользуется помощью учителя, соседа по парте, учебника | ||||
Правильность оформления работы | Соблюдаются орфографический режим, требования по оформлению работы, аккуратность выполнения | Орфографический режим соблюдаетсячастично (допускает орфографические ошибки) и незначительные нарушения втребованиях по оформлению работы, работа выполнена аккуратно | Орфографический режим соблюдаетсячастично (допускает орфографические ошибки) значительные нарушения в требованиях по оформлению работы | Не соблюда-ютсяорфогра-фиическийрежим, требования по оформлению работы, аккуратность выполнения | ||||
Умение оформлять рисунок | Умеет правильно, аккуратно, эстетическиоформить рисунок, сделать подписи к нему | Умеет правильно выполнить рисунок, делать подписи к нему, но допускает в работе не аккуратное оформление | Умеет правильно выполнить рисунок, но допускает ошибки в обозначении элементов рисунка, допускает не аккуратное оформление | Не умеет правильно, аккуратно, эстетически оформлять рисунок, делать подписи к нему | ||||
Умение делать выводы | Умеет четко, конкретно и правильно формулировать вывод | Умеет правильно формулировать вывод | Умеет формулировать вывод, который не полностью соответствует теме работы | Делает неправильный вывод |
Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный всей группой ее полномочный представитель.
(если есть дополнения, озвучить их)
Б) Работа в группах.
Задание.
По готовым рубрикаторам необходимо оценить лабораторные работы учащихся и прокомментировать оценку. (Каждой группе раздаются готовые рубрикаторы с критериями оценивания лабораторной работы).
Рубрикатор к лабораторной работе
Норма оценивания.
«5» - 28-24 балла
«4» - 23-18 баллов
«3» - 17-8 баллов
«2» - 7-0 балла
Обсуждение работы.
-Удобно ли пользоватьсярубрикатором при оценке работы учащихся?
- Почему?
- Какие критерии на ваш взгляд в предложенном рубрикаторе необходимо убрать, чем дополнить, что видоизменить?
ЗаданиеII.
Каждой группе необходимо самостоятельно разработать рубрикатор с критериями оценивания.
1 группа – к исследовательской работе (доклад, реферат, проект).
2 группа – к устному ответу учащихся.
3 группа - к решению задач по генетике.
4 группа –к самостоятельной работе с источниками информации (с учебником, интернетом, дополнительной литературой по заполнению таблицы, составлению кластера, схемы, составлению тестов, выбора правильного ответа, и т.д.)
Обсуждение работы.
Выработка единых рубрикаторов.
Их можно использовать учителям при различных видах работ на уроках.
Рефлексия.
Упражнение «Комплимент».
Учителя встают в круг. С соседом по часовой стрелке необходимо обменяться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в вашей работе, поблагодарите его.
Итог практикума
Упражнение“Свеча”
Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что не понравилось?
Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”. Свеча передается по кругу к начинающему, который ее задувает.
Правила работы в группах.
1. Будь добросовестным по отношению к коллегам, работай в полную меру своих сил.
2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
Поддерживайте друг друга, несмотря на разногласия.
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)
Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный всей группой ее полномочный представитель.
(если есть дополнения, озвучить их)
Правила работы в группах.
1. Будь добросовестным по отношению к коллегам, работай в полную меру своих сил.
2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
Поддерживайте друг друга, несмотря на разногласия.
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)
Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный всей группой ее полномочный представитель.
(если есть дополнения, озвучить их)
Задание 1.
По готовым рубрикаторам необходимо оценить лабораторные работы учащихся и прокомментировать оценку.
Рубрикатор к лабораторной работе
Критерии оценивания | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | ||||
Умение применять теоритичес-кие знания | Показывает глубокое пони-мание изуча-емой темы (основывается не только на материалах учебника, но и других источниках информации) | Показывает хорошее пони-мание изуча-емой темы (основанное на материалах учебника) | Показывает частичное понимание изучаемой темы (материал, представлен-ный в учебнике усвоен не полностью) | Показывает плохое Понимание изучаемой темы (усвоены некоторые основные понятия) | ||||
Логика изложения материала | Умеет логически, последовательно, четко и конкретно излагать свои мысли | Умеет логически, последовательно излагать свои мысли, но излагает их не конкретно | Умеет логически, но не последова-тельно излагать свои мысли | Не умеет логически, последовательно излагать свои мысли | ||||
Умение пользоваться приборами, инструментами | Умеет правильно пользоваться приборами, инструментами, соблюдая ТБ и может помочь другим | Умеет пользоваться приборами, инструментами, соблюдая ТБ | Умеет пользоваться приборами, инструментами не соблюдая ТБ | Не умеет самостоятель-но пользоваться приборами, инструментами | ||||
Самостоятельность выполнения работы | Вся работа выполняется самостоятельно, без помощи учителя, соседа по парте, без учебника | Вся работа выполняется самостоятельно, частично при помощи учебника | Работа выполняется самостоятельно только частично, пользуется помощью учебника или соседа по парте | Работа самостоятель-но не выполняется, пользуется помощью учителя, соседа по парте, учебника | ||||
Правильность оформления работы | Соблюдаются орфографический режим, требования по оформлению работы, аккуратность выполнения | Орфографический режим соблюдается тчастично (допускает орфографические ошибки) и незначительные нарушения в требованиях по оформлению работы, работа выполнена аккуратно | Орфографический режим соблюдается частично (допускает орфографические ошибки) значительные нарушения в требованиях по оформлению работы | Не соблюда-ются орфогра-фический режим, требования по оформлению работы, аккуратность выполнения | ||||
Умение оформлять рисунок | Умеет правильно, аккуратно, эстетически оформить рисунок, сделать подписи к нему | Умеет правильно выполнить рисунок, делать подписи к нему, но допускает в работе не аккуратное оформление | Умеет правильно выполнить рисунок, но допускает ошибки в обозначении элементов рисунка, допускает не аккуратное оформление | Не умеет правильно, аккуратно, эстетически оформлять рисунок, делать подписи к нему | ||||
Умение делать выводы | Умеет четко, конкретно и правильно формулировать вывод | Умеет правильно формулировать вывод | Умеет формулировать вывод, который не полностью соответствует теме работы | Делает неправильный вывод |
Норма оценивания.
«5» - 28-24 балла
«4» - 23-18 баллов
«3» - 17-8 баллов
«2» - 7-0 балла
ЗаданиеII.
Каждой группе необходимо самостоятельно разработать рубрикатор с критериями оценивания.
1 группа – к исследовательской работе (доклад, реферат, проект).
ЗаданиеII.
Каждой группе необходимо самостоятельно разработать рубрикатор с критериями оценивания.
2 группа – к устному ответу учащихся.
ЗаданиеII.
Каждой группе необходимо самостоятельно разработать рубрикатор с критериями оценивания.
3 группа - к решению задач по генетике.
ЗаданиеII.
Каждой группе необходимо самостоятельно разработать рубрикатор с критериями оценивания.
4 группа –к самостоятельной работе с источниками информации (с учебником, интернетом, дополнительной литературой по заполнению таблицы, составлению кластера, схемы, тестов, выбора правильного ответа, и т.д.)
Предварительный просмотр:
Новые подходы к оцениванию результатов. Применение рейтинговой системы оценивания в старшей школе на уроках биологии
Обсуждая проблему оценивания образовательных результатов в контексте новой модели образования, очевидно, что важной составляющей школьного образования является выделение не только специфических методов и подходов к обучению, но и к оцениванию результатов обучения на разных возрастных ступенях. Изменение образования в соответствие с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. Основные направления модернизации контрольно-оценочной системы не отменяют и не заменяют достойные традиционные формы и методы оценивания, они лишь способствуют эффективной организации многоступенчатого и многофункционального контрольно-оценочного процесса для доведения его характеристик до уровня, адекватного современным задачам модернизации образования.
Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие, создание условий для самореализации и самопознания учащихся в связи с этим выдвигает новые требования к оценке образовательных достижений современных школьников, связанных с:
- отказом от преимущественной ориентации контрольных проверок на оценку результатов зазубривания, на проверку алгоритмических знаний и перейти к оценке уровня владения компетентностями, к интегральным многомерным оценкам, характеризующим способность учащихся к творческой деятельности.
- ориентацией не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями.
- внесением изменений в систему оценивания: дифференциация оценивания по видам работы, само- и взаимооценивание, максимальная объективация оценивания, открытость критериев для учащихся. Отказаться от привычной ориентации на “среднего ученика” и перейти к индивидуализированным методам, формам и средствам контроля. Использовать аутентичную оценку, предполагающую выставление значимых для учащихся оценок по результатам выполнения ситуационных заданий и широкую проверку комплексных умений.
- изменением практики разовых выборочных проверок на отслеживание динамики изменения личностных достижений каждого ученика, на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период. Перейти на накопительную систему отметок.
- изменением системы внутришкольного оценивания в старших классах в направлении перехода от поурочного оценивания к рубежному и объективированному контролю, основанному на методах теории педагогических измерений и качественных показателях. Отказаться от перегрузок выпускников в момент окончания школы и сдачи двойных экзаменов путем ввода независимой эффективной системы для внешней оценки качества подготовки выпускников с помощью единого экзамена.
- оцениванием труда педагога не только по знаниевым и навыковым достижениям его учеников, но и по динамике основных показателей развития учеников (при этом каждая образовательная система имеет право и обязана определить свой вектор развития).
Существует несколько новых подходов к оцениванию знаний, но хочется остановиться на одном из них - на рейтинговой системе оценки знаний, которая была взята на вооружение в старших классах нашего центра образования.
Пассивность учащихся старших классов, в том числе, на уроках биологии вынуждает учителя постоянно искать новые подходы, приемы, методы, средства, формы организации учебного процесса с целью повышения результатов и создания устойчивой мотивации к предмету.
Основная идея рейтинговой системы заключается в создании условий для активации учебно-познавательной деятельности учащихся, усиления их мотивации к исследовательской деятельности старших школьников и повышения объективности оценивания обученности учащихся.
В связи свыше изложенным материалом можно сказать, что данная система имеет преимущества:
- осуществляет предварительный, текущий и итоговый контроль;
- текущий контроль является средством обучения и обратной связи;
- развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;
- контроль удовлетворяет требованиям содержательности и конструктивной валидности (соответствие формы и целей).
- развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;
- развернутая процедура контроля дает возможность развивать у учащихся навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в учебе.
Рейтинговая система является организующей образовательный процесс и активно влияющей на его эффективность; стимулирующей познавательную активность, исследовательскую деятельность; формирующей ответственное отношение к своевременному, выполнению основных видов работ; снижение числа пропусков без уважительных причин; формирующей ответственное отношение к выполнению основных видов работ.
Исходя из этого, в начале учебного года я попыталась ввести рейтинговую систему в преподавание биологии в 10 классе. Мой выбор пал на данную параллель, т.к. учащиеся уже осознанно могут подойти к оценке своих возможностей и использование индивидуального рейтинга явилось мощным средством мотивации деятельности отдельных учащихся к непрофильному предмету.
При составлении тематического планирование на учебный год мне пришлось разбить материал курса на блоки, чтобы можно было производить оценивание не по крупным модулям, а сделать систему оценки более дробной.
Разбивка учебного материала на блоки-модули по учебнику “ Общая биология”, под редакцией В.Б. Захарова.
развернуть таблицу
№ модуля | Тема блока, модуля | Количество часов | Максимальное количество баллов | Зачеты | Дополнительные баллы |
| Блок № 1. Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | 10 часов | 100 баллов |
|
|
М-1 | Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи. |
|
|
|
|
М-2 | Возникновение жизни на Земле |
|
| Зачет | Презентации учащихся |
| Блок № 2. Учение о клетке. | 18 часов | 100 баллов |
|
|
М-3 | Химическая организация клетки. |
|
| Зачет | Семинар |
М-4 | Метаболизм – основа существования живых организмов. |
|
|
| Семинар |
М-5 | Строение и функции клеток. |
|
| Зачет | Семинар |
| Блок № 3. Размножение и развитие организмов. | 11 часов | 100 баллов |
|
|
М-6 | Размножение организмов. |
|
|
| Презентации учащихся |
М-7 | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). |
|
| Зачет | Семинар |
| Блок № 4. Основы генетики и селекции. | 22 часа | 100 баллов |
|
|
М-8 | Основные понятия генетики. Закономерности наследования признаков. |
|
| Зачет | Семинар |
развернуть таблицу
(3 часа резервные)
В начале года я познакомила учащихся с данной системой, объявив им принцип зарабатывания баллов и систему итогового оценивания:
1. Представила учащимся шкалу оценивания по темам. Рейтинговая шкала оценки качества нормирована на 100 баллов за тему (это максимальное количество баллов которое может получить ученик за выполнение всех обязательных заданий).
2. Нормативы итогового рейтинга, на основании которого выставляется оценка по блоку или за полугодие:
“Отлично” – 80-100 баллов.
“Хорошо” – 60-79 балла.
“Удовлетворительно” – 45-59 баллов.
“Неудовлетворительно” – менее 45 баллов.
3. Помимо выполнения обязательных заданий по курсу учащийся может набрать дополнительные баллы за непредусмотренные виды работ:
- ведение тетради в соответствии с едиными орфографическими нормами – 10 баллов (в конце полугодия).
- выполнение сообщений с презентациями – 20 баллов;
4. Для того чтобы работа учащегося по предмету была систематической в течение всего полугодия, необходимо вводить не только баллы для поощрения, но и штрафные:
- за отсутствие на уроке без уважительной причины – минус 5 баллов;
- опоздание на урок – минус 2 балла;
- не выполненное домашнее задание – минус 5 баллов.
В начале года я провела входное тестирование по материалу прошлого года, чтобы знать уровень ЗУН учащихся на начало года. Эти баллы вошли в общую сумму баллов при подсчете итогового балла в полугодии.
Были распечатаны индивидуальные листы для каждого учащегося, которые они вклеили в свои рабочие тетради по биологии.
Приложение №1. Структура индивидуального листа учащегося.
развернуть таблицу
Тема модуля | Тема урока | Количество баллов за урок | Дополнительные баллы | Общая сумма баллов за тему |
|
|
|
|
|
развернуть таблицу
У меня была сводная ведомость этих листов, в которой проставлялись баллы за работу всех учащихся. По мере прохождения темы я подсчитывала баллы и строила диаграмму рейтинга учащихся по неделям (текущий рейтинг - это сумма баллов, набранная учащимися по всем видам работ), по окончании предметных модулей (контрольный рейтинг - сумма баллов за модуль) и окончании полугодия или года. (максимальный рейтинг - сумма баллов, набранная за полугодие или весь год) .
Приложение № 2. Сводная ведомость учета баллов
развернуть таблицу
Ф.И. учащегося | Дата | Тема модуля | Тема урока | Количество баллов за урок | Дополнительные баллы | Общая сумма баллов за тему |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
развернуть таблицу
Рейтинг учащегося зависел от количества набранных баллов, как при прохождении модулей определенных блоков (во время текущего и промежуточного контроля), так и от баллов набранных при итоговом контроле (по завершению изучения блоков).
Приложение №3. Сравнительные диаграммы
Рис.1. Сравнительная диаграмма количества оценок и среднего балла по предмету.
Рис.2. Диаграмма количества баллов по текущему рейтингу
В ходе работы по рейтинговой системе оценки знаний повысилась результативность обучения на 5,7 % по сравнению с результатами годовых оценок класса. При проведении микроисследования в данном классе, учащиеся отмечали, комфортность труда учащихся на уроке без потери здоровья.
Рейтинговая система оценки знаний хорошо зарекомендовала себя в старших классах, когда учебу школьники уже начинают рассматривать, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден "статус-кво" данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в полугодии или в году, на которую ученик рассчитывает. Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценки знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе. Данная система оправдала себя, может быть рекомендована для внедрения не только в старшей школе, но и 9 классах.
Однако есть и минусы в данной системе. У учащихся присутствует малое количество текущих оценок, что может вызывать нарекания со стороны администрации, учителю требуются дополнительные затраты времени на обработку результатов рейтинга.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мылинская СОШ»
Выступление на школьном методическом обьединении
Тема: «Применение методов технологии критического мышления для формирования мыслительной деятельности на уроках биологии»
Подготовила: Батуева М. Б., учитель биологии
С. Мыла
2018г.
Современному педагогу необходимо учитывать и создавать такие условия на уроке, которые могли бы способствовать реализации его творческого потенциала. Ученик должен уметь не только обучаться в рамках идеологии «повторения сказанного учителем», но и придумывать, находить необходимые решения известных проблем, анализировать, работать с различными источниками информации.
Именно, поэтому, организация учебного процесса, включающая в себя технологию «Развития критического мышления» является инструментом, который позволяет по-новому взглянуть на образовательный процесс, в котором было бы взаимодействие и взаимопонимание учителя и ученика.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса. Непрерывное образование превращается в жизненную необходимость. Поэтому главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически.
Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.
- выявлять и развивать творческие способности учащихся;
- создавать такие условия на уроке, которые могут способствовать реализации творческого потенциала обучающих;
- формировать критическое мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.).
- способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.
Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности.
Инновационная составляющая
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Цели данной технологии –
- развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно,
- мотивация к учению,
- расширение знаний и развитие интеллектуальных умений,
- развитие рефлексивного умения,
5. формирование обобщений.
Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Она решает задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Структура урока
«развития критического мышления».
Вызов – стимулирование интереса к новому знанию - происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы, в свою очередь, вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на информацию, которая будет предлагаться на следующих этапах работы. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала. Присутствие стадии вызов на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- Актуализировать и обобщать имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- Побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Здесь другие задачи.
Эта стадия позволяет ученику:
Получить новую информацию;
- Осмыслить ее;
- Соотнести с уже имеющимися знаниями.
Последний этап в базовой модели критического мышления – рефлексия (размышление) – является особо значимым, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь обретенной информации.
Здесь основным являются:
- Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- Присвоение нового знания, новой информации учеником;
- Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Что принципиально нового несет технология развития критического мышления?
Элементы новизны, в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы:
- Прием «Кейс» идей, понятий, имен…
- Прием «Составление кластера»
- Прием «Пометки на полях»
- Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»
- Прием «Написание синквейна»
- Прием «Учебный мозговой штурм»
- Прием «Написание Эссе»
- Прием «Лекция со стопами»
Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы.
Приемы, используемые на разных стадиях урока.
Начиная работать по данной технологии, учитель должен четко представлять себе и соблюдать следующие правила:
- Положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать)
- Понимание того, что существует определенный риск, т.к. используются другие формы работы
- Быть терпимым к неопределенности
Технология развития критического мышления делает учение интересным и увлекательным, приносит осязаемую радость от познания нового, от ощущения собственной причастности к открываемому в книге и на уроке миру знаний!
Благодаря этой технологии можно в каждом ученике открыть исследователя!
Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
- умение критически мыслить
- умение ответственно относиться к собственному образованию
- умение работать в сотрудничестве с другими
- повышение качества образования учеников
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
Технология дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Применение приемов и методов технологии развития критического мышления на уроках биологии дают результаты. Учащиеся активно участвуют в самостоятельном добывании знаний, формулируют цели, высказывают свои мысли, логически строят ответы на вопросы, творчески подходят к построению кластера.
Мнения обучающихся об уроках по применению технологии критического мышления
Нравится, что мы сами работаем с новой информацией.
Обмениваемся своими мыслями, суждениями по теме.
Я сам ставлю себе оценку за работу.
Интересно и совсем не устаёшь.
Качество знаний по предмету
ЕГЭ 2011-2012г | ЕГЭ 2012-2013 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | |||||
ФИО | балл | ФИО | балл | УО% | КЗ% | УО% | КЗ% | УО% | КЗ% 1ч 2ч |
Кирилина Анна. | 48 | Коновалова Кристина. | 47 | 100 | 75 | 100 | 85 | 100 | 60 80 |
Плеханова Наталья. | 37 |
Участие в олимпиадах
Муниципального уровня - 2 призёра
Международном проекте - VIDEOUROKI.NET Дипломы, сертификаты участника.
Дистанционный образовательный портал «Продлёнка» Дипломы.
Информационно-справочные материалы.
Глоссарий
1. Критическое мышление - это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать информационной реальностью.
2. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
3. Образовательная технология развития критического мышления - система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов-реализация смысла (осмысление) – рефлексия.
Технология РКМ подразумевает аутентичную цели диагностику и следование определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребенка, принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности, готовность идти на оправданный риск.
4. Инсерт- методический приём позволяющий отслеживать своё понимание прочитанного текста.
5. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.
6.Синквейн – в переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому правилу и требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал.
7. Рефлексия – размышление о своём внутреннем состоянии , самоанализ. Процесс рефлексии заключается в осознании собственных мыслей и действий , в осознании мыслей и действий других.
8. Репродуктивный уровень знаний - уровень «знание – понимание - применение».
9. Продуктивный уровень – «применение, анализ, синтез, оценка».
10. Эссе – (лат. «опыт») – размышление в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся сего опытом. Мини – эссе – соответственно, небольшое эссе на половину – полторы страницы, в котором учащийся выражает в свободной форме свои мысли по данной теме.
11. Читательский семинар – специально организованная форма работы с учащимися с целью обсуждения текстов посредством использования стратегий развития критического мышления.
12. Учебный мозговой штурм – развитие творческого мышления, обсуждение возможных вариантов решения проблем.
Интернет-сайты, связанные с тематикой критического мышления
Critical Thinking
http://www.criticalthinking.org/
Библиотека PsyFactor
http://www.psyfactor.org/lybr7.htm
По теме: методические разработки,
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мылинская СОШ»
Выступление на ШМО учителей
Тема: Формирование приемов учебной деятельности
в условиях проектного обучения на уроках биологии.
Учитель биологии: Батуева М. Б.
С. Мыла
Сегодня, в век ноосферного развития, в практику работы учителей биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. Что такое проект? Проект – это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований, демонстрация моделей с необходимыми комментариями и т.д. Проектность – определяющаяся черта современного мышления.
Система метода проектов позволяет формировать творческие умения учащихся:
- Ставить перед собой цели в соответствии с темой и задачей;
- Формулировать гипотезы;
- Самостоятельно конструировать объект из известных элементов на основе общего алгоритма;
- Находить нестандартные способы решения задач;
- Анализировать проблемные ситуации;
- Отыскивать нужную информацию.
Я предлагаю проведение урока-проекта без предварительной подготовки с опорой на учебную литературу на уроке и на знания, полученные на предыдущих уроках или при подготовке к уроку дома. Форма уроков может представлять собой ролевую игру, урок-презентацию, урок-семинар, урок-конференцию. Формы организации учебной деятельности учащихся – групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. В этом случае каждый ребенок станет участником данного вида деятельности.
Проект – это 6 «П»:
- Проблема
- Проектирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио
- Монопроект (в рамках одной предметной области) – это разрешение проблемного вопроса одного ученика: Так, например, наиболее значимыми для учащихся являются следующие темы: “В какой школе я бы хотел учиться”, “Полезные правила”, “Мой любимый магазин”, “История моей семьи”, “Мы и наша душа”, “Знаменитые люди”, “ Школьная форма”.
- Межпредметный проект – предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся. Огромный интерес у учащихся вызывают такие темы: “Домашняя медицина”, “Молодёжная субкультура”, “Королевская семья”, “Охрана окружающей среды”.
Типы индивидуальных и коллективных проектов.
- Устно-речевой - это разрешение проблемы в устной форме; это и инсценировка различных сказок, проведение утренников: “ Счастливое Рождество”, организация концерта: “ Мы любим своих мам”
- Письменный – предполагает продукт деятельности, оформленный в виде сочинений, словарей, газет, стихотворений и т. д.
- В каком случае учитель может использовать в работе с учащимися информационный проект? Если учитель хочет развить у ребёнка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то для этого лучше всего подойдёт этот тип проекта. Целью информационного проекта является сбор, оформление и представление информации. В проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. Здесь для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно информационная компетентность.
Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.
- Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации подходят исследовательские проекты. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.
- Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией, поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность. Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.
- Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе игровых или ролевых проектов. Целью автора такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, нужно не просто искать информацию или создавать произведение искусства, необходимо будет организовывать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать её интересной для всех.
Надо ли говорить, как важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность.
Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта.
В данной работе особо внимание уделяется краткосрочным проектам, к которым можно отнести творческие задания. Традиционные методы закрепления и контроля знаний: пересказ учебного материала, проверочные и контрольные работы осуществляют лишь репродуктивную функцию, но не показывают в полной мере, как ученик умеет использовать полученные знания.
Творческая задача – это задание, требующее от ученика нахождения нового алгоритма решения. Использование творческих задач на уроках биологии значительно повышает эффективность обучения.
Организация творческой деятельности учащихся может рассматриваться на основе таких форм обучения, как составление отчетов по экскурсиям; написание сочинений и сказок по биологии, или по выбранной теме; статей в журнал работ класса; составление кроссвордов; вопросов и заданий для одноклассников по определенной тематике.
Рассмотрим пример творческой работы, заданной в качестве домашнего задания учащимся 7 класса по теме "Лекарственные растения Закаменского района». Классу было предложено оформить биологический журнал под названием "Мир растений", все ученики класса являлись журналистами и получили задание написать статью в соответствии с тематикой выбранного ими отдела редакции. К примеру, для отдела промышленности было дано задание написать статью по производству лекарств из растений нашего района, журналисты из отдела здравоохранения писали сообщение об опасных болезнях, лечимых этими травами, учащиеся, выбравшие для себя отдел рекламы, разрабатывали заметку в журнал о самых новыхлекарствах.
Для подобного творческого задания ребятам требовалось найти дополнительный материал по теме и изложить его кратко и доступно для учащихся, которые будут читать их материалы. Работы были представлены в виде доклада и распечаток, а далее проходило их обсуждение. Лучшие работы оформили в виде папки с названием журнала.
В ходе выполнения этих заданий учащиеся постигают определенные представления, развивают фантазию, наблюдательность, внимание и способности, а для некоторых тем им приходится искать дополнительную литературу. Все задания нацелены не на разбор отдельных биологических понятий, доступных пониманию учащихся, а на изучение системы понятий, логически связанных между собой. При создании творческой работы учащиеся приобретают комплекс учебно-творческих умений, они учатся генерировать новую, оригинальную идею и выражать личное "я". Такие задания требуют от школьников использования фантазии и воображения, а также применения основных базовых ЗУН для раскрытия темы или доказательства выдвинутой идеи.
Каким бы ни был проектный продукт по своему виду и жанру, он должен быть эстетичным, удобным в использовании, соответствовать целям проекта. При работе над проектным продуктом автор должен постоянно помнить, что он создаёт этот продукт не только для себя, но и для любого другого человека, которому доведется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен данный проект.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что необходимо нашим школьникам для успеха? Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи Уметь работать в команде и обладать навыками общения Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них Эффективно использовать знания реальной жизни Компьютерная грамотность
Проектная деятельность обучающихся — деятельность, связанная с возможностью выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме и предполагающая наличие основных этапов, характерных для проектов в научной сфере .
Этапы организации проектной деятельности Стимулирование поисковой деятельности участников проекта Выявление и постановка проблемы Выдвижение гипотезы Подбор методик и построение плана проектной работы Сбор данных Анализ и обобщение Выводы
Проектный метод обучения – это способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся. »
Элементы проектной деятельности, которые необходимо формировать у учащихся Проблемные Проектирование Коммуникативные Поисковые Информационные Презентационные
Краткосрочный проект Творческая задача – это задание, требующее от ученика нахождения нового алгоритма решения. Примером форм обучения могут быть: отчет по экскурсиям, написание сочинений и сказок по выбранной теме, составление кроссвордов, вопросы и задания для одноклассников по определенной тематике.
Информационный проект Целью его является сбор, оформление и представление информации. У учащихся развивается и совершенствуется в основном информационная компетентность. Конечным продуктом таких проектов являются таблицы, схемы, графики, диаграммы.
Исследовательский проект Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Основной упор в проекте будет сделан на мыслительную компетентность. Учащемуся потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения и делать выводы.
Этапы проектной деятельности Проблемно – целевой этап Для чего создается данный проект; чем вызвана необходимость его создания; как в дальнейшем будет использоваться данный проект; Каким должен быть проект; Кто будет создавать проект; какие знания, умения и навыки имеют учащиеся в начале и будут иметь в конце создания проекта.
Этапы проектной деятельности Разработка сценария; первичное изучение источников; отбор содержания; определяется примерный объем проекта; Прописываются роли всех участников проекта; уточнение задач; уточнение календарного плана;
Этапы проектной деятельности Предварительная защита; Выявляются недоработки; Намечаются пути устранения недостатков; Производится отладка Защита проекта; Презентация проекта; анализ результатов; самооценка; Отчет.
I этап– погружение в проект Учащиеся Осуществляют Личностное присвоение проблемы Вживание в ситуацию Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач
II этап – организация деятельности Учитель Организует деятельность – предлагает Организовать группы Распределить амплуа в группах Спланировать деятельность по решению задач проекта Возможные формы презентации результатов Учащиеся Осуществляют Разбивку на группы Распределение ролей в группе Планирование работы Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
III этап - осуществление деятельности Учитель Не участвует Но консультирует учащихся по необходимости Ненавязчиво контролирует Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов Учащиеся Работают активно и самостоятельно Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща Консультируются по необходимости «добывают» недостающие знания Подготавливают презентацию результатов
Проектная деятельность на примере предмета биологии в МБОУ « Мылинская СОШ» Совместно с детьми мы разрабатываем три проекта: Ученица 7 класса Жагбаева Дамира разрабатывает проект на тему: «». Ученики 8 класса разрабатывает проект на тему: «Лекарственные травы Закаменнского района» Ученица 6 класса Доржиева Даша разрабатывает проект на тему: «Изучение проблемы загрязнения села бытовым мусором»
Применение проектных технологий в обучении биологии позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Творческих вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление за Круглым столом в Информационном учебно-методическом центре г.Дмитрова с докладом "Project work with teenages
"Проектная работа с подростками"...
Доклады и выступления
Вытупления на семинарах по обмену опытом....
Уроки, презентации, внеклассные мероприятия, выступления, доклады
Здесь вы можете найти уроки по классам, презентации, внеклассные мероприятия, выступления по различным темам, доклады....
Презентация к выступлению (докладу)на районном семинаре учителей чувашского языка и литературы по проблеме "Пути повышения профессиональной компетентности учителей родного языка и литературы".
Презентация рассказывет о жизни и деятельности чувашского просветителя И.Я.Яковлева...
Выступления, доклады
Выступления, доклады...
выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших пр...