"Что мы знаем о современных теориях эволюции?"
статья по биологии (10 класс)
В этой статье будут кратко рассмотрены некоторые промахи, в теории эволюции основанной только на естественном отборе. К слову, эволюция - это естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_evolyutsiyu.docx | 145.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Что мы знаем о современных теориях эволюции?
В этой статье будут кратко рассмотрены некоторые промахи, в теории эволюции основанной только на естественном отборе. К слову, эволюция - это естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.
Сомнения в правильности теории эволюции основанной только лишь на естественном отборе подкрепляются детальным изучением микроорганизмов и масштабностью и слаженностью всех биоструктур и экоструктур. Однако, несмотря на это, до сих пор теорию эволюции основанную на естественном отборе преподают в общеобразовательных учреждениях в том виде, в котором её сформулировал Чарльз Дарвин более 150 лет назад, без каких-либо существенных уточнений и изменений.
Но является ли такая теория эволюции абсолютно верной, или возможно только недоработанной гипотезой? Сегодня ученые, не отрицая существования механизма естественного отбора, пытаются разработать более точную теорию эволюции, которая учитывала бы больше факторов, кроме естественного отбора, а также подробнее объясняла не только причины но и механизм эволюции и дала ответы на многие вопросы, на которые не может дать ответа теория эволюции построенная лишь на процессе естественного отбора. Давайте рассмотрим некоторые факты, которые прольют свет на качество теории эволюции основанной только лишь на естественном отборе.
Давайте для начала рассмотрим очень маленький, но необходимый организм. Это бактерия. Казалось бы, что бактерии и так очень малы и их ещё до конца не изучили, но даже с такими знаниями, можно сделать вывод. Несмотря на свой размер, бактерия может выполнять много различных функций, хотя и не имеет разума, даже такого как у насекомых. Слаженность её работы до сих пор приводит ученых в восторг. Но давайте углубимся ещё дальше. У бактерий нет ног, чтобы перемещаться по чьему либо организму, вместо ног у них несколько маленьких жгутиков. Жгутики представляют собой ниточки, которые выходят из бактерии. До недавнего времени, ученые и исследователи не понимали точного устройства этих жгутиков, но сейчас у нас есть возможность детальнее изучить их строение, благодаря мощным микроскопам.
Оказывается бактериальные жгутики имеют схожую структуру с современными двигателями. У основания находится так называемый "ротор", который крепит весь жгутик к бактерии. Этот ротор, представляет из себя круглую поверхность, покрытую множеством щетинок, благодаря которым жгутик, при вращении, остаётся на месте. Прямо у самой поверхности бактерии, так скажем "на коже", располагается "втулка", которая вращает весь жгутик. Втулка цилиндрической формы, вмещает в себя весь двигательный механизм. Из втулки выходит так называемое "гибкое соединение", по своим свойствам похожее на жевательную резинку. Оно соединяет втулку с самой ниткой, или по механически "лопастью". Когда втулка вращается, вращается и нить, таким образом действуя как мотор на катере.
Следует отметить, что при таком количестве "моторов" (жгутиков) у бактерии, они не мешают друг другу, а наоборот, включаются в нужное время, чтобы двигаться в нужном, для бактерии, направлении. Какова же мощность такого "двигателя"? В статье "The Evolution Controversy" писалось: "Бактериальный жгутик представляет собой молекулярный моторчик, который вращается со скоростью от 6000 до 17000 оборотов в минуту. И что особенно удивительно, ему хватает буквально четверти оборота, чтобы остановиться, изменить направление и затем вращаться в обратную сторону со скоростью 17000 оборотов в минуту". А теперь представьте себе механический двигатель, который вращается со скоростью в 17000 оборотов в минуту! Даже при большом масштабе это трудно осуществить, не говоря уже о том, что жгутик с трудом можно разглядеть в микроскоп. Представим, что мы можем собрать такой двигатель. Нам придётся не мало потрудиться, чтобы сконструировать такой двигатель и чтобы каждая деталь нашего двигателя работала слаженно и безотказно. А теперь подумаем, сколько времени у нас уйдёт, чтобы его собрать? В отличии от нашего механического двигателя, бактериальный жгутик, состоящий примерно из 40 частей, собирает себя сам в течении 20 минут!
Давайте представим, что мы смогли собрать такой мощный и сложный механический двигатель, пусть и не за 20 минут. А теперь вопрос: "Сможет ли такой двигатель собраться сам, в результате какого-либо взрыва?". Все сразу ответят, что это невозможно. Этот двигатель результат упорной работы лучших инженеров и ученых. Таким же образом, теория эволюции говорит о том, что все такие, удивительно сложные и не изученные, механизмы природы стали результатом непонятных и невозможных случайностей, и мы это воспринимаем как факт, хотя на примере нашего бактериального двигателя, нам кажется это полной нелепостью.
На появление человека и всего остального многообразия жизни на Земле повлияло очень много факторов. Спросите себя: почему наша планета имеет идеальную, для людей, форму, расстояние от солнца, размер и скорости вращения вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также достаточно сильное магнитное поле, защищающее нас от космической радиации? Откуда взялись атмосферные слои предотвращающие слишком резкие перепады температур, защитный озоновый слой? Откуда у животных, насекомых и птиц такое, завораживающее взгляд, разнообразие красок? Почему деревья устроены именно так, чтобы вырабатывать для людей чистый воздух? Откуда на Земле такое разнообразие пищи и других ресурсов? Откуда у людей такое удобное по строению, слаженное и продуманное до деталей, физическое тело? Откуда у нас такие качества, как любовь, радость, сострадание, заботливость, способность творчески мыслить и создавать что-то новое?
Современная физика, астрономия, теория вероятностей и биология, к счастью, уже могут дать ответ на большинство из этих вопросов. Ответы на некоторые из этих вопросов также можно вполне логично дать с помощью теории эволюции основанной на естественном отборе. Однако, далеко не на все. Например, вопрос о многообразии красок в животном мире. Частенько, никакое внешнее воздействие не заставляло некоторых животных, а особенно морских жителей от поколения к поколению становиться всё ярче, чтобы выживать. Однако они стали. Но главный вопрос, откуда у человека столько разнообразных чувств (любовь, сострадание, заботливость, способность жертвовать собой для других или посвящать им жизнь). Согласно теории эволюции основанной на естественном отборе у живых организмов должны появляться только такие новые свойства, которые позволяют им легче справляться с внешними условиями и сложностями, или успешнее конкурировать внутри своего вида с другими особями. Способность, а порой и желание пожертвовать собой ради другого, точно не относится к таким качествам, эта способность наоборот влечет за собой ухудшение биологического состояния организма вплоть до смерти. Поэтому это качество не могло появиться в результате естественного отбора. Однако появилось, и присуще оно не только людям но и некоторым животным.
Ученые до сих пор не могут заполнить те пробелы, которые оставляет за собой теория эволюции путем естественного отбора. Откуда же появились эти сложные природные механизмы и такое многообразие сложнейших форм жизни? Откуда у многих живых организмов имеются свойства, которые никак не способствуют их большей успешности в мире или лучшей выживаемости, а порой наоборот им даже вредят? Ответы на эти вопросы нам еще только предстоит получить. К счастью, теория эволюции развивается. Теория Дарвина, или теория эволюции построенная на естественном отборе появилась уже более 150 лет назад. Данная теория очень крепко засела в школьных учебниках. Но настоящие ученые её постоянно развивают и совершенствуют.
На данный момент, теория Дарвина уже существенно усовершенствована и доработана. Современные теории эволюции за последние 150 лет также далеко шагнули вперед, как и другие области науки. Однако, они оказались очень сложными для изложения в школьных учебниках. Поэтому, как ни парадоксально, но по части эволюции большинство людей по-прежнему изучает то, что было предложено в качестве гипотезы 150 лет назад. В данный момент наиболее общепринятой является синтетическая теория эволюции, являющаяся синтезом классического дарвинизма и популяционной генетики. Синтетическая теория эволюции позволяет объяснить связь материала эволюции (генетические мутации) и механизма эволюции (естественный отбор). Однако и в рамках этой теории нельзя точно ответить на многие вопросы. Поэтому научные поиски, исследования и процесс познания продолжается и в этой области знаний. И так и должно быть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что мы знаем о теории ценностей? Изучаем аксиологию
Теоретический материал к семинару "Что мы знаем о теории ценностей? Изучаем аксиологию"...
Современные теории управления качеством образования
Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Сегодня можно говорить о существовании двух взаимодополняющих подходов к качеству образо...
Современная теория и методика тренировки по футболу
Техническая и физическая подготовленность юных футболистов....
Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
Курс рассчитан на 17 часов....
КТП элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
Курс рассчитан на 17 часов....
Статья "Что мы знаем о теории эволюции"?
Теория эволюции является основой сегодняшней биологии. За прошедшие 150 лет эта теория так изменилась, всё обрастая новыми фактами, гипотезами и предположениями, что некоторые учёные стали предлагать ...
Наставничество в образовании:современная теория и инновационная практика.
Данный материал может быть использован для проведения семинара в рамках программы наставничества....