Наставничество в образовании:современная теория и инновационная практика.
материал
Данный материал может быть использован для проведения семинара в рамках программы наставничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_nastavnichestvo.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Наставничество в образовании:
современная теория и инновационная практика»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рады приветствовать вас в предверии окончания Года педагога и наставника! И начнем мы семинар с видеообращения министра просвещения РФ Сергея Кравцова, котрое прозвучало по всей нашей стране на Августовских конференциях.
Видеообращение министра просвещения РФ Сергея Кравцова
Ведущий: Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Вопрос наставничества привлекает внимание педагогического сообщества прежде всего как востребованная и актуальная практика в социальной и образовательной сферах. Эффективность института наставничества для решения воспитательных, образовательных, профориентационных и иных важных задач доказана и признана на государственном уровне. Ведущая роль наставничеству отведена в реализации национального проекта
«Образование».
В ходе сегодняшнего семинара приглашаем вас к разговору о наставничестве в формате своего рода коворкинга, т.е. открытого пространства, в котором люди собираются и работают как с командой, так и индивидуально («coworking» в переводе с английского означает сотрудничество, совместная работа).
«Собраться вместе — это начало, оставаться вместе — это прогресс, работать вместе — это успех!» - эта замечательная фраза принадлежит американскому изобретателю и промышленнику Генри Форду.
Давайте же настроимся на успех в нашей активной и плодотворной совместной деятельности посредством незатейливой квик-настройки!
(Просмотр фрагмента из кф «Афоня»):
Итак, наставничество: модный тренд или осознанная необходимость? А быть может, это особая модель в образовательном учреждении, в рамках которой
любой педагог может выступать в роли как наставника, так и наставляемого? Попробуем разобраться вместе.
Давайте совершим небольшой экскурс в историю («исторический монтаж»)
- Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию. Наставником Телемаха, сына легендарного царя Одиссея и Пенелопы, был Ментор, мудрый советник, пользовавшийся всеобщим доверием. Так появился термин «ментор» или наставник.
- Древнегреческий философ Сократ считал, что главная задача наставника - пробудить мощные душевные силы ученика. Исходя из главного положения Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю», ученик и учитель находятся на одной ступени, и в их споре рождается истина.
- Платон, греческий мыслитель, говорил о том, что наставники становятся своего рода правителями, ибо они имеют власть над умами тех, кого они ведут.
- В 1813 году в России согласно постановлению Министерства народного просвещения в некоторых учебных заведениях вводилась должность наставника, в чьи обязанности входило воспитание преданных самодержавно-монархическому строю учащихся. Наставникам предписывалось неустанно наблюдать за учениками, изучать их, «поправлять делаемые ими ошибки», «внушать приличия и вкусы», «своими разговорами и поступками вкоренять в их сердца правила нравственности».
- Большую роль играло наставничество в становлении советской педагогики. Наставниками назывались лучшие и опытнейшие учителя. Анатолий Васильевич Луначарский, Антон Семенович Макаренко были
замечательными наставниками и пропагандировали роль наставничества в воспитании и становлении подрастающего поколения.
- В 70-80-х годах XX века ускоренными темпами развивалось профессионально-техническое образование и производственное обучение. Наставничество стало рассматриваться как форма профессиональной подготовки и воспитания. Наставники были наиболее почетными и уважаемыми людьми, так как им доверялось самое главное: идейно-политическое и профессиональное становление личности молодого специалиста.
Перенесемся в век 21й и давайте разберёмся в понятиях, которые включает модель наставничества:
Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица образовательной организации, обучающиеся, представители сообществ выпускников образовательной организации.
Куратор– сотрудник образовательной организации, осуществляющий деятельность по образовательным программам, либо организации из числа партнеров, который отвечает за реализацию программы наставничества.
Выделено для общеобразовательных организаций 4 формы наставничества, это
«ученик – ученик» Это взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами.
«учитель – учитель» Взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
«студент – ученик» Взаимодействие обучающегося (обучающихся) общеобразовательной организации (ученик) и обучающегося профессиональной образовательной организации… помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.
«работодатель – ученик» Взаимодействие обучающегося старших классов средней школы (ученик) и представителя регионального предприятия (организации) (профессионала), при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации.
Сл. 7 Ведущий: Это был экскурс в историю. А современный наставник? Кто он? Ментор, коуч, тьютор…этот ряд англоязычных значений слова «наставник» можно продолжать, но стоит ли? Стив Джобс, американский изобретатель в сфере информационных технологий, сказал: «Сделай шаг, и дорога появится сама собой». Мы предлагаем участникам педсовета сделать несколько шагов по дороге наставничества.
Наставничество – это целая система, огромная территория возможностей, важнейшей составляющей которой является «взращивание» молодого педагога. Есть два «полюса» в отношении молодого специалиста.
Первый: пришел работать – работай; справишься – молодец, не справишься – ничего не поделаешь…
Второй: мы поможем тебе во всем, всегда подставим плечо, у тебя обязательно все получится!
Конечно, молодому специалисту хочется оказаться во втором «полюсе». И это правда, педагог-наставник будет двигаться в одном направлении с молодым педагогом, позволяя увидеть и наметить новые перспективы в сфере педагогической деятельности. Но «учиться ходить» молодому специалисту все-таки нужно будет самостоятельно!
Более того, молодой педагог может и сам научить наставника тому, чем хорошо владеет (к примеру, с точки зрения современных IT-технологий). Это уже элемент реверсивного наставничества. Погрузить вас в атмосферу реверсивного наставничества предлагаю ________
В такой метафорической форме мы презентовали реверсивную модель наставничества.
Чешский писатель и драматург Карел Чапек в свое время произнес простую и очень правильную фразу: «Есть несколько способов разбивать сады: лучший из них – поручить это дело садовнику». Вы все – «садовники», взращивающие «цветы жизни» - наших детей. Кто-то «садовник» со стажем, владеющий различными технологиями и прекрасно понимающий, как в этом «педагогическом саду» трудиться, чтобы получить богатый урожай.
А кто-то – начинающий «садовник», у которого неизбежная борьба с «сорняками» вызывает панику. Но начинающий «садовник» может владеть определенными «фишками», которыми готов поделиться даже с опытными мастерами.
Мы сегодня много говорим о педагогической реальности, в которой существуют различные виды наставничества, о личности наставника и ее важных составляющих. Однако не стоит забывать и о таком неотъемлемом компоненте деятельности педагога (и наставника, и молодого специалиста), как психологическая направленность. Педагог-психолог – это «многогранник». Одна из граней – готовность помочь воспитанникам найти себя в будущем, помочь стать самостоятельными, творческими, уверенными в себе личностями, готовыми к самостоятельному «полету».
И я передаю слово педагогу, который о психологии, и не только, знает всё.
Уважаемые коллеги, сегодня мы увидели, насколько результативным было сейчас взаимодействие опытных педагогов, с их уже отточенными навыками, и молодых педагогов с их свежим и порой нестандартным мышлением. Это и есть открытое наставничество, двустороннее сотрудничество - «встречный ток». Таким образом, наставничество – это практика, которая (как и большинство образовательных практик) не внедряется, а взращивается. Взращивается на определенном уровне образовательной культуры, социального доверия, гражданской активности. Перед молодым, начинающим педагогом – бесконечная дорога к саморазвитию, постижению профессии. И по этой дороге он может идти в одиночестве, пытаясь найти ответы на многие вопросы, решать большие и маленькие проблемы, учиться на своих ошибках. А может пройти по этому пути рука об руку с верным помощником, другом, единомышленником - наставником. Вместе искать ответы на вопросы, преодолевать трудности, ошибаться, но всегда иметь возможность обратиться за помощью, а самое главное – двигаться вперед, развиваться, расти, становиться профессионалом и взлетать, как герой анимационного фильма.
(Просмотр анимационного фильма «Наставник. Первый полет»): https://disk.yandex.ru/i/Lnw9SchUvgBiTw
Каким нам – и наставникам, и начинающим педагогам - видится профессиональное будущее? Возможно, ответ кроется на странице повести- притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»: «Продолжай поиски самого себя…Осознай то, что уже знаешь, и научишься летать». Этими поэтическими строками хотелось бы закончить наш разговор по душам о наставничестве.
Для человека нет большего полета, чем возможность реализовать себя.
Педагогам в этом смысле повезло: они имеют возможность не только реализовать себя, но и найти свое отражение в других людях – в своих учениках и наставляемых, более того – остаться в них навсегда.
Уважаемые педагоги, по сути, все являющиеся наставниками детских душ!
Спасибо вам за проявленные сегодня, активность, креативность, открытость, готовность к сотрудничеству, творчеству, при этом оставляя за собой право быть неповторимыми, создавая собственную траекторию развития. Хочется быть уверенным в том, что система наставничества в нашем образовательном учреждении будет успешно развиваться, а одним из факторов успеха будет является парадигма, основанная на философии «я выиграл – ты выиграл». Даже небольшая личная победа молодого специалиста – это успех и наставника, и, в конечном итоге, успех школы и системы образования в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие современного образования: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции 2015г."
В сбонике опубликована статья "Основные аспекты работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего дошкольного образовательного учреждения" стр.142...
Внедрение в практику образования современных средств коммуникации и сетевых сервисов
Сегодня, как никогда, становится актуальным внедрение в практику образования современных средств коммуникации и сетевых сервисов для осуществления мобильного документооборота между участниками образов...
Профильное обучение в теории и на практике
Материал, содержащий анализ профильного обучения....
Уроки физики в 3D: от сложной теории к простой практике
Цифровые технологии основательно вошли как в нашу повседневную жизнь, так и в образовательный процесс. Если в 2016 году внедрение первого 3D-класса в Ростовской области в МАОУ «Лицей №11» ...
ПЕДАГОГИКА В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2021. – 168 с.
Статья в сборнике "Дети с расстройством аутистического спектра в системе проектной деятельности" в соавторстве, стр. 144...
Мастерские по наставничеству в образовании: современные методы и технологии
В современном образовании активно обсуждается вопрос о необходимости созданияэффективной системы наставничества в школе. Модернизация Российскогопедагогического образования направлена на обеспечение н...
Киноуроки в школах России и мира» - важная составляющая воспитания и образования современных школьника. Опыт проведения социальной практики».
Из опыта работы в проекте "О будущем," реализующем систему воспитания "Киноуроки в школах России и мира"...