Современные теории управления качеством образования
методическая разработка по теме
Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Сегодня можно говорить о существовании двух взаимодополняющих подходов к качеству образования: практическом, который заключается в определении качества как степени соответствия целям (различные цели потребителя – различное качество, что и диктует необходимость управления качеством), и второго подхода, органически продолжающего первый и касающегося внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные теории управления качеством образования
Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Сегодня можно говорить о существовании двух взаимодополняющих подходов к качеству образования: практическом, который заключается в определении качества как степени соответствия целям (различные цели потребителя – различное качество, что и диктует необходимость управления качеством), и второго подхода, органически продолжающего первый и касающегося внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного процесса.
В теории и практике управления качеством образования также можно выделить несколько основных подходов:
- научный подход заключается в разработке понятий, научно обоснованных критериев и методических рекомендаций;
- процессный включает в себя планирование, организацию, распоряжения, координацию и контроль.
- системный, применительно к управлению качеством образования, основано на представлении управления качеством как системы.
На сегодняшний день стандартизация и сертификация системы качества необходимы. Это признание успеха конкретного производства, необходимый этап на пути признания успеха всей фирмы и внедрения самых современных моделей управления качеством, получивших обобщенное название “методов всеобщего управления качеством”.
Таким образом, развитие управления качеством образования на современном этапе связано с формированием различных подходов к решению проблем качества. Управление качеством образования, возникшее в ответ на объективную потребность человечества в получении высококачественного образования, ориентируется в наши дни на достаточное качество жизни. Управление, обеспечение и улучшение качества, рассматриваемые как стратегия развития производительных сил и производственных отношений, ориентированные не только на выживание, но и на процветание общества, предприятия и каждого человека, неотделимы от общей системы управления. В этой связи, подход, рассматривающий развитие общего управления качеством в образовании, во взаимосвязи с развитием общего менеджмента, на взгляд автора, наиболее удачен.
В современных условиях качество есть фундаментальная, подлежащая всеобщему изучению область знания, далеко выходящая за пределы простой информации, содержащейся в правовых и нормативно-технических документах, а также, в различного рода руководящих методиках. Качество – это сфера научной организации социально-экономической деятельности общества, сложная сфера исследований для специалистов широкого круга.
В ряде стран уже осознали это и приступили к практическому решению проблем качества, уделяя особое внимание подготовке работников к результативному и эффективному использованию соответствующих современных подходов, методов и средств.
Современные подходы к образованию в своей совокупности составляют основу для формирования современных образовательных ценностей.
Каждый из подходов предполагает отличающиеся модели школ.
В рамках каждого подхода может быть большое количество реальных воплощений организационных форм.
1. В управлении качеством образования нельзя разделять функционирование и развитие. Деятельностное и практическое проявление качества образования требует построения учебной работы таким образом, чтобы обеспечить активное участие
учащихся в организации и получении своего образования.
2. Развитие способности к самообразованию. Формирование умений и компетенций, которые помогают самоорганизации и самообразованию, получению
социально и личностно значимых знаний, для освоения ценностей, норм по-
ведения, формирования отношений.
3. Высокоорганизованное мышление, умение действовать в нестандартных ситуациях. Развитие способности аналитико-критического отношения к окружаю-
щей действительности. Необходимы знания, умения, компетенции по получению и обработке информации, по оценке имеющихся и получаемых знаний, умений и формированию ключевых компетенций по овладению самообразовательными методами (приемами).
4. Предметная ориентация – не цель обучения, а средство освоения методологии образования. Заранее предписанные цели образования включаются в разнообразную образовательную среду, что дает больше возможностей учащимся формировать внутреннюю мотивацию, обеспечивающую целостность восприятия за счет расширения ассоциативных связей. Увеличивается роль «ситуативной педагогики», метода проектов, кейс - технологии, самообразовательной деятельности и т.д.
5. Зависимость качества образования от педагогической деятельности учителя, методов и технологий организации образовательного процесса.
Рис. Модель системы управления качеством
Создание системы управления качеством образования требует последовательного решения следующих задач:
- определение и концептуализацию целей в области качества образования;
- выявление требований рынка труда и потенциальных работодателей;
- установление базового комплекса процессов как открытой модели;
- разработка и адаптация методов управления процессами, обеспечивающих
функционирование и развитие образовательного учреждения;
- осуществление документального оформления системы менеджмента качества;
- осуществление контролирования процессов посредством проведения внутреннего аудита.
Внедрение системы качества в образовательной организации заключается в ее переходе или переходе ее отдельных подразделений на работу в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами системы качества. На рабочих местах необходимо определить обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках системы качества, разработать и ввести в действие должностные и рабочие инструкции, проверить выполнение персоналом документированных процедур.
Создавая систему управления качеством в образовательной организации, необходимо, в первую очередь, определиться с конечной продукцией, которую она выпускает. Одни образовательные организации за основу своей деятельности принимают подготовку выпускника, другие – оказание образовательной услуги. Потребитель конечной продукции ВУЗа не столько сам учащийся, сколько государство и общество в виде организации, привлекающей выпускника на работу.
Необходимо помочь обучающимся:
• развить свои духовные, интеллектуальные и физические задатки;
• реализовать интересы и склонности;
• выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другим национальностям, религиям, образу жизни;
• усвоить свою будущую взрослую роль.
Следует научить обучающихся:
• пониманию знания и приемам деятельности во взрослой жизни, в условиях
рыночных отношений и быстро изменяющемся мире;
• общению на иностранных языках;
• самообразовательной деятельности;
• бережному и заботливому отношению к окружающему миру.
Определяющие факторы качества образования.
1.Исходные (личностные) характеристики: склонности и способности;
базовые знания (имеющиеся); психологическая устойчивость; внутренние препятствия (барьеры) для учения.
2. Образовательные условия:
• учебно-методические и наглядные материалы для обучения – учения – самообразования;
• материально-техническое оснащение, информационно-технологическое обеспечение образования;
• взгляды и подходы к образованию учителей, учащихся, родителей;
• педагогические кадры, обеспечивающие функционирование образовательного учреждения;
• влияние территориальных органов власти на управление ОУ;
• степень участия общественных советов и организаций в поддержке образования;
• родительская поддержка (помощь) учащимся.
3. Государственный общий контекст функционирования образовательной системы:
• государственная политика в области образования;
• стратегические приоритетные цели и задачи в образовании;
• структура управления в системе общего образования;
• ресурсы образования и их доступность;
• положение учителя в обществе;
• развитие и доступность рынка образовательных услуг и учебной литературы.
4. Государственный стандарт, общественные ожидания, требования рынка, включенность образования в международное сообщество.
2) подсистема теоретико-методологических оснований, представленных на уровнях общенаучном, стратегическом, практико-ориентированном, конкретно-научном и факторном;
1) подсистема управленческих подходов, используемых для решения конкретных задач, ориентированных на качественное изменение какого-либо образовательного фактора
3) подсистема ценностной сущности компонентов и факторов образования различной природы (духовность, мотивация, компетентность и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
с данным докладом я выступала на 11-ой всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития"...
Управление качеством образования через повышение эффективности современного урока
В статье дается алгоритм успешного проведения современного урока...
Современные подходы к управлению качеством образования классного коллектива. Роль классного руководителя.
Качество образования- широко обсуждаемая проблема всем педагогическим сообществом. Как на на повышение качества образования классного коллектива может влиять класснй руководитель?...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ....
Современный урок в аспекте управления качеством образования
Модель образования ХХI века – образовательное общество. Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой ...
Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе
Статья посвящена теме "Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования" Раскрывается проблема управления качеством образования современных школьников. Статья рассма...
Городское методическое объединение зам.директоров по УВР "Управление качеством образования современной школы "
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентнос...