Урок в 6 классе "Опорная система живых организмов"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Скелет – опора организма
I. Организационный момент1 мин. Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.
II. Мотивация (2 мин.) Здравствуйте! Ребята, добрый день!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами очень дружно и активно поработаем. Сегодняшний урок я бы хотела начать со слов английского писателя Бернарда Шоу «Деятельность - единственный путь к знаниям». Я надеюсь, что деятельность, которую вы проявите на уроке, поможет вам на пути к новым знаниям. Работать будем по группам. Каждый стол –это микрогруппа. Вам на двоих выдана карта урока с заданиями. Подпишите ее. Учимся работать дружно. Напомню правила дружной работы
2. Актуализация знаний (Проверка знаний по теме «Обмен веществ»- фронтально) 4 минДавайте проверим, какие вы получили знания на прошлом уроке.
Задание 1 Терминология
- Что такое обмен веществ? (Обмен веществ – процесс образования сложных веществ из простых с затратой энергии и распад сложных соединений на простые с выделением энергии. .)
- Из каких процессов складывается обмен веществ? (Из процессов питания, дыхания и выделения. )
- Каково значение обмена веществ для организма? (Обмен веществ обеспечивает рост, развитие, размножение и постоянную связь организма с окружающей средой.)
-Типы питания у растений.
-Каковы особенности обмена веществ у растений? (Растение, в отличии от животных, усваивая энергию солнечного света, из неорганических веществ образуют органические вещества).
- Какие органы растений принимают участие в обмене веществ? (Корень, стебель, лист)
- Как питаются животные? Какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ?
(Пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная).
Задание № 2 Биологическая эстафета. Выберите верные утверждения:
1. Почки – главный орган выделения позвоночных (+)
2. У простейших продукты обмена выводятся с помощью выделительных канальцев (-)
3. Через водяные устьица у растений выводится избыток воды и солей (+)
4. У дождевого червя орган выделения - нефридии (+)
5. У птиц есть мочевой пузырь (-)
6. Выделительные трубочки характерны для насекомых (+)
3.Определение темы и цели урока (3 мин)
- Ребята, подумайте, что помогло вам правильно выбрать утверждения? На что вы опирались при ответах? (на свои знания). Что такое опора? (поддержка,на что можно опереться).
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Задание № 3 Решите кроссворд. Решив кроссворд, мы сформулируем тему урока.
Вопросы
- Главный орган кровеносной системы.
- Жидкость красного света, доставляющая кислород, питательные вещества и уносящая вредные вещества.
- Орган пищеварительной системы, в котором переваривается пища.
- Главный орган дыхательной системы.
- Орган, очищающий кровь от вредных веществ.
- Организм человека.
Ключевое слово СКЕЛЕТ. Вспомните, пожалуйста, к какой системе органов относится скелет?
-Что мы будем изучать? Сегодня мы начинаем изучать «Опорные системы».
-По какому плану мы всегда знакомимся с новой темой? ( ребята называют план).
-Как вы считаете, что вам необходимо узнать об опорных системах?
Мы с вами познакомимся со строением, функциями и значением опорных систем; изучим какие органы образуют опорные системы растения и животные.
Тему урока я сформулировала так: Скелет – опора организма. Откройте рабочие тетрадки, запишите число и тему урока.
Изучение нового материала.
1 Постановка познавательной задачи.
У всех ли организмов есть опорная система?
2. Решение познавательной задачи. Откройте учебник. Рассмотрите рисунки на с. Пользуясь рисунками, ответьте на вопросы.
Какие организмы имеют опорные системы? Чем они представлены?
(Животные, растения. Скелетом. По структуре твердые части организма).
Попробуйте самостоятельно дать первое определение, что такое опорная система?
Опорная система – это скелет, твердые образования.
Опорные системы растений.
Самостоятельная работа с текстом учебника
Найти и выписать ответ на вопросы:
-Какие особенности строения растений помогают им занимать устойчивое положение в пространстве, выдерживать порывы ветра и т.д.?
-Из какой ткани состоит основная ткань древесины дерева?
Какие функции выполняет скелет? Чтобы ответить на вопрос: «Зачем нужны скелеты организмам?», предлагаю каждой группе проанализировать небольшие четверостишья.
Внимательно прочтите их. Ответьте на вопрос: о какой функции говорится в четверостишии
1. Чтоб на кисель не походить, На скользкую медузу, Скелет у всех нас должен быть, И он нам не обуза.(форма тела, каркас) | 2. Пусть нет его у червяка, Какой-нибудь амёбы, У стрекозы и мотылька, А нам он нужен, чтобы(защитная) |
3. Играть в футбол, ходить в кино И плавать в речке летом. Мы не смогли бы ни чего, Не будь у нас скелета.(движение) | 4. Суставы гибкие согнём, Пробежку начинаем… Скелет опорой служит днём А ночью отдыхает!(опора) |
Каково значение скелета?
Предполагаемый ответ: Значение скелета:
- обеспечивает форму тела
- служит опорой для организма
- защищает от повреждений
- служит местом прикрепления мышц
Поверните голову направо, поднимите руки вверх, опустите их.
-Что заставляет кости двигаться? (Ответы учеников).
Кости приводят в движение мышцы. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Когда мышца сокращается, кости как бы подтягиваются друг к другу.
В теле человека 650 мышц. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мышцы помогают нам и петь, и смеяться, и дышать.
Итак, движение нашего тела обеспечивают мышцы
Задача Часто в фильмах показывают, как скелет идет, бежит, наклоняется. Может ли быть такое? Почему? (Нет, кости в движение приводят мышцы, которыми командует мозг. У скелета нет ни того, ни другого).
Запишем полное определение в тетрадь. Скелет – это совокупность твердых образований в организме, выполняющих опорную и защитную функции.
Давайте попробуем скелеты животных разделить на 2 группы и обосновать по какому критерию это сделано.
Типы скелетов
Наружный Внутренний
1 вариант – Наружный скелет. Особенности скелета. Какими веществами образован? Какими свойствами обладает? Какой образ жизни у этих животных? Для каких групп организмов он характерен (Раковины, панцири, прочные покровы насекомых).
2 вариант - Внутренний скелет? Какими особенностями он обладает? Какой образ жизни у этих животных? Для каких групп организмов он характерен?
Прочитайте стр. и выделите из материала необходимые пункты(5 мин). Рассказ учащихся про радиолярию, краба и устрицу. У радиолярии внутриклеточный скелет состоит из кремневых иголочек. Он позволяет им парить в толще воды и защищает от врагов. У устрицы и краба наружный скелет. Раковина устрицы состоит из извести и рогоподобного вещества. Они прочные, но тяжёлые, поэтому устрицы ведут малоподвижный образ жизни. По мере роста моллюски достраивают свои раковины. Скелет краба состоит из хитина, который выделяется клетками кожи. У многих он пропитывается минеральными солями и становится ещё прочнее, превращаясь в панцирь. У членистоногих процесс роста происходит сложнее – они растут при линьках. В определённой время под старым панцирем у них образуется новый тонкий хитиновый покров, а старый сбрасывается: животное линяет. Пока новый покров мягкий и эластичный, животное быстро растёт. Этот период для него очень опасен: животное в этот период малоподвижное, слабое и может стать добычей многочисленных хищников.
Дополнение учителя: в первые годы жизни, рак линяет и быстро растет, а с 5-летнего возраста он подвергается линьке не чаще 1 раза в год и растет медленно. Живут раки до 15 – 20 лет и достигают величины 20 – 25 см. 3-4 минуты
Усовершенствование и усложнение организации животных в ходе эволюции отразилось на строении опорных систем. Так наружный скелет постепенно сменяется внутренним. Уже у головоногих моллюсков, как у более эволюционно продвинутого класса появляется внутренний хрящевой скелет.
Первые позвоночные животные, такие как рыбы, имеют три типа внутреннего скелета: хрящевой эволюционно более древний, остался лишь у акул и скатов. Переходная форма костно-хрящевой у осетровых и эволюционно наиболее молодой класс костные рыбы – костный. Скелет рыбы. Причем чем эволюционно более молодой вид рыб, тем большая разновидность костей скелета и уменьшение его массы.
У позвоночных животных внутренний скелет состоит из 3-х отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. Скелет млекопитающих.
Как вы считаете, в чем преимущества и недостатки внутреннего и наружного скелета? Наружный скелет дает большую защиту, чем внутренний, но вместе с тем малую подвижность организма, что сказывается на жизнедеятельности организма и его обменных процессах. 3 минуты
Человек, как и все позвоночные животные, имеет внутренний скелет. Он состоит из тех же отделов. На ранних стадиях развития скелет хрящевой, а с возрастом он почти полностью замещается костной тканью. Скелет позвоночных образован костями, сухожильями и связками. Кости состоят из соединительной костной ткани, а связки и сухожилия из соединительной волокнистой ткани.
У меня есть для вас информация к размышлению:
- Кость прочнее бетона и гранита
- Большая берцовая кость человека способна выдержать нагрузку до 1,5 тонн, что в 25-30 раз превышает массу тела.
Для того чтобы выяснить какими свойствами должна обладать кость, нужно установить зависимость этих свойств от химического состава кости, мы проведем лабораторную работу «Строение и свойства кости» Слайд №21
Лабораторная работа «Строение и свойства костей» 10-15 минут
Цель: изучить свойства костей и установить зависимость этих свойств от химического состава костей.
Оборудование: образцы костей птицы: натуральные, выдержанные в кислоте, прокаленные.
Вопросы в начале лабораторной работы: Можно ли кость назвать живой структурой? (Можно, т.к кость состоит из живых клеток и тканей) Какие химические вещества входят в состав живых организмов? (Органические и неорганические) Какими свойствами должна обладать кость? (прочностью, упругостью)
Ход работы.
- Рассмотрите кости животных (см. стр. учебника).
- Рассмотрите образцы костей:
- Натуральной
- Выдержанной в растворе кислоты
- Прокаленной.
Вам необходимо в таблицах расставить знаки + и – (да и нет)
4. Сделайте выводы о химическом составе кости и его влияние на свойства кости и занесите их в таблицы
Слайд №23 1 ученик из группы характеризует ту или иную кость. Можете дополнить? 3-4 минуты
Прокалённая кость | Выдержанная в кислоте | Натуральная | |
Химический состав: - органические вещества - минеральные вещества | - + | + - | + + |
Свойства кости: - эластичная,упругая - твёрдая | - + | + - | + + |
Вывод: Органические вещества придают эластичность и упругость костям, минеральные (неорганические) – твёрдость, поэтому сочетание этих веществ обеспечивает живой кости высокую прочность.
Биологическая задача.
Выписка из истории болезни: в травмпункт поступила пациентка 80 лет с жалобой на острую боль в руке после падения в гололед. Наблюдается отечность, гиперемия и изменение формы конечности.
Диагноз: перелом.
- Почему старушка получила перелом, а ее внук после многократных падений с горки и велосипеда чувствует себя отлично?
Вывод: соотношение органических и минеральных веществ в составе костной ткани меняется с возрастом, что приводит к изменению их свойств.
Физкультминутка
Итак, вы изучили состав костей и установили зависимость этих свойств от состава костей. Давайте теперь рассмотрим, как кости соединены между собой, ведь они не отделены в организме друг от друга.
Существует 3 типа соединения костей: неподвижное, подвижное и полуподвижное.
Неподвижные соединения костей осуществляются сращением костей (крестцовые позвонки), а также швами (кости черепа). Они обеспечивают надежность соединения и способность выдерживать большие нагрузки.
Полуподвижными называются соединения костей с помощью хряща (соединение позвонков в позвоночнике, ребер с грудиной).
Сустав (подвижное соединение) – наиболее распространенная и сложная форма соединения костей. Суставы независимо от различий в подвижности состоят из трех обязательных элементов: суставных поверхностей, суставной сумки и суставной полости.
Ребята! У вас тоже гибкие кости. Чтоб была хорошая осанка и не было сколиоза или искривления позвонков, нужно соблюдать правила посадки Перечисляю их. Голова прямая, плечи приподняты, ноги прямо поставить на пол, между партой и прессом должен проходить кулачок. Следите за своей осанкой дома и в школе, что не сформировался сколиоз. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой.
Домашнее задание. Стр.. Отвечать на вопросы на стр.. Творческое задание: подготовить мультимедийный доклад по одной из следующих тем:
- Многообразие скелетов у простейших.
- Как происходит линька у членистоногих.
- Опорные структуры растений и их применение в архитектуре и строительстве.
- Скелеты простейших в живописи.
Чтобы обобщить и закрепить изученный материал ответим на вопросы:
- Какой тип скелета у моллюсков? (Наружный, у более прогрессивных - внутренний)
- Из какого вещества состоит панцирь краба? (Хитин)
- В чём преимущества внутреннего скелета по сравнению с наружным?
- В чём его недостатки?
Самооценка результатов деятельности.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся по вопросам:
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: виды взаимоотношений между живыми организмами
Урок: виды взаимоотношений между живыми организмами, 11 класс...
Открытый урок "Свет в жизни живых организмов"
Урок природоведения для 5 класса в котором говорится о значении света в жизни живых организмов....
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Обобщающий урок по теме "Питание живых организмов" по учебнику Природоведение 5 класс. Авторы Т.С.Сухова, В.И.Строганов
Конспект для проведения обобщающего урока по теме "Питание живых организмов"...
презентация к урокам биологии и экологии "Живые организмы как среда жизни"
Презентация состоит из 17 красочных слайдов, которых показаны особенности организменной среды.,...
сценарий урока 6 класс. "Взаимодействие живых организмов в различных сообществах. Биотические факторы среды. "
Сценарий урока по УМК Сонина. Урок построен с использованием технологии КСО....
Урок в 6 классе "Опорная система живых организмов"
Урок в 6 классе "Опорная система живых организмов"...