открытый урок птицы
план-конспект урока по биологии (7 класс)
изучение внешнего строения птиц 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ptitsy_7klass.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии. Тема: «Общая характеристика и внешнее строение птиц».
Тип урока: урок открытия новых знаний (технология деятельностного подхода).
Цели: Сформировать знания об особенностях строения класса птиц связанных с полётом.
- Образовательная: дать общую характеристику птиц; познакомиться с происхождением птиц; рассмотреть внешнее строение птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.
- Развивающая: продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, работать с натуральным объектом, с дополнительными источниками информации; обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
- Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания; воспитывать терпимость к взглядам других людей; пробудить интерес к самостоятельному решению задач; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.
Планируемый результат обучения (формирование УУД):
Познавательные УУД: приобретение навыка устной речи, навыка чтения;
Коммуникативные УУД: умение формулировать свои мысли, понимать собеседника;
РегулятивныеУУД: приобретение навыка работы по плану.
Личностные УУД: умение формулировать оценочные суждения на основе анализа устных выступлений.
Ход урока
Этап / подэтап учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||
1) Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Приготовьте ваши учебные принадлежности. Начинаем урок. | Приветствуют учителя | ||||||||||||||||||||||||||||||
2) Мотивационная актуализация | Вопрос к ученикам: На последнем уроке мы закончили изучение класса пресмыкающиеся. Для усвоения нового материала, давайте с вами вспомним основные особенности внешнего строения пресмыкающихся и ответим на следующие вопросы: 1. Какую форму тела имеют пресмыкающиеся? 2. Какие отделы тела выделяют у пресмыкающихся? 3.Чем образованны покровы пресмыкающихся животных? 4. Как располагаются конечности по отношению к телу? 5. Почему пресмыкающихся считают настоящими наземными животными? 2.Изучение нового материала Сегодня мы с вами приступаем к изучению, пожалуй, самого удивительного класса животных. Запись на доске Мотивация (слова китайского философа Конфуция: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота» . Какую тему урока мы будем изучать сегодня? Тема урока: Класс Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц Проблемный вопрос: Почему птицы летают? Учитель Гипотеза: Птицы имеют перьевой покров, обтекаемую форму тела и крылья. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть высказанное предположение необходимо изучить соответствующую информацию. Какую цель поставим сегодня на уроке? Цель: Узнать особенности внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету. Какие задачи определим для достижения цели? Задачи: 1.Познакомиться с общей характеристикой птиц. 2.Изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. 3.Использовать полученную информацию для выполнения лабораторной работы. Итак, давайте построим план нашего урока План урока: запись на доске
3. Выполнение лабораторной работы (инструкции) 4. Подведение итогов и рефлексия. 5. Задание на дом Давайте приступим с вами к реализации запланированной работы. Восприятие и усвоение учениками нового материала. | .
Дети формулируют тему, записывают в тетрадь записи в тетради Ответы детей | ||||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть урока: | Дорогие ребята! Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Посмотрите предложенный видеофрагмент. (полет птиц)
Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, который волновал человека с давних пор: проблемный вопрос: Почему птицы летают? Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.
Прослушайте общую характеристику класса птицы Рассказ ученика «Общая характеристика Класса Птицы» Проведем исследования (работа по группам) инструктивная карточка 1. Внешнее строение тела птицы Группа 1
Инструктивная карточка 2. Внешнее строение конечностей птицы Группа 2
Инструктивная карточка 3. Перьевой покров птицы Группа 3
Инструктивная карточка 4. Перьевой покров птицы Группа 4
Давайте теперь обсудим ваши результаты. Результаты исследований. На слайде общий вид птицы виды перьев. | Работа в группах (4 группы) Заранее подготовленный ученик | ||||||||||||||||||||||||||||||
1) Работа в группах примерные ответы 1 группы Примерные ответы 2 группы Примерные ответы 3 группы Примерные ответы 4 группы | Отделы телаТело птиц имеет следующие отделы:
Туловище птиц яйцевидное. Обтекаемая форма туловища – одно из основных приспособлений птиц к полёту во внешнем строении. Голова небольшая, на ней расположены глаза, ноздри и ушные отверстия, которые спрятаны под перьями. Ушные раковины отсутствуют. Зубов нет. Челюсти покрыты клювом, роговым образованием различной величины и формы. Форма клюва соответствует способу добычи и виду пищи. Шея подвижная, различной длины, при полёте вытягивается, что также увеличивает обтекаемость. КрыльяПередняя пара конечностей приспособлена к полёту и называется крыльями. В раскрытом виде крылья имеют форму буквы Z. У крупных птиц крылья широкие, позволяют планировать и подниматься на восходящих потоках воздуха. У соколов – заострённые, для быстрого пикирующего полёта. У лесных птиц крылья всегда меньше, чем у сходных видов, обитающих на открытых пространствах. НогиНоги птиц служат для перемещения по земле, деревьям и другим поверхностям. Длина ног и их строение зависит от среды обитания. Например, у водоплавающих видов ноги снабжены перепонками для плавания. Бегающие виды птиц имеют особо сильные ноги. При ходьбе птица опирается на пальцы. Пальцы противопоставлены, чтобы птица могла обхватывать ветви деревьев. 3 пальца расположены спереди и один сзади. На концах пальцев имеются когти. Остальные кости стопы собраны в цевку, она смягчает посадку. ХвостХвост выполняет важные функции:
Все перья можно разделить на две группы:
Пуховые перья не имеют бородок второго порядка. Они подстилают контурные и сохраняют тепло. Контурные перья образуют контур тела. Они также уменьшают потери тепла, а ещё:
В зависимости от расположения контурные перья делят на:
Маховые и рулевые перья самые длинные. Маховые образуют лопасть крыла, рулевые расположены в хвосте. Перьевой покровПерья являются производными кожи. Перо состоит из толстого полого стержня, на котором расположены тонкие стержни – бородки. От каждой бородки отходят бородки второго порядка, имеющие мелкие крючки. Все бородки сцепляются между собой, образуя эластичное опахало. Птица способна изменять степень раскрытия перьев и изгиб крыла, что позволяет ей маневрировать и тормозить при полёте. Для птиц характерна линька, или смена перьев. В году может быть не одна, а две и три линьки. Иногда линька связана с появлением брачного наряда птицы. Некоторые птицы при линьке определённое время не могут летать и вынуждены скрываться в труднодоступных местах. Давайте теперь обсудим ваши результаты. Результаты исследований. На слайде общий вид птицы виды перьев, скелет птицы. Записи в тетради: Давайте еще раз повторим приспособления птиц к полету: 1. Обтекаемая форма тела (уменьшение трения); 2. Наличие перьевого покрова (летательная поверхность); 3. Наличие хвоста, служащего птице рулем; 4. Образование цевки как посадочного устройства. В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных. Перо – это видоизмененная чешуя, то есть перья – это производные кожи (как ногти и волосы человека), они лишены чувствительности. | Работают с учебником выступают с результатами своей работы | ||||||||||||||||||||||||||||||
2) Закрепление Работа по карточкам индивидуально у | Карточка –инструкция (заранее на столах) Заполните таблицу «Внешнее строение птиц»
пуха.
к полету. Вопросы: если останется время 1. Какую роль играют контурные перья на теле птиц? (защищают тело птицы и делают его более обтекаемым) 2. Из чего состоит контурное перо? (роговой стержень и мягкие упругие опахала) 3. Какие перья играют главную роль в полете? (маховые и рулевые) | Учащиеся выполняют письменную работу | ||||||||||||||||||||||||||||||
Заключительная часть урока: рефлексия | Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Чему научились? Что вас поразило? На какие вопросы вы хотели бы найти ответ? Я вам предлагаю по кругу высказать одним предложением оценку своей работы, выбирая начало фразы на слайде: сегодня я узнал… меня заинтересовало… мне понравилось… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… письменно (рефлексивный тест) | |||||||||||||||||||||||||||||||
1) Информация о домашнем задании | Параграф 43 тетради с л/р сдают на проверку. Молодцы, за ваши ответы на уроке я хотела бы оценить следующих учащихся… | Записывают Д/З в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" ("Журавли - парные птицы")
Презентация к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" содержит название темы урока, цели к уроку, эпиграф, рисунки, содержание заданий для учащихся. Урок посвящен рассказу тувинск...
Открытый урок по живому миру по теме: "Дикие птицы нашего края - коршун".
Конспект открытого урока в 3 классе коррекционной школе по живому миру....
открытый урок в 1 классе по теме : "Кто такие птицы?"
открытый урок "Кто такие птицы?"...
Открытый урок по биологии на тему: "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"
Цель данного урока:1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.2) воспитание научного мирово...
Открытый урок Птицы
Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Цель урока: углубить и обобщить знания школьников по классу "Птицы", расширить представления учащихся о многообразии представителей изучаемог...
Открытый урок. Птицы (Кайаксем)
План проведения урока на тему Птицы....
Конспект открытого урока по окружающему природному миру обучающегося на дому 3 класса "Птицы. Забота человека о птицах зимой"
Конспект открытого урока по окружающему природному миру для ученика 3 класса, обучающегося на дому, на тему "Птицы. Забота человека о птицах зимой"....
- Мне нравится (1)