Конспект урока "Внешнее строение и функции корня"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Цель урока:
образовательная:
- сформировать представление о функциях корня, видах корней, строении и образовании корневых систем;
воспитательная:
- формирование навыков организации своей работы и сотрудничества;
развивающая:
- развитие познавательных интересов, практических умений применять на практике полученные теоретические знания по распознаванию и определению корней, корневых систем и корнеплодных растений, умения анализировать, обобщать, делать выводы.
Задачи урока:
- овладеть новыми понятиями и терминами;
- развивать практические умения работы со схемами, рисунками, моделями, гербариями и живыми объектами.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методы:
репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Методические приемы:
беседа, лабораторная работа, работа с толковым словарём, просмотр видеосюжета.
Тип урока: изучения новых знаний.
Оборудование урока:
демонстрационное: презентация " Внешнее строение и функции корня», компьютер, мультимедиапроектор, карточки.
лабораторное - проростки фасоли с развитыми корнями, гербарий “Типы корневых систем”, салфетки, лупы.
Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися
Личностные:
- целостное представление понятий "корень - орган", "корневая система",
- формирование практических навыков в ходе работы с раздаточным материалом,
- формирование навыков сотрудничества.
Предметные:
- освоение доступных способов изучения строения органов растения с получением информации из разных источников.
Метапредметные:
познавательные:
- умение работать со схемами, таблицами,
- умение анализировать, обобщать, делать выводы;
коммуникативные:
- умение работать в парах;
регулятивные:
- умение организовывать свою работу, оценивать учебные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnee_stroenie_i_funktsii_kornya.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии «Внешнее строение и функции корня» 6 класс
Цель урока:
образовательная:
- сформировать представление о функциях корня, видах корней, строении и образовании корневых систем;
воспитательная:
- формирование навыков организации своей работы и сотрудничества;
развивающая:
- развитие познавательных интересов, практических умений применять на практике полученные теоретические знания по распознаванию и определению корней, корневых систем и корнеплодных растений, умения анализировать, обобщать, делать выводы.
Задачи урока:
- овладеть новыми понятиями и терминами;
- развивать практические умения работы со схемами, рисунками, моделями, гербариями и живыми объектами.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методы:
репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Методические приемы:
беседа, лабораторная работа, работа с толковым словарём, просмотр видеосюжета.
Тип урока: изучения новых знаний.
Оборудование урока:
демонстрационное: презентация " Внешнее строение и функции корня», компьютер, мультимедиапроектор, карточки.
лабораторное - проростки фасоли с развитыми корнями, гербарий “Типы корневых систем”, салфетки, лупы.
Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися
Личностные:
- целостное представление понятий "корень - орган", "корневая система",
- формирование практических навыков в ходе работы с раздаточным материалом,
- формирование навыков сотрудничества.
Предметные:
- освоение доступных способов изучения строения органов растения с получением информации из разных источников.
Метапредметные:
познавательные:
- умение работать со схемами, таблицами,
- умение анализировать, обобщать, делать выводы;
коммуникативные:
- умение работать в парах;
регулятивные:
- умение организовывать свою работу, оценивать учебные результаты.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступление-приветствие:
Здравствуйте, ребята. Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, надеюсь на наше сотрудничество и вашу поддержку.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Я представляю вам изображение растений, с которыми связана наша жизнь.
Давайте вспомним, что мы изучили на прошлых уроках и как это связано с изображением на слайде? (строение, условия прорастания семян, значение семян; все изображённые растения получены из семян)
Что такое семя?
Какие органы растений ещё вам известны?
На какие две группы мы можем разделить все органы растений?
Я предлагаю вам разделить изображённые органы на две группы вегетативные и генеративные.
(сначала в тетради - взаимопроверка, затем работа на доске – выставляют на магнитах таблички с надписями в две колонки - вегетативные органы и генеративные органы)
Ребята, давайте посмотрим всё ли у нас стало на место?
Что же такое вегетативные органы? А генеративные? (ответы детей)
Посмотрите пожалуйста на слайд и предположите какой орган растений объединяет эти три картинки?(корень)
При подготовке к нашему уроку я задала в поисковике смысл слова корень, и вот что мне предложил интернет: корень жизни, корень языка, зри в корень…. Предложите свои варианты со словом корень.
( Варианты ответов: корень уравнения, корень слова, корень зуба, корень зла, и т. д.)
Что же такое Корень? Давайте обратимся к энциклопедии. Кто поможет нам быстро найти определение? (учащийся работает с толковым словарём)
Теперь послушаем, что обозначает слово « корень» (Учащийся, работающий со словарем, зачитывает несколько вариантов ответа).
Какое определение нас интересует на данном уроке? (биологическое)
Корень – подземная часть всякого растения.
Мы с вами уже знаем для того чтобы вырастить культурные и комнатные растения нам нужны знания о семенах растений. Достаточно ли, того, что человек создал благоприятные условия для прорастания семян, чтобы получить хороший урожай от этого растения?
(Нет, этого не достаточно.)
- А что ещё, по вашему мнению, необходимо для получения хорошего урожая?
(- Ухаживать за растением: поливать и рыхлить почву.)
- Объясните, зачем надо поливать и рыхлить почву, если речь идёт о развитии самого растения.
(- В почве находится корень, который является органом цветкового растения и выполняет важные функции для него.)
- Какой вывод из этого напрашивается?
(- Следовательно, растение будет развиваться и даст хороший урожай, если корень выполнит все необходимые для растения функции.)
- Какая проблема возникает перед человеком, который решил вырасти растение и получить от него хороший урожай?
Какие условия необходимо создать корню, чтобы он смог выполнить свои функции?
- Что необходимо узнать на уроке, чтобы найти решение данной проблемы?
(- Узнать о корне, его функциях и строении.)
Тема урока «Внешнее строение и функции корня»
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
План урока
1.Определить функции корня.
2.Изучение внешнего строения корня. Виды корней.
3.Типы корневых систем
4. Рост корня
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут.
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок.
В. Жак
Почему растение не может жить без корней? Чем же он так важен?
Какую роль играет корень в жизни растений?
1) Функции корня.
Вспоминают изученный ранее материал и называют функции корня.
Составление опорной схемы на доске с дополнением учителя
⎯ якорная(закрепление растения в почве)
⎯ всасывающая(поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами)
⎯ вегетативного размножения
⎯запасания питательных веществ
Кроме данных основных функций корень в отдельных случаях может выполнять специфические:
⎯дыхательная
⎯взаимодействие с грибами, микроогранизмами (микориза, клубеньки бобовых)
⎯опорная
2)Изучение внешнего строения корня.
Лабораторная работа «Корневой чехлик и корневые волоски»
(рассматривание под лупой проростков семян фасоли)
- Рассмотрите проростки невооруженным глазом, затем в лупу. Найдите корневой чехлик.
- Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика, найдите выросты в виде пушка - корневые волоски.
- Сделайте вывод.
Беловатый, почти прозрачный кончик чуть утолщён и прикрыт защитным колпачком – корневым чехликом. Несколько выше чехлика имеется небольшая гладкая часть корня. Над ней находиться участок с многочисленными тонкими выростами, которые выглядят как белый пушок вокруг корня. Это корневые волоски. Выше по корню развиваются боковые корни, на них также имеются корневой чехлик и корневые волоски. Ближе к стеблю корень обычно утолщён и имеет буроватый цвет.
3)Виды корней.
Все ли корни одинаковые у растений?
Выясните, какие виды корней встречаются у растений?
Работа с учебником
Изучение строения корня, используя текст и рисунки учебника.
(зарисовать рисунок и обозначить на нём виды корней, или выписать определения – работа по выбору, результаты выполненного задания озвучивают. Опорная схема в презентации.)
Вывод: Существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный.
Главный корень развивается из зародышевого корня.
Придаточными называют корни, развивающиеся на стеблевой части побега (стебле, листьях).
Боковые корни возникают на корнях всех видов (главном, боковых и придаточных).
3) Типы корневых систем (групповая работа) Корневая система - это совокупность всех корней растения. Различают два типа корневых систем – стержневую и мочковатую. Стержневая корневая система характеризуется преобладанием главного корня над остальными. Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений. Стержневая корневая система проникает в почву довольно глубоко. Мочковатая корневая система характеризуется преобладанием придаточных и боковых корней. Главный корень в ней слабо развит или рано отмирает. Мочковатую корневую систему имеют большинство однодольных растений. Мочковатая корневая система располагается, как правило, в верхнем слое почвы. Лабораторная работа «Стержневые и мочковатые корневые системы»
1.Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2.Отберите растения со стержневой корневой системой.
3.Отберите растения с мочковатой корневой системой.
4.По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные.
5. Заполните таблицу:
Название растений | Тип корневой системы | Классы растений |
Демонстрация корневых систем и крепление их на доске в две группы.
Вывод: Существует 2 типа корневых систем: стержневая и мочковатая.
Подорожник в этом ряду представляет собой немногочисленное исключение. Сам, будучи отнесен к двудольным растениям, он имеет мочковатую корневую систему.
4) Рост корня
Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга. Как же растёт корень? Для ответа на этот вопрос предлагаю вам видеосюжет «Рост корня». Посмотрев его необходимо ответить на следующие вопросы (предлагаются карточки с вопросами)
Вопросы
1.Какой частью растёт корень
2.Какова продолжительность роста корня у растений?
3.Путём чего осуществляется рост корня?
Ответы на вопросы:
⎯корень растёт верхушкой, кончик корня, защищённый чехликом раздвигает почвенные частицы, на главном корне формируются боковые корни, защищённые корневыми чехликами
⎯ корень растёт в течение всей жизни растения
⎯ рост корня осуществляется путём деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня.
Пикировка — это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заостренного колышка, напоминающего пику.
Стимулирует рост боковых корней
Почему после окучивания возрастает урожай растений?
Стимулирует рост придаточных корней.
Геотропизм - способность различных органов растения располагаться, и расти в определённом направлении по отношению к центру земного шара. Всем известно, что стебель растёт вверх, а корень вниз.
IV. Первичная проверка понимания
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний с последующей взаимопроверкой
Соедините стрелочками понятие и определение
Основные понятия | Определение понятий |
Корни | система, состоящая из придаточных и боковых корней |
Корневая система | корни, отходящие от стебля |
Главный корень | подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве |
Боковые корни | система всех корней растений |
Придаточные корни | система, состоящая из главного и боковых корней |
Стержневая корневая система | корни, отходящие от главного и придаточных корней |
Мочковата корневая система | корень, развивающийся из корешка зародыша |
Всё понятно Больше понятно, чем непонятно Затрудняюсь во многом |
V. Первичное закрепление.
Проблемный вопрос:
В моих руках находиться черенок двудольного растения, определите виды корней и тип его корневой системы.
(мочковатая, так как корни только придаточные и боковые)
Рассказ с биологическими ошибками.
Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и питательных веществ. Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена - у пшеницы, кукурузы. Как все это интересно! И, главное, я хорошо во всем разобралась, как вы только что услышали!
VI. Домашнее задание. (по выбору)
1. Ответить на вопросы к параграфу № 13,
2. Составьте пять вопросов для соседа по парте по теме урока.
3. Прочитайте басню И.А.Крылова «Листы и корни». Ответьте на вопросы: О чем спорили листья и корни? Кто был прав? Какова мораль этой басни?
4. Корень какого растения и почему называют корнем жизни?
VII. Рефлексия.
Учитель: Молодцы, ребята. Мы хорошо поработали сегодня на уроке. Узнали много интересного о корнях растений. Теперь постарайтесь, пожалуйста, сделать вывод по всему уроку в виде резюме.
(На слайде есть начало фразы, ребята выбирают и продолжают фразу.)
Я понял, что…
Оказывается…
Меня удивило то, что…
Мне понравилось то, что…
Я задумался над тем….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Строение и функции органоидов клетки" в 10 классе
Данный урок был проведен в своей школе в 10 классе в рамках повышения квалификации для учителей биологии....
План-конспект урока "Строение и функции головного мозга"
Урок в 8 классе. Изучаются строение и функции основных отделов головного мозга....
Конспект урока "Строение и функции пищеварительной системы"
Конспект урока "Строение и функции пищеварительной системы"...
Строение и функции корня
Презентация к открытому уроку "Строение и функции корня"...
Строение и функции корня
Презентация к открытому уроку "Строение и функции корня"...
Урок по теме «Строение и функции корня».
в ходе урока учащиеся изучат виды корней; узнают о разнообразии корневых систем, особенностях их строения и образования; освоят навыки работы с биологическими терминами, учебником и получат практическ...
Урок по теме: "Строение и функции корня"
Конкурс «Умные уроки в нашей новой школе - 2019»Номинация «Умные уроки с электронными образовательными ресурсами (ЭОР)»Технологическая карта урока биологииТема урока Строение и...