Урок по теме «Строение и функции корня».
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
в ходе урока учащиеся изучат виды корней; узнают о разнообразии корневых систем, особенностях их строения и образования; освоят навыки работы с биологическими терминами, учебником и получат практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koren-glavnyy_organ_rasteniya.ppt | 1.56 МБ |
konspekt_uroka_stroenie_i_funktsii_kornya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Сформировать представление о корне растений как вегетативном органе. Задачи: дать понятие корню и видам корней; охарактеризовать корневые системы; выработать умение их распознавать; познакомить с функциями и видоизменениями корня.
Эпиграф урока: «Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!» В. Жак.
Функции корня: Закрепление и удерживание растения в почве
Функции корня: орган вегетативного размножения
Функции корня: Минеральное питание растений
Функции корня: откладывание в запас и накопление питательных веществ
Функции корня: Взаимодействие с корнями других растений, микроорганизмами, грибами, обитающими в почве Микориза (или грибокорень) - это специфическое образование между гифами грибов (грибницей) и корнем высших растений. Это результат их симбиоза - совместного взаимовыгодного сосуществования, или "сожительства".
Развитие зародышевого корешка у проростка дуба
Корневая система — это совокупность всех корней растения.
Типы корневых систем: 1. стержневая корневая система Состоит из хорошо развитого похожего на стержень главного корня и боковых корней. Типична для двудольных растений (морковь, одуванчик )
Типы корневых систем: 2. мочковатая корневая система Корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень. Характерна для однодольных растений. (пшеница, чеснок, лук)
Окучивание — техника в сельском хозяйстве и садоводстве , заключающаяся в приваливании влажной мелкокомковатойпочвы к нижним частям растений с одновременным её рыхлением. [
Лабораторная работа «Стержневые и мочковатые корневые системы» 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются? 2. Прочитайте в учебнике о стержневых и мочковатых корневых системах. Определение запишите в тетрадь. 3. Отберите растения со стержневой корневой системой. 4. Отберите растения с мочковатой корневой системой. 5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные. 6. Заполните таблицу: Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы
Видоизменения корней Корни- прицепки у плюща
Воздушные корни орхидеи
Видоизменения корней
Видоизменения корней Корни- подпорки баньяна Корнеклубни георгина
Видоизменения корней Корнеплоды Редис, морковь, свекла
Выводы: Растения могут иметь 3 типа корней: главные, боковые, придаточные Совокупность всех корней растения образует его корневую систему Различают 2 типа корневых систем : стержневые и мочковатые Корни растений выполняют опорную, всасывающую, запасающую функции и осуществляют вегетативное размножение растений.
Спасибо за урок, до новых встреч! Домашнее задание § 19, 20 Текс с ошибками Презентации по теме Сказку о корнях
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Строение и функции корня».
Цель: Сформировать понятие о корне, как о вегетативном органе растения, о видах корней, о типах корневых систем.
Задачи
Образовательные
- Изучить виды корней;
- Узнать о разнообразии корневых систем, особенностях их строения и образования;
- Дать представление о функциях корня;
- Раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводов;
Развивающие
- Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.
Воспитательные
-воспитывать умение правильного поведения на уроке;
-воспитывать умение работать в паре.
Методы и приёмы:
1. словесные ;
2. наглядные ;
3. практические .
Оборудование:
таблица “Строение корня”, “Типы корневых систем”, компьютер, экран.
гербарий “Типы корневых систем»,
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Повторение материала
- Актуализация знаний учащихся.
- Формирование новых знаний.
- Формирование умений.
- Закрепление знаний
- Задание на дом.
- Рефлексия
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. 2.Повторение материала 3.Актуализация знаний 4.Формирование новых знаний. 4.Формирование умений. 5. Закрепление знаний Итог урока . Рефлексия. | Здравствуйте ребята! (Проверка готовности класса к уроку. Улыбнитесь друг другу , гостям , садитесь . Начинаем наш урок. На прошлом уроке мы с вами вели разговор о строении семян однодольных и двудольных растений . Сейчас повторим изученный материал . У вас на столах находятся тесты, выполняем работу по вариантам Чтобы узнать , о чем мы будем вести сегодня разговор, послушайте стихотворение. Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Сегодня мы с вами будем говорить о корне. - А что вы уже знаете о корне? Тема нашего урока: «Строение и функции корня». Слайд 1 Эпиграф урока: Как ни тонок, неприметен Под землею корешок, но не может жить на свете Без него любой цветок! В.Жак.
А еще в конце урока мы ответим с Вами на вопрос: может ли растение существовать без корня?
Слайд4 Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно? Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Шумят летом деревья в налетевшем теплом ветре, низко склоняют ветви, теряя желтую листву в сырую осеннюю погоду, сгибаются , скрипят и стонут в порывах снежных метелей и бурь… Но ведь почти всегда им удается не упасть, выстоять . Как же это у них получается? Все очень просто-деревья крепко держатся за землю своими корнями. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепкие. А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь. - Какая функция корня проявляется в данном случае? ( опорная ф-ция) слайд 5 (слайд 6) - Какая функция корня проявляется в данном случае? Вторая функция корней заключается в том, что корни участвуют в вегетативном размножении растений. (слайд 7) (слайд 8) - Какая функция корня проявляется в данном случае? Третья функция корней –питательная Корни, находясь глубоко в почве, питают растение, поглощая воду и минеральные соли.(слайд 9) - Какая функция корня изображена на этом рисунке?(слайд 10) Четвертая функция корня – запасающая заключается в том, что в корнях откладываются в запас и накапливаются питательные вещества (слайд 11) Пятая функция корней заключается в том, что корни взаимодействуют в почве с корнями других растений, грибами и бактериями.(слайд 12-13) У вас на столах лежат тексты , в которых указаны виды корней. Прочитайте внимательно текст и выпишите в тетрадь новые термины. В тексте учебника найдите рис 59 стр 89 и дайте определения главному, придаточному и боковому корню. -Какой же корень у растения при его прорастании появляется первым? Физкультминутка Все корни одного растения образуют корневую систему (учитель укрепляет на магнитной доске таблички новыми терминами). Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Посмотрите на таблицу "Типы корневых систем". В чем их отличие ? Чтобы ответить на этот вопрос прочитайте текст в учебнике «Типы корневых систем» и выполните лабораторную работу»Стержневая и мочковатая корневая системы». При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. Зачем это делают? У корней растений есть еще одна очень интересная особенность: они могут принимать различные формы. В таких случаях мы говорим о видоизменениях корней. Изменение внешнего вида корня связано обычно с выполнением им какой-либо дополнительной (необычной) функции. ( слайды 20-23) Контроль знаний осуществляется в виде небольшого тестирования. Проверяются знания и понимание изученного на уроке. Проверочная работа (прил 2) 1 вариант. 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений. 1. У одуванчика корневая система стержневая. 2. Главный корень развивается из корешка зародыша. 3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень. 4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни. 5. Придаточные корни отрастают от стебля растений. 6. У пшеницы корневая система мочковатая. 2вариант. Закончите предложения. 1. Через корень растение получает из почвы … и …. 2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется…. 3. Все корни растения составляют его …. 4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни. Итак, что мы сегодня изучили на уроке? Как мы это изучали? Что нового вы узнали ?
Вернемся поставленному вопросу в начале урока: может ли растение жить без корня? Почему? Согласны ли Вы с тем, что «Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок»? (Выставление оценок активным в течение урока учащимся)
Слайд 26 «Домашнее задание» Теперь у вас есть все нужные знания, и я предлагаю вам повторить домашнее задание по параграфу 19 и проверите свои знания, выполнив задания после параграфа. Выполнить упражнение в рабочих тетрадях .Для тех, кто хорошо понял тему урока и заинтересовался ею, я предлагаю составить рассказ с ошибками о строении и функциях корня. Спасибо за урок! | Ответы на вопросы теста письменно на отдельных листках. Дети дополняют строчку стиха. Называют тему урока и цели урока Ответы детей Записывают тему в тетрадь Ответы детей Выслушать ответы детей Выслушать ответы детей Выслушать ответы детей Читают текст и выписывают в тетрадь виды корней: главные, придаточные, боковые. Работают с учебником Просмотр видеоролика (прорастание семени) Проводит физкультминутку ученик Текст на стр 90 лаб работа стр 91. Работу оформляют в тетради . Работают в парах. Делают самостоятельно вывод по типам корневых систем Выслушать ответы детей Сегодня на уроке мы изучили понятие «корень», строение и функции корня Смотрели презентацию, заполняли таблицу, выполняли задания и т.д. Отвечают Ученики высказывают свои соображения. |
Приложение 1
тест ( проверка знаний)
вариант 1.
1. Семядоля - это ...
- половинка семени
- часть зародыша
- эндосперм
2. Растения зародыш которых имеет одну семядолю называют ...
- двудольными
- однодольными
3. Семядоли ...
- необходимы зародышу для поглощения эндосперма
- не несут никаких жизненно важных функций
- нет правильного ответа
4. Первым прорывает семенную кожуру и выходит из семени при прорастании ...
- почечка
- семядоли
- корешок
5. Можно ли хранить семена без доступа воздуха ...
- да
- нет
- нет разницы
6. Особая ткань, клетки которой содержат много запасных питательных веществ?
- крахмальные зёрна
- эндосперм
вариант 2
1. Питание проростка в период выхода корешка осуществляется благодаря ...
- корешку
- семядолям
- стебельку
2. Семя имеет ...
- только запас питательных веществ
- зародыш с запасом питательных веществ
- зародышевый стебелёк и почечку с листочками
3. Семя - это ...
- орган семенного размножения
- новое поколение
- плод
4. Плотный покров семени.
- оболочка
- эпидермис
- кожура
5. Внутри семени находится ...
- рубчик
- зародыш
- проросток
6. Проросток ...
- зародыш
- молодое растеньице
- надземный побег
7. Особая ткань, клетки которой содержат много запасных питательных веществ?
- крахмальные зёрна
- эндосперм
приложение 2 ( при закреплении знаний)
1вариант .
Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выделите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.
5. Придаточные корни отрастают от стебля растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
2 вариант.
Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … ……………и ……………
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется……………………….
3. Все корни растения составляют его …………………………
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … …………..корни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"
Данный урок биологии проводится в 10 классе. На уроке формируются знания о строении, свойствах и функциях внутреннего слоя клеточной оболочки - плазматической мембраны в системе ТДМ (технология...
Урок на тему "Строение и функции крови", 8 класс.
Цели урока: Сформулировать новые понятия о составе крови.Рассмотреть взаимосвязи строения и функций кровяных клеток.Развивать умения работы с различными информационными источниками.Нацелит...
Метапредметный урок по теме "Строение и функции белков"
Данный урок проводится в 10 классе. Урок обобщения и усвоения новых знаний.В ходе этого урока учащиеся обобщают химические свойства белков, их роль в жизнедеятельности клетки. Обобщают и систематизиру...
Урок по теме "Строение и функции головного мозга"
Урок для 8 класса по программе Сонина....
Технологическая карта урока на тему: "Строение и функции почек."
Почки - жизненно важный орган, сложный биологический фильтр, образующий мочу в два этапа, следовательно, почки поддерживают постоянство внутренней среды (гомеостаз...
Урок по теме "строение и функции выделительной системы".
Данный материал содержит конспект урока по теме к учебнику линии И.Н. Пономаревой. Материал содержит готовые листы фронтальной работы, которыми можно пользоваться на уроке, как дидактическим материало...
Урок по теме: "Строение и функции корня"
Конкурс «Умные уроки в нашей новой школе - 2019»Номинация «Умные уроки с электронными образовательными ресурсами (ЭОР)»Технологическая карта урока биологииТема урока Строение и...