Календарно-тематическое планирование по биологии 5-9 классы Пасечник В.В Линия жизни
календарно-тематическое планирование по биологии

Голубкова Елена Вячеславовна

Календарно-тематическое планирование по биологии 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_biologiya_liniya_zhizni_5-9.docx121.03 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование 5 класс

п.п

Наименование раздела, темы

Часы учебного времени

Дата проведения

Характеристика основной деятельности ученика

Домашнее задание

ЦОР

ИКБ

По плану

По факту

Биология как наука (5ч)

1

Вводный инструктаж по ТБ

Биология — наука о живой природе.

1

2.09

Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником

Определять методы биологических исследований. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила

работы в кабинете биологии

Выделять существенные признаки, отличия живого от неживого.

§1,2  читать

www.it-n.ru 

2

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии.

1

9.09

§3  читать, вопросы

belclass.net

3

Разнообразие живой природы.

1

16.09

§3  читать

priroda.ru

Фауна Белгородской области

4

Среда обитания организмов.

1

23.09

§4,5  читать

5

Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

1

30.09

Подготовиться к лабораторной работе

www.it-n.ru 

Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов (10ч)

6

Увеличительные приборы.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №1

 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы»  

1

7.10

Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом

Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием

Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным

оборудованием

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Сравнивать строение клеток разных организмов.

Сформировать представление о единстве живого

Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с

микроскопом

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов.

§6  читать подготовиться к лабораторной работе

7

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №2

 «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

1

14.10

8

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

1

21.10

§7  читать, проект «Строение клетки»

www.it-n.ru 

9

Химический состав клетки. Органические вещества.

1

11.11

§7  читать, подготовиться к лабораторной работе

10

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

1

18.11

§7  читать,

priroda.ru

11

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №3

«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

1

25.11

§8  читать

12

Особенности строения клетки. Пластиды.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №4

 «Пластиды в клетках (листа элодеи, плодов томата, рябина, шиповника)»

1

2.12

§9  читать

www.it-n.ru 

13

Процессы жизнедеятельности в клетке.

1

9.12

§9  читать

14

Деление и рост клеток.

Контрольный тест по теме: «Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов» (промежуточный контроль) 

1

16.12

§10  читать, проект «Типы тканей»

www.it-n.ru 

15

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов.

1

23.12

§10  читать

16

Обобщающий урок  по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов»

1

13.01

§10 вопросы

Многообразие организмов (19 ч)

17

Классификация организмов.

1

20.01

Выделять существенные признаки представителей разных царств природы.

Объяснять роль бактерий в природе, и жизни человека. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме.

Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения.

Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Находить информацию о растениях в научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из

одной формы в другую

Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в

природе и жизни человека

Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека

Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов.

Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений.

§11  читать

www.it-n.ru 

18

Строение и многообразие бактерий.

1

27.01

§12  читать

19

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

3.02

§11 ответить на вопросы

20

Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые.

1

10.02

§12 ответить на вопросы

Грибы своей местности

21

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №5

 «Особенности строения мукора и дрожжей»

1

17.02

§12 ответить на вопросы

22

Характеристика царства Растения.

1

24.02

§13 ответить на вопросы

23

Водоросли.

1

2.03

§14 ответить на вопросы

24

Лишайники.

1

9.03

§15 ответить на вопросы

25

Высшие споровые растения.

1

10.03

§16 ответить на вопросы

26

Голосеменные растения

 

1

16.03

§17 ответить на вопросы

27

Покрытосеменные растения

1

6.04

§17 ответить на вопросы

Красная книга Белгородской области

28

Общая характеристика царства Животные.

1

13.04

§18 ответить на вопросы

29

Подцарство одноклеточные.

1

20.04

§19 ответить на вопросы

30

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №6

 «Разведение и изучение амеб в лаборатории»

1

27.04

§19 ответить на вопросы

31

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Контрольный тест по темам, изученным в 5 классе (итоговый контроль) 

1

4.05

§20 ответить на вопросы

32

Холоднокровные позвоночные животные

1

12.05

§21 ответить на вопросы

33

Теплокровные животные

1

18.05

§22 ответить на вопросы

34

Обобщающий урок-проект «Многообразие и охрана живой природы»

1

25.05

Заповедный участок «Лес на Ворскле»

Календарно – тематическое планирование 6 класс

п.п

Наименование раздела, темы

Часы учебного времени

Дата проведения

Характеристика основной деятельности ученика

Домашнее задание

ЦОР

ИКБ

По плану

По факту

Жизнедеятельность организмов 18 ч

1

Вводный инструктаж по ТБ

Процессы жизнедеятельности живых организмов.

1

4.09

Выделять существенные признаки обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов.

стр. 87 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

2

Обмен веществ - главный признак жизни.

1

11.09

Выделять существенные признаки обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов.

§23 ответить на вопросы

3

Почвенное питание растений.

1

18.09

Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ.  

§24 ответить на вопросы

4

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №1

 «Поглощение воды корнем» Контрольный тест по темам, изученным в 5 классе (вводный контроль)

1

25.09

Объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений.

задание в карточке

belclass.net

5

Удобрения

1

2.10

Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза.

§25 ответить на вопросы

6

Фотосинтез

1

9.10

Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека.

§26 ответить на вопросы

7

Значение фотосинтеза

1

16.10

Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза.

§26 ответить на вопросы

8

Питание бактерий и грибов.

1

23.10

Определять особенности питания бактерий и грибов. Объяснять роль бактерий и грибов в природе

§27 ответить на вопросы

priroda.ru

9

Гетеротрофный тип питания. Растительноядные животные

1

6.11

Определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными животными

§28 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

10

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения

1

13.11

Определять особенности питания и добывания пиши плотоядными и всеядными животными.

задание в карточке

11

Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных.

1

20.11

Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ.

§29 ответить на вопросы

12

Дыхание растений.

1

27.11

Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объяснять роль кислорода в процессе дыхания. Определять значение дыхания в жизни организмов.

§29 ответить на вопросы

belclass.net

13

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №2

 «Выделение углекислого газа при дыхании»

1

4.12

Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ.

задание в карточке

14

Передвижение веществ  в организмах. Передвижение веществ в растении.

1

11.12

Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ.

§30 ответить на вопросы

15

Передвижение веществ у животных.

Контрольный тест по теме «Жизнедеятельность организмов» (промежуточный  контроль)

1

18.12

Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных.

§31 ответить на вопросы

16

Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений.

1

25.12

Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ.

§32 ответить на вопросы

priroda.ru

17

Выделение у животных

1

15.01

Определять существенные признаки выделения.

§32 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

18

Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов»

1

22.01

Сравнивать объекты, работать с разными источниками информации,

 развивают интерес к изучению процессов жизнедеятельности у организмов.

задание в карточке

Экология Белгородской области

Размножение, рост и развитие организмов 6 ч

19

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение.

1

29.01

Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Объяснять значение бесполого размножения.

§33 ответить на вопросы

belclass.net

20

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №3

 «Вегетативное размножение комнатных растений»

1

5.02

Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и

объяснять их результаты

задание в карточке

21

Половое размножение.

 

1

12.02

Определять особенности и преимущества полового размножения.

§34 ответить на вопросы

22

Рост и развитие - свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Особенности роста растений.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №4

 «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу»

1

19.02

Объяснять особенности процессов роста и развития у растительных и животных организмов. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты.

§35 ответить на вопросы

Урочище «Большой лог»

23

Влияние вредных привычек на развитие человека

1

26.02

Объяснять влияние никотина и алкоголя на развитие человека

задание в карточке

priroda.ru

24

Обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов»

1

4.03

Объяснять особенности процессов роста и развития у растительных и животных организмов

задание в карточке

Заповедный участок «Ямская степь»

Регуляция жизнедеятельности организмов 10 ч

25

Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них

1

11.03

Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма.

§36 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

Правила поведения в природе

26

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов

1

18.03

Объяснять особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов.

§37 ответить на вопросы

27

Нервная регуляция.

1

1.04

Объяснять особенности нервной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов.

§38 ответить на вопросы

28

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных

1

8.04

Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов.

§38 ответить на вопросы

belclass.net

29

Поведение организмов.

1

15.04

Объяснять причины врождённого поведения. Наблюдать и описывать

поведение животных

§39 ответить на вопросы

30

Обобщающий урок  по теме «Нервная и гуморальная регуляция»

1

22.04

Различать врождённое и приобретённое поведение. Наблюдать и описывать

поведение животных

задание в карточке

31

Движение — свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение

одноклеточных организмов

1

29.04

Наблюдать и описывать движение различных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом

передвижения организма

§40 ответить на вопросы

32

Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов 

Контрольный тест по темам, изученным в 6 классе (итоговый контроль)

1

6.05

Описывать способы передвижения многоклеточных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма

§41 ответить на вопросы

priroda.ru

33

Обобщающий урок по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов»

1

13.05

Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов.

задание в карточке

34

Обобщающий урок «Многообразие живой природы. Охрана природы»

1

20.05

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями в биологических процессах роста, развития, размножения

Система охраны природы в Белгородской области

Календарно – тематическое планирование 7 класс

п.п

Наименование раздела, темы

Часы учебного времени

Дата проведения

Характеристика основной деятельности ученика

Домашнее задание

ЦОР

ИКБ

По плану

По факту

Многообразие организмов, их классификация 1 ч

1

Вводный инструктаж по ТБ

Систематика. Задачи и значение систематики. Вид — основная единица систематики. Признаки вида. Критерии вида.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №1

 «Выявление принадлежности растений к определённой систематической группе».

1

2.09

Объяснять принципы классификации организмов. Устанавливать систематическую принадлежность организмов (классифицировать).

§1,2 ответить на вопросы

Бактерии, грибы, лишайники (2ч)

2

Бактерии — доядерные организмы. Отличительные особенности доядерных организмов. Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека Контрольный тест по темам, изученным в 6 классе (вводный контроль)

1

9.09

Выделять существенные и отличительные признаки бактерий. Распознавать на таблицах бактерий

§3,4 ответить на вопросы

priroda.ru

3

Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Лишайники.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №2

 «Изучение грибных спор. Выращивание белой плесени»

1

16.09

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

§5-8 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

Многообразие растительного мира (16 ч)

4

Водоросли, общая характеристика. Многообразие и среда обитания водорослей.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №3

 «Строение зелёных водорослей».

1

23.09

Выделять существенные признаки водорослей. Распознавать водоросли на таблицах и гербарных материалах. Освоить приёмы работы с определителями.

§9-11 ответить на вопросы

Водоросли Белгородской области

5

Высшие споровые растения, происхождение, общая характеристика. Моховидные — высшие растения.

 Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №4

 «Строение мха» (на примере местных видов).

1

30.09

Сравнивать представителей разных групп растений, делать

выводы на основе сравнения

§12-13 ответить на вопросы

priroda.ru

6

Папоротниковидные, плауновидные, хвощевидные, общая характеристика. Местообитание и особенности строения папоротников, их усложнение по сравнению с мхами.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №5

 «Строение папоротника».

1

7.10

Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей папоротниковидных. Сравнивать представителей папоротниковидных и моховидных, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения.

§14-15 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

7

Голосеменные растения, общая характеристика. Возникновение семенного размножения — важный этап в эволюции растений. Разнообразие хвойных растений

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №6

 «Строение хвои и шишек хвойных» (на примере

местных видов)

1

14.10

Сравнивать строение споры и семени, делать выводы на основе сравнения. Объяснять преимущества семенного размножения. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей голосеменных.

§16-17 ответить на вопросы

priroda.ru

Состояние, использования и охрана лесов Белгородской области

8

Покрытосеменные, или Цветковые, растения как высокоорганизованная и господствующая группа растительного мира. Многообразие

покрытосеменных. Значение покрытосеменных. Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №7

 «Строение семени двудольного и однодольного растения»

1

21.10

Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей покрытосеменных. Сравнивать представителей разных групп растений, определять черты сходства и различия.

§18-19 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

9

Виды корней и типы корневых систем. Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №8

 «Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и  корневые волоски»

1

11.11

Определять виды корней и типы корневых систем. Объяснятъ взаимосвязь строения клеток различных зон корня с выполняемыми ими функциями. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты.

§20-21 ответить на вопросы

10

Побег. Листорасположение. Значение побега в жизни растений. Почка — зачаточный побег. Виды почек, строение почек.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №9

 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

1

18.11

Определять типы листорасположения. Распознавать виды почек. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты.

§22 ответить на вопросы

priroda.ru

11

Строение стебля. Стебель как часть побега. Разнообразие стеблей. Внутреннее строение стеблей.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №10

 «Внутреннее строение ветки дерева».

1

25.11

Приводить примеры разнообразных стеблей. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты.

§23 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

12

Лист. Основные функции листа. Разнообразие листьев по величине, форме, окраске. Внешнее строение листа: форма, расположение на стебле, жилкование.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №11

 «Листья простые и сложные, их жилкование и

листорасположение»

1

2.12

Распознавать листья по форме. Определять тип жилкования. Различать листья простые и сложные, черешковые и сидячие, листорасположение. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты.

§24 ответить на вопросы

13

Клеточное строение листа. Строение кожицы листа и её функции. Строение и роль устьиц.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №12

«Строение кожицы листа» Контрольный тест по теме «Многообразие растительного мира» (промежуточный  контроль)

1

9.12

Устанавливать и объяснять связь особенностей строения клеток с выполняемой ими функцией. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты.

§25 ответить на вопросы

priroda.ru

14

Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №13

 «Строение клубня, корневища, луковицы»,

1

16.12

Определять особенности видоизменённых побегов. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах видоизменённые побеги.

§26 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

15

Строение и разнообразие цветков.

Двудомные и однодомные растения

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №14

 «Строение цветка».

1

23.12

Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах части цветка. Определять двудомные и однодомные растения.

§27 ответить на вопросы

16

Соцветия

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №15

 «Строение соцветия».

1

13.01

Проводить биологические исследования и объяснять их результаты.

§28 ответить на вопросы

priroda.ru

17

Плоды. Строение плодов. Разнообразие плодов. Размножение покрытосеменных растений.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №16

 «Классификация плодов».

1

20.01

Определять типы плодов. Проводить классификацию плодов. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты.

§29-31 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

18

Класс Двудольные. Семейства двудольных растений: Крестоцветные,

Розоцветные, Паслёновые,

Сложноцветные,

Мотыльковые (Бобовые).

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №17

 «Семейства двудольных»

1

27.01

Выделять признаки класса двудольных растений и их основных семейств.

Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей семейств двудольных растений.

§32 ответить на вопросы

priroda.ru

19

Класс Однодольные.

Семейства: Злаковые, Лилейные.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №18

 «Строение злакового растения».

1

3.02

Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей однодольных растений и их основных семейств.

§33 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

Растительные ресурсы Белгородской области

Многообразие животного мира (13 ч)

20

Общие сведения о животном мире. Многообразие животных.

Одноклеточные животные, или Простейшие, общая характеристика.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №19

 «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших»

1

10.02

Выявлять признаки сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями. Устанавливать систематическую

принадлежность животных (классифицировать)

§34-36 ответить на вопросы

priroda.ru

21

Ткани, органы, системы органов

многоклеточных животных. Типы тканей многоклеточных животных (покровная, соединительная, мышечная, нервная).

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №20

 «Изучение многообразия

тканей животного»

1

17.02

Различать на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных. Объяснять взаимосвязь строения ткани, органа с выполняемой функцией. Доказывать родство и единство органического мира

§37 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

22

Тип Кишечнополостные, внешнее строение, образ жизни.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №21

 «Изучение пресноводной гидры».

1

25.02

Устанавливать принципиальные отличия клеток многоклеточных от клеток простейших. Выделять существенные признаки кишечнополостных.

§38-39 ответить на вопросы

23

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви классификация, особенности строения и жизнедеятельности.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №22

 «Изучение внешнего строения дождевого червя».

1

2.03

Выделять характерные признаки червей и плоских червей. Различать на таблицах представителей плоских червей. Освоить приёмы работы с определителями.

§40-41 ответить на вопросы

24

Тип Моллюски, общая характеристика. Класс Брюхоногие и Головоногие моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение брюхоногих моллюсков. Класс Двустворчатые моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение двустворчатых моллюсков

1

9.03

Выделять существенные признаки моллюсков. Различать на живых объектах и таблицах представителей моллюсков. Освоить приёмы работы с определителями. Объяснять принципы классификации моллюсков. Устанавливать систематическую

принадлежность моллюсков (классифицировать). Объяснять значение моллюсков

§42-43 ответить на вопросы

priroda.ru

25

Тип Членистоногие как наиболее высокоорганизованные беспозвоночные животные, общая характеристика. Класс Ракообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение

ракообразных животных

1

16.03

Выделять существенные признаки членистоногих. Объяснять особенности строения ракообразных в связи со средой их обитания. Объяснять преимущества членистоногих перед другими беспозвоночными животными. Различать на живых объектах, коллекциях и таблицах представителей членистоногих и ракообразных.

§44 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

26

Класс Паукообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение

паукообразных животных

1

6.04

Выделять существенные признаки паукообразных.

§45 ответить на вопросы

27

Класс Насекомые, распространение, особенности внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых с полным и неполным

превращением

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №23

 «Изучение внешнего строения насекомых».

1

13.04

Выделять существенные признаки насекомых. Различать на живых объектах, коллекциях и таблицах представителей насекомых

§46-47 ответить на вопросы

priroda.ru

28

Тип Хордовые, общая характеристика.

Особенности строения и жизнедеятельности ланцетника.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №24

 «Изучение внешнего строения рыбы».

1

20.04

Выделять существенные признаки хордовых.

§48-50 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

29

Класс Земноводные, общая характеристика. Особенности строения и процессов жизнедеятельности.

Многообразие земноводных, их охрана

1

27.04

Выделять существенные признаки земноводных. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения земноводных от среды обитания.

§51 ответить на вопросы

30

Класс Пресмыкающиеся, общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания. Многообразие пресмыкающихся, их охрана

1

4.05

Выделять существенные признаки пресмыкающихся. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся от среды обитания.

§52 ответить на вопросы

priroda.ru

31

Класс Птицы, общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания. Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №25

 «Изучение внешнего строения птицы»

1

11.05

Выделять существенные признаки птиц. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения птиц от среды обитания.

§53 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

32

Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой

обитания

Контрольный тест по темам, изученным в 7 классе (итоговый контроль)

1

18.05

Выделять существенные признаки млекопитающих. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения млекопитающих от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей млекопитающих.

§55 ответить на вопросы

Эволюция растений и животных, их охрана (1 ч)

33

Этапы эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными. Охрана растительного и животного мира.

1

25.05

Приводить доказательства (аргументация) родства, общности происхождения и эволюции растений и животных.

§56-60 ответить на вопросы

Экосистемы (1ч)

34

Экосистема. Среда обитания 'организмов. Экологические факторы:

биотические, антропогенные.

1

Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах.

Календарно – тематическое планирование 8 класс

п.п

Наименование раздела, темы

Часы учебного времени

Дата проведения

Характеристика основной деятельности ученика

Домашнее задание

ЦОР

ИКБ

По

факту

По плану

Наука о человеке (3ч)

1

Вводный инструктаж по ТБ

Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке.

1

2.09

Объяснять место и роль человека в природе. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его.биологической природы. Определять значение знаний о человеке в современной жизни. Выявлять методы изучения организма человека

§1 ответить на вопросы

priroda.ru

2

Биологическая природа

человека. Расы человека Контрольный тест по темам, изученным в 7 классе (вводный контроль)

1

4.09

Объяснять место человека в системе органического мира. Приводить доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определять черты сходства и различия человека и животных

§2 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

3

Происхождение и эволюция

человека. Антропогенез

1

9.09

Объяснять современные концепции происхождения человека. Выделять основные

этапы эволюции человека

§3 ответить на вопросы

Общий обзор организма человека (3 ч)

4

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Ткани:

эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №1

«Изучение микроскопического строения

тканей организма человека»

1

11.09

Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на основе сравнения. Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

§4 ответить на вопросы

priroda.ru

5

Строение организма человека. Полости тела.

Органы. Системы органов.

Самонаблюдение

«Определение собственного

веса и измерение роста»

1

16.09

Различать на таблицах органы и системы органов человека. Проводить биологическое исследование, делать выводы на

основе полученных результатов

§5 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

6

Регуляция процессов жизнедеятельности.

Гомеостаз. Нейрогуморальная регуляция. Рефлекс.

Рефлекторная дуга.

Рецептор. Эффектор. Самонаблюдение «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный и

надбровный рефлексы»

1

18.09

Выделятъ существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма чловека. Объяснять

согласованность всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Объяснять особенности нейрогу-моральной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе

полученных результатов

§6 ответить на вопросы

Опора и движение (7ч)

7

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Кости: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №2

«Изучение микроскопического строения кости»,

1

23.09

Распознавать на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе

полученных результатов

§7 ответить на вопросы

priroda.ru

8

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №3

 «Изучение внешнего вида отдельных костей

скелета человека»

1

25.09

Распознавать на наглядных пособиях кости скелета человека. Определять типы соединения костей. Объяснять особенности строения скелета человека

§7 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

9

Скелет человека.

Соединение костей. Скелет головы. Сустав. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная,

клиновидная и решётчатая

1

30.09

Объяснять особенности строения скелета человека. Распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объяснять зависимость гибкости тела человека от строения его позвоночника

§8 ответить на вопросы

10

Скелет туловища.

Позвоночник как основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов

1

2.10

Выделять особенности строения скелетных мышц. Распознавать на наглядных пособиях

скелетные мышцы

§9 ответить на вопросы

priroda.ru

11

Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц

1

7.10

Объяснять особенности работы мышц. Объяснять механизмы регуляции работы мышц. Проводить биологическое исследование, делать выводы на

основе полученных результатов

§10 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

12

Работа мышц и её регуляция. Мышцы синергисты и антагонисты. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц. Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Самонаблюдение «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»

1

9.10

Объяснять условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличие плоскостопия.

§11 ответить на вопросы

13

Значение физических упражнений и культуры труда для формирования

скелета и мускулатуры

Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры

Нарушения опорно-двигательной системы.

Травматизм. Рахит. Осанка.

Остеохондроз. Сколиоз.

Плоскостопие.

Самонаблюдение

«Выявление плоскостопия»

(выполняется дома)

1

14.10

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Освоить приёмы оказания первой помощи при травмах

опорно-двигательной системы

§15 ответить на вопросы

Внутренняя среда организма (4ч)

14

Состав внутренней среды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Лимфатическая система

1

16.10

Объяснять особенности строения и функций внутренней среды организма человека. Различать на таблицах органы и системы органов человека

§13 ответить на вопросы

priroda.ru

15

Состав крови. Плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, антитела, фагоциты, гемоглобин. Постоянство внутренней среды.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №4

«Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты

крови человека и лягушки)»

1

21.10

Сравнивать клетки организма человека, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах. Работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом

§14 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

16

Свёртывание крови.

Переливание крови. Группы

крови. Донор. Реципиент

1

23.10

Выделять существенные признаки процессов свёртывания и переливания крови. Объяснять механизмы свёртывания крови и их значение. Объяснять принципы переливания крови и его значение

§15 ответить на вопросы

17

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация, лечебная

сыворотка. СПИД. Аллергия

1

6.11

Выделять существенные признаки иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток. Объяснять причину

нарушения иммунитета

§16 ответить на вопросы

Кровообращение и лимфообращение 4 ч

18

Органы кровообращения.

Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматия сердца. Сердечный цикл

1

11.11

Распознавать на наглядных пособиях органы системы кровообращения. Выделять существенные признаки органов кровообращения

§17 ответить на вопросы

priroda.ru

19

Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. Лимфообращение.

Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Измерение кровяного давления».

1

13.11

Выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. Освоить приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе

полученных результатов

§18 ответить на вопросы Самонаблюдение «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» (выполняется дома)

www.it-n.ru 

20

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

1

18.11

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Освоить приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

§19 ответить на вопросы

21

Обобщение и систематизация знаний о движении как важнейшем свойстве живого на примере

функционирования транспортных систем организма человека (сердечно-сосудистой и лимфатической)

1

20.11

Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформлять

её в виде рефератов, докладов

§19 ответить на вопросы

Дыхание (4ч)

22

Дыхание и его значение. Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат

1

25.11

Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Различать на таблицах органы дыхательной системы

§20 ответить на вопросы

priroda.ru

Влияние качества атмосферного воздуха на состояние здоровья населения.

23

Механизм дыхания.

Жизненная ёмкость лёгких.

Дыхательные движения: вдох и выдох. Газообмен. Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №6

 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

1

27.11

Объяснять механизм дыхания. Сравнивать газообмен в лёгких и тканях, делать выводы на основе сравнения. Освоить приёмы определения жизненной ёмкости лёгких. Проводить биологическое исследование,делать выводы на основе

полученных результатов

§21 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

24

Регуляция дыхания. Защитные рефлексы дыхательной системы.

Охрана воздушной среды. Вред табакокурения.

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №7

 «Определение частоты дыхания»

1

2.12

Объяснять механизмы регуляции дыхания. Распознавать на наглядных пособиях органы дыхательной системы.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости

борьбы с табакокурением

§22 ответить на вопросы

priroda.ru

25

Заболевания органов дыхания и их профилактика

1

4.12

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находить в учебной и научнопопулярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её ввиде рефератов, докладов

§23 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

Питание 5 ч

26

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции 

Контрольный тест по теме «Дыхание» (промежуточный контроль)

1

9.12

Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различать на таблицах и муляжах органы

пищеварительной системы

§24 ответить на вопросы

priroda.ru

Заболевания, связанные с качеством питьевой воды.

27

Пищеварение в ротовой полости. Проведение самонаблюдений: «Определение положения слюнных желёз», «Движение гортани при глотании», «Изучение действия ферментов слюны на крахмал»

1

11.12

Объяснять особенности пищеварения в ротовой полости. Распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов

§25 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

28

Пищеварение в желудке и кишечнике. 

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №8

 «Изучение действия ферментов желудочного сока на белки»

1

16.11

Объяснять особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводить биологическое исследование, делать выводы наоснове полученных результатов

§26 ответить на вопросы

priroda.ru

29

Всасывание питательных веществ в кровь. Толстый кишечник

1

18.12

Объяснять механизм всасывания веществ в кровь. Распознавать на наглядных пособиях органы

пищеварительной системы

§27 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

30

Регуляция пищеварения.

Гигиена питания

1

23.12

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы

§28 ответить на вопросы

Обмен веществ и превращение энергии 4 ч

31

Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен воды и

минеральных солей

1

25.12

Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Объяснять особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды,

минеральных солей

§29 ответить на вопросы

priroda.ru

32

Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов

в организме человека

1

13.01

Объяснять механизмы работы ферментов. Объяснять роль

ферментов в организме человека

§30 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

33

Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека

1

15.01

Классифицировать витамины. Объяснять роль витаминов в организме человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений

развития авитаминозов

§31 ответить на вопросы

34

Нормы и режим питания.

Нарушения обмена веществ. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат

1

20.01

Составлять пищевой рацион. Объяснять зависимость пищевого рациона от энергозатрат организма человека.

§32 ответить на вопросы

Выделение продуктов обмена3 ч

35

Выделение и его значение.

1

22.01

Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма.

§33 ответить на вопросы

priroda.ru

36

Органы мочевыделения. Регуляция мочеиспускания

1

27.01

Различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Объяснять роль выделения в поддержании гомеостаза

§33 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

37

Заболевания органов

мочевыделения

1

29.01

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы

§34 ответить на вопросы

Покровы тела 3 ч

38

Наружные покровы тела.

Строение и функции кожи.

Производные кожи.

Самонаблюдения

«Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти», «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки»

1

3.02

Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов

§35 ответить на вопросы

priroda.ru

39

Болезни и травмы кожи

1

5.02

Приводить доказательства (аргументация) необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями. Освоить приёмы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях

§36 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

40

Гигиена кожных покровов.

Гигиена одежды и обуви

1

10.02

Приводить доказательства (аргументация) необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями. Освоить приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова

§37 ответить на вопросы

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 7 ч

41

Железы внутренней

секреции и их функции

1

12.02

Характеризовать расположение основных эндокринных желёз в организме человека. Объяснять функции желёз внутренней

§38 ответить на вопросы

priroda.ru

42

Работа эндокринной системы и её нарушения

1

17.02

Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять причины нарушений работы

эндокринной системы

§39 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

43

Строение нервной системы и

её значение. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

1

19.02

Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Классифицировать отделы нервной системы, объяснять принципы этой классификации. Объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организма человека

§40 ответить на вопросы

44

Спинной мозг.

Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга

1

24.02

Определять расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Объяснять функции спинного мозга

§41 ответить на вопросы

priroda.ru

45

Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга

1

26.02

Объяснять особенности строения головного мозга и его отделов. Объяснять функции головного мозга и его отделов. Распознавать на наглядных пособиях отделы головного

мозга

§42 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

46

Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Самонаблюдение «Штриховое раздражение кожи»

1

2.03

Объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознавать на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов

§43 ответить на вопросы

47

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. Врождённые и

приобретённые заболевания нервной системы

1

4.03

Объяснять причины нарушений в работе нервной системы. Объяснять причины приобретённых заболеваний нервной системы. Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний нервной системы

§44 ответить на вопросы

Органы чувств. Анализаторы 6 ч

48

Понятие об анализаторах.

Зрительный анализатор.

 

1

9.03

Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, зрительного анализатора. Распознавать на наглядных пособиях анализаторы.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения

§45 ответить на вопросы

priroda.ru

49

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №8

 «Строение зрительного

анализатора» (на модели)

1

11.03

Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, слухового анализатора. Распознавать на наглядных пособиях анализаторы.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха

задание в карточке

www.it-n.ru 

50

Слуховой анализатор, его строение

1

16.03

Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, вестибулярного анализатора.

 

§46 ответить на вопросы

priroda.ru

51

Вестибулярный анализатор.

 

1

18.03

Распознавать на наглядных

пособиях анализаторы

§47 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

52

Мышечное чувство.

Осязание

1

1.04

Объяснять особенности строения и функции вкусового и обонятельного анализаторов.

задание в карточке

53

Вкусовой и обонятельный анализаторы

1

6.04

Распознавать на наглядных пособиях анализаторы

§48 ответить на вопросы

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность 7 ч

54

Высшая нервная деятельность (ВНД). Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека.

1

8.04

Выделять существенные особенности поведения и психики человека.

§49 ответить на вопросы

priroda.ru

55

Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №9

 «Оценка объема кратковременной памяти с помощью теста»

1

13.04

Выделять (классифицировать) типы и виды памяти. Объяснять причины расстройства памяти. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов.

§50 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

56

Врождённое и приобретенное поведение

1

15.04

Выделять существенные особенности поведения и психики человека. Объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

§51 ответить на вопросы

57

Сон и бодрствование. Значение сна.

1

20.04

Характеризовать фазы сна. Объяснять значение сна.

§52 ответить на вопросы

58

Особенности высшей нервной деятельности человека. Эмоции. Речь.

1

22.04

Объяснять значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека.

§53 ответить на вопросы

priroda.ru

59

Познавательная деятельность. Темперамент.

1

27.04

Выявлять особенности наблюдательности и внимания.

§53 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

60

Обобщение знаний о ВНД, Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.

1

29.04

Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов.

задание в карточке

Размножение и развитие человека 4 ч

61

Особенности размножения человека. Ген. Репродукция. Генетическая информация.

1

4.05

Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека. Объяснять наследование признаков у человека. Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека

§54 ответить на вопросы

priroda.ru

62

Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). Половые хромосомы

1

6.05

Выделять существенные признаки органов размножения человека

§55 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

63

Органы размножения. Половые клетки. Мужская и женская половые системы.

Оплодотворение.

Контрацепция

1

11.05

Определять основные признаки беременности. Характеризовать условия нормального протекания беременности. Выделять основные этапы развития зародыша человека. Объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода.

§56 ответить на вопросы

64

Беременность и роды. Вредное влияние никотина, алкоголя и

наркотиков на развитие плода

1

13.05

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек. Находить в учебной и научно популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять её в виде

рефератов, устных сообщений

§57 ответить на вопросы

Человек и окружающая среда 4 ч

65

Социальная и природная среда человека. Контрольный тест по темам, изученным в 8 классе (итоговый контроль)

1

18.05

Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Объяснять место и роль человека в природе. Соблюдать правила поведения в природе

§58 ответить на вопросы

priroda.ru

66

Адаптация человека к среде обитания

1

20.05

Освоить приёмы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек. Овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения красоту человеческого тела

§59 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

67

Окружающая среда и здоровье человека

1

25.05

Находить в научно-популярной литературе информацию о факторах здоровья и риска, оформлять её в виде доклада или реферата, участвовать в обсуждении информации. Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью, своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека Разрабатывать и защищать проект.

§59 ответить на вопросы

Окружающая среда и состояние здоровья населения области.

68

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека

1

Работать с информацией разных видов, переводить её из одной формы в другую. Аргументировано отстаивать свою позицию

Календарно – тематическое планирование 9 класс

п.п

Наименование раздела, темы

Часы учебного времени

Дата проведения

Характеристика основной деятельности ученика

Домашнее задание

ЦОР

ИКБ

По

факту

По плану

Биология в системе наук 3 ч

1

Вводный инструктаж по ТБ

Биология как наука

 1

2.09

Определять место биологии в системе наук. Оценивать вклад различных учёных-биологов в

развитие науки биологии

§ 1ответить на вопросы

priroda.ru

2

Методы биологических исследований.

1

4.09

Выделять основные методы биологических исследовании.

§2 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

3

Значение биологии.

1

9.09

Объяснять значение биологии для понимания научной картины мира

§2 ответить на вопросы

Основы цитологии — науки о клетке 8 ч

4

Цитология — наука о клетке

1

11.09

Определять предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. Объяснять значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук

§3 ответить на вопросы

priroda.ru

5

Клеточная теория

1

16.09

Объяснять значение клеточной

теории для развития биологии

§4 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

6

Химический состав клетки

1

18.09

Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке

§5 ответить на вопросы

7

Строение клетки

1

23.09

Характеризовать клетку как структурную единицу живого. Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и готовых микропрепаратах основные части и органоиды клетки. Наблюдать и описывать клетки

на готовых микропрепаратах

§6 ответить на вопросы

priroda.ru

8

Особенности клеточного строения организмов. Контрольный тест по темам, изученным в 8 классе (вводный контроль)

1

25.09

Объяснять особенности клеточного строения организмов. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

§7 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

9

Вирусы.

1

30.09

§7 ответить на вопросы

priroda.ru

10

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №1

 «Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий»

1

2.10

Сравнивать строение эукариотических и прокариотических клеток на основе анализа полученных данных

задание по карточке

www.it-n.ru 

11

Регуляция процессов

жизнедеятельности в клетке

1

7.10

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Объяснять механизмы регуляции процессов жизнедеятельности в клетке

§8-10 ответить на вопросы

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов 6 ч

12

Формы размножения организмов.

1

9.10

Определять самовоспроизведение как всеобщее свойство живого. Выделять существенные признаки процесса размножения, формы размножения. Определять митоз как основу бесполого размножения и роста многоклеточных организмов.

§11 ответить на вопросы

priroda.ru

13

Бесполое

размножение.

1

14.10

§11 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

14

Митоз.

1

16.10

Объяснять биологическое значение митоза

§11 ответить на вопросы

15

Половое размножение. Мейоз

1

21.10

Выделять особенности мейоза. Определять мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов, Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения

§12 ответить на вопросы

16

Индивидуальное развитие

организма (онтогенез)

1

23.10

Выделять типы онтогенеза (классифицировать)

§13 ответить на вопросы

17

Влияние факторов внешней среды на онтогенез

1

6.11

Оценивать влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Определять уровни приспособления организма к

изменяющимся условиям

§14 ответить на вопросы

Основы генетики 13 ч

18

Генетика как отрасль

биологической науки

1

11.11

Определять главные задачи современной генетики. Оценивать вклад учёных в развитие генетики как науки

§15 ответить на вопросы

19

Методы исследования наследственности.

1

13.11

Выделять основные методы исследования наследственности.

§16 ответить на вопросы

priroda.ru

20

Фенотип и генотип

1

18.11

Определять основные признаки фенотипа и генотипа

§16 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

21

Закономерности наследования

1

20.11

Выявлять основные закономерности наследования. Объяснять механизмы наследственности

§17 ответить на вопросы

22

Решение генетических задач

1

25.11

Выявлять алгоритм решения генетических задач. Решать генетические задачи

§18 ответить на вопросы

23

Хромосомная теория наследственности.

1

27.11

Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности.

§19 ответить на вопросы

priroda.ru

24

Генетика пола.

1

2.12

Объяснять хромосомное определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

§19 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

25

Основные формы изменчивости организмов.

1

4.12

Определять основные формы изменчивости организмов.

§20 ответить на вопросы

26

Генотипическая изменчивость

1

9.12

Выявлять особенности генотипической изменчивости

§20 ответить на вопросы

27

Комбинативная изменчивость

1

11.12

Выявлять особенности комбинативной изменчивости

§21 ответить на вопросы

28

Фенотипическая изменчивость.

Контрольный тест по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (промежуточный контроль)

1

16.12

Выявлять особенности фенотипической изменчивости. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

§22 ответить на вопросы

29

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №2

 «Описание фенотипов растений»

1

18.12

Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

задание по карточке

30

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №3

 «Изучение модификационной изменчивости и построение

вариационной кривой»

1

23.12

Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

задание по карточке

Генетика человека 2 ч

31

Методы изучения наследственности человека.

 1

25.12

Выделять основные методы изучения наследственности человека.

§23 ответить на вопросы

priroda.ru

32

Инструктаж по ТБ

Практическая работа №1

«Составление родословных»

1

13.01

Проводить биологические исследования и делать выводы на основе

полученных результатов

§ 24 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

Основы селекции и биотехнологии 5 ч

33

Основы селекции. Методы селекции.

1

15.01

Определять главные задачи и направления современной селекции. Выделять основные методы селекции. Объяснять значение селекции для развития биологии и других наук

§25 ответить на вопросы

34

Достижения мировой и

отечественной селекции

1

20.01

Оценивать достижения мировой и отечественной селекции. Оценивать вклад отечественных и мировых учёных в развитие селекции

§26 ответить на вопросы

priroda.ru

35

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

1

22.01

Оценивать достижения и перспективы развития современной биотехнологии.

§27 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

36

Метод культуры тканей.

1

27.01

Характеризовать этические аспекты развития некоторых

направлений биотехнологии

§27 ответить на вопросы

37

Клонирование

1

22.01

§27 ответить на вопросы

Эволюционное учение 7 ч

38

Учение об эволюции

органического мира

1

3.02

Оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологических наук и роль эволюционного учения. Объяснять сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов

§28 ответить на вопросы

39

Вид. Критерии вида

1

5.02

Выделять существенные

признаки вида

§29 ответить на вопросы

40

Популяционная структура вида

1

10.02

Объяснять популяционную структуру вида. Характеризовать популяцию как единицу эволюции

§30 ответить на вопросы

priroda.ru

41

Видообразование

1

12.02

Выделять существенные признаки стадий видообразования. Различать формы видообразования. Объяснять причины многообразия видов. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы

§31 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

42

Борьба за существование и естественный отбор — движущие силы эволюции

1

17.02

Различать и характеризовать формы борьбы за существование. Объяснять причины борьбы за существование. Характеризовать естественный отбор как движущую силу эволюции

§32 ответить на вопросы

Изучение результатов и региональных особенностей искусственного отбора на сортах культурных растений

43

Адаптация как результат

естественного отбора

1

19.02

Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у

организмов одного вида

§33 ответить на вопросы

44

Современные проблемы

эволюции.

1

24.02

Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении

§34 ответить на вопросы

Возникновение и развитие жизни на Земле 4 ч

45

Взгляды, гипотезы и теории

о происхождении жизни

1

26.02

Объяснять сущность основных гипотез о происхождении жизни. Формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение

§35 ответить на вопросы

priroda.ru

46

Органический мир как

результат эволюции

1

2.03

Выделять основные этапы в процессе возникновения и

развития жизни на Земле

§36 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

47

История развития органического мира.

1

4.03

Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении

§37 ответить на вопросы

48

Происхождение и развитие жизни

на Земле.

1

9.03

§38 ответить на вопросы

Взаимосвязи организмов и окружающей среды 20 ч

49

Экология как наука.

 

1

11.03

Определять главные задачи современной экологии. Выделять основные методы экологических исследований. Выделять существенные признаки экологических факторов. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

§39 ответить на вопросы

50

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №4

 «Изучение приспособленности организмов к определённой среде обитания». Подготовка к проекту

1

16.03

§39 ответить на вопросы

priroda.ru

51

Влияние экологических факторов на организмы.

 

1

18.03

Определять существенные признаки влияния экологических факторов на организмы.

§40 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

52

Влияние экологических факторов на организмы.

1

1.04

Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

задание по карточке

53

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №5

 «Строение растений в связи с условиями жизни»

1

6.04

Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

задание по карточке

54

Экологическая ниша.

1

8.04

Определять существенные признаки экологических ниш. Описывать экологические ниши различных организмов. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов

§41 ответить на вопросы

Красная Книга Белгородской области

55

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №6

 «Описание экологической ниши организма»

1

13.04

§41 ответить на вопросы

56

Структура популяции

1

15.04

Определять существенные признаки структурной

организации популяций

§42 ответить на вопросы

priroda.ru

57

Типы взаимодействия

популяций разных видов

1

20.04

Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Объяснять значение биологического разнообразия

для сохранения биосферы

§43 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

58

Типы взаимодействия

популяций разных видов

22.04

§43 ответить на вопросы

Проблема сохранения биологического разнообразия

59

Экосистемная организация живой природы.

1

27.04

Выделять существенные признаки экосистемы.

Классифицировать экосистемы.

§44 ответить на вопросы

Приспособленность организмов к среде обитания

60

Компоненты экосистем

1

29.04

Наблюдать и описывать экосистемы своей местности

§44 ответить на вопросы

priroda.ru

Изучение и описание экосистемы своей местности

61

Структура экосистем

1

4.05

Выделять существенные признаки структурной организации экосистем

§45 ответить на вопросы

www.it-n.ru 

62

Поток энергии и пищевые цепи

1

6.05

Выделять существенные признаки процессов обмена веществ, круговорота веществ и превращений энергии в экосистеме.

§46 ответить на вопросы

63

Поток энергии и пищевые цепи

1

11.05

Составлять пищевые цепи и сети. Различать типы пищевых цепей

§46 ответить на вопросы

64

Искусственные экосистемы.

1

13.05

Выявлять существенные признаки искусственных экосистем. Сравнивать природные и искусственные экосистемы, делать выводы на основе сравнения. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе

полученных результатов

§47 ответить на вопросы

65

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №7

 «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)»

1

18.05

задание по карточке

66

Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе» Контрольный тест по темам, изученным в 9 классе (итоговый контроль) 

1

20.05

Наблюдать и описывать экосистемы своей местности, сезонные изменения в живой природе

§48 ответить на вопросы

67

Экологические проблемы современности

1

25.05

Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах и биосфере. Овладеть умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии пообсуждению глобальных экологических проблем

§49 ответить на вопросы

priroda.ru

68

Защита экологического проекта

1

Представлять результаты своего исследования. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

§50 ответить на вопросы

www.it-n.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно - тематическое планирование по биологии 5-11 класс к учебникам под редакцией Пасечника

Содержит пояснительную записку. учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, формы и средства контроля и перечень учебно -методических средств обучения...

Календарно-тематическое планирование по биологии для 11 класса. УМК В.В. Пасечник.

Календарно-тематическое планирование по биологии для 11 класса составлено к УМК В.В. Пасечника. Содержит поурочное планирование и сведения о видах деятельности обучающихся....

Календарно-тематическое планирование по биологии для 9 класса. УМК В.В. Пасечник.

Календарно-тематическое планирование по биологии составлено к УМК В.В. Пасечника. Содержит поурочное планирование, сведения о видах деятельности обучающихся....

Тематическое планирование по биологии 8 класс В.В.Пасечник изд. "Просвещение" Линия жизни

Тематическое планирование учебного материала по программе В.В.Пасечника изд."Просвещение" Линия жизни составлено с учетов ОУУН, 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии 5 класс. Пасечник В. В. "Линия жизни". 1 час в неделю.

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе учебника "Биология 5-6 классы" под редакцией Пасечника В. В. (серия "Линия жизни") и авторского коллектива Пасечник ...