Календарно-тематическое планирование по биологии 5-9 классы Пасечник В.В Линия жизни
календарно-тематическое планирование по биологии
Календарно-тематическое планирование по биологии 5-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_biologiya_liniya_zhizni_5-9.docx | 121.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование 5 класс
№ п.п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени | Дата проведения | Характеристика основной деятельности ученика | Домашнее задание | ЦОР | ИКБ | |
По плану | По факту | |||||||
Биология как наука (5ч) | ||||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ Биология — наука о живой природе. | 1 | 2.09 | Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником Определять методы биологических исследований. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии Выделять существенные признаки, отличия живого от неживого. | §1,2 читать | |||
2 | Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. | 1 | 9.09 | §3 читать, вопросы | belclass.net | |||
3 | Разнообразие живой природы. | 1 | 16.09 | §3 читать | priroda.ru | Фауна Белгородской области | ||
4 | Среда обитания организмов. | 1 | 23.09 | §4,5 читать | ||||
5 | Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» | 1 | 30.09 | Подготовиться к лабораторной работе | ||||
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов (10ч) | ||||||||
6 | Увеличительные приборы. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» | 1 | 7.10 | Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным оборудованием Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Сравнивать строение клеток разных организмов. Сформировать представление о единстве живого Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов. | §6 читать подготовиться к лабораторной работе | |||
7 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №2 «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» | 1 | 14.10 | |||||
8 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | 1 | 21.10 | §7 читать, проект «Строение клетки» | ||||
9 | Химический состав клетки. Органические вещества. | 1 | 11.11 | §7 читать, подготовиться к лабораторной работе | ||||
10 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) | 1 | 18.11 | §7 читать, | priroda.ru | |||
11 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | 1 | 25.11 | §8 читать | ||||
12 | Особенности строения клетки. Пластиды. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках (листа элодеи, плодов томата, рябина, шиповника)» | 1 | 2.12 | §9 читать | ||||
13 | Процессы жизнедеятельности в клетке. | 1 | 9.12 | §9 читать | ||||
14 | Деление и рост клеток. Контрольный тест по теме: «Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов» (промежуточный контроль) | 1 | 16.12 | §10 читать, проект «Типы тканей» | ||||
15 | Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. | 1 | 23.12 | §10 читать | ||||
16 | Обобщающий урок по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов» | 1 | 13.01 | §10 вопросы | ||||
Многообразие организмов (19 ч) | ||||||||
17 | Классификация организмов. | 1 | 20.01 | Выделять существенные признаки представителей разных царств природы. Объяснять роль бактерий в природе, и жизни человека. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Находить информацию о растениях в научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. | §11 читать | |||
18 | Строение и многообразие бактерий. | 1 | 27.01 | §12 читать | ||||
19 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | 3.02 | §11 ответить на вопросы | ||||
20 | Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые. | 1 | 10.02 | §12 ответить на вопросы | Грибы своей местности | |||
21 | Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Особенности строения мукора и дрожжей» | 1 | 17.02 | §12 ответить на вопросы | ||||
22 | Характеристика царства Растения. | 1 | 24.02 | §13 ответить на вопросы | ||||
23 | Водоросли. | 1 | 2.03 | §14 ответить на вопросы | ||||
24 | Лишайники. | 1 | 9.03 | §15 ответить на вопросы | ||||
25 | Высшие споровые растения. | 1 | 10.03 | §16 ответить на вопросы | ||||
26 | Голосеменные растения
| 1 | 16.03 | §17 ответить на вопросы | ||||
27 | Покрытосеменные растения | 1 | 6.04 | §17 ответить на вопросы | Красная книга Белгородской области | |||
28 | Общая характеристика царства Животные. | 1 | 13.04 | §18 ответить на вопросы | ||||
29 | Подцарство одноклеточные. | 1 | 20.04 | §19 ответить на вопросы | ||||
30 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №6 «Разведение и изучение амеб в лаборатории» | 1 | 27.04 | §19 ответить на вопросы | ||||
31 | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Контрольный тест по темам, изученным в 5 классе (итоговый контроль) | 1 | 4.05 | §20 ответить на вопросы | ||||
32 | Холоднокровные позвоночные животные | 1 | 12.05 | §21 ответить на вопросы | ||||
33 | Теплокровные животные | 1 | 18.05 | §22 ответить на вопросы | ||||
34 | Обобщающий урок-проект «Многообразие и охрана живой природы» | 1 | 25.05 | Заповедный участок «Лес на Ворскле» |
Календарно – тематическое планирование 6 класс
№ п.п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени | Дата проведения | Характеристика основной деятельности ученика | Домашнее задание | ЦОР | ИКБ | ||||||||
По плану | По факту | ||||||||||||||
Жизнедеятельность организмов 18 ч | |||||||||||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ Процессы жизнедеятельности живых организмов. | 1 | 4.09 | Выделять существенные признаки обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. | стр. 87 ответить на вопросы | ||||||||||
2 | Обмен веществ - главный признак жизни. | 1 | 11.09 | Выделять существенные признаки обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. | §23 ответить на вопросы | ||||||||||
3 | Почвенное питание растений. | 1 | 18.09 | Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ. | §24 ответить на вопросы | ||||||||||
4 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 «Поглощение воды корнем» Контрольный тест по темам, изученным в 5 классе (вводный контроль) | 1 | 25.09 | Объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений. | задание в карточке | belclass.net | |||||||||
5 | Удобрения | 1 | 2.10 | Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. | §25 ответить на вопросы | ||||||||||
6 | Фотосинтез | 1 | 9.10 | Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. | §26 ответить на вопросы | ||||||||||
7 | Значение фотосинтеза | 1 | 16.10 | Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. | §26 ответить на вопросы | ||||||||||
8 | Питание бактерий и грибов. | 1 | 23.10 | Определять особенности питания бактерий и грибов. Объяснять роль бактерий и грибов в природе | §27 ответить на вопросы | priroda.ru | |||||||||
9 | Гетеротрофный тип питания. Растительноядные животные | 1 | 6.11 | Определять особенности питания и способы добывания пищи растительноядными животными | §28 ответить на вопросы | ||||||||||
10 | Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения | 1 | 13.11 | Определять особенности питания и добывания пиши плотоядными и всеядными животными. | задание в карточке | ||||||||||
11 | Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных. | 1 | 20.11 | Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. | §29 ответить на вопросы | ||||||||||
12 | Дыхание растений. | 1 | 27.11 | Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объяснять роль кислорода в процессе дыхания. Определять значение дыхания в жизни организмов. | §29 ответить на вопросы | belclass.net | |||||||||
13 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №2 «Выделение углекислого газа при дыхании» | 1 | 4.12 | Выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. | задание в карточке | ||||||||||
14 | Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ в растении. | 1 | 11.12 | Объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. | §30 ответить на вопросы | ||||||||||
15 | Передвижение веществ у животных. Контрольный тест по теме «Жизнедеятельность организмов» (промежуточный контроль) | 1 | 18.12 | Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных. | §31 ответить на вопросы | ||||||||||
16 | Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. | 1 | 25.12 | Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. | §32 ответить на вопросы | priroda.ru | |||||||||
17 | Выделение у животных | 1 | 15.01 | Определять существенные признаки выделения. | §32 ответить на вопросы | ||||||||||
18 | Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов» | 1 | 22.01 | Сравнивать объекты, работать с разными источниками информации, развивают интерес к изучению процессов жизнедеятельности у организмов. | задание в карточке | Экология Белгородской области | |||||||||
Размножение, рост и развитие организмов 6 ч | |||||||||||||||
19 | Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. | 1 | 29.01 | Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Объяснять значение бесполого размножения. | §33 ответить на вопросы | belclass.net | |||||||||
20 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №3 «Вегетативное размножение комнатных растений» | 1 | 5.02 | Ставить биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты | задание в карточке | ||||||||||
21 | Половое размножение.
| 1 | 12.02 | Определять особенности и преимущества полового размножения. | §34 ответить на вопросы | ||||||||||
22 | Рост и развитие - свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Особенности роста растений. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4 «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу» | 1 | 19.02 | Объяснять особенности процессов роста и развития у растительных и животных организмов. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. | §35 ответить на вопросы | Урочище «Большой лог» | |||||||||
23 | Влияние вредных привычек на развитие человека | 1 | 26.02 | Объяснять влияние никотина и алкоголя на развитие человека | задание в карточке | priroda.ru | |||||||||
24 | Обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов» | 1 | 4.03 | Объяснять особенности процессов роста и развития у растительных и животных организмов | задание в карточке | Заповедный участок «Ямская степь» | |||||||||
Регуляция жизнедеятельности организмов 10 ч | |||||||||||||||
25 | Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них | 1 | 11.03 | Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. | §36 ответить на вопросы | Правила поведения в природе | |||||||||
26 | Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов | 1 | 18.03 | Объяснять особенности гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. | §37 ответить на вопросы | ||||||||||
27 | Нервная регуляция. | 1 | 1.04 | Объяснять особенности нервной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. | §38 ответить на вопросы | ||||||||||
28 | Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных | 1 | 8.04 | Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. | §38 ответить на вопросы | belclass.net | |||||||||
29 | Поведение организмов. | 1 | 15.04 | Объяснять причины врождённого поведения. Наблюдать и описывать поведение животных | §39 ответить на вопросы | ||||||||||
30 | Обобщающий урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция» | 1 | 22.04 | Различать врождённое и приобретённое поведение. Наблюдать и описывать поведение животных | задание в карточке | ||||||||||
31 | Движение — свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных организмов | 1 | 29.04 | Наблюдать и описывать движение различных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма | §40 ответить на вопросы | ||||||||||
32 | Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов Контрольный тест по темам, изученным в 6 классе (итоговый контроль) | 1 | 6.05 | Описывать способы передвижения многоклеточных организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способом передвижения организма | §41 ответить на вопросы | priroda.ru | |||||||||
33 | Обобщающий урок по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов» | 1 | 13.05 | Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. | задание в карточке | ||||||||||
34 | Обобщающий урок «Многообразие живой природы. Охрана природы» | 1 | 20.05 | Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями в биологических процессах роста, развития, размножения | Система охраны природы в Белгородской области |
Календарно – тематическое планирование 7 класс
№ п.п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени | Дата проведения | Характеристика основной деятельности ученика | Домашнее задание | ЦОР | ИКБ | |||
По плану | По факту | |||||||||
Многообразие организмов, их классификация 1 ч | ||||||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ Систематика. Задачи и значение систематики. Вид — основная единица систематики. Признаки вида. Критерии вида. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 «Выявление принадлежности растений к определённой систематической группе». | 1 | 2.09 | Объяснять принципы классификации организмов. Устанавливать систематическую принадлежность организмов (классифицировать). | §1,2 ответить на вопросы | |||||
Бактерии, грибы, лишайники (2ч) | ||||||||||
2 | Бактерии — доядерные организмы. Отличительные особенности доядерных организмов. Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека Контрольный тест по темам, изученным в 6 классе (вводный контроль) | 1 | 9.09 | Выделять существенные и отличительные признаки бактерий. Распознавать на таблицах бактерий | §3,4 ответить на вопросы | priroda.ru | ||||
3 | Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Лишайники. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №2 «Изучение грибных спор. Выращивание белой плесени» | 1 | 16.09 | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | §5-8 ответить на вопросы | |||||
Многообразие растительного мира (16 ч) | ||||||||||
4 | Водоросли, общая характеристика. Многообразие и среда обитания водорослей. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №3 «Строение зелёных водорослей». | 1 | 23.09 | Выделять существенные признаки водорослей. Распознавать водоросли на таблицах и гербарных материалах. Освоить приёмы работы с определителями. | §9-11 ответить на вопросы | Водоросли Белгородской области | ||||
5 | Высшие споровые растения, происхождение, общая характеристика. Моховидные — высшие растения. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4 «Строение мха» (на примере местных видов). | 1 | 30.09 | Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения | §12-13 ответить на вопросы | priroda.ru | ||||
6 | Папоротниковидные, плауновидные, хвощевидные, общая характеристика. Местообитание и особенности строения папоротников, их усложнение по сравнению с мхами. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Строение папоротника». | 1 | 7.10 | Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей папоротниковидных. Сравнивать представителей папоротниковидных и моховидных, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. | §14-15 ответить на вопросы | |||||
7 | Голосеменные растения, общая характеристика. Возникновение семенного размножения — важный этап в эволюции растений. Разнообразие хвойных растений Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №6 «Строение хвои и шишек хвойных» (на примере местных видов) | 1 | 14.10 | Сравнивать строение споры и семени, делать выводы на основе сравнения. Объяснять преимущества семенного размножения. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей голосеменных. | §16-17 ответить на вопросы | priroda.ru | Состояние, использования и охрана лесов Белгородской области | |||
8 | Покрытосеменные, или Цветковые, растения как высокоорганизованная и господствующая группа растительного мира. Многообразие покрытосеменных. Значение покрытосеменных. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №7 «Строение семени двудольного и однодольного растения» | 1 | 21.10 | Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей покрытосеменных. Сравнивать представителей разных групп растений, определять черты сходства и различия. | §18-19 ответить на вопросы | |||||
9 | Виды корней и типы корневых систем. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №8 «Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски» | 1 | 11.11 | Определять виды корней и типы корневых систем. Объяснятъ взаимосвязь строения клеток различных зон корня с выполняемыми ими функциями. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. | §20-21 ответить на вопросы | |||||
10 | Побег. Листорасположение. Значение побега в жизни растений. Почка — зачаточный побег. Виды почек, строение почек. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №9 «Строение почек. Расположение почек на стебле». | 1 | 18.11 | Определять типы листорасположения. Распознавать виды почек. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. | §22 ответить на вопросы | priroda.ru | ||||
11 | Строение стебля. Стебель как часть побега. Разнообразие стеблей. Внутреннее строение стеблей. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №10 «Внутреннее строение ветки дерева». | 1 | 25.11 | Приводить примеры разнообразных стеблей. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. | §23 ответить на вопросы | |||||
12 | Лист. Основные функции листа. Разнообразие листьев по величине, форме, окраске. Внешнее строение листа: форма, расположение на стебле, жилкование. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №11 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» | 1 | 2.12 | Распознавать листья по форме. Определять тип жилкования. Различать листья простые и сложные, черешковые и сидячие, листорасположение. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. | §24 ответить на вопросы | |||||
13 | Клеточное строение листа. Строение кожицы листа и её функции. Строение и роль устьиц. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №12 «Строение кожицы листа» Контрольный тест по теме «Многообразие растительного мира» (промежуточный контроль) | 1 | 9.12 | Устанавливать и объяснять связь особенностей строения клеток с выполняемой ими функцией. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. | §25 ответить на вопросы | priroda.ru | ||||
14 | Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №13 «Строение клубня, корневища, луковицы», | 1 | 16.12 | Определять особенности видоизменённых побегов. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах видоизменённые побеги. | §26 ответить на вопросы | |||||
15 | Строение и разнообразие цветков. Двудомные и однодомные растения Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №14 «Строение цветка». | 1 | 23.12 | Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах части цветка. Определять двудомные и однодомные растения. | §27 ответить на вопросы | |||||
16 | Соцветия Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №15 «Строение соцветия». | 1 | 13.01 | Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. | §28 ответить на вопросы | priroda.ru | ||||
17 | Плоды. Строение плодов. Разнообразие плодов. Размножение покрытосеменных растений. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №16 «Классификация плодов». | 1 | 20.01 | Определять типы плодов. Проводить классификацию плодов. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. | §29-31 ответить на вопросы | |||||
18 | Класс Двудольные. Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Сложноцветные, Мотыльковые (Бобовые). Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №17 «Семейства двудольных» | 1 | 27.01 | Выделять признаки класса двудольных растений и их основных семейств. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей семейств двудольных растений. | §32 ответить на вопросы | priroda.ru | ||||
19 | Класс Однодольные. Семейства: Злаковые, Лилейные. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №18 «Строение злакового растения». | 1 | 3.02 | Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей однодольных растений и их основных семейств. | §33 ответить на вопросы | Растительные ресурсы Белгородской области | ||||
Многообразие животного мира (13 ч) | ||||||||||
20 | Общие сведения о животном мире. Многообразие животных. Одноклеточные животные, или Простейшие, общая характеристика. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №19 «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших» | 1 | 10.02 | Выявлять признаки сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями. Устанавливать систематическую принадлежность животных (классифицировать) | §34-36 ответить на вопросы | priroda.ru | ||||
21 | Ткани, органы, системы органов многоклеточных животных. Типы тканей многоклеточных животных (покровная, соединительная, мышечная, нервная). Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №20 «Изучение многообразия тканей животного» | 1 | 17.02 | Различать на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных. Объяснять взаимосвязь строения ткани, органа с выполняемой функцией. Доказывать родство и единство органического мира | §37 ответить на вопросы | |||||
22 | Тип Кишечнополостные, внешнее строение, образ жизни. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №21 «Изучение пресноводной гидры». | 1 | 25.02 | Устанавливать принципиальные отличия клеток многоклеточных от клеток простейших. Выделять существенные признаки кишечнополостных. | §38-39 ответить на вопросы | |||||
23 | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви классификация, особенности строения и жизнедеятельности. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №22 «Изучение внешнего строения дождевого червя». | 1 | 2.03 | Выделять характерные признаки червей и плоских червей. Различать на таблицах представителей плоских червей. Освоить приёмы работы с определителями. | §40-41 ответить на вопросы | |||||
24 | Тип Моллюски, общая характеристика. Класс Брюхоногие и Головоногие моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение брюхоногих моллюсков. Класс Двустворчатые моллюски, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение двустворчатых моллюсков | 1 | 9.03 | Выделять существенные признаки моллюсков. Различать на живых объектах и таблицах представителей моллюсков. Освоить приёмы работы с определителями. Объяснять принципы классификации моллюсков. Устанавливать систематическую принадлежность моллюсков (классифицировать). Объяснять значение моллюсков | §42-43 ответить на вопросы | priroda.ru | ||||
25 | Тип Членистоногие как наиболее высокоорганизованные беспозвоночные животные, общая характеристика. Класс Ракообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение ракообразных животных | 1 | 16.03 | Выделять существенные признаки членистоногих. Объяснять особенности строения ракообразных в связи со средой их обитания. Объяснять преимущества членистоногих перед другими беспозвоночными животными. Различать на живых объектах, коллекциях и таблицах представителей членистоногих и ракообразных. | §44 ответить на вопросы | |||||
26 | Класс Паукообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение паукообразных животных | 1 | 6.04 | Выделять существенные признаки паукообразных. | §45 ответить на вопросы | |||||
27 | Класс Насекомые, распространение, особенности внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых с полным и неполным превращением Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №23 «Изучение внешнего строения насекомых». | 1 | 13.04 | Выделять существенные признаки насекомых. Различать на живых объектах, коллекциях и таблицах представителей насекомых | §46-47 ответить на вопросы | priroda.ru | ||||
28 | Тип Хордовые, общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности ланцетника. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №24 «Изучение внешнего строения рыбы». | 1 | 20.04 | Выделять существенные признаки хордовых. | §48-50 ответить на вопросы | |||||
29 | Класс Земноводные, общая характеристика. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие земноводных, их охрана | 1 | 27.04 | Выделять существенные признаки земноводных. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения земноводных от среды обитания. | §51 ответить на вопросы | |||||
30 | Класс Пресмыкающиеся, общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания. Многообразие пресмыкающихся, их охрана | 1 | 4.05 | Выделять существенные признаки пресмыкающихся. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся от среды обитания. | §52 ответить на вопросы | priroda.ru | ||||
31 | Класс Птицы, общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №25 «Изучение внешнего строения птицы» | 1 | 11.05 | Выделять существенные признаки птиц. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения птиц от среды обитания. | §53 ответить на вопросы | |||||
32 | Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания Контрольный тест по темам, изученным в 7 классе (итоговый контроль) | 1 | 18.05 | Выделять существенные признаки млекопитающих. Объяснять зависимость внешнего и внутреннего строения млекопитающих от среды обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей млекопитающих. | §55 ответить на вопросы | |||||
Эволюция растений и животных, их охрана (1 ч) | ||||||||||
33 | Этапы эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными. Охрана растительного и животного мира. | 1 | 25.05 | Приводить доказательства (аргументация) родства, общности происхождения и эволюции растений и животных. | §56-60 ответить на вопросы | |||||
Экосистемы (1ч) | ||||||||||
34 | Экосистема. Среда обитания 'организмов. Экологические факторы: биотические, антропогенные. | 1 | Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. |
Календарно – тематическое планирование 8 класс
№ п.п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени | Дата проведения | Характеристика основной деятельности ученика | Домашнее задание | ЦОР | ИКБ | |
По факту | По плану | |||||||
Наука о человеке (3ч) | ||||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. | 1 | 2.09 | Объяснять место и роль человека в природе. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его.биологической природы. Определять значение знаний о человеке в современной жизни. Выявлять методы изучения организма человека | §1 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
2 | Биологическая природа человека. Расы человека Контрольный тест по темам, изученным в 7 классе (вводный контроль) | 1 | 4.09 | Объяснять место человека в системе органического мира. Приводить доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определять черты сходства и различия человека и животных | §2 ответить на вопросы | |||
3 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез | 1 | 9.09 | Объяснять современные концепции происхождения человека. Выделять основные этапы эволюции человека | §3 ответить на вопросы | |||
Общий обзор организма человека (3 ч) | ||||||||
4 | Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» | 1 | 11.09 | Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на основе сравнения. Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. | §4 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
5 | Строение организма человека. Полости тела. Органы. Системы органов. Самонаблюдение «Определение собственного веса и измерение роста» | 1 | 16.09 | Различать на таблицах органы и системы органов человека. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | §5 ответить на вопросы | |||
6 | Регуляция процессов жизнедеятельности. Гомеостаз. Нейрогуморальная регуляция. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. Эффектор. Самонаблюдение «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения; коленный и надбровный рефлексы» | 1 | 18.09 | Выделятъ существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма чловека. Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Объяснять особенности нейрогу-моральной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | §6 ответить на вопросы | |||
Опора и движение (7ч) | ||||||||
7 | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Кости: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения кости», | 1 | 23.09 | Распознавать на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | §7 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
8 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека» | 1 | 25.09 | Распознавать на наглядных пособиях кости скелета человека. Определять типы соединения костей. Объяснять особенности строения скелета человека | §7 ответить на вопросы | |||
9 | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. Сустав. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая | 1 | 30.09 | Объяснять особенности строения скелета человека. Распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объяснять зависимость гибкости тела человека от строения его позвоночника | §8 ответить на вопросы | |||
10 | Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов | 1 | 2.10 | Выделять особенности строения скелетных мышц. Распознавать на наглядных пособиях скелетные мышцы | §9 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
11 | Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц | 1 | 7.10 | Объяснять особенности работы мышц. Объяснять механизмы регуляции работы мышц. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | §10 ответить на вопросы | |||
12 | Работа мышц и её регуляция. Мышцы синергисты и антагонисты. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц. Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Самонаблюдение «Работа основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» | 1 | 9.10 | Объяснять условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличие плоскостопия. | §11 ответить на вопросы | |||
13 | Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. Рахит. Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие. Самонаблюдение «Выявление плоскостопия» (выполняется дома) | 1 | 14.10 | Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Освоить приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы | §15 ответить на вопросы | |||
Внутренняя среда организма (4ч) | ||||||||
14 | Состав внутренней среды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Лимфатическая система | 1 | 16.10 | Объяснять особенности строения и функций внутренней среды организма человека. Различать на таблицах органы и системы органов человека | §13 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
15 | Состав крови. Плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, антитела, фагоциты, гемоглобин. Постоянство внутренней среды. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)» | 1 | 21.10 | Сравнивать клетки организма человека, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями. Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах. Работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом | §14 ответить на вопросы | |||
16 | Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент | 1 | 23.10 | Выделять существенные признаки процессов свёртывания и переливания крови. Объяснять механизмы свёртывания крови и их значение. Объяснять принципы переливания крови и его значение | §15 ответить на вопросы | |||
17 | Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация, лечебная сыворотка. СПИД. Аллергия | 1 | 6.11 | Выделять существенные признаки иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток. Объяснять причину нарушения иммунитета | §16 ответить на вопросы | |||
Кровообращение и лимфообращение 4 ч | ||||||||
18 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматия сердца. Сердечный цикл | 1 | 11.11 | Распознавать на наглядных пособиях органы системы кровообращения. Выделять существенные признаки органов кровообращения | §17 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
19 | Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. Лимфообращение. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Измерение кровяного давления». | 1 | 13.11 | Выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. Освоить приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | §18 ответить на вопросы Самонаблюдение «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке» (выполняется дома) | |||
20 | Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений | 1 | 18.11 | Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Освоить приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. | §19 ответить на вопросы | |||
21 | Обобщение и систематизация знаний о движении как важнейшем свойстве живого на примере функционирования транспортных систем организма человека (сердечно-сосудистой и лимфатической) | 1 | 20.11 | Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов | §19 ответить на вопросы | |||
Дыхание (4ч) | ||||||||
22 | Дыхание и его значение. Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат | 1 | 25.11 | Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Различать на таблицах органы дыхательной системы | §20 ответить на вопросы | priroda.ru | Влияние качества атмосферного воздуха на состояние здоровья населения. | |
23 | Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Дыхательные движения: вдох и выдох. Газообмен. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №6 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | 1 | 27.11 | Объяснять механизм дыхания. Сравнивать газообмен в лёгких и тканях, делать выводы на основе сравнения. Освоить приёмы определения жизненной ёмкости лёгких. Проводить биологическое исследование,делать выводы на основе полученных результатов | §21 ответить на вопросы | |||
24 | Регуляция дыхания. Защитные рефлексы дыхательной системы. Охрана воздушной среды. Вред табакокурения. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №7 «Определение частоты дыхания» | 1 | 2.12 | Объяснять механизмы регуляции дыхания. Распознавать на наглядных пособиях органы дыхательной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости борьбы с табакокурением | §22 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
25 | Заболевания органов дыхания и их профилактика | 1 | 4.12 | Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находить в учебной и научнопопулярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её ввиде рефератов, докладов | §23 ответить на вопросы | |||
Питание 5 ч | ||||||||
26 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции Контрольный тест по теме «Дыхание» (промежуточный контроль) | 1 | 9.12 | Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы | §24 ответить на вопросы | priroda.ru | Заболевания, связанные с качеством питьевой воды. | |
27 | Пищеварение в ротовой полости. Проведение самонаблюдений: «Определение положения слюнных желёз», «Движение гортани при глотании», «Изучение действия ферментов слюны на крахмал» | 1 | 11.12 | Объяснять особенности пищеварения в ротовой полости. Распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | §25 ответить на вопросы | |||
28 | Пищеварение в желудке и кишечнике. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №8 «Изучение действия ферментов желудочного сока на белки» | 1 | 16.11 | Объяснять особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводить биологическое исследование, делать выводы наоснове полученных результатов | §26 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
29 | Всасывание питательных веществ в кровь. Толстый кишечник | 1 | 18.12 | Объяснять механизм всасывания веществ в кровь. Распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы | §27 ответить на вопросы | |||
30 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания | 1 | 23.12 | Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы | §28 ответить на вопросы | |||
Обмен веществ и превращение энергии 4 ч | ||||||||
31 | Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен воды и минеральных солей | 1 | 25.12 | Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Объяснять особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей | §29 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
32 | Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека | 1 | 13.01 | Объяснять механизмы работы ферментов. Объяснять роль ферментов в организме человека | §30 ответить на вопросы | |||
33 | Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека | 1 | 15.01 | Классифицировать витамины. Объяснять роль витаминов в организме человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов | §31 ответить на вопросы | |||
34 | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат | 1 | 20.01 | Составлять пищевой рацион. Объяснять зависимость пищевого рациона от энергозатрат организма человека. | §32 ответить на вопросы | |||
Выделение продуктов обмена3 ч | ||||||||
35 | Выделение и его значение. | 1 | 22.01 | Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. | §33 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
36 | Органы мочевыделения. Регуляция мочеиспускания | 1 | 27.01 | Различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Объяснять роль выделения в поддержании гомеостаза | §33 ответить на вопросы | |||
37 | Заболевания органов мочевыделения | 1 | 29.01 | Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы | §34 ответить на вопросы | |||
Покровы тела 3 ч | ||||||||
38 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи. Самонаблюдения «Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти», «Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки» | 1 | 3.02 | Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | §35 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
39 | Болезни и травмы кожи | 1 | 5.02 | Приводить доказательства (аргументация) необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями. Освоить приёмы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях | §36 ответить на вопросы | |||
40 | Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви | 1 | 10.02 | Приводить доказательства (аргументация) необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями. Освоить приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова | §37 ответить на вопросы | |||
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 7 ч | ||||||||
41 | Железы внутренней секреции и их функции | 1 | 12.02 | Характеризовать расположение основных эндокринных желёз в организме человека. Объяснять функции желёз внутренней | §38 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
42 | Работа эндокринной системы и её нарушения | 1 | 17.02 | Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма. Объяснять причины нарушений работы эндокринной системы | §39 ответить на вопросы | |||
43 | Строение нервной системы и её значение. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности | 1 | 19.02 | Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Классифицировать отделы нервной системы, объяснять принципы этой классификации. Объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организма человека | §40 ответить на вопросы | |||
44 | Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга | 1 | 24.02 | Определять расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Объяснять функции спинного мозга | §41 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
45 | Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга | 1 | 26.02 | Объяснять особенности строения головного мозга и его отделов. Объяснять функции головного мозга и его отделов. Распознавать на наглядных пособиях отделы головного мозга | §42 ответить на вопросы | |||
46 | Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Самонаблюдение «Штриховое раздражение кожи» | 1 | 2.03 | Объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознавать на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов | §43 ответить на вопросы | |||
47 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. Врождённые и приобретённые заболевания нервной системы | 1 | 4.03 | Объяснять причины нарушений в работе нервной системы. Объяснять причины приобретённых заболеваний нервной системы. Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний нервной системы | §44 ответить на вопросы | |||
Органы чувств. Анализаторы 6 ч | ||||||||
48 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.
| 1 | 9.03 | Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, зрительного анализатора. Распознавать на наглядных пособиях анализаторы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения | §45 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
49 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №8 «Строение зрительного анализатора» (на модели) | 1 | 11.03 | Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, слухового анализатора. Распознавать на наглядных пособиях анализаторы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха | задание в карточке | |||
50 | Слуховой анализатор, его строение | 1 | 16.03 | Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, вестибулярного анализатора.
| §46 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
51 | Вестибулярный анализатор.
| 1 | 18.03 | Распознавать на наглядных пособиях анализаторы | §47 ответить на вопросы | |||
52 | Мышечное чувство. Осязание | 1 | 1.04 | Объяснять особенности строения и функции вкусового и обонятельного анализаторов. | задание в карточке | |||
53 | Вкусовой и обонятельный анализаторы | 1 | 6.04 | Распознавать на наглядных пособиях анализаторы | §48 ответить на вопросы | |||
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность 7 ч | ||||||||
54 | Высшая нервная деятельность (ВНД). Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека. | 1 | 8.04 | Выделять существенные особенности поведения и психики человека. | §49 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
55 | Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №9 «Оценка объема кратковременной памяти с помощью теста» | 1 | 13.04 | Выделять (классифицировать) типы и виды памяти. Объяснять причины расстройства памяти. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов. | §50 ответить на вопросы | |||
56 | Врождённое и приобретенное поведение | 1 | 15.04 | Выделять существенные особенности поведения и психики человека. Объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. | §51 ответить на вопросы | |||
57 | Сон и бодрствование. Значение сна. | 1 | 20.04 | Характеризовать фазы сна. Объяснять значение сна. | §52 ответить на вопросы | |||
58 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Эмоции. Речь. | 1 | 22.04 | Объяснять значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. | §53 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
59 | Познавательная деятельность. Темперамент. | 1 | 27.04 | Выявлять особенности наблюдательности и внимания. | §53 ответить на вопросы | |||
60 | Обобщение знаний о ВНД, Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления. | 1 | 29.04 | Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов. | задание в карточке | |||
Размножение и развитие человека 4 ч | ||||||||
61 | Особенности размножения человека. Ген. Репродукция. Генетическая информация. | 1 | 4.05 | Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека. Объяснять наследование признаков у человека. Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека | §54 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
62 | Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). Половые хромосомы | 1 | 6.05 | Выделять существенные признаки органов размножения человека | §55 ответить на вопросы | |||
63 | Органы размножения. Половые клетки. Мужская и женская половые системы. Оплодотворение. Контрацепция | 1 | 11.05 | Определять основные признаки беременности. Характеризовать условия нормального протекания беременности. Выделять основные этапы развития зародыша человека. Объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. | §56 ответить на вопросы | |||
64 | Беременность и роды. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода | 1 | 13.05 | Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек. Находить в учебной и научно популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять её в виде рефератов, устных сообщений | §57 ответить на вопросы | |||
Человек и окружающая среда 4 ч | ||||||||
65 | Социальная и природная среда человека. Контрольный тест по темам, изученным в 8 классе (итоговый контроль) | 1 | 18.05 | Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Объяснять место и роль человека в природе. Соблюдать правила поведения в природе | §58 ответить на вопросы | priroda.ru | ||
66 | Адаптация человека к среде обитания | 1 | 20.05 | Освоить приёмы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек. Овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения красоту человеческого тела | §59 ответить на вопросы | |||
67 | Окружающая среда и здоровье человека | 1 | 25.05 | Находить в научно-популярной литературе информацию о факторах здоровья и риска, оформлять её в виде доклада или реферата, участвовать в обсуждении информации. Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью, своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека Разрабатывать и защищать проект. | §59 ответить на вопросы | Окружающая среда и состояние здоровья населения области. | ||
68 | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека | 1 | Работать с информацией разных видов, переводить её из одной формы в другую. Аргументировано отстаивать свою позицию |
Календарно – тематическое планирование 9 класс
№ п.п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени | Дата проведения | Характеристика основной деятельности ученика | Домашнее задание | ЦОР | ИКБ | ||
По факту | По плану | ||||||||
Биология в системе наук 3 ч | |||||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ Биология как наука | 1 | 2.09 | Определять место биологии в системе наук. Оценивать вклад различных учёных-биологов в развитие науки биологии | § 1ответить на вопросы | priroda.ru | |||
2 | Методы биологических исследований. | 1 | 4.09 | Выделять основные методы биологических исследовании. | §2 ответить на вопросы | ||||
3 | Значение биологии. | 1 | 9.09 | Объяснять значение биологии для понимания научной картины мира | §2 ответить на вопросы | ||||
Основы цитологии — науки о клетке 8 ч | |||||||||
4 | Цитология — наука о клетке | 1 | 11.09 | Определять предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. Объяснять значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук | §3 ответить на вопросы | priroda.ru | |||
5 | Клеточная теория | 1 | 16.09 | Объяснять значение клеточной теории для развития биологии | §4 ответить на вопросы | ||||
6 | Химический состав клетки | 1 | 18.09 | Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке | §5 ответить на вопросы | ||||
7 | Строение клетки | 1 | 23.09 | Характеризовать клетку как структурную единицу живого. Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и готовых микропрепаратах основные части и органоиды клетки. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах | §6 ответить на вопросы | priroda.ru | |||
8 | Особенности клеточного строения организмов. Контрольный тест по темам, изученным в 8 классе (вводный контроль) | 1 | 25.09 | Объяснять особенности клеточного строения организмов. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. | §7 ответить на вопросы | ||||
9 | Вирусы. | 1 | 30.09 | §7 ответить на вопросы | priroda.ru | ||||
10 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 «Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий» | 1 | 2.10 | Сравнивать строение эукариотических и прокариотических клеток на основе анализа полученных данных | задание по карточке | ||||
11 | Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке | 1 | 7.10 | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Объяснять механизмы регуляции процессов жизнедеятельности в клетке | §8-10 ответить на вопросы | ||||
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов 6 ч | |||||||||
12 | Формы размножения организмов. | 1 | 9.10 | Определять самовоспроизведение как всеобщее свойство живого. Выделять существенные признаки процесса размножения, формы размножения. Определять митоз как основу бесполого размножения и роста многоклеточных организмов. | §11 ответить на вопросы | priroda.ru | |||
13 | Бесполое размножение. | 1 | 14.10 | §11 ответить на вопросы | |||||
14 | Митоз. | 1 | 16.10 | Объяснять биологическое значение митоза | §11 ответить на вопросы | ||||
15 | Половое размножение. Мейоз | 1 | 21.10 | Выделять особенности мейоза. Определять мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов, Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения | §12 ответить на вопросы | ||||
16 | Индивидуальное развитие организма (онтогенез) | 1 | 23.10 | Выделять типы онтогенеза (классифицировать) | §13 ответить на вопросы | ||||
17 | Влияние факторов внешней среды на онтогенез | 1 | 6.11 | Оценивать влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Определять уровни приспособления организма к изменяющимся условиям | §14 ответить на вопросы | ||||
Основы генетики 13 ч | |||||||||
18 | Генетика как отрасль биологической науки | 1 | 11.11 | Определять главные задачи современной генетики. Оценивать вклад учёных в развитие генетики как науки | §15 ответить на вопросы | ||||
19 | Методы исследования наследственности. | 1 | 13.11 | Выделять основные методы исследования наследственности. | §16 ответить на вопросы | priroda.ru | |||
20 | Фенотип и генотип | 1 | 18.11 | Определять основные признаки фенотипа и генотипа | §16 ответить на вопросы | ||||
21 | Закономерности наследования | 1 | 20.11 | Выявлять основные закономерности наследования. Объяснять механизмы наследственности | §17 ответить на вопросы | ||||
22 | Решение генетических задач | 1 | 25.11 | Выявлять алгоритм решения генетических задач. Решать генетические задачи | §18 ответить на вопросы | ||||
23 | Хромосомная теория наследственности. | 1 | 27.11 | Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности. | §19 ответить на вопросы | priroda.ru | |||
24 | Генетика пола. | 1 | 2.12 | Объяснять хромосомное определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом | §19 ответить на вопросы | ||||
25 | Основные формы изменчивости организмов. | 1 | 4.12 | Определять основные формы изменчивости организмов. | §20 ответить на вопросы | ||||
26 | Генотипическая изменчивость | 1 | 9.12 | Выявлять особенности генотипической изменчивости | §20 ответить на вопросы | ||||
27 | Комбинативная изменчивость | 1 | 11.12 | Выявлять особенности комбинативной изменчивости | §21 ответить на вопросы | ||||
28 | Фенотипическая изменчивость. Контрольный тест по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (промежуточный контроль) | 1 | 16.12 | Выявлять особенности фенотипической изменчивости. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | §22 ответить на вопросы | ||||
29 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №2 «Описание фенотипов растений» | 1 | 18.12 | Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | задание по карточке | ||||
30 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №3 «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой» | 1 | 23.12 | Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | задание по карточке | ||||
Генетика человека 2 ч | |||||||||
31 | Методы изучения наследственности человека. | 1 | 25.12 | Выделять основные методы изучения наследственности человека. | §23 ответить на вопросы | priroda.ru | |||
32 | Инструктаж по ТБ Практическая работа №1 «Составление родословных» | 1 | 13.01 | Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | § 24 ответить на вопросы | ||||
Основы селекции и биотехнологии 5 ч | |||||||||
33 | Основы селекции. Методы селекции. | 1 | 15.01 | Определять главные задачи и направления современной селекции. Выделять основные методы селекции. Объяснять значение селекции для развития биологии и других наук | §25 ответить на вопросы | ||||
34 | Достижения мировой и отечественной селекции | 1 | 20.01 | Оценивать достижения мировой и отечественной селекции. Оценивать вклад отечественных и мировых учёных в развитие селекции | §26 ответить на вопросы | priroda.ru | |||
35 | Биотехнология: достижения и перспективы развития. | 1 | 22.01 | Оценивать достижения и перспективы развития современной биотехнологии. | §27 ответить на вопросы | ||||
36 | Метод культуры тканей. | 1 | 27.01 | Характеризовать этические аспекты развития некоторых направлений биотехнологии | §27 ответить на вопросы | ||||
37 | Клонирование | 1 | 22.01 | §27 ответить на вопросы | |||||
Эволюционное учение 7 ч | |||||||||
38 | Учение об эволюции органического мира | 1 | 3.02 | Оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологических наук и роль эволюционного учения. Объяснять сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов | §28 ответить на вопросы | ||||
39 | Вид. Критерии вида | 1 | 5.02 | Выделять существенные признаки вида | §29 ответить на вопросы | ||||
40 | Популяционная структура вида | 1 | 10.02 | Объяснять популяционную структуру вида. Характеризовать популяцию как единицу эволюции | §30 ответить на вопросы | priroda.ru | |||
41 | Видообразование | 1 | 12.02 | Выделять существенные признаки стадий видообразования. Различать формы видообразования. Объяснять причины многообразия видов. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы | §31 ответить на вопросы | ||||
42 | Борьба за существование и естественный отбор — движущие силы эволюции | 1 | 17.02 | Различать и характеризовать формы борьбы за существование. Объяснять причины борьбы за существование. Характеризовать естественный отбор как движущую силу эволюции | §32 ответить на вопросы | Изучение результатов и региональных особенностей искусственного отбора на сортах культурных растений | |||
43 | Адаптация как результат естественного отбора | 1 | 19.02 | Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида | §33 ответить на вопросы | ||||
44 | Современные проблемы эволюции. | 1 | 24.02 | Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении | §34 ответить на вопросы | ||||
Возникновение и развитие жизни на Земле 4 ч | |||||||||
45 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни | 1 | 26.02 | Объяснять сущность основных гипотез о происхождении жизни. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | §35 ответить на вопросы | priroda.ru | |||
46 | Органический мир как результат эволюции | 1 | 2.03 | Выделять основные этапы в процессе возникновения и развития жизни на Земле | §36 ответить на вопросы | ||||
47 | История развития органического мира. | 1 | 4.03 | Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении | §37 ответить на вопросы | ||||
48 | Происхождение и развитие жизни на Земле. | 1 | 9.03 | §38 ответить на вопросы | |||||
Взаимосвязи организмов и окружающей среды 20 ч | |||||||||
49 | Экология как наука.
| 1 | 11.03 | Определять главные задачи современной экологии. Выделять основные методы экологических исследований. Выделять существенные признаки экологических факторов. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | §39 ответить на вопросы | ||||
50 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4 «Изучение приспособленности организмов к определённой среде обитания». Подготовка к проекту | 1 | 16.03 | §39 ответить на вопросы | priroda.ru | ||||
51 | Влияние экологических факторов на организмы.
| 1 | 18.03 | Определять существенные признаки влияния экологических факторов на организмы. | §40 ответить на вопросы | ||||
52 | Влияние экологических факторов на организмы. | 1 | 1.04 | Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | задание по карточке | ||||
53 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Строение растений в связи с условиями жизни» | 1 | 6.04 | Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | задание по карточке | ||||
54 | Экологическая ниша. | 1 | 8.04 | Определять существенные признаки экологических ниш. Описывать экологические ниши различных организмов. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | §41 ответить на вопросы | Красная Книга Белгородской области | |||
55 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №6 «Описание экологической ниши организма» | 1 | 13.04 | §41 ответить на вопросы | |||||
56 | Структура популяции | 1 | 15.04 | Определять существенные признаки структурной организации популяций | §42 ответить на вопросы | priroda.ru | |||
57 | Типы взаимодействия популяций разных видов | 1 | 20.04 | Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы | §43 ответить на вопросы | ||||
58 | Типы взаимодействия популяций разных видов | 22.04 | §43 ответить на вопросы | Проблема сохранения биологического разнообразия | |||||
59 | Экосистемная организация живой природы. | 1 | 27.04 | Выделять существенные признаки экосистемы. Классифицировать экосистемы. | §44 ответить на вопросы | Приспособленность организмов к среде обитания | |||
60 | Компоненты экосистем | 1 | 29.04 | Наблюдать и описывать экосистемы своей местности | §44 ответить на вопросы | priroda.ru | Изучение и описание экосистемы своей местности | ||
61 | Структура экосистем | 1 | 4.05 | Выделять существенные признаки структурной организации экосистем | §45 ответить на вопросы | ||||
62 | Поток энергии и пищевые цепи | 1 | 6.05 | Выделять существенные признаки процессов обмена веществ, круговорота веществ и превращений энергии в экосистеме. | §46 ответить на вопросы | ||||
63 | Поток энергии и пищевые цепи | 1 | 11.05 | Составлять пищевые цепи и сети. Различать типы пищевых цепей | §46 ответить на вопросы | ||||
64 | Искусственные экосистемы. | 1 | 13.05 | Выявлять существенные признаки искусственных экосистем. Сравнивать природные и искусственные экосистемы, делать выводы на основе сравнения. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов | §47 ответить на вопросы | ||||
65 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №7 «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)» | 1 | 18.05 | задание по карточке | |||||
66 | Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе» Контрольный тест по темам, изученным в 9 классе (итоговый контроль) | 1 | 20.05 | Наблюдать и описывать экосистемы своей местности, сезонные изменения в живой природе | §48 ответить на вопросы | ||||
67 | Экологические проблемы современности | 1 | 25.05 | Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах и биосфере. Овладеть умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии пообсуждению глобальных экологических проблем | §49 ответить на вопросы | priroda.ru | |||
68 | Защита экологического проекта | 1 | Представлять результаты своего исследования. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | §50 ответить на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа и КТП составлены в соответствии с требованиями ФГОС (17.12.2010г.)...
календарно - тематическое планирование по биологии 5-11 класс к учебникам под редакцией Пасечника
Содержит пояснительную записку. учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, формы и средства контроля и перечень учебно -методических средств обучения...
Календарно-тематическое планирование по биологии для 11 класса. УМК В.В. Пасечник.
Календарно-тематическое планирование по биологии для 11 класса составлено к УМК В.В. Пасечника. Содержит поурочное планирование и сведения о видах деятельности обучающихся....
Календарно-тематическое планирование по биологии для 9 класса. УМК В.В. Пасечник.
Календарно-тематическое планирование по биологии составлено к УМК В.В. Пасечника. Содержит поурочное планирование, сведения о видах деятельности обучающихся....
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Пасечник В.В Линия жизни
Рабочая прграмма по биологии 5-9 классы...
Тематическое планирование по биологии 8 класс В.В.Пасечник изд. "Просвещение" Линия жизни
Тематическое планирование учебного материала по программе В.В.Пасечника изд."Просвещение" Линия жизни составлено с учетов ОУУН, 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии 5 класс. Пасечник В. В. "Линия жизни". 1 час в неделю.
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе учебника "Биология 5-6 классы" под редакцией Пасечника В. В. (серия "Линия жизни") и авторского коллектива Пасечник ...