Урок по теме "Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Урок по теме "Грибы" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_griby.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Грибы».

Цель урока: познакомить учащихся с характерными особенностями царства Грибы.

Задачи урока:

  • Образовательные: раскрыть основные особенности организации грибов: многообразие видов, признаки грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе.
  • Развивающие: развитие умения анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
  • Воспитательные: развитие мышления, творческой и познавательной деятельности, умения делать выводы, формирование научного мировоззрения.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока
1. Организационный момент
- Добрый день ребята и уважаемые гости.  (Слайд 1)
Вот звенит для нас звонок.
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись.
И друг другу улыбнулись.
Тихо сели.
2. Актуализация имеющихся знаний учащихся.
-Для начала давайте вспомним , о каком царстве шла речь на прошлом уроке? (Животные).     (Слайд 2)
-По каким признакам всех животных объединяют в одно царство?
1. Отсутствие хлоропластов. (Наличие прочной клеточной стенки хитин).
2. Гетеротрофы.
3. Ограниченный рост.
4. Активное движение.
- По наличию клеток, как можно разделить животных?
(одноклеточные –простейшие и многоклеточные)
-Ребята, а какие группы животных вы знаете? (Членистоногие, черви, моллюски, иглокожие, хордовые) (слайд 3)
- Посмотрите на слайд и ответьте, что здесь показано? (Слайд 4)
Способы движения – бегают, прыгают, ползают, летают, плавают и т.д.
А для чего они это делают? (Для поиска пищи, спасения от опасности, создания пар, для поиска благоприятных условий).
3.Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и цели.
А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чём идёт речь.
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретит под березой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаком урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?

-Совершенно верно – это гриб. (Слайд 5)

-Давайте сформулируем тему нашего урока, выполнив следующее задание -
(на листочках).

Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (Слайд 6)
Дети отвечают – царство грибов.
- Правильно, откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока. (Слайд 7).
Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – Царство Грибы. С этим царством мы будем знакомиться 2 урока.
- Исходя из темы урока, скажите его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы должны знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, о многообразии.

4. Усвоение новых знаний. (Слайд 8)
- Грибы – одни одни из самых загадочных обитателей Земли. Люди издавна чувствовали в грибах что то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческие поэты связывали рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.
Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. Даже теорий об их  происхождение известно как минимум три. Согласно одной грибы произошли от водорослей. Другая – говорит об их происхождении от бактерий. И наконец, третья, которая пока считается основной. По этой теории животные, растения и грибы разделились между собой на уровне одной клетки, и дальнейшая эволюция каждого класса шла уже своим путём.
В настоящее время учёные насчитали 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры.
Что бы более подробно познакомиться с грибами, давайте поработаем в парах. Каждая пара получает своё задание, на выполнение котрого отводится 10-12минут. В конце указанного времени вы должны представить отчёт о проделанной работе.
Для составления отчёта вы можете познакомиться с материалом, который находится у меня на столе, но для начала ознакомьтесь с заданиями.
Физкультминутка.
Поработали, ребятки,
А сейчас все на зарядку,
Отдохнем с тобой дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились вперед, назад,
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.

Работа в парах (можно музыку)
- У вас у каждого на столе лежит листок, о ходу выступления каждой пары вам необходимо заполнить кластеры.
Выходят ребята с отчётами, можно с места.
-За работу в группах выставим друг другу оценки в тетради.
Грибы удивительны и красивы. Ими любуются, изучают, описывают, рисуют, пишут о них стихи, рассказы, упоминают в сказках, складывают о них пословицы, поговорки и загадки. Я сейчас загадаю загадки, а отгадав их, вы узнаете о каких грибах,идёт речь.

Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички
Называются…лисички)

Есть грибы и не в лесу,
в тесте, пиве и квасу… дрожжи)

Посмотрите, он каков,
Первый гриб среди грибов!
Мы его узнаем в миг,
Это крепкий …буровик)

На грибы она сердита,
и от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка,
Это бледная… поганка)

Мы в дождливые деньки,
Покрываем все пеньки.
собирайте нас, ребята!
Мы осенние… опята)

Этот гриб найдёшь весной
На опушечке лесной.
Весь в морщинах старичок
С именем смешным… сморчок)

Если кто то сверху топнет,
Этот гриб со вздохом лопнет,
Задымится в тот же миг.
значит это… дождевик)

Росла заячья картошка,
Да не взял ни кто в лукошко.
А теперь прорвёшь бочок,
Пыхнет темный табочок…дождевик)

Конское копыто,
к дереву привито…трутовик)

В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный…груздь)

Я в красной шапочке расту,
Под стройною осиною,
Меня узнаешь на версту,

Зовусь я… подосиновик)

Точки белые на красном,
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор,
Не срывайте… мухомор)

Говорить о многообразии грибов мы будем говорить на следующий урок.
5. Закрепление изученного материала.
Подведем итог нашего урока, проверим усвоение нашего материала.
Выполнить тест-
1. Грибы это представители-
а)прокариот
б)растений
в)эукариот
г)самых древних организмов
2. Грибы выделяют в отдельное царство, потому что-
а)они не подвижны, но способны к фотосинтезу
б)они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами
в)они не размножаются спорами и не имеют органов
г)они не имеют органо, но сами создают органические вещества
3. Надземная часть белого гриба называется-
а)грибницей
б)пеньком
в)шляпкой
г)плодовым телом
4. По способу питания грибы-
а)автотрофы
б)гетеротрофы
5. Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов-
а)симбиоз
б)грибокорень
в)грибница
г)автотроф

Проверьте ответы друг друга. Слайд. 1-в, 2-б, 3-г, 4-б, 5-а)
Критерии. слайд)

6. Рефлексия.
Слайд. Смайлики)
7. Домашнее задание.
учебник – параграф 13
задание в рабочей тетради параграф 13
слайд.

8. Слайд
Давайте поблагодарим друг друга.
Ребята, подойдите с тетрадями и листочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...