Программа инклюзивного образования по биологии, составленная для ученика 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс)
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) на основании основной образовательной программы основного общего образования МБ НОУ «Гимназия № 62».
Программа для обучения на дому предусматривает 0,5 часа в неделю и рассчитана на 31 неделю, 15,5 часа.
Актуальность написания данной рабочей программы обусловлена необходимостью преподавания на дому с учётом индивидуальных особенностей учащегося в период болезни, а так же необходимостью скорректировать рабочую программу учебного предмета «Биология» (6 класс) на 0,5 ч. в неделю, т.к. на изучение предмета в 6 классе отводится 1 час в неделю. Для усвоения программы в содержании объединены темы уроков, что отражено в тематическом планировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6g.docx | 126.17 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Биология» для обучения на дому учащегося 6 Г класса | Страница из 19 |
| ||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Биология»
для обучения на дому учащегося 6 Г класса
Составитель: Е.С. Кудрина, учитель биологии |
Новокузнецк, 2018
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена для обучения на дому учащегося 6 Г класса на период с 01 .10.2018 г. по 31 .05.2019 г. (основание: приказ КОиН № 984 от 04.10.2018г.)
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) на основании основной образовательной программы основного общего образования МБ НОУ «Гимназия № 62».
Программа для обучения на дому предусматривает 0,5 часа в неделю и рассчитана на 31 неделю, 15,5 часа.
Актуальность написания данной рабочей программы обусловлена необходимостью преподавания на дому с учётом индивидуальных особенностей учащегося в период болезни, а так же необходимостью скорректировать рабочую программу учебного предмета «Биология» (6 класс) на 0,5 ч. в неделю, т.к. на изучение предмета в 6 классе отводится 1 час в неделю. Для усвоения программы в содержании объединены темы уроков, что отражено в тематическом планировании.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности Конина Романа к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Учащийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Учащийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Учащийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Учащийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Учащийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Учащийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Учащийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и целых растений,) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли растений в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов; опасных для человека растений; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате обучения биологии Конин Роман в 6 классе научится:
составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
получать биологическую информацию из разных источников;
определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира;
определять понятия «биология», «фотосинтез», «природные сообщества»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
характеризовать внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений, видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений, соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
определять основные процессы жизнедеятельности растений, особенности минерального и воздушного питания растений, виды размножения растений и их значение;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
устанавливать характерные признаки однодольных и двудольных растений;
анализировать признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
определять важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;
устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
описывать растительные сообщества и их типы, закономерности развития и смены растительных сообществ;
оценивать влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе.
Конин Роман получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями,
• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
- Содержание учебного предмета «Биология»
Тема 1. Органы растений (5 часов)
Семя. Строение семени. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Рост корня, геотропизм. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Внешнее строение листа. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев. Стебель. Строение и значение стебля. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Значение плодов в природе и жизни человека.
Тема 2. Основные процессы жизнедеятельности растений (4 часа)
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде. Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений. Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение – вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними.
Тема 3. Многообразие и развитие растительного мира (5 часов)
Систематика растений, её значение для ботаники. Классификация растений. Вид как единица классификации. Группы царства Растения. Водоросли – низшие растения. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Значение мхов в природе и жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика голосеменных. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития покрытосеменных. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Общая характеристика класса Двудольные. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные культуры. Общая характеристика класса Однодольные. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Значение в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Тема 4. Природные сообщества (1,5 часа)
Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Совместная жизнь организма в природном сообществе. Смена природных сообществ и ее причины.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов
на освоение каждой темы
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Органы растений | 5 |
2 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 4 |
3 | Многообразие и развитие растительного мира | 5 |
4 | Природные сообщества | 1,5 |
Итого | 15,5 |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема урока | Метапредметные умения инавыки | Основные понятия и термины | Предметные умения и навыки | Контроль |
| ||||||
1 | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа по теме «Строение семени фасоли». Условия прорастания семян. | Регулятивные УУД – умение анализировать условия достижения цели с помощью учителя, искать средства её осуществления. Умение понимать последовательность действий. Умение сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Умение формулировать вывод. Коммуникативные УУД: - умение вести диалог; - умение кратко формулировать свои мысли и позицию, аргументировать и координировать её с позициями других; - умение продолжить и развить мысль собеседника | Семя, проросток, кожура, зародыш, эндосперм, семядоля, однодольные растения, двудольные растения. Прорастание. Условия прорастания. Размножение. Расселение | Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений. | Опрос, заполнение таблицы | |
2 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа по теме «Строение корня». | Корень, корневые системы (стержневая, мочковатая) | Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. Характеризовать значение видоизменённых корней для растений. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы | Опрос | ||
3 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа «Строение почек» | Побег, стебель, листья, вегетативная и генеративная почки, спящая почка | Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Сравнивать побеги разных растений и находить их различия. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы | Опрос, составление схемы | ||
4 | Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа по теме «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». | Лист, листовая пластинка, черешок, жилки, устьице, газообмен, испарение, фотосинтез. Листопад, видоизменение листа. Стебель, узел, междоузлие, сердцевина, камбий, древесина, луб, кора, корка, корневище, клубень, луковица | Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев растений. Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы | Опрос, заполнение таблицы | ||
5 | Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов. | Цветок, чашечка, венчик, тычинки, пестик, пыльца, семязачаток. Соцветие, опыление, оплодотворение. Сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды | Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. | Опрос | ||
| ||||||
6 | Минеральное питание растений и значение воды. | Регулятивные УУД – умение анализировать условия достижения цели с помощью учителя, искать средства её осуществления. Умение понимать последовательность действий. Умение сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Умение формулировать вывод. Коммуникативные УУД: - умение вести диалог; - умение кратко формулировать свои мысли и позицию, аргументировать и координировать её с позициями других; - умение продолжить и развить мысль собеседника | Минеральное (почвенное) питание, органические и минеральные удобрения, микроэлементы, экологические группы. | Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. | Опрос, заполнение таблицы | |
7 | Воздушное питание растений - фотосинтез. | Фотосинтез. Автотрофы и гетеротрофы. | Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Обосновывать космическую роль зелёных растений. | Опрос, заполнение таблицы | ||
8 | Дыхание и обмен веществ у растений. | Дыхание. Обмен веществ | Характеризовать сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни. | Опрос | ||
9 | Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа «Черенкование комнатных растений». Рост и развитие растений | Бесполое и половое размножение. Спора. Двойное оплодотворение. Спермий, яйцеклетка, зигота. Прививка, подвой, привой, черенок, глазок, культура тканей. Рост, развитие, суточные и сезонные ритмы. | Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия. Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов. | Опрос, презентация | ||
| ||||||
10. | Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа по теме «Внешнее строение моховидных растений» | Регулятивные УУД – умение анализировать условия достижения цели с помощью учителя, искать средства её осуществления. Умение понимать последовательность действий. Умение сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Умение формулировать вывод. Коммуникативные УУД: - умение вести диалог; - умение кратко формулировать свои мысли и позицию, аргументировать и координировать её с позициями других; - умение продолжить и развить мысль собеседника | Систематика, царство растений, вид, ареал, двойные (бинарные) названия. Водоросли. Слоевище. Хроматофор. Ризоиды, спорофит, гаметофит, печеночники, листостебельные мхи, Зооспоры. | Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики – вид. Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах. Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. Характеризовать процессы размножения и развития моховидных, их особенности. Сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Опрос, заполнение таблицы | |
11 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика. Лабораторная работа по теме «Внешнее строения папоротника» | Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Гаметангий, спорангий, заросток. | Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, их различия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать вывод о прогрессивном строении папоротников. | Опрос, заполнение таблицы | ||
12 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа по теме «Внешнее строение хвои и шишек голосеменных растений» | Хвоя, мужские и женские шишки, сосна, ель, лиственница. | Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных | Опрос | ||
13 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные | Цветковые. Двудольные. Однодольные. Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные. Лилейные, Луковые, Злаки. | Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными. Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств класса. Выделять основные признаки класса Однодольные. Описывать отличительные признаки семейств класса | |||
14 | Историческое развитие растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света | Эволюция, цианобактерии. Дикорастущие и культурные рас-тения, сорные растения, центры про-исхождения | Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщений | Опрос, презентация | ||
4.Природные сообщества (1,5 часа) | ||||||
15 | Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Экскурсия по теме «Весенние явления в жизни экосистемы» | Регулятивные УУД – умение анализировать условия достижения цели с помощью учителя, искать средства её осуществления. Умение понимать последовательность действий. Умение сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные УУД – самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Умение формулировать вывод. Коммуникативные УУД: - умение вести диалог; - умение кратко формулировать свои мысли и позицию, аргументировать и координировать её с позициями других; - умение продолжить и развить мысль собеседника | Биогеоценоз, экосистема, круговорот веществ и поток энергии. Ярусы, надземная ярусность, подземная ярусность. Сукцессия, агроценоз | Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. Соблюдать правила поведения в природе | Опрос, презентация | |
16 (0,5 часов) | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и ее причины |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ для 10-11 классов
За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова и Стандарт среднего (полного) общего образования по био...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 10 КЛАСС
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.Рабочая программа кон...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС...
Методические рекомендации к авторской программе дополнительного образования по биологии «Юный исследователь» для обучающихся 6 – 8 классов
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть ...
Адаптированная рабочая программа инклюзивного образования дошкольников
Программа ссылка на программу http://elibrary.ru/item.asp?id=25341187Являюсь автором образовательной программы. Раздела "Музыкальное воспитание" изданной в 2016 ...
Адаптированная программа инклюзивного образования
Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...
"Познавательная биология" программа дополнительного образования по биологии
На дополнительных занятиях по биологии в 5,6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения...