Программа инклюзивного образования по биологии, составленная для ученика 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс)

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) на основании основной образовательной программы основного общего образования МБ НОУ «Гимназия № 62».

 Программа для обучения на дому предусматривает 0,5 часа в неделю и рассчитана на 31 неделю, 15,5 часа.  

Актуальность написания данной рабочей программы обусловлена необходимостью преподавания на дому с учётом индивидуальных особенностей учащегося в период болезни, а так же необходимостью скорректировать рабочую программу учебного предмета «Биология» (6 класс) на 0,5 ч. в неделю, т.к. на изучение предмета в 6 классе отводится 1 час в неделю.  Для усвоения программы в содержании объединены темы уроков, что отражено в тематическом планировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_6g.docx126.17 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Биология»

для обучения на дому учащегося  6 Г класса

Страница  из 19

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБ НОУ «Гимназия №62»

О.В. Занина_______________

Приказ №220

от  «01» октября 2018 г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Биология»

для обучения на дому учащегося 6 Г класса

Составитель:

Е.С. Кудрина,

учитель биологии

Новокузнецк, 2018

        

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена для обучения на дому учащегося 6 Г класса на период с 01 .10.2018 г. по 31 .05.2019 г. (основание: приказ КОиН  № 984 от 04.10.2018г.)

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) на основании основной образовательной программы основного общего образования МБ НОУ «Гимназия № 62».

 Программа для обучения на дому предусматривает 0,5 часа в неделю и рассчитана на 31 неделю, 15,5 часа.  

Актуальность написания данной рабочей программы обусловлена необходимостью преподавания на дому с учётом индивидуальных особенностей учащегося в период болезни, а так же необходимостью скорректировать рабочую программу учебного предмета «Биология» (6 класс) на 0,5 ч. в неделю, т.к. на изучение предмета в 6 классе отводится 1 час в неделю.  Для усвоения программы в содержании объединены темы уроков, что отражено в тематическом планировании.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

Личностные  результаты:

  •  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности Конина Романа к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  •  знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  •  сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  •  формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  •  формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  •  освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  •  развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  •  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  •  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  •  формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  •  осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •  развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Учащийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Учащийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Учащийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Учащийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Учащийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • критически оценивать содержание и форму текста.

Коммуникативные УУД

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Учащийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Учащийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  •  овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  •  умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  •  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •  умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  •  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты

        1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и целых растений,) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли растений в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• различение на таблицах органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов; опасных для человека растений; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

В результате обучения биологии Конин Роман в 6 классе научится:

составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;

работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

получать биологическую информацию из разных источников;

определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира;

определять понятия «биология», «фотосинтез», «природные сообщества»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

характеризовать внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений, видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений, соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

определять основные процессы жизнедеятельности растений, особенности минерального и воздушного питания растений, виды размножения растений и их значение;

осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

устанавливать характерные признаки однодольных и двудольных растений;

анализировать признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

определять важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;

устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

описывать растительные сообщества и их типы, закономерности развития и смены растительных сообществ;

оценивать влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе.

Конин Роман получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями,

• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

  1. Содержание учебного предмета «Биология»

Тема 1. Органы растений (5 часов)

         Семя. Строение семени. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Рост корня, геотропизм. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Внешнее строение листа. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев. Стебель. Строение и значение стебля. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Значение плодов в природе и жизни человека.

Тема 2. Основные процессы жизнедеятельности растений (4 часа)

         Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде. Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений. Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение – вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними.

Тема 3. Многообразие и развитие растительного мира (5 часов)

        Систематика растений, её значение для ботаники. Классификация растений. Вид как единица классификации. Группы царства Растения. Водоросли – низшие растения. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Значение мхов в природе и жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика голосеменных. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития покрытосеменных. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Общая характеристика класса Двудольные. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные культуры. Общая характеристика класса Однодольные. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Значение в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Тема 4. Природные сообщества  (1,5 часа)

         Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Совместная жизнь организма в природном сообществе. Смена природных сообществ и ее причины.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов

на освоение каждой темы

Название раздела,

темы

Количество

часов

1

Органы растений

5

2

Основные процессы жизнедеятельности растений

4

3

Многообразие и развитие растительного мира

5

4

Природные сообщества

1,5

Итого

15,5

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ п/п

Тема урока

Метапредметные умения и

 навыки

Основные               понятия и                 термины

Предметные умения и навыки

Контроль

  1. Органы растений (5 часов)

1

Семя, его строение и значение. Лабораторная работа по теме «Строение семени фасоли». Условия прорастания семян.

Регулятивные УУД – умение анализировать условия достижения цели с помощью учителя, искать средства её осуществления. Умение понимать последовательность действий. Умение сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УУД – самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Умение формулировать вывод.

Коммуникативные УУД:

- умение вести диалог;

- умение кратко формулировать свои мысли и позицию, аргументировать и координировать её с позициями других;

- умение продолжить и развить мысль собеседника

Семя, проросток, кожура, зародыш, эндосперм, семядоля, однодольные растения, двудольные растения. Прорастание. Условия прорастания. Размножение. Расселение

Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.

Опрос, заполнение таблицы

2

Корень, его строение и значение. Лабораторная работа по теме «Строение корня».

Корень, корневые системы (стержневая, мочковатая)

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. Характеризовать значение видоизменённых корней для растений. Проводить наблюдения, фиксировать

их результаты во время выполнения лабораторной работы

Опрос

3

Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа «Строение почек»

Побег, стебель, листья, вегетативная и генеративная почки, спящая почка

Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Сравнивать побеги разных растений и находить их различия. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

Опрос, составление схемы

4

Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа по теме «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

Лист, листовая пластинка, черешок, жилки, устьице, газообмен, испарение, фотосинтез. Листопад, видоизменение листа. Стебель, узел, междоузлие, сердцевина, камбий, древесина, луб, кора, корка, корневище, клубень, луковица

Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев растений. Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

Опрос, заполнение таблицы

5

Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Цветок, чашечка, венчик, тычинки, пестик, пыльца, семязачаток. Соцветие, опыление, оплодотворение. Сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды

Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.

Опрос

  1. Основные процессы жизнедеятельности растений (4 часа)

6

Минеральное питание растений и значение воды.

Регулятивные УУД – умение анализировать условия достижения цели с помощью учителя, искать средства её осуществления. Умение понимать последовательность действий. Умение сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УУД – самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Умение формулировать вывод.

Коммуникативные УУД:

- умение вести диалог;

- умение кратко формулировать свои мысли и позицию, аргументировать и координировать её с позициями других;

- умение продолжить и развить мысль

 собеседника

Минеральное (почвенное) питание, органические и минеральные удобрения, микроэлементы, экологические группы.

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды.

Опрос, заполнение таблицы

7

Воздушное питание растений  - фотосинтез.

Фотосинтез. Автотрофы и гетеротрофы.

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Опрос, заполнение таблицы

8

Дыхание и обмен веществ у растений.

Дыхание. Обмен

веществ

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.

Опрос

9

Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа «Черенкование комнатных растений». Рост и развитие растений

Бесполое и половое размножение. Спора. Двойное оплодотворение. Спермий, яйцеклетка, зигота. Прививка, подвой, привой, черенок, глазок, культура тканей. Рост, развитие, суточные и сезонные ритмы.

Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия. Называть характерные черты вегетативного размножения растений.

Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы.

Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов.

Опрос, презентация

  1. Многообразие и развитие растительного мира (5 часов)

10.

Систематика растений, её значение для ботаники.

Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа по теме «Внешнее строение моховидных растений»

Регулятивные УУД – умение анализировать условия достижения цели с помощью учителя, искать средства её осуществления. Умение понимать последовательность действий. Умение сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УУД – самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Умение формулировать вывод.

Коммуникативные УУД:

- умение вести диалог;

- умение кратко формулировать свои мысли и позицию, аргументировать и координировать её с позициями других;

- умение продолжить и развить мысль собеседника

Систематика, царство растений, вид, ареал, двойные (бинарные) названия. Водоросли. Слоевище. Хроматофор. Ризоиды, спорофит, гаметофит, печеночники, листостебельные мхи,  Зооспоры.

Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики – вид. Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. Характеризовать процессы размножения и развития моховидных, их особенности. Сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Опрос, заполнение таблицы

11

Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика. Лабораторная работа по теме «Внешнее строения папоротника»

Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Гаметангий, спорангий, заросток.

Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, их различия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать вывод о прогрессивном строении папоротников.

Опрос, заполнение таблицы

12

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа по теме «Внешнее строение хвои и шишек голосеменных растений»

Хвоя, мужские и женские шишки, сосна, ель, лиственница.

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных

Опрос

13

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные

Цветковые. Двудольные. Однодольные. Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные. Лилейные, Луковые, Злаки.

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными. Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств класса. Выделять основные признаки класса Однодольные. Описывать отличительные признаки семейств класса

14

Историческое развитие растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света

Эволюция, цианобактерии. Дикорастущие и культурные рас-тения, сорные растения, центры про-исхождения

Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщений

Опрос, презентация

4.Природные сообщества (1,5 часа)

 15

 Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Экскурсия по теме «Весенние явления в жизни экосистемы»

Регулятивные УУД – умение анализировать условия достижения цели с помощью учителя, искать средства её осуществления. Умение понимать последовательность действий. Умение сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УУД – самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые энциклопедии, справочники, сеть Интернет. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта. Умение формулировать вывод.

Коммуникативные УУД:

- умение вести диалог;

- умение кратко формулировать свои мысли и позицию, аргументировать и координировать её с позициями других;

- умение продолжить и развить мысль собеседника

Биогеоценоз, экосистема, круговорот веществ и поток энергии. Ярусы, надземная ярусность, подземная ярусность.

Сукцессия, агроценоз

Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. Соблюдать правила поведения в природе

Опрос, презентация

16 (0,5 часов)

Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и ее причины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ для 10-11 классов

За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова и Стандарт среднего (полного) общего образования по био...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 10 КЛАСС

Рабочая  программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.Рабочая  программа кон...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС...

Методические рекомендации к авторской программе дополнительного образования по биологии «Юный исследователь» для обучающихся 6 – 8 классов

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть ...

Адаптированная рабочая программа инклюзивного образования дошкольников

Программа  ссылка  на программу  http://elibrary.ru/item.asp?id=25341187Являюсь автором образовательной программы. Раздела "Музыкальное воспитание"  изданной в 2016 ...

Адаптированная программа инклюзивного образования

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...

"Познавательная биология" программа дополнительного образования по биологии

   На дополнительных занятиях по биологии в 5,6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения...