ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ для 10-11 классов
рабочая программа по биологии по теме

Веретенникова Светлана Валерьевна

За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya10-11.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19

Нижегородского района  г. Нижнего  Новгорода

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № __________

от «____»____________2014 г.

_________________Пинчук И.В.

Утверждаю:

Директор_______________________

 «____»____________2014 г.

Согласовано:

Зам по УВР_______Матюшина М.М

«____»____________2014 г.

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ПО БИОЛОГИИ

для 10-11 классов

Учитель

Веретенникова С.В.

учитель биологии

 1 квалификационной категории

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………3
  2. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы……………..5
  3. Учебный план………………………………………………………………………7
  4. Содержание учебной программы………………………………………………….8
  5. Календарно-тематическое планирование в 10 классе……………………………12
  6. Календарно-тематическое планирование в 11 классе…………………………....14
  7. Литература и средства обучения…………………………………………………..16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

        Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа по биологии для учащихся  10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  базового уровня в 10 – 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч) при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). В учебный процесс включены 2 практических и 1 лабораторная работа (10 класс), 4 практических и 3 лабораторных работы (11 класс). В связи со сложностью изучаемого материала считаю более целесообразным добавить 4 ч из резервного времени на изучение раздела «Клетка», 1 ч  в разделе «Вид», 3 ч в разделе «Экосистемы»

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации  при структурировании знаний.

Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.; дифференциация  решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом

В связи с использованием технологий КСО при изучении тем «Закономерности наследственности и изменчивости», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека» планирование уроков изменено.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

  •  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

4

2.

Клетка

12

+

3.

Организм

18

+++

4.

Резервное время

1

Итого в 10 классах

35

4

5.

Вид

21

+++

6.

Экосистема

13

++++

8.

Заключение

1

Итого в 11 классах

35

7

Всего в 10-11 классах

70

11

Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

КЛЕТКА (12 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

          Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

         

ОРГАНИЗМ (18 час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

ВИД (21 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида  

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах

Выявление изменчивости у особей  одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

ЭКОСИСТЕМЫ (13 час)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Календарно-тематическое планирование прохождения учебного материала

по биологии на 2014 – 2015 учебный год

 

Классы  10

Программа для общеобразовательных учреждений под ред. Агафоновой И.Б., Сивоглазова В.И.

Учебник  Сивоглазов В. И., Агафонова И.Б. Захарова Е.Т. Биология. Общая биология.

10-11 классы.- М.: Дрофа, 2010

Учитель  Веретенникова С. В.

Количество часов в неделю 1

Количество контрольных работ 1 

Количество практических работ 4

п/п

в теме

§

стр.

Содержание материала

Количество часов

Дата

Тема 1 Биология как наука. Методы научного познания

3

1

1

1.1

Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

1

2-я неделя сентября

2

2

1.2

Сущность и свойства живого.

1

3-я нед. сентября

3

3

1.3

Уровни организации и методы познания живой природы.

1

4-я неделя сентября

Тема 2 Клетка

10

4

1

2.1

История изучения клетки. Клеточная теория.

1

5-я неделя сентября

5

2

2.2,2.3

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

1

1-я неделя октября

6

3

2.4

Органические вещества. Общая характеристика. Липиды.

1

2-я неделя октября

7

4

2.5

Органические вещества. Углеводы. Белки.

1

3-я неделя октября

8

5

2.6

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

1

4-я неделя октября

9

6

2.7

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. П/Р Сравнение строения клеток растений и животных.

1

2-я неделя ноября

10

7

2.8

Клеточное ядро. Хромосомы.

1

3-я неделя ноября

11

8

2.9

Прокариотическая клетка.

1

4-я неделя ноября

12

9

2.10

Реализация наследственной информации в клетке.

1

1-я неделя декабря

13

10

2.11

Вирусы.

1

2-я нед. декабря

Тема 3 Организм

18

14

1

3.1

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

1

3-я неделя декабря

15

2

3.2

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.

1

4-я неделя декабря

16

3

3.3

Пластический обмен. Фотосинтез.

1

5-я нед. декабря

17

4

3.4

Деление клетки. Митоз.

1

2-я нед января

18

5

3.5

Размножение: бесполое и половое.

1

3-я нед января

19

6

3.6

Образование половых клеток. Мейоз

1

4-я нед января

20

7

3.7

Оплодотворение.

1

1-я нед февраля

21

8

3.8

Идивидуальное развитие организмов

1

2-я нед февраля

22

9

3.9

Онтогенез  человека. Репродуктивное здоровье.

1

3-я неделя февраля

23

10

3.10

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1

4-я неделя февраля

24

11

3.11

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. П/Р Составление простейших схем скрещивания.

1

1-я неделя марта

25

12

3.12

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. П/Р Решение элементарных генетических задач.

1

2-я неделя марта

26

13

3.13

Хромосомная теория наследственности.

1

3-я неделя марта

27

14

3.14, 3.15

Современные представления о гене и геноме. Генетика пола.

1

4-я неделя марта

28

15

3.16

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.

1

1-я неделя апреля

29

16

3.17

Генетика и здоровье человека. П/Р Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

1

2-я нед. апреля

30

17

3.18

Селекция: основные методы и достижения.

1

3-я неделя апреля

31

18

3.19

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

1

4-я неделя апреля

32

1

Обобщающий урок. Общебиологические закономерности, проявляющиеся на молекулярно-гинетическом, клеточном и организменном уровнях.

1

1-я неделя мая

33

2

 Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.

1

2-я неделя мая

Всего 35 часов (33 + 2 резерв)

Календарно-тематическое планирование прохождения учебного материала

по биологии на 2014 – 2015 учебный год

 

Классы  11А

Программа для общеобразовательных учреждений под ред. Агафоновой И.Б., Сивоглазова В.И.

Учебник Сивоглазов В. И., Агафонова И.Б. Захарова Е.Т. Биология. Общая биология.

10-11 классы.- М.: Дрофа, 2010

Учитель  Веретенникова С. В.

Количество часов в неделю 1

Количество контрольных работ 1

Количество практических работ 7

п/п

в теме

§

стр.

Содержание материала

Количество часов

Дата

Раздел 1 Вид

19

Тема 1 История эволюционных идей.

4

1

1

4.1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея.

1

1-я неделя сентября

2

2

4.2

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

1

2-я нед. сентября

3

3

4.3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1

3-я неделя сентября

4

4

4.4

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

1

4-я нед. сентября

Тема 2 Современное эволюционное учение

8

5

1

4.5

Вид: критерии и структура.

1

1-я нед. октября

6

2

4.6-4.7

Популяция как структурная единица вида. Популяция – фактор эволюции.

1

2-я неделя октября

7

3

4.8

Факторы эволюции.

1

3-я нед. октября

8

4

4.9

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

1

4-я неделя октября

9

5

4.10

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. П/Р Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

1

2-я неделя ноября

10

6

4.11

Видообразование как результат эволюции.

1

3-я неделя ноября

11

7

4.12

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

1

4-я неделя ноября

12

8

4.13

Доказательства эволюции органического мира.

1

1-я неделя декабря

Тема 3 Происхождение жизни на Земле.

3

13

1

4.14

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

1

2-я неделя декабря

14

2

4.15

Современные представления о возникновении жизни. П/Р Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

1

3-я неделя декабря

15

3

4.16

Развитие жизни на Земле.

1

4-я нед.декабря

Тема 4 Происхождение человека.

4

16

1

4.17

Гипотезы происхождения человека. П/Р Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

1

2-я неделя января

17

2

4.18

Положение человека в системе животного мира.

1

3-я неделя января

18

3

4.19

Эволюция человека.

1

4-я неделя января

19

4

4.20

Человеческие расы.

1

1-я неделя февраля

Раздел 2 Экосистемы.

11

Тема 1 Экологические факторы

3

20

1

5.1

Организм и среда.

1

2-я нед.февраля

21

2

5.2

Абиотические факторы среды.

1

3-я нед.февраля

22

3

5.3

Биотические факторы среды.

1

4-я нед.февраля

Тема 2 Структура экосистем.

4

23

1

5.4

Структура экосистем.

1

1-я нед. марта

24

2

5.5

Круговорот веществ и энергии в экосистемах. П/Р Составление схем передачи вещества и энергии (цепи питания)

1

2-я неделя марта

25

3

5.6

Причины устойчивости и смена экосистем. П/Р выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

1

3-я неделя марта

26

4

5.7

Влияние человека на экосистемы. П/Р Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности.

1

4-я неделя марта

Тема 3 Биосфера – глобальная экосистема.

2

27

1

5.8

Биосфера – глобальная экосистема

1

1-я неделя апреля

28

2

5.9

Роль живых организмов в биосфере.

1

2-я неделя апреля

Тема 4 Биосфера и человек.

2

29

1

5.10

Биосфера и человек.

1

3-я неделя апреля

30

2

5.11

5.12

Основные экологические проблемы современности. Пути решения экологических проблем.

1

4-я неделя апреля

31

3

П/Р Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

1

1-я неделя

мая

32

Итоговая контрольная работа за курс 11 класса.

1

2-я неделя

мая

Всего 35 часов (32 + 3 резерв)

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

  1. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.
  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
  3. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с. 
  4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.
  5. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007. – 1088 с

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

  1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008
  2. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008

Дополнительная литература для учеников:

  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
  2. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
  3. Биология  в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
  4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Основного общего образования по истории для 7 класса

Тематическое планирование по Всеобщей истории разработано в соответствии с Законом об образовании Примерной программой основного общего образования по истории, с учетом требований федерального компоне...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В 7 КЛАССЕ

Данная рабочая программа определяет объём, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФК ГОС в условиях образовательного учрежден...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ VII—IX классы

Письмо Департамента государственной политики в образованииМинистерства образования и науки России от 07.07.2005 № 03-126...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 класс 4 часа в неделю

Настоящая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (5–9 классы) создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ VII—IX классы

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...