Адаптированная программа инклюзивного образования
учебно-методический материал по алгебре (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_matematike_2.docx | 41.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предмет «Математика» играет важную роль в реализации основных целевых установок среднего образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Программа по математике отражают специфику обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, наличием тяжелой речевой патологии, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности.
В структуре дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Нарушения речи отрицательно влияют прежде всего на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с тяжелыми нарушениями речи страдают не только вербальный интеллект, вербально-логическое мышление, но и многие неречевые высшие психические функции, в частности зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие и др., особенно более высокие эволюционные уровни гнозиса - обобщенное, абстрактное восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее.
Обучение математике в 8 классе связано с формированием словесной речи учащихся. Поэтому, обучая математике, нужно развивать устную и письменную речь учащихся. От учащихся необходимо требовать (по возможности) правильного произношения математических терминов, правильной грамматической структуры предложений. Перечень основного речевого материала указан в тематическом планировании. Весь речевой материал учащиеся должны понимать и по возможности проговаривать.
Цель адаптированной программы
по математике
− создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР, коррекцию речевых нарушений, а так же недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа психолого-педагогического сопровождения предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся с ТНР, в том числе и обучение по индивидуальной программе. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Задачи программы
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными речевыми нарушениями;
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР;
- определение особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ТНР;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по педагогическим, социальным и другим вопросам.
Ожидаемые результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья по программе ФГОС ООО
− социальная адаптация, коррекция умственного развития на основе индивидуальных возможностей ребёнка, улучшение качества жизни, возможностей развития и коррекции личности;
− создание условий, способствующих усвоению программного материала, на основе дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
− создание и реализация условий по совершенствованию трудового обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью обеспечение возможности продолжения обучения в учреждениях начального профессионального обучения.
Направления работы адаптированной программы
для обучающегося с ОВЗ
Адаптированная общеобразовательная программа по математике на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Содержание деятельности по направлениям
Диагностическая работа включает:
− выявление особых образовательных потребностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
− определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
− изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающегося;
− изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
− системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг успешности освоения образовательных программ основного общего образования).
Коррекционно-развивающая работа включает:
− выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
− организацию и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
− коррекцию и развитие эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
− развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной социализации;
− формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
− развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
− развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
− формирование навыков получения и использования информации, способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
− социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
− консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
− консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает:
− информационную поддержку образовательной деятельности обучающегося с особыми образовательными потребностями, его родителей (законных представителей) через Сетевой город (http://edu.e-yakutia.ru:88/asp/Reports/Reports.asp) и классного руководителя.
Образовательные технологии,
используемые в образовательном процессе
Для реализации адаптированной общеобразовательной программы по математике в образовательном процессе используются современные образовательные технологии:
− дифференцированное обучение;
− здоровьесберегающие технологии;
− технологии развивающего обучения (личностно ориентированное развивающее обучение, технология саморазвития личности учащегося);
− ИКТ: формирование информационной культуры, применение средств ИКТ в обучении, воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации;
− игровые технологии;
− технология проектов;
− технология проблемного обучения (частично);
− методы управления и прогнозирования педагогического процесса (технологии уровневой дифференциации, индивидуализации, групповой деятельности).
В учебном процессе применяются различные методы коррекционно-развивающей работы, направленные на оптимальное усвоение учащимся изучаемого материала, решаются педагогические задачи с учётом способностей и возможностей, уровня актуального и ближайшего развития учащегося, обучение планируется на основе результатов диагностического изучения. Создаются условия для мобилизации резервов
личности, развития ее творческих качеств и потенциальных возможностей.
В основе реализации адаптированной образовательной программы лежит системно − деятельностный подход, который предполагает:
− ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания освоения мира;
− опору на современные образовательные технологии.
Программа обучения школьников с ТНР предусматривает максимальное включение речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности школьника. Это обусловлено тем, что речь является средством интеллектуальной деятельности.
Изучение предмета «Математика» в школе с ТНР направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие школьника — формировать способность к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических представлений — понимать значения величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; формировать умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитывать интерес к математике, осознавать возможность и роль математики в познании окружающего мира, понимать математику как часть общечеловеческой культуры, стремиться использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
Образовательные задачи:
-формировать систему знаний и умение их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
-формировать умение вести поиск информации и работать с ней;
-формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности.
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления через практическую деятельность;
-развивать пространственное воображение через систему коррекционных упражнений;
-развивать математическую речь через изучение терминологии;
-развивать умение аргументировать, обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других.
Воспитательные задачи:
-воспитывать ценностное отношение к своей Родине, семье, бережное отношение к окружающему миру;
-воспитывать интерес к учёбе, предмету;
-воспитывать стремление к расширению математических знаний.
Ведущие принципы обучения математике — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Формирование УУД
В связи с недостаточной сформированностью у детей с тяжелой речевой патологией основных структурных компонентов учебной деятельности, таких как мотивы, постановка учебной задачи, контроль и оценка, самооценка, успешность обучения таких детей в образовательном учреждении снижена. Необходимо уделять большое внимание формированию УУД – способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового социального опыта.
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
8 класс | 1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя. 5.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 6. Уважать свою семью, любить родителей. | 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно. Соблюдать правильную осанку за рабочим столом 2. Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. 3.Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам в учебной работе по совместному выполнению учебных заданий. 4.Проверять работу по образцу, по результату. Оценивать свою учебную деятельность в сравнении с деятельностью одноклассников по заданному алгоритму. 5.Помогать учителю в подготовке оборудования к уроку. 6.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 7.Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | 1.Понимать и выполнять поручеи ния, уметь выразить просьбу, побуждение 2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, обращаться с вопросом 3 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать обращенную устную речь 5. Участвовать в паре. |
Планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные)
В результате изучения курса математики обучающиеся в конце 8 класса:
Учитывается умение выявлять составные части объекта; определять место данной части в самом объекте; выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их; группировать объекты по определенным признакам; осуществлять контроль правильности своих действий; составлять математическую модель текстовых задач в виде буквенных выражений; выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; сопоставлять свою работу с образцами; анализировать условие задачи и выделять необходимую для ее решения информацию; находить информацию, представленную в неявном виде; преобразовывать объекты в соответствии с заданными образцами; выстраивать логическую цепочку рассуждений; переносить взаимосвязи и закономерности с одних объектов и действий на другие по аналогии; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; представлять зависимости между различными величинами в виде формул; вычислять площадь объекта, состоящего из нескольких частей; вычислять площади объектов в форме многоугольников при решении бытовых задач; использовать чертежные инструменты для создания графических объектов при решении бытовых задач; читать диаграммы, представлять информацию в виде диаграмм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование. Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Музыка" 1-4 классы
Аннотация к рабочей программе по музыке 1-4 классы ФГОС Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государс...
Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной ...
Рабочая программа по изучению курса «Биология- 9 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю, 34 часа)
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических мате...
Адаптированная рабочая программа инклюзивного образования дошкольников
Программа ссылка на программу http://elibrary.ru/item.asp?id=25341187Являюсь автором образовательной программы. Раздела "Музыкальное воспитание" изданной в 2016 ...
Программа инклюзивного образования по биологии, составленная для ученика 6 класса
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) на основании основной образовательной програм...
Инклюзивное образование. Адаптированная учебная программа по физике 7-9 для обучающихся с ОВЗ
Рабочая учебная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, программа для надомного обучения по физике 7-9...
Инклюзивное образование. Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по физике для 10-11 классов
Рабочая программа по физике для детей с ограниченными возможностями здоровья. обучающихся в 10 -11 классах по ФГОС СОО...