Отряды млекопитающих Грызуны, Зайцеобразные
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Методическая разработка урока по теме отряды млекопитающих. Учебник Латюшина В.В., Шапкина В.А. В содержании урока содержится разные виды работы с текстами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отряды млекопитающих Грызуны, Зайцеобразные | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Бронцевская СОШ»
МР «Ферзиковский район»
Урок биологии на тему:
«Отряды млекопитающих:
Грызуны, Зайцеобразные»
для 7 класса
Работу выполнила: Катенина Т.Н.
учитель биологии
первой квалификационной категории
д. Бронцы 2016 г
План-конспект урока по учебнику «Биология. Животные»,7 класс
Авторы: В.В Латюшин, В.А Шапкин.
Тема: «ОТРЯДЫ МЛЕКОПИТАЮЩИХ: Грызуны, Зайцеобразные»
(Технологическая карта изучения темы)
Тема | Отряды Млекопитающих: Ластоногие и Китообразные. | |
Цель урока | Формирование у обучающихся знаний о представителях изучаемых отрядов, особенностях строения и жизни, о значении в природе и жизни человека грызунов и зайцеобразных животных. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
1.Описывать особенности строения и образа жизни грызунов и зайцеобразных животных. 2.Определять и классифицировать грызунов и зайцеобразных животных. 3. Устанавливать взаимосвязь строения грызунов и зайцеобразных животных с их образом жизни и условиями обитания. | Личностные: 1.Формировние ценностного отношения к природе. 2. Развитие навыков коммуникации и сотрудничества в группе. Регулятивные: 1. Самостоятельно оценивать свои результаты 2. Выбирать способы достижения цели (освоения знания). 3. Контролировать ответы других учащихся, корректировать и дополнять их.
Познавательные: 1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. 2.Устанавливать причинно следственные связи в строении и функциях живых организмов, классифицировать грызунов и зайцеобразных млекопитающих, формулировать определения биологических понятий, делать выводы основываясь на полученные знания. Коммуникативные: 1. Вступать в диалог, доказывать свою точку зрения. Выдвигать гипотезы и доказательства. 2.Умение работать в парах. | |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
География Экология | Индивидуальная Парная Фронтальная | Учебник Раздаточный материал Компьютер Презентация, разработанная учителем |
1 этап. Организационный момент. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, усвоенных на прошлом занятии.
Задание – 1. Текст с ошибками.
Из перечисленных признаков выберите номера предложений, характеризующие представителей млекопитающих.
1.Тело млекопитающих покрыто пухом.
2. Для млекопитающих характерен волосяной покров.
3. Органы дыхания - лёгкие.
4. Органы дыхания - жабры.
5. Сердце трёхкамерное.
6. Органы чувств не развиты.
7. Кровь движется по двум кругам кровообращения.
8. Живут в самых разнообразных средах: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде.
9. Млекопитающие - теплокровные животные, имеющие постоянную температуру тела.
10. Все млекопитающие яйцекладущие.
Взаимопроверка Ответ: 2, 3,7,8,9.
Задание - 2. Узнай кто это. Определите, к каким подклассам относятся изображённые на рисунке животные? Назовите их (Первозвери, Настоящие звери)
Задание - 3. Поставьте номера соответствующих характеристик.
Отряд: Однопроходные
Отряд: Сумчатые
1. Отряд насчитывает 5 видов.
2. Современных видов около 250.
3. Рождают живых детёнышей, дальнейшее развитие которых происходит в сумке.
4. Млечные железы примитивные, трубчатые, не имеющие сосков.
5. Яйцекладущие животные.
6. Имеется выводковая сумка, в которую открываются соски млечных желёз.
7. Температура тела непостоянна.
8. Молоко впрыскивается специальной мышцей в рот детёныша.
Взаимопроверка Ответ: (Первозвери—1,4,5,7;Сумчатые: 2,3,6,8).
Оцените работу друг друга
Фронтальный опрос.
Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне:
1) Приведите примеры животных отряда рукокрылых. Назовите общие для них признаки.
2) Чем питаются летучие мыши? Какую роль они играют в природных сообществах и жизни человека?
3) С помощью, каких органов летучие мыши ориентируются в пространстве и находят добычу?
4) Как летучие мыши переносят неблагоприятное время года?
5) Каковы особенности строения насекомоядных животных? Каких представителей отряда вы знаете?
6) Проанализируйте следующие факты: а) землеройка в сутки съедает корма в 4 раза больше собственного веса; б) в рацион ее питания входят такие животные, как бабочки, слизни, жуки-листоеды, слепни и др. Какой вывод о роли землеройки в лесной экосистеме можно сделать на основании данных фактов?
Вопросы и задания повышенного уровня:
1) Почему выхухоль стала редким животным?
2) Поймав землеройку или крота, кошка играет с добычей, но не ест ее, как бы, ни была голодна. Почему?
3) Чем отличается крыло летучих мышей от крыла птиц? Могли ли летучие мыши произойти от птиц?
4) С наступлением зимы одни виды летучих мышей нашей страны улетают на юг, а другие остаются зимовать в состоянии спячки. Какое значение в жизни летучих мышей имеют спячка и миграции? Приведите примеры известных вам животных, впадающих в спячку; совершающих миграции.
2 этап. Постановка цели и задач урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивация)
Задание – 4. Каких животных, изображенных на рисунке, можно объединить в одну группу? Как называется эта группа?
Работа в парах .(3мин.) 6-пар.
Первая группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Однопроходные (утконос, ехидна, проехидна.)
Вторая группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Сумчатые.
(Коала, сумчатый волк, серый кенгуру, сумчатый муравьед.)
Третья группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Насекомоядные (ёж обыкновенный, крот, выхухоль, путорак, землеройки.)
Четвёртая группа - Отбирает иллюстрации с изображением представителей отряда - Рукокрылые (рыжая вечерница, обыкновенная ночница, большой подковонос, гигантская вечерница.)
- Какие животные у вас остались, которые не входят в ранее изученные отряды? Где вы встречали этих животных?
- Как вы думаете, что объединяет этих животных?
- Как вы думаете это - представители каких отрядов? Вы можете сказать тему урока?
Тема нашего урока (ответы детей.) Класс Млекопитающие: Грызуны, Зайцеобразные.
Как вы думаете, что мы должны узнать об этих отрядах?
Цель нашего урока - познакомиться с представителями грызунов, зайцеобразных, средой их обитания, особенностями строения, значением в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
3 этап. Осмысления (получение новой информации соотнесение с имеющимися знаниями)
Работа в парах с текстом учебника, заполняется таблица по инструктивной карточке.
Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные
Пользуясь текстом учебника на стр. 164 – 170 заполните таблицу:
Признаки сравнения | Отряд Грызуны | Отряд Зайцеобразные |
1.Где встречаются. | На открытых пространствах, в лесах, на деревьях, полуподземный образ жизни, связаны с водой | Всюду кроме Антарктиды. В Австралию завезли кроликов. На открытых пространствах, по опушкам, заросли кустарника |
2. Перечислите общие черты внешнего строения зверей этого отряда | Строение зубов: по два резца на верхней и нижней челюсти | Две пары резцов на верхней и одна пара на нижней челюсти. Растут в течении всей жизни. Задние ноги длиннее передних |
3. Размеры, самый крупный представитель | Водосвинка 1,5м и 60 кг. Тушканчик трехлапый карликовый 4-5см. | Длинна 30-75см |
4. Чем питаются | Растениями и животными, всеядны | Твердой пищей растительной |
5. Особенности размножения | Высокая плодовитость, быстрый рост, раннее половое созревание | В помете 4-5 детенышей |
6. Значение в природе | Корм для хищных млекопитающих, птиц | Корм для хищных млекопитающих |
7. Назовите некоторых представителей отряда |
4 этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала.)
- Дети представляют выполненные задания инструктивной карточки, отвечают на вопросы.
- Обсуждение результатов работы по инструктивной карточке.
Грызуны – это наиболее многочисленный по числу видов и особей отряд млекопитающих. По данным разных авторов, известно от 2,5 до 3 тысяч видов.
Итак, в отряд грызунов и зайцеобразные объединяются животные, имеющие своеобразную зубную систему, чем она отличается?
Главные зубы зайцеобразных – резцы одна пары на нижней и две пары на верхней челюсти, расположены в два ряда, непрерывно стираются, но и непрерывно растут. Если заяц почему-то станет питаться только мягкой пищей, грызущие зубы вырастут настолько, что вылезут изо рта. Губы у зайцеобразных раздвоены спереди и очень подвижны.
Питаются зайцеобразные, главным образом, растительными кореньями, листьями, цветами, тонкими побегами, плодами, овощами и др.
У Грызунов по два резца на верхней и нижней челюсти, зубы очень острые, не имеют корней, т.е. растут в течение всей жизни; удлинился кишечник, длинная слепая кишка, в которой находятся бактерии-симбионты, переваривающие целлюлозу. Некоторые грызуны едят не только растительную, но и животную пищу, в отличие от зайцеобразных. А крыс и мышей можно считать всеядными животными.
Многие грызуны живут парами, другие – семействами, некоторые соединяются в многочисленные общества, тогда как зайцеобразные ищут пару только в период размножения.
Зайцеобразные очень плодовиты. У некоторых из них детеныши рождаются по нескольку раз в год. Точными наблюдениями установлено, что от одной пары зайца-русака в течение года может вывестись несколько поколений, а общее число потомков в первый год может достигнуть 6-8 штук.
Отряд грызунов включает в себя более 40 семейств. Мы познакомимся лишь с некоторыми представителями беличьих, мышиных, бобровых.
Вывод:
Грызуны – наиболее многочисленная и процветающая группа млекопитающих. Причинами биологического процветания данного отряда являются: высокая интенсивность размножения, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежишь, разнообразие видов пищи. Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищных животным; некоторые виды – объекты промысла, другие – вредители сельскохозястенных растений, переносчики заболеваний.
Зайцеобразные – малочисленная группа млекопитающих имеющая сходные черты с грызунами. Значение в природе: ограничивают рост и развитие растений, являются объектом пушного промысла, занимают определенное место в цепи питания, являются переносчиками инфекционных заболеваний. Дикий кролик – предок домашних кроликов.
Задание – 4. Экспертиза текста
1. Грызуны самый малочисленный отряд из класса Млекопитающих. 2. В его состав входят семейства Мышиные, Бобровые, Заячьи, Беличьи. 3. У всех грызунов хорошо развиты резцы – одна пара на верхней челюсти, не имеющие корней. 4. У зайцеобразных резцы и коренные зубы имеют ограниченный рост.
Оценивание. Осмыслить деятельность на уроке путём ответов на вопросы.
Моя самооценка деятельности на уроке (рисунок).
5 этап. Домашнее задание п 32.
Задание – 1. Текст с ошибками.
Из перечисленных признаков выберите номера предложений, характеризующие представителей млекопитающих.
1.Тело млекопитающих покрыто пухом.
2. Для млекопитающих характерен волосяной покров.
3. Органы дыхания - лёгкие.
4. Органы дыхания - жабры.
5. Сердце трёхкамерное.
6. Органы чувств не развиты.
7. Кровь движется по двум кругам кровообращения.
8. Живут в самых разнообразных средах: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде.
9. Млекопитающие - теплокровные животные, имеющие постоянную температуру тела.
10. Все млекопитающие яйцекладущие.
Задание - 3. Поставьте номера соответствующих характеристик.
Отряд: Однопроходные
Отряд: Сумчатые
1. Отряд насчитывает 5 видов.
2. Современных видов около 250.
3. Рождают живых детёнышей, дальнейшее развитие которых происходит в сумке.
4. Млечные железы примитивные, трубчатые, не имеющие сосков.
5. Яйцекладущие животные.
6. Имеется выводковая сумка, в которую открываются соски млечных желёз.
7. Температура тела непостоянна.
8. Молоко впрыскивается специальной мышцей в рот детёныша.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1 этап. Организационный момент. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, усвоенных на преведущих занятиях. | ||||||
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет домашнее задания. 1.«Текст с ошибками». 2. Задание «Узнай кто это?». (презентация) 3.Фронтальный опрос. | Отвечают на вопросы учителя | Воспроизведение знаний и умений, приобретённых прев едущих занятиях., | Вступает в диалог с учителем. | Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию | Контролирует правильность ответов учащихся. | Планирование способ и этапов воспроизведения своего ответа. |
2 этап. Постановка цели и задач урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивация) | ||||||
Создает комфортную ситуацию для начала урока. Раздает карточки с изображением животных относящихся к различным отрядам, просит систематизировать по одному признаку. Задает вопросы. | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель урока. | Выделять существенную информацию из ответов. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляет актуализацию личного опыта. | Взаимодействуют друг с другом в группе. Обсуждают ответы. Последовательно отвечают на вопросы для всего класса. Рассуждают, делают предположения.
| Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулирование гипотезы | Контролируют правильность ответов обучающихся.
| Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
3 этап. Осмысления (получение новой информации соотнесение с имеющимися знаниями) | ||||||
Учитель организует работу учащихся с инструктивной карточкой и учебником. Организует работу в парах. | Обучающиеся в паре читают текст, выполняют задания инструктивной карточки | Смысловое чтение, отбор информации. | Слушают текст в паре. Обсуждают и планируют варианты и способы заполнения инструктивной карточки. | Понимать на слух смысл текста. | Оценивают правильность заполнения карточки соседа по парте. | Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при обучении, осуществлять взаимоконтроль.
|
4 этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала.) | ||||||
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Обсуждает результаты работы по инструктивной карточке. Возвращает учащихся к записям в рабочей тетради и обсуждает достигнутые результаты. Показывает текст для экспертизы. Предлагает определить уровень своих достижений. Наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания. Подводит итоги урока | Представляют выполненные задания инструктивной карточки, отвечают на вопросы. Проводят экспертизу текста. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Отвечают на вопросы, обсуждают предложенные вопросы. | Применение знаний в новой ситуации | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы, Оценивают уровень своих знаний на уроке. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя.
|
5 этап. Домашнее задание | ||||||
Объясняет сущность домашнего задания. Прочитать параграф. Повторить признаки представителей Отряда Грызуны и Зайцеобразные стр.164-170. . | Воспринимают, задают вопросы о способах его выполнения. | Осмысленное фиксирование информации. |
Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные
Пользуясь текстом учебника на стр. 164 – 170 заполните таблицу:
Признаки сравнения | Отряд Грызуны (стр164-166) | Отряд Зайцеобразные (стр168-170) |
1.Где встречаются. | ||
2. Перечислите общие черты внешнего строения зверей этого отряда | ||
3. Размеры, самый крупный представитель | ||
4. Чем питаются | ||
5. Особенности размножения | ||
6. Значение в природе | ||
7. Назовите некоторых представителей отряда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии на тему "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"
Задачи:1. продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих;2. дать общую характеристику отрядов парнокопытных и непарнокопытных,3....
Проверочная работа "Отряды млекопитающих" 7класс
Эта работа на 15 минут урока. Позволит актуализировать знания учащихся перед изучением следующей темы....
"Отряды Грызуны, Зайцеобразные" по программе В.В. Пасечника
Конспект ,анализ и презентация урока на котором рассматриваются характерные особенности млекопитающих отрядов грызуны и зайцеобразные....
Технологическая карта урока по теме "Отряды млекопитающих: Грызуны и зайцеобразные."
Технологическая карта урокаПредмет: биологияАВТОР УМК: «Вертикаль», В.В.Пасечник. Биология. Животные. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. – М....
Технологическая карта урока по биологии 7класс с учетом ФГОС УМК В.В. Пасечник "Отряды Грызуны, Зайцеобразные».
Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, обеспечить усвоение знаний о характерных особенностях грызунов и зайцеобразных. Их значение в природе и жизни человека....
Методическая разработка урока по теме "Отряды млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные"
Данный урок позволяет раскрыть биологические особенности животных отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Показать их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человек...
Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные
Методический материал разработан на тему "Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные" по биологии для 7 класса....