Диагностическая работа по теме:"Цитология"
тест по биологии (10 класс)

Жмакина Елена Александровна

Диагностическая работа позволяет оценить уровень усвоения материала по после изучения клетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskaya_rabota_na_kursy.docx97.08 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной

диагностической работы по биологии по теме «Цитология» для обучающихся 10 классов

1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся по разделу «Цитология». Работа составлена на основе открытого банка заданий ЕГЭ по биологии. Результаты диагностической работы могут быть использованы для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

2. Документы, определяющие содержание диагностической работы

Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Учитывается содержание действующих примерных программ основного общего образования по биологии.

3. Характеристика структуры КИМ.

Работа включает 18 заданий. Распределение заданий по типам даётся в таблице 1.

Таблица 1. Распределение заданий по типам

Число

 заданий

Максимальный первичный балл

Процент  от максимального первичного балла для заданий каждого типа

Задания с кратким ответом в виде цифр

1

1

3

Задания с выбором одного ответа

2

2

7

Задания с множественным выбором ответа

4

4

14

Задания на дополнение недостающей информации в таблице

2

2

7

Задания на соответствие

4

7

24

Задания на установление последовательности процессов

2

4

14

Задания со свободным ответом

3

9

31

Итого

18

29

100

4. Распределение заданий промежуточной диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Соотношение числа заданий по разным элементам содержания отражает учебное время, отводимое в процессе изучения курса на тот или иной вопрос темы. В таблице 2 приведено распределение заданий промежуточной диагностической работы по элементам содержания темы.

Таблица 2. Распределение заданий по элементам содержания

Элементы содержания  

Число заданий

Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира.

3

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты.

1

Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ.

3

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки.

2

Обмен веществ и превращения энергии.

3

Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

5

Многообразие организмов. Основные систематические категории. Вирусы.

1

Итого

18

В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений на трех уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями.

Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.

Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.

Таблица 3. Распределение заданий по уровням усвоения содержания

Уровни усвоения содержания

Число заданий

1. Воспроизведение знаний

7

2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации

8

3. Применение знаний и умений в измененной ситуации

5

Итого:

18

4. Дополнительные материалы и оборудование

        Дополнительные материалы и оборудование не используются.

5. Продолжительность диагностической работы

На выполнение диагностической работы отводится 45 минут.

6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом

Каждое правильно выполненное задание 1–6, 9, 10, 14, 15 оцениваются 1 баллом, задания 7, 8, 11-13 – 2 баллами (если допущена одна ошибка – 1 балл, две и более ошибки – 0 баллов). Выполнение заданий 16-18 оценивается по критериям (максимально 3 балла).

Таблица 4. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0–11

12–16

17–23

24–29

План промежуточной диагностической работы по теме «Цитология» в 10 классе

№ задания

Проверяемый элемент содержания

Код контролируемого элемента

Уровень сложности задания

Время выполнения

(в мин)

Макс. балл за выполнение

1

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки.

2.4.

Б

1,5

1

2

Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

2.6.

Б

1,5

1

3

Обмен веществ и превращения энергии.

2.5.

Б

1,5

1

4

Обмен веществ и превращения энергии.

2.5.

Б

1,5

1

5

Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2.1.

Б

1,5

1

6

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки.

 

2.4.

Б

1,5

1

7

Обмен веществ и превращение энергии.

2.5.

П

3

2

8

Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ.

2.3.

П

3

2

9

Многообразие организмов. Основные систематические категории. Вирусы.

4.1.

Б

1,5

1

10

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.

2.2.,4.2.

Б

1,5

1

11

Многообразие организмов. Основные систематические категории. Вирусы. Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.

4.1., 4.2.

П

3

2

12

Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

2.6.

П

3

2

13

Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

2.6.

П

3

2

14

Клеточное строение организма

2.1.

Б

1,5

1

15

Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ.

2.3.

Б

1,5

1

16

Клеточное строение организма

2.1.

В

5

3

17

Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

2.6.

В

5

3

18

Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ. Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

2.3.,2.6.

В

5

3

Всего заданий – 18, из них по уровню сложности: Б – 10, П – 5, В – 3.

Общее время выполнения работы – 45 мин.

Максимальный первичный балл – 29.


Перечень контролируемых требований к уровню подготовки учащихся.

Требование к уровню подготовки учащихся

1.  Знать/понимать методы научного познания, признаки живых систем, уровни

организации живой материи

2 . Знать/понимать основные положения клеточной теории

3.  Знать/понимать строение и признаки биологических объектов: клеток прокариот

и эукариот; химический состав и строение органоидов

4.  Знать/понимать строение и признаки биологических объектов: вирусов,

одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений,

животных, грибов и бактерий)

5.  Знать/понимать сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и

превращения энергии в клетке и организме, фотосинтез, пластический и

энергетический обмен, питание, дыхание, брожение, хемосинтез

6 . Знать/понимать современную биологическую терминологию и символику по

цитологии, систематике

7.  Уметь объяснять роль клеточной теории в формировании современной

естественнонаучной картины мира

8 . Уметь объяснять единство живой и неживой природы, родство, общность

происхождения живых организмов, используя биологические теории, законы и

правила

9.  Устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул, органоидов клетки;

пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций

фотосинтеза

10.  Решать задачи разной сложности по цитологии

11.  Распознавать и описывать клетки растений и животных

12.  Распознавать и описывать биологические объекты по их изображению и

процессам их жизнедеятельности

13.  Сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) биологические объекты

(клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных,

грибов и бактерий)

14.  Сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) процессы и явления (обмен

веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен;

фотосинтез и хемосинтез)        

Промежуточная диагностическая работа

по БИОЛОГИИ по теме «Цитология»

10 класс

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 18 заданий.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

 

Желаем успеха!

Вариант

диагностической работы по БИОЛОГИИ по теме «Цитология» для 10 класса

  1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25480

  1. Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 25 аминокислотных остатков? В ответ запишите только соответствующее число.   

  1. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны 

1) образуется молекулярный кислород в результате разложения молекул воды

2) происходит синтез углеводов из углекислого газа и воды

3) происходит полимеризация молекул глюкозы с образованием крахмала

4) осуществляется синтез молекул АТФ

5) происходит фотолиз воды

 4.   Обмен веществ характерен для

1) тел неживой природы

2) бактериофагов

3) вирусов гриппа

4) водорослей

5. Укажите одно из положений клеточной теории.

1) Оплодотворение – это процесс слияния мужской и женской гамет.

2) Онтогенез повторяет историю развития своего вида.

3) Дочерние клетки образуются в результате деления материнской.

4) Половые клетки образуются в процессе мейоза.

6. Установите соответствие между процессом и органоидом, в котором этот процесс происходит.   

 

ПРОЦЕСС

 

ОРГАНОИД

А) синтез АТФ

Б) созревание белковых молекул

В) подготовка секрета к выбросу из клетки

Г) синтез липидов

Д) окисление органических веществ

Е) транспорт электронов внутри мембраны

 

1) митохондрия

2) комплекс Гольджи

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

7. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами. 

ПРИЗНАКИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

 

ЭТАПЫ

А) Вещества окисляются

Б) Вещества синтезируются

В) Энергия запасается в молекулах АТФ

Г) Энергия расходуется

Д) В процессе участвуют рибосомы

Е) В процессе участвуют митохондрии

 

1) Пластический обмен

2) Энергетический обмен

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

8. Установите соответствие между классами органических веществ и выполняемыми ими функциями в клетке.   

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА

 

ВЕЩЕСТВА

A) запасание энергии

Б) сигнальная

B) хранение генетической информации

Г) перенос энергии

Д) входит в состав клеточных стенок и мембран

Е) реализация генетической информации (синтез белка)

 

1) углеводы

2) нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК)

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

9. Какие объекты не имеют клеточного строения?

 

1) дизентерийная амёба

2) возбудитель СПИДа

3) вирус табачной мозаики

4) кишечная палочка

5) вибрион холеры

6) бактериофаг

10. Бактериальную клетку относят к группе прокариотических, так как она:

 

1) не имеет ядра, покрытого оболочкой

2) имеет цитоплазму

3) имеет одну молекулу ДНК, погруженную в цитоплазму

4) имеет наружную плазматическую мембрану

5) не имеет митохондрий

6) имеет рибосомы, где происходит биосинтез белка

11. Установите соответствие между признаком организма и группой, для которой он характерен.

 

ПРИЗНАК

 

ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

A) клеточное строение тела

Б) наличие собственного обмена веществ

B) встраивание собственной ДНК в ДНК клетки хозяина

Г) состоит из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки

Д) размножение делением надвое

Е) способность к обратной транскрипции

 

1) прокариоты

2) вирусы

 

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

12. Установите последовательность процессов при биосинтезе белка в клетке.   

 

1) образование пептидной связи между аминокислотами

2) взаимодействие кодона иРНК и антикодона тРНК

3) выход тРНК из рибосомы

4) соединение иРНК с рибосомой

5) выход иРНК из ядра в цитоплазму

6) синтез иРНК

13. Установите последовательность процессов синтеза белка и его работы в качестве фермента в клетке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) гидролитическое расщепление веществ под действием ферментов

2) образование фагоцитозного пузырька и продвижение внутрь клетки

3) слияние лизосомы с фагоцитозным пузырьком

4) обволакивание плазматической мембраной пищевой частицы

5) поступление мономеров в цитоплазму клетки

14. Рассмотрите таблицу «Структуры клетки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Структуры клетки

Функция

Хромосомы

Хранение и передача наследственной информации клетки и организма

Биологическое окисление

15. Какие функции выполняют липиды в организме животных?

 

1) ферментативную

2) запасающую

3) энергетическую

4) структурную

5) сократительную

6) рецепторную

 

2 часть

16. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток.

2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.

3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.

4. Во всех клетках имеется ядро.

5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.

17. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с тимином (Т) составляют 24% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.

18. Чем молекула ДНК отличается от и-РНК?

Ответы к диагностической работе

Номер вопроса

Ответ

1.

вакуоль

2

75

3.

23

4.

4

5.

3

6.

222211

7.

2122112

8.

112112

9.

236

10.

135

11.

112212

12.

654231

13.

45231

14.

митохондрии

15.

234

Критерии оценивания вопросов со свободным ответом.

16. Пояснение.

Ошибки содержатся в предложениях:

 

1) 1 — вирусы не имеют клеточного строения;

2) 3 — у клеток животных нет жесткой клеточной стенки;

3) 4 — клетки бактерии не содержат ядра.

Если указаны все ошибки – 3 балла.

Две ошибки найдены – 2 балла.

Одна ошибка – 1 балл.

17.

1) Аденин (А) комплементарен тимину (Т), а гуанин (Г) — цитозину (Ц), поэтому количество комплементарных нуклеотидов одинаково;

2) количество нуклеотидов с аденином составляет 24%;

3) количество гуанина (Г) и цитозина (Ц) вместе составляют 52%, а каждого из них — 26%.

Ответ содержит все расчеты  и пояснения– 3 балла.

Два правильно указано пункта – 2 балла.

Один пункт ответа – 1 балл.

18.

Пояснение.

1) ДНК имеет структуру в виде двойной спирали, а РНК — одинарную цепь нуклеотидов.

2) ДНК имеет в составе сахар дезоксорибозу а РНК — сахар рибозу.

3) ДНК имеет в составе нуклеотиды с азотистым основанием тимин, а РНК — нуклеотиды с азотистым основанием урацил.

Указаны в ответе все отличия – 3 балла.

2 отличия – 2 балла.

Ответ содержит только одно отличие – 1 балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Цитология" для 9 класса

Содержит материал по проверке знаний учащихся в 9 классе по теме "Цитология"...

Диагностическая работа по теме: "Атмосфера" 6 класс

Данная работа проводится после изучения темы "Атмосфера". Содержит разные задания: географический диктант, вычисление среднегодовой температуры воздуха, построение розы ветров и т.д. Расчитана на 1 ур...

диагностическая работа по теме "страдательный залог "

проверить умения и навыки в использовании глаголов в активном и пассивном залогах...

Диагностическая работа по теме "Имя существительное"

Работа предназначена для учителей русского языка, работающих в 5-6 классах....

Диагностическая работа по теме "Синтаксис. Пунктуация", 5 класс

Работа расчитана на 80-90 минут (2 урока), состоит из нескольких блоков: Словосочетания, ГЧП, ВЧП, ОЧП, предложения с обращениями, предложения с прямой речью, простые и сложные предложения....

Диагностическая работа по теме "Морфология 6 класс" ( в трёх вариантах)

В диагностической работе сможете найти задания, связанные с именами существительными, прилагательными, числительными, местоимениями. Имеются дополнительные задания (одно на выбор), направленные на раз...

Проверочная работа по теме: "Цитология"

Проверочная работа выполнена в 3 варианта, содержит вопросы двух уровней сложности и соответсвует требованиям ЕГЭ по биологии. может быть использована на уроках общей биологии для проведения письменно...