Диагностическая работа по теме "Имя существительное"
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс) на тему
Работа предназначена для учителей русского языка, работающих в 5-6 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskaya_rabota_imya_sushchestvitelnoe_5_6_klass.docx | 69.96 КБ |
spetsifikatsiya.docx | 35.74 КБ |
rekomendatsii_po_otsenke_vypolneniya.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная организация _____________________________
Класс__________
Фамилия, имя_____________________________________________
Дата «_____» __________________201_ г.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 40 (45) минут.
В работе тебе встретятся разные задания.
Для выполнения заданий нужно:
- выбрать ответ и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.
- записать несколько слов или предложений.
Если ты хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Рядом с номерами некоторых заданий стоит звёздочка (*) – так отмечены более трудные задания. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Желаем успеха!
Диагностическая работа по теме «Имя существительное».
Вариант № 1
Укажите строчку, в которой средство выразительности определено неверно:
- зарубить на носу – фразеологизм
- дрожит осинка – сравнение
- ночь расцвела звездами – метафора
- мягкие облака – эпитет
Укажите слово, образованное суффиксальным способом:
- наколенник
- самокат
- сестричка
- прабабушка
Укажите строчку, в которой во всех словах есть корень с чередующейся гласной (буквы не проставлены):
- прик…сновение, к…са, к…сание
- р…сток, р…стение, р…стяжка
- изл…жение, прил…жение, сл…гаемое
- з…ражение, з..ря, оз…рение
Укажите строчку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква:
- на станци…, в комнат…, в музык…
- по трасс…, на лошадк…, в сара…
- по отмел…, в пол…, вдоль алле…
- в устав…, в конституци…, в театр…
Укажите строчку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква:
- замоч…к, колыш…к, камеш…к
- барабан…ик, табун…ик, груз…ик
- платоч…к, нож…к, звоноч…к
- уклад…ик, набор…ик, перебеж…ик
Укажите номер предложения, в котором НЕ пишется раздельно:
- И волна, и суша покорны тебе; завидует (не)друг столь дивной судьбе.
- Шуми, взволнуйся (не)погодой: он был, о море, твой певец!
- Вновь наступило (не)настье, вновь наступили дожди.
- (Не)имя красит человека, а человек имя.
Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно:
- (микро)район, (пяти)классник, (пол)города
- (полу)оборот, (авто)заправка, (пол)окна
- (диван)кровать, (зоо)парк, (вело)гонка)
- (пол)России, (электро)провод, (юго)запад
Укажите слово, форма родительного падежа множественного числа которого образована неправильно:
- ботинок
- валенок
- погон
- сапогов
Из ряда слов выпишите имя существительное, которое соответствует характеристике: нарицательное, одушевленное, неизменяемое, мужского рода___________________________
бандероль, картофель, отец, врач, Петров, мадам, маэстро, шампунь, кафе, жокей.
Укажите постоянный морфологический признак имени существительного, который проиллюстрирован этим примером: подарок – о подарке – подарками ____________________________________
Укажите номер предложения, в котором присутствует омоним-имя существительное:
(1)Вечером бабушка собралась печь пироги. (2) Надо ли рассказывать, что печь пироги – занимательнейшее дело! (3) «Не мешайся под ногами, залезай на печь,» - ворчала бабушка.
Выпишите грамматическую основу предложения Книга - наш добрый советчик и верный друг.__________________________________
В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах. __________________________________
Мой юный друг,¹ ты с детства знаком с героями русских народных сказок. И Василиса Премудрая,² и Иван Царевич,³ и Иванушка-дурачок,4 безусловно, 5 останутся в твоем сердце навсегда.
Среди записанных предложений (знаки препинания не расставлены) найдите сложные. Напишите номера этих предложений: ____________________
(1) Залились в небе жаворонки и пролетели с веселым гоготанием журавли и гуси. (2)Ветер рванул со всей силой и ударил в окно. (3)Дальше потянулись огни деревни в которой мы собирались остановиться. (4) Сад тихонько зашумел и зашевелил листвой.
Прочитай текст и выполни задания 15*-18*. |
(1) Сидел я за столом в комнате. (2)Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. (3) Время от времени живой комочек поднимает аккуратненькую головку и вытягивает шею. (4) При этом тоненький клювик птички открывается и закрывается. (5) Что она делает?
(6) Я подошел к окну. (7) Сверху медленно летели белые снежинки. (8)Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки. (9)Такое я видел впервые! (10) Вероятно, ей не хотелось лететь на речку. (11) Или она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду… (12).
(13) Лето кончилось. (14) Пришло время уезжать из деревни. (15) Эта синичка была последней из всей деревенской _________________, с которой я познакомился в это лето. (99 слов) (По В.Белову)
Среди предложений 1-3 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи имени существительного. Напишите номер этого предложения. __________________
Напишите слово, которое должно стоять, по вашему мнению, на месте пропуска в предложении 15 _____________________________________
Из предложений 1-5 выпишите все имена существительные, имеющие суффикс с уменьшительно-ласкательным значением.____________________________________________ __________________________________
Напишите о том, как вы понимаете смысл предложения «Не зря люди говорят про белый снежок: «Полетели белые мухи». Свой текст можете начать с данного предложения. Объем вашего текста должен быть не менее 3-4 предложений.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения мониторинга
по теме «Имя существительное» в 5 (6) классе
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
1. Назначение КИМ – оценить соответствие уровня учебных достижений обучающихся требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).
2. Документы, определяющие содержание КИМ. Содержание и структура диагностической работы по теме «Имя существительное» разработаны на основе следующих документов:
1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.);
2) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с. (с. 46-57);
3) Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / И.П. Цыбулько; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с. (с. 3-18).
3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура КИМ. На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предметной области «Филология. Русский язык. Родной язык» для проведения оценки соответствия уровня учебных достижений обучающихся требованиям ФГОС. В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится». Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка 5(6) класса: состав слова, морфология, синтаксис, пунктуация, орфография, развитие речи. Содержание заданий мониторинговой работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов блока «Выпускник получит возможность научиться», работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение обучающимся обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие.
4. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. В таблице 1 приведено примерное распределение заданий в работе по основным разделам программы. Мониторинговая работа сконструирована таким образом, чтобы обеспечить проверку всех групп умений, выделенных в кодификаторе.
Таблица 1
Распределение заданий по основным разделам
Раздел курса | Число заданий (обозначение задания в работе) |
Лексика и фразеология | 3 (1;11;16) |
Состав слова. Словообразование | 2 (2;17) |
Морфология | 3 (8-10) |
Синтаксис | 1 (12) |
Пунктуация | 2 (13;14) |
Орфография | 5 (3-7) |
Речь | 2 (15;18) |
Итого: | 18 |
5. Распределение заданий КИМ по уровню сложности. Цель мониторинговой работы определила её структуру и уровень сложности заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки. Из 18 заданий проверочной работы 14 заданий относятся к базовому уровню сложности, 4 задания – к повышенному уровню. Такое соотношение заданий продиктовано необходимостью включения в работу не менее 75% заданий базового уровня от общего числа заданий. Информация об уровне сложности задания приведена ниже в плане работы. В работе используются следующие виды заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, с кратким ответом, с развернутым ответом (мини-сочинение).
6. Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. За задания с кратким или развернутым ответами можно получить от 0 до 6 баллов, разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания. Подробные сведения об оценивании заданий и критериях выставления баллов приведены в Рекомендациях по оценке выполнения диагностической работы по теме «Имя существительное».
При оценивании выполнения работы в целом целесообразно использовать несколько параметров. Один из параметров – соотношение балла, полученного учеником за выполнение работы, и максимального балла за работу, т.е. подсчет процента балла, набранного учеником за всю работу, от максимального балла (процент от максимального балла). Второй параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий базового уровня, и определение процента выполнения базовых заданий по отношению к максимальному баллу за задания базового уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником базового уровня предметной подготовки. Третий параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий повышенного уровня, и определение процента выполнения заданий повышенного уровня по отношению к максимальному баллу за задания повышенного уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником повышенного уровня предметной подготовки.
Результаты выполнения заданий работы позволяют осуществить дифференциацию обучающихся по уровню подготовки. Подготовку характеризует способность ученика применять изученные учебные действия как в стандартной ситуации (достиг или не достиг уровня базовой подготовки по курсу 5(6) класса основной школы), так и в новой учебной или практической ситуации (успешно справляется или не справляется с решением заданий повышенного уровня). Принимая во внимание оба предлагаемых выше критерия (достижение обучающимся уровня базовой подготовки, проявление способности применять знания в новой учебной и практической ситуации), рекомендуем распределить учащихся, выполнявших работу, на 5 групп (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Критерии выделения индивидуальных уровней достижений обучающихся за выполнение работы по теме «Имя существительное».
Уровень | Критерии выделения уровней | |
Низкий | 0-4 базовых задания и 0-8 баллов за задания повышенного уровня | |
Пониженный | 5-8 базовых заданий и 0-8 баллов за задания повышенного уровня | |
Базовый | 9-15 базовых заданий и 0-3 балла за задания повышенного уровня | |
Повышенный | 9-15 базовых заданий и 4-6 баллов за задания повышенного уровня | |
Высокий | 13-15 базовых заданий и 7-8 баллов за задания повышенного уровня | |
Уровни достижений | Выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися: | |
низкий | свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету. | |
пониженный | свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено; | |
базовый | уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач; | |
повышенный | отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области | |
высокий |
7. Время выполнения диагностической работы. Примерное время на выполнение заданий составляет: 1) для заданий базового уровня сложности –1-2 минуты; 2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 7 минут; На выполнение всей работы отводится 45 минут.
8. План варианта КИМ. Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы (см. таблицу 3).
Таблица 3.
План работы.
№ | Проверяемые элементы содержания | Коды прове ряемы х элеме нтов содер жания | Умения, характеризующие достижение результата | Коды умений, характе ризующ их достиж ение результ ата | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение |
1 | Основные выразительные средства лексики | 2.2 2.3 8.2 8.4 | Умение опознавать фразеологические обороты, синонимы, омонимы; опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение) | 3.1 3.3 3.4 3.5 | ВО | Б | 1 |
2 | Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение и его виды | 3.3 | Умение определять изученные способы словообразования знаменательных частей речи (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение и его виды) | 4.1 | ВО | Б | 1 |
3 | Корни с чередованием лаг-лож, раст-ращ-рос, кос-кас, зор-зар Проверяемые гласные в корне слова, правописание приставок с традиционным написанием и оканчивающихся на з и с (на ограниченном перечне) | 6.5 6.6 | Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма (в объеме содержания курса) | 4.3 4.4 | ВО | Б | 1 |
4 | Падежные окончания имен существительных. | 6.9 | Умение соблюдать орфографические и грамматические нормы в процессе письма (в объеме содержания курса) | 6.3 | ВО | Б | 1 |
5 | Суффиксы имени существительного –ек-ик-, -чик-щик-. | 6.7 | Умение соблюдать орфографические и грамматические нормы в процессе письма (в объеме содержания курса) | 6.6 | ВО | Б | 1 |
6 | НЕ с существительными | 6.11 | Умение соблюдать орфографические, пунктуационные, грамматические нормы в процессе письма (в объеме содержания курса) | 6.7 | ВО | Б | 1 |
7 | Слитное и дефисное написание сложного имени существительного | 6.12 3.3 | Умение соблюдать орфографические, пунктуационные, грамматические нормы в процессе письма (в объеме содержания курса); Умение определять изученные способы словообразования знаменательных частей речи (сложение и его виды) | 4.2 | ВО | Б | 1 |
8 | Грамматические (морфологические) нормы | 9.3 | Умение находить и исправлять ошибки в употреблении форм различных частей речи в соответствии с нормами современного литературного языка | 6.2 | ВО | Б | 1 |
9 | Морфологические свойства имени существительного | 4.1 | Умение давать характеристику морфологическому явлению | 6.1 | КО | Б | 1 |
10 | Морфологические свойства имени существительного | 4.1 | Умение давать характеристику морфологическому явлению | 6.1 | КО | Б | 1 |
11 | Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции | 2.2 4.1 9.3 | Умение давать характеристику морфологическому явлению; Умение опознавать омонимы | 6.1 3.1 | КО | Б | 1 |
12 | Грамматическая основа предложения | 5.2 | Умение опознавать главные члены предложения | 5.1 | КО | Б | 1 |
13 | Однородные члены предложения | 5.5 | Умение опознавать синтаксические единицы, проводить различные виды их анализа; Умение соблюдать пунктуационные в процессе письма (в объеме содержания курса) | 5.2 | КО | Б | 1 |
14 | Сложные предложения | 5.2 5.5 | Умение опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме содержания курса) | 5.2 | КО | Б | 1 |
15 | Средства связи предложений в тексте | 2.2 8.2 | Умение находить в предложениях текста средства их связи. | 3.3 | КО | П | 1 |
16 | Лексическая сочетаемость. Слова с ограниченной лексической сочетаемостью | 2.1 2.5 | Умение определять лексическое значение слова | 3.1 | КО | П | 1 |
17 | Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. | 3.2 3.4 | Умение использовать знания по морфемике и словообразованию, образовывать слова по заданным параметрам и использовать их в речи | 4.1 4.2 4.3 4.4 | КО | П | 1 |
18 | Создание теста | Умение создавать текст по заданным критериям с опорой на прочитанный текст | 1.2 2.1 | РО | П | 6 | |
Итого | 23 балла |
Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень. Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по оценке выполнения диагностической работы
по теме «Имя существительное»
№ задания | Ответы | Максимальный балл за выполнение работы | |||
1 вариант | 2 вариант | ||||
1 | 2 | 1 | |||
2 | 3 | 1 | |||
3 | 3 | 1 | |||
4 | 2 | 1 | |||
5 | 1 | 1 | |||
6 | 4 | 1 | |||
7 | 1 | 1 | |||
8 | 4 | 1 | |||
9 | маэстро | 1 | |||
10 | склонение | 1 | |||
11 | 3 | 1 | |||
12 | книга - советчик (и) друг | 1 | |||
13 | 2 3 | 1 | |||
14 | 1 3 | 1 | |||
15 | 3 | 1 | |||
16 | живности | 1 | |||
17 | синичка комочек головку клювик птички | 1 | |||
18 | критерий | градация критерия | баллы | 6 | |
1. Соответствие созданного текста условиям, обозначенным в задании (наличие комментария высказывания, объем текста) | Текст соответствует условиям, обозначенным в задании | 2 | |||
Тест частично соответствует условиям, обозначенным в задании | 1 | ||||
Текст не соответствует условиям, обозначенным в задании | 0 | ||||
2. Логичное построение текста | Логические ошибки отсутствуют | 1 | |||
Имеются логические ошибки | 0 | ||||
3. Грамматическое и речевое оформление | Грамматические и речевые ошибки отсутствуют | 1 | |||
Имеются грамматические и речевые ошибки | 0 | ||||
4. Орфографическая и пунктуационная грамотность | Орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют | 2 | |||
Имеется 1 орфографическая и/или 1 пунктуационная ошибка | 1 | ||||
Имеются более1 орфографической и/или более1 пунктуационной ошибки |
Материал подготовила учитель русского языка МОУ СОШ № 42 г. Комсомольска-на-Амуре Литвинова Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая работа ЕГЭ октябрь 2010
Диагностическая работа для 11 класса без логаримов, октябрь 2010...
Диагностическая работа по математике, 11 класс, текст МИОО, 20.10.2010г.
16 вариантов диагностической работы по математике в форме ЕГЭ, по текстам МИОО....
Диагностическая работа для учащихся 5-х классов по русскому языку (вторая работа по вариантам).
Эта работа была проведена, как апробация для слабых классов....
Тренировочная работа для подготовки к диагностической работе МЦКО
Тренировочная работа для подготовки к диагностической работе МЦКО...
Диагностическая работа (итоговая работа 7 класс)
Диагностическая работа (итоговая работа 7 класс)...
Диагностическая работа (входная работа 9 класс)
Входная контрольная работа...
Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся к диагностическим работам по математике»
При подготовке учащихсяучителю необходимо:Øформировать у учащихся навыки самоконтроля;Øформировать умения проверять ответ на правдоподобие;Øсистематически отрабатывать вычислительные навыки;Øучить про...