Работа с учебником в школе
статья по биологии
Предварительный просмотр:
Работа с учебником в школе
Может ли ученик самостоятельно овладевать биологическими знаниями? Насколько полно учащиеся извлекают информацию из параграфа и эффективно ли ее запоминают? Одна из важнейших задач, стоящих перед школой и учителем, – научить детей работать с книгой вообще и с учебником в частности. Каждый учебник обеспечивает детям минимум знаний по определенному предмету и служит для закрепления полученных на уроке сведений, учит применять полученные знания на практике.
В изучении курса биологии важное место отведено работе с учебником. Учителю необходимо помнить, что учебник не заменяет наблюдения детей в природе, а только направляет их внимание на определенные объекты, способствует обобщению наблюдаемых явлений и их систематизации. Дети с помощью учебника (статей, заданий, вопросов, иллюстраций) учатся выделять основное в наблюдаемых явлениях, обобщать их и на этой основе создавать представления и элементарные понятия.
Самостоятельная работа с учебником (книгой), как правило, проводится дома, но к ней надо готовить учащихся, иначе они будут учить текст наизусть, не наполняя его содержанием.
Учащимся 5-6 классов стоит рекомендовать при подготовки домашнего задания читать текст вслух. Чтение приучает к правильной речи, облегчает запоминание. После прочтения статьи в целом необходимо ответить на поставленные после вопросы (путем выборочного чтения).
Трудные для детей слова, выражения, понятия учитель должен объяснить на уроке во время рассказа.
При работе с рисунками в первую очередь надо определить, к какой части текста они относятся. Работа с иллюстрациями повышает сознательность усвоения заданного урока, помогает сравнивать объекты.
На первом уроке биологии в учебном году необходимо выделить время для ознакомления учащихся с учебником, назвать автора, по оглавлению установить, какие темы освещены в учебнике.
На уроках биологии в 5-6 классах очень важно научить детей выявлять основное в статье или на рисунке. Для этого учитель используют задания и вопросы, которые заставляют выяснять главное содержание в тексте (статье или рассказе) и в рисунках.
В учебнике по каждому уроку даются выводы, которые как бы подводят итог уроку, но его не следует заучивать. Его надо сравнить с тем выводом, к которому пришли дети в результате работы на уроке.
В конце каждого параграфа, и раздела в целом, в учебнике даются обобщающие выводы и список терминов – это опорная карта материала, помогающая ориентироваться. Так же в конце параграфа часто есть задания для наблюдений в природе или практические задания, чтобы подготовить учащихся к восприятию темы следующего урока.
Проведение практических работ необходимое условие познания и изучения биологии как фундаментальной науки. В этих случаях учебник служит инструкцией для проведения опытов. Задания к опытам в учебнике разбираются с детьми, и после этого дети самостоятельно или под руководством учителя их выполняют.
Большую роль играет учебник при подготовки к проверочным работам дома и в том случае, если ребенок пропустил занятие в школе, когда дети готовят ответы на поставленные вопросы, прочитывают текст, составляют схемы для лучшего запоминания, рассказывают содержание рисунков, сопоставляют их со своими наблюдениями и опытами. При таком подходе написать проверочную работу довольно просто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д
ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....
Методы работы с учебником в общеобразовательной школе
В данной статье рассуждается о методах работы с учебником на уроках и при самостоятельной работе с книгой....
Дидактический материал для работы с учебником на уроках истории в коррекционной школе VIII вида
В архиве находится дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с учебником истории в школе 8 вида по некоторым темам. Темы материала соответствуют темам в учебнике....
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
контрольные работы к учебнику Афанасьевой "English 9" для школ с углубленным изучением английского языка
4 контрольные работы по каждому unit к учебнику Афанасьевой, Михеевой "English 9" для школ с углубленным изучением английского языка...
Формы и методы работы с учебником географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Статья по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником...
Использование у работе учителя учебников и электронных версий учебников
В статье идет речь о роди учебника в изучении предмета и использовании современных способов подачи информации, в том числе, в электронных формах учебников....