Рабочая программа по биологии. 5 класс Л.Н. Сухорукова
рабочая программа по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат с. Некрасовка
РЕКОМЕНДОВАНА Методическим объединением «Интеграл» Протокол от 31.05.19 № | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________/Ларина Е.В./ ________________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ школа-интернат с.Некрасовка ______/Перевалов В.И./ Приказ от 03.06.19г.№ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
___________Биология___________
(наименование учебного предмета, курса)
основное общее образование, 5 класс_
(уровень общего образования, класс)
__________________2019 -2020__________________
(учебный год)
Составил: Федулова Антонина Александровна
(Ф.И.О. педагога, составившего рабочую учебную программу)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Основные направления биологического образования, которые закладываются в курсе 5-го класса:
- обеспечение внутрипредметной интеграции;
- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественнонаучными дисциплинами;
- отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-эстетическими и экологическими ценностями общества;
- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической грамотности; культуры поведения в природе.
Биология в 5 классе представлен курсом «Введение в биологию», который как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- начальное формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умением формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты»
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические
знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения измерений и оценки полученных результатов.
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических ценностей российского общества: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности школьника к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий;
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и др. деятельности;
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в различных ситуациях;
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, анализ и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.)
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю в 5 классе (всего 34 часа). Промежуточная аттестация проводится в форме теста.
Введение (2ч)
Биология — наука о живых организмах. Условия жизни организмов.
Осенние явления в жизни растений родного края.
Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (10 часов)
Признаки живых организмов Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии. Деление царств на группы. Среда обитания. Экологические факторы.
Вода как среда жизни. Наземно-воздушная среда жизни. Свет в жизни растений и животных.
Почва как среда жизни. Организменная среда жизни. Сообщество живых организмов
Роль животных, грибов и бактерий. Типы взаимоотношений организмов в сообществе.
Строение клетки (10 часов)
Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Устройство увеличительных приборов. Состав и строение клеток. Строение бактериальной клетки. Строение растительной, животной и грибной клеток. Образование новых клеток. Одноклеточные растения, животные и грибы. Одноклеточные растения, животные и грибы. Колониальные и многоклеточные организмы.
Ткани живых организмов (8 часов)
Покровные ткани растений и животных. Строение покровной ткани листа. Механические и проводящие ткани растений. Основные и образовательные ткани растений. Соединительные ткани животных. Мышечная и нервная ткани животных. Обобщение и систематизация знаний по темам «Строение клетки» и «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Растения и человек (4 часа)
Весенние явления в жизни растений родного края. Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по биологии в 5 классе
(1 ч в неделю, всего 34 ч.).
№ урока | Тема урока | Количество часов | Д/з | Дата/факт |
Введение. 2 | ||||
1 | Биология – наука о живых организмах. | 1 | 2.09-6.09 | |
2 | Условия, необходимые для жизни организмов. | 1 | 9.09-13.09 | |
Разнообразие живых организмов. Среды жизни. 10 | ||||
3 | Признаки живых организмов. Царства живой природы. | 1 | 16.09-20.09 | |
4 | Деление царств на группы. | 1 | 23.09-27.09 | |
5 | Среда обитания. Экологические факторы. | 1 | 30.09-4.10 | |
6 | Вода как среда жизни организмов. | 1 | 7.10-11.10 | |
7 | Наземно-воздушная среда жизни. | 1 | 14.10-18.10 | |
8 | Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании. | 1 | 21.10-25.10 | |
9 | Организменная среда жизни. | 1 | 5.11-8.11 | |
10 | Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе. | 1 | 11.11-15.11 | |
11 | Роль животных, грибов и растений в сообществе | 1 | 18.11-22.11 | |
12 | Контрольная работа по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». | 1 | 25.11-29.11 | |
Строение клетки. 10 | ||||
13 | Работа над ошибками. Развитие знаний о клеточном строении организмов. | 1 | 2.12-6.12 | |
14 | Работа с лупой и микроскопом. | 1 | 9.12-13.12 | |
15 | Лабораторная работа: «Строение клетки кожицы лука». | 1 | 16.12-20.12 | |
16 | Состав и строение клеток. | 1 | 23.12-27.12 | |
17 | Строение клеток бактерий. | 1 | 13.01-17.01 | |
18 | Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы. | 1 | 20.01-24.01 | |
19 | Образование новых клеток. | 1 | 27.01-31.01 | |
20 | Одноклеточные организмы. | 1 | 3.02-7.02 | |
21 | Колониальные и многоклеточные организмы. | 1 | 10.02-14.02 | |
22 | Контрольная работа по теме: «Строение клетки». | 1 | 17.02-21.02 | |
Ткани живых организмов. 8 | ||||
23 | Работа над ошибками. Ткани. Покровные ткани растений и животных. | 1 | 24.02-28.02 | |
24 | Механические и проводящие ткани растений. | 1 | 2.03-6.03 | |
25 | Основные и образовательные ткани растений. | 1 | 10.03-13.03 | |
26 | Соединительные ткани животных. | 1 | 16.03-20.03 | |
27 | Мышечная и нервная ткани животных. | 1 | 1.04-3.04 | |
28 | Лабораторная работа: «Строение мышечной и нервной тканей животных». | 1 | 6.04-10.04 | |
29 | Контрольная работа: «Ткани живых организмов». | 1 | 13.04-17.04 | |
30 | Работа над ошибками. | 1 | 20.04-24.04 | |
Растения и человек. 4 | ||||
31 | Промежуточная аттестация. | 1 | 27.04-30.05 | |
32 | Экскурсия: «Весенние явления в жизни растений родного края». | 1 | 4.05-15.05 | |
33 | Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. | 1 | 18.05-22.05 | |
34 | Влияние человека на жизнь природного сообщества. | 1 | 25.05-29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс Сухорукова
Рабочая программа по биологии для 5 класса по программе Сухоруковой...
Рабочая программа по биологии 9 класс. Сухорукова Л.Н.
Рабочая программа....
Рабочая программа по биологии 10 класс по программе Сухоруковой
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к результатам обучения, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю....