Рабочая программа по биологии 9 класс. Сухорукова Л.Н.
рабочая программа по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат с. Некрасовка
РЕКОМЕНДОВАНА Методическим объединением «Интеграл» Протокол от 31.05.19 г.№7 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________/Ларина Е.В./ ________________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ школа-интернат с.Некрасовка ______/Перевалов В.И./ Приказ от 03.06.19г. №166-ОД |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
___________Биология___________
(наименование учебного предмета, курса)
основное общее образование, 9 класс_
(уровень общего образования, класс)
_____________________2019-2020__________________
(учебный год)
Составил: Федулова Антонина Александровна
(Ф.И.О. педагога, составившего рабочую учебную программу)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
Учащиеся должны уметь:
-уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Основные личностные результаты обучения биологии:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
Содержание учебного предмета.
Введение (2 ч)
Живые системы: клетка, организм, популяция, вид, природное сообщество и
экосистемы. Основные свойства живых систем и экосистем. Науки, изучающие живые системы. Ведущие методы биологического познания: наблюдение, эксперимент, моделирование. Структурные компоненты научных знаний: факты, гипотезы и
теории. Роль теорий в научном познании. Основные закономерности научного познания.
Организм. (18 ч)
Общая характеристика организма как живой системы. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в организме. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей — основа поведения организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Хромосомное определение пола животных и человека. Половое созревание. Внутриутробный и внеутробный периоды. Законы Менделя на примере человека. Закон доминирования. Закон расщепления. Закон независимого комбинирования признаков. Взаимодействие генов.
Наследование признаков, сцепленное с полом.
Популяция. Эволюция видов. (23 ч)
Вид, критерии вида. Человек разумный — биосоциальный вид. Популяция — структурная единица вида, надорганизменная живая система.
Взаимоотношения особей внутри популяции, их значение для её длительного устойчив. существования. Численность и плотность популяции. Процессы, влияющие на численность
и плотность популяции. Возрастная и половая структуры популяции. Простая возрастная структура, сложная возрастная структура популяции. Пирамиды возрастов, описание
состояния популяции. Практическое значение знаний о структуре популяций. Предпосылки возникнов. Учения Дарвина. Движущие силы и результаты эволюции по Дарвину.
Биоценоз. Экосистема. (10 ч)
Общая характеристика биоценоза как целостной живой системы. Видовая и
пространственная структуры биоценоза. Биоценоз — устойчивая живая система. Конкурентные отношения в сообществе. Межвидовая конкуренция. Экспериментальные исследования конкуренции. Принцип Гаузе. Экологическая ниша. Общая характеристика неконкурентных отношений. Отношения хищник–жертва, паразит–хозяин. Особенности взаимовыгодных отношений, выгодных для одного вида.
Биосфера. (15 ч)
Геосферы — оболочки Земли. Среды жизни, их характерные особенности. Биосфера, её границы. В.И. Вернадский — лидер естествознания ХХ века. Деятельность живых организмов – главный фактор, преобразующий неживую природу. Учение Вернадского о живом веществе. Свойства живого вещества и его функции, их неизменность. Механическое воздействие организмов на среду обитания. Влияние живого вещества на состав атмосферы, гидросферы, процессы почвообразования.
Промежуточная аттестация проводится в форме теста.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по биологии в 9 классе
(2 ч. в неделю, всего 68 ч.).
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата/факт |
Введение. Особенности биологического познания. (2 ч) | |||
1 | Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать. | 1 | 2.09-6.09 |
2 | Методы биологического познания. | 1 | 2.09-6.09 |
Организм. (18 ч) | |||
3 | Организм — целостная саморегулирующаяся система. | 1 | 9.09-13.09 |
4 | Размножение и развитие организмов. | 1 | 9.09-13.09 |
5 | Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека. | 1 | 16.09-20.09 |
6 | Возрастные периоды онтогенеза человека. | 1 | 16.09-20.09 |
7 | Наследственность и изменчивость — свойства организма. | 1 | 23.09-27.09 |
8 | Основные законы наследования признаков. | 1 | 23.09-27.09 |
9 | Основные законы наследования признаков. | 1 | 30.09-4.10 |
10 | Решение генетических задач. | 1 | 30.09-4.10 |
11 | Контрольная работа. Решение генетических задач. | 1 | 7.10-11.10 |
12 | Работа над ошибками. Закономерности наследственной изменчивости. | 1 | 7.10-11.10 |
13 | Экологические факторы и их действие на организм. | 1 | 14.10-18.10 |
14 | Адаптация организмов к условиям среды. | 1 | 14.10-18.10 |
15 | Влияние природных факторов на организм человека. | 1 | 21.10-25.10 |
16 | Ритмичная деятельность организма. | 1 | 21.10-25.10 |
17 | Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. | 1 | 5.11-8.11 |
18 | Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс. | 1 | 5.11-8.11 |
19 | Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм человека. | 1 | 11.11-15.11 |
20 | Контрольная работа. Влияние вредных веществ на организм человека. | 1 | 11.11-15.11 |
Популяция. Эволюция видов. ( 23 ч) | |||
21 | Работа над ошибками. Вид и его критерии. | 1 | 18.11-22.11 |
22 | Популяционная структура вида. | 1 | 18.11-22.11 |
23 | Динамика численности популяций. | 1 | 25.11-29.11 |
24 | Саморегуляция численности популяций. | 1 | 25.11-29.11 |
25 | Структура популяций. | 1 | 2.12-6.12 |
26 | Учение Дарвина об эволюции видов. | 1 | 2.12-6.12 |
27 | Современная эволюционная теория. | 1 | 9.12-13.12 |
28 | Современная эволюционная теория. | 1 | 9.12-13.12 |
29 | Формирование приспособлений — результат эволюции. | 1 | 16.12-20.12 |
30 | Видообразование — результат действия факторов эволюции | 1 | 16.12-20.12 |
31 | Контрольная работа. Вид. Популяция. | 1 | 23.12-27.12 |
32 | Работа над ошибками. Селекция — эволюция, направляемая человеком. | 1 | 23.12-27.12 |
33 | Систематика и эволюция. | 1 | 13.01-17.01 |
34 | Доказательства и основные этапы антропогенеза. | 1 | 13.01-17.01 |
35 | Доказательства и основные этапы антропогенеза. | 1 | 20.01-24.01 |
36 | Биологические и социальные факторы эволюции человека. | 1 | 20.01-24.01 |
37 | Высшая нервная деятельность. | 1 | 27.01-31.01 |
38 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 1 | 27.01-31.01 |
39 | Мышление и воображение. | 1 | 3.02-7.02 |
40 | Речь. | 1 | 3.02-7.02 |
41 | Память. | 1 | 10.02-14.02 |
42 | Эмоции. | 1 | 10.02-14.02 |
43 | Типы высшей нервной деятельности. | 1 | 17.02-21.02 |
Биоценоз. Экосистема. (10 ч) | |||
44 | Биоценоз. Видовая и пространственная структура. | 1 | 17.02-21.02 |
45 | Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза. | 1 | 24.02-28.02 |
46 | Неконкурентные взаимоотношения между видами. | 1 | 24.02-28.02 |
47 | Организация и разнообразие экосистем | 1 | 2.03-6.03 |
48 | Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. | 1 | 2.03-6.03 |
49 | Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши. | 1 | 10.03-13.03 |
50 | Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. | 1 | 10.03-13.03 |
51 | Агроценоз. Агроэкосистема. | 1 | 16.03-20.03 |
52 | Биологическое разнообразие и пути его сохранения. | 1 | 16.03-20.03 |
53 | Контрольная работа. Биоценоз. Экосистема. | 1 | 1.04-3.04 |
Биосфера. (15 ч) | |||
54 | Структура биосферы. | 1 | 1.04-3.04 |
55 | Живое вещество биосферы и его функции. | 1 | 6.04-10.04 |
56 | Средообразующая деятельность живого вещества. | 1 | 6.04-10.04 |
57 | Круговорот веществ — основа целостности биосферы. | 1 | 13.04-17.04 |
58 | Абиотические факторы среды. | 1 | 13.04-17.04 |
59 | Биотические факторы среды. | 1 | 20.04-24.04 |
60 | Биосфера и здоровье человека. | 1 | 20.04-24.04 |
61 | Подготовка к промежуточной аттестации. | 1 | 27.04-30.04 |
62 | Промежуточная аттестация. | 1 | 27.04-30.05 |
63 | Подготовка к ОГЭ. | 1 | 4.05-15.05 |
64 | Подготовка к ОГЭ. | 1 | 4.05-15.05 |
65 | Подготовка к ОГЭ. | 1 | 18.05-22.05 |
66 | Подготовка к ОГЭ. | 1 | 18.05-22.05 |
67 | Подготовка к ОГЭ. | 1 | 25.05-29.05 |
68 | Подготовка к ОГЭ. | 1 | 25.05-29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс Сухорукова
Рабочая программа по биологии для 5 класса по программе Сухоруковой...
Рабочая программа по биологии 6 класс. УМК Сухорукова Л.Н.
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса разработана на основе базовой автороской программы Л.Н. Сухоруковой., В.С. Кучменко и др. Содержание курса "Биология, Живой организм. 6 класс опирае...
Рабочая программа курса «Биология. Живой организм. 6 класс» (Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин)
Рабочая программа и тематическое планирование. Биология 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса автор- Сухорукова Л.Н.
Программа разработана на основе рабочей программы по биологии для 6 класса к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение» - Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы...
Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС. УМК Л.Н. Сухоруковой
Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС. УМК Л.Н. Сухоруковой...
Рабочая программа по биологии 5 класс. автор Сухорукова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии в 5 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в...
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Сухорукова
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАПри изучении биологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.1. Личнос...