Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс 2017-2018
рабочая программа по биологии (8 класс)

Землянухина Тамара Кирилловна

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс 2017-2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8klass.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ)

Принята на заседании                                                                                      педагогического совета        

«_____»_________20    г.                                                                                                                                                        

Утверждаю

Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)

Приказ №____ от «____»_________20    г.

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

                                                                                              биология

                                                                                           8 класс (8 вид)

Землянухина Т.К., учитель начальных классов

Тюменцево, 2017г.

  1.Пояснительная записка

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Сб. 1. / под ред. В.В. Воронковой, 2012 и учебника А.И.Никишова, А.В.Теремова. Биология. Животные: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: «Просвещение», 2016г.

  1. Общие цели учебного предмета

Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

        На изучение предмета «Биология. Животные»  в 8 классе  отводится 17 ч. в год, по 0,5ч. в неделю.

  1. УМК.

УМК по Биологии. Животные в  8 классе:

- Биология. Животные. Учебник. 8 класс. Никишов А.И., Теремов А.В.

- Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Биология. Животные. 8 класс. Никишов А.И., Теремов А.В.

- Рабочая тетрадь. Биология. Животные. 8 класс. VIII вид. Никишов А.И.  М.: Просвещение

- Методические рекомендации. Биология. 6-9 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Шевырева Т.В., Соломина Е.Н.  М.: Просвещение

                          2.Планируемые результаты образования.

         Учащихся должны знать:

- основные отличия животных от растений;

- признаки сходства и различия между изученными группами животных;

- общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

- места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

- названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

-  взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;

- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

                    3.Содержание учебного предмета, курса.  

  • Введение 
  • Беспозвоночные животные
  • Позвоночные животные
  • Рыбы
  •  Земноводные
  • Пресмыкающиеся
  •  Птицы
  •  Млекопитающие
  • Сельскохозяйственные млекопитающие

Введение

Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая). Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.

Беспозвоночные животные

Общее знакомство

Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые.

 Черви

Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого объекта или влажного препарата.

Насекомые 

Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.

Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.

Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.

Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя).

Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.

Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).

Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.

Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых — вредителей сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.

Практическая работа

Зарисовка насекомых в тетрадях.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных

Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Рыбы

Общие признаки рыб. Среда обитания.

Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.

Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.

Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.

Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.

Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.

Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в зависимости от местных условий).

Земноводные

Общие признаки земноводных.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития). Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Практические работы

Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).

Пресмыкающиеся

Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).

Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.

Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.

Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.

Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).

Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.

Практические работы

Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.

Птицы

Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.

Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).

Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.

Хищные птицы: сова, орел.

Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.

Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.

Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.

Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.

Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.

Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами.

Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.

Демонстрация скелета курицы, чучел птиц.

Прослушивание голосов птиц.

Показ видеофильмов.

Экскурсия для наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).

Практические работы

1. Подкормка зимующих птиц.

2. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.

Млекопитающие животные

Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).

Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.

Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.

Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).

Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и различия.

Псовые (собачьи): волк, лисица.

Медвежьи: медведи (бурый, белый).

Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.

Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.

Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.

Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.

Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.

Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).

Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.

Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.

Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).

Практические работы

Зарисовки в тетрадях.

Игры (зоологическое лото и др.).

Сельскохозяйственные млекопитающие

Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.

Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.

Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.

Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.

Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.

Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.

Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.

Демонстрация видеофильмов (для городских школ).

Экскурсии и практические работы по уходу за животными

Заочная экскурсия в зоопарк, на звероводческую ферму

 Практическая работа на животноводческой ферме: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для сельских школ).

                  4.Тематическое поурочное планирование.

№ п/п

Наименование раздела программы, тем уроков

Кол-во часов

1

Введение

Многообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

1

2

Беспозвоночные животные. Черви.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета). Дождевые черви: внешний вид, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.

Черви - паразиты. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

1

3

Насекомые.

Бабочка – капустница, яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Вред, приносимый этими насекомыми.

1

4

Пчела, тутовый шелкопряд. Внешнее строение, образ жизни, питание, способ передвижения, размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Тутовый шелкопряд

1

5

Обобщающий урок: Беспозвоночные животные.

1

6

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета)

Рыбы

Общие признаки рыб. Внутреннее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств рыб.

Речные,  морские рыбы. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

1

7

Земноводные

Общие признаки земноводных. Лягушка, жаба. Особенности внешнего строения, образ жизни. Значение и охрана земноводных.

1

8

Размножение и развитие пресмыкающихся. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

1

9

Птицы

Среда обитания, внешнее и внутреннее строение птиц. Размножение, развитие, питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе. Хищные птицы. Водоплавающие птицы.

1

10

Курица, гусь утка - домашние птицы. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток. Значение и охрана птиц

1

11

Млекопитающие

Разнообразие млекопитающих. Общие признаки млекопитающих, внутреннее строение, пищеварение, дыхание, кровообращение, нервная система.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Признаки грызунов. Значение грызунов. Охрана белок и бобров.

1

12

Зайцеобразные

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, домашний кролик. Признаки, черты сходства и различия. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

1

13

Хищные звери

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Внешний вид, образ жизни, добывание пищи, размножение. Значение и охрана этих животных.

1

14

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение, значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

1

15

Ластоногие морские животные

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Особенности, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки. Значение этих животных и охрана.

1

16

Растительноядные животные. Общие признаки растительноядных животных. Распространение, значение, охрана. Сельскохозяйственные травоядные и всеядные животные. Корова, овца, лошадь, свинья. Внешнее строение. Содержание. Выращивание потомства.

1

17

Приматы. Общая характеристика.

1

  1. Лист внесения изменений и дополнений.

п/п

Дата

Характер изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа «История России» на 2017-2018 учебный год для учащихся 7 - 9 классы коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС

I. Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа «История Отечества» адресована учащимся 7 - 9 классов, обучающимся в МБОУ «Школа-интернат поселка Эгвекинот». История является интересно...

Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год

        Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...

Рабочая программа 5-9 классы 2017-2018 г.

Рабочая программа 5-9 классы.Ритмика третий урок физкультуры....

Рабочая программа. 10-11 класс. 2017/2018 учебный год

Рабочая программа. 10-11 класс.Календарно-тематическое планирование 10-11 класс....

Рабочая программа ФГОС 7 класс,2017-2018 гг

Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с требованиями федерального госуд...

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс 2017-2018

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс 2017-2018...

Рабочая программа по биологии на 2017–2018 учебный год для 8 «А» класса (УОД)

Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Програ...