Организация работы с одаренными детьми на уроках биологии
статья по биологии
В статье представлен опыт работы по выявлению и поддержке обучающихся проявивших способности в изучении биологии. Организация проектной и исследовательской работы с одаренными детьми, описаны наиболее интересные проекты, направленные на формирование и развитие познавательных, творческих способностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kimsas.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с одаренными детьми на уроках биологии
Т. В. Кимсас
Учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 »с. Дивное
(посмотреть как у Светы)
Аннотация. В статье представлен опыт работы по выявлению и поддержке обучающихся проявивших способности в изучении биологии. Организация проектной и исследовательской работы с одаренными детьми, описаны наиболее интересные проекты, направленные на формирование и развитие познавательных, творческих способностей обучающихся.
Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, одаренные дети, экскурсия, проект.
Annotation. The article presents the experience to identify and support students who have shown ability in learning biology. Organization of project and research work with gifted children, describes the most interesting projects aimed at the formation and development of cognitive and creative abilities of the students.
Key words: project activities, research activities, gifted children, excursion, project.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
В 2016 году в ежегодном Послании к Федеральному Собранию В. В. Путин отметил: «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни» [1]. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Президентская программа «Дети России».
Моя задача как педагога на уроках биологии и во внеурочной деятельности состоит не только в том, чтобы дать необходимые знания по предмету, но и максимально способствовать выявлению, развитию и поддержке талантливых учащихся, а также детей, проявивших выдающиеся способности по предмету, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и успеха.
Выявление мною на уроках биологии одаренных детей происходит постепенно из урока в урок, и занимает большой промежуток времени, я анализирую деятельность обучающихся на уроках, кругозор ребенка в изучаемом предмете, его заинтересованность, желание в изучении дополнительной литературы по предмету. На уроках вместе с учениками веду индивидуальные карты личностного роста , в которых отражаются успехи в изучении предмета. С учащимися, которые показывают хорошие знания и проявляют интерес к изучению биологии, провожу дополнительные занятия, на которых готовимся к конкурсам, олимпиадам. Отдельно мною ведутся занятия по интересам, в большинстве случаев обучающиеся проявляют интерес к отдельным разделам биологии, поэтому ученики объединяются мною в группы. Группа ботаников, группа зоологов. На дополнительных занятиях с одаренными детьми мною создается на каждого обучающегося индивидуальный план. Индивидуальный план может охватывать разные временные периоды. Важным моментом в подготовке индивидуального плана является участие ученика в его разработке, определяет для себя основные цели в изучении, как отдельных тем, так и предметной области в в целом. Ставит перед собой задачи. Вместе с учеником выбираем средства и способы деятельности, согласовываем контроль и оценку деятельности. После того как план составлен приступаем к его реализации с подведением итогов работы. Главная цель при выполнении индивидуального плана – это результат. Результат может быть представлен в виде защиты реферата или проекта, участие в предметной олимпиаде, школьной конференции проектных и исследовательских работ и т. д., что помогает развивать в ребенке чувство успешности.
В результате данной деятельности обучающиеся получают знания, выходящие за рамки учебного предмета.
На учебных занятиях и во внеурочное время я использую такие формы работы как:
• Индивидуальный подход ,
дифференцированное обучение
Очень хорошо себя зарекомендовала в повышении заинтересованности, развитии кругозора, самостоятельности такая форма работы как проектно - исследовательская деятельность. Данная форма работы не ограничивается рамками урока, а плавно переходит во внеурочную работу по предмету.
Метод проектов, используемый, мною на уроках и во внеурочной деятельности дает сильный толчок к активизации познавательного интереса учащихся, развитию их творческих способностей. Предлагая детям (по желанию) работу над проектами можно уже на первых порах выявить интерес и мотивацию к изучению предмета.
Во время работы над проектом от обучающегося требуется показать не только ранее усвоенные знания и умения, но и умение добывать новую информацию, ставить перед собой задачи, и в ходе работы над проектом добиваться их выполнения. Одаренные и высокомотивированные обучающиеся, как правило, с большим желанием работают над проектами. Именно желание узнать больше, стимулирует самостоятельную поисковую деятельность. В ходе работы обучающихся над проектами учитель видит умение владеть материалом по теме предмета: знание терминологии, понимании сущности явлений, процессов, т. е. все то, что отличает одаренного ребенка.
Работа над проектом делится на несколько стадий:
1. Разработка проектного задания.
1.1 Выбор темы проекта.
1.2 Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, выбор информационных источников.
1.3 Подведения итогов проектной деятельности.
2. Разработка проекта.
3. Оформление результатов.
4. Презентация проекта.
5. Рефлексия.
Обучающиеся представляют свои работы на уроках биологии, на школьной ежегодной конференции проектных и исследовательских работ.
Использование мною метода проектно – исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми при изучении биологии, позволило моим ученикам подготовить и представить следующие проекты :
1. Исследовательский проект «Зависимость остроты зрения обучающихся от величины освещенности в школьных кабинетах».
2. Проекты видеофильмы «Физические упражнения во время уборки квартиры», «Школа и здоровье».
3. Роль вакцинации в жизни человека.
4. Рукокрылые Апанасенковского района.
5. Комплексное исследование реки Калаус.
С каждым годом все большее число школьников проявляет интерес к олимпиадам и конкурсам по биологии. За последние три года число детей участвующих в олимпиадах и конкурсах по биологии возросло. Я считаю, что причина тому – целенаправленная работа с одаренными детьми.
Большой интерес у школьников вызывают экскурсии. Именно экскурсии позволяют выявить детей, интересующихся жизнью растений и животных. Во время предварительной подготовки к экскурсии одаренные дети изъявляют желание подготовить опережающие задания, таким образом, эти дети будут не только слушателями, но и сами выступят в роли экскурсоводов.
На экскурсиях одаренные дети, как правило, выполняют больший объем заданий, более широко описывают те или иные процессы жизни в природе, результаты экскурсии у таких детей научно обоснованы. Экскурсии в природу помогают обучающимся применять свои теоретические знания на практике.
Работа с одаренными детьми – это очень трудоемкий процесс, который требует от педагога знаний в области психологии, глубокие знания по предмету, смежным дисциплинам.
Большое внимание я уделяю работе с родителями по созданию условий успешности обучения одаренных обучающихся. В первую очередь, именно родители, мотивируя ребенка к деятельности и поддерживая его веру в успех помогая в развитии интересов и увлечений, способствует развитию одаренности.
Литература
Послание Президента Федеральному Собранию в 2016 [1].
- Интернет-ресурсы: https://studfiles.net/preview/3302143/
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования. Самара,2006. Самара,2006.
- Леонтович А.В. “Исследовательская деятельность учащихся” А. В. Леонтович, М., 2003. – 134 с. 6.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми на уроках литературы
Описание работы учителя литературы с одаренными детьми....
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....
Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, твор...
Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"
Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"ГБОУ ГО №1085...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....