Урок: «Вид – единица живого мира».
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Этапы усвоения научных понятий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вид - единица живого мира.

Слайд 2

Все знают, что по Северным морям ходят ледоколы, а их сопровождают животные , которые ждут появление кока на палубе, чтобы полакомиться пищевыми отходами. О каких животных идет речь?

Слайд 3

Бурый медведь обитает в лесах, он бурого цвета, детеныши рождаются в берлоге. Можем ли мы отнести бурого и белого медведя к одному виду? Ответ поясните.

Слайд 4

Кто лишний?

Слайд 5

Вид – единица живого



Предварительный просмотр:

Этапы усвоения научных понятий.

Задеева К. Н., гр.26

Биология 5 класс (Самкова).

Слайд 1. Тема урока: «Вид – единица живого мира».

Понятия: вид, признаки вида, разнообразие видов.

Задачи:1) формирование понятия вида, как единице живого мира;

2) выделение признаков вида;

3) обоснование разнообразия видов.

Рассмотрим этапы усвоения научного понятия – вид.

1этап – мотивация. 

Слайд 2, слайд3.

2) все знают, что по Северным морям ходят ледоколы, а их сопровождают животные, которые ждут появление кока на палубе, чтобы полакомиться  пищевыми отходами. О каких животных идет речь?

Опишите признаки белого медведя (внешнее строение, место обитания, где рождаются детеныши).

3) Бурый медведь обитает в лесах, он бурого цвета, детеныши рождаются в берлоге.

Можем ли мы отнести белого и бурого медведя к одному виду? Ответ поясните.

2 этап. Ориентировочные основы деятельности. С чего начинать и как  действовать. Знания о предмете Высказывают мнение: да, нет ( затруднения, т. к. не знают, что такое вид)

3 этап самостоятельного выполнения заданий. 

Работа с учебником., стр. 76-77, найти в тексте определение, что такое вид? Придумайте рисунок к определению. Можно зарисовать несколько одинаковых цветочков, подписав под каждым слово – особь (организм), условно они дают «деток», т е. под каждым еще цветочки, всех  вместе обвести. Что делает вид – объединяет, поэтому является единицей, объединяющей множество одинаковых особей, дающих потомство.

Что определяющим является в определении вида? Признаки сходства в строении, размножение, место обитания.

4 этап. Проговаривание. Контроль детских ошибок.

 Слайд 4.Сколько особей на слайде – 6. Сколько видов – 2. Как называются виды?

Лебедь – шипун и утка  - кряква. По каким признакам? Делаем вывод, что все признаки важны, но внешне организмы могут быть различны, поэтому  определяющим является размножение, т. е рождение потомства (можно вспомнить  Линнея, который самку и самца кряквы отнес к разным видам из-за окраски оперения).

5 этап. Процесс решения задачи (рассуждение про себя).

 Рассмотрите рис. А учебника. Все ли птицы, изображенные здесь, относятся к одному виду? Ответ поясните.

Этап 6 Внешнеречевого перехода в умственные действия (внутриречевую форму, ученик понимает этап работы)

 Слайд 5. Обобщение. 1) вы хорошо поработали (веселый смайлик).

2) что такое вид (запись на слайде): а) вид – это единица живого; б) единица живого – это вид.

3) Выплывают 3 картинки лягушат, накладываются один на один, т. е группа особей, объединенных строением, местом обитания, дающих потомство, называется видом.

 4) Единица живого, т.к. сюда будут относиться разные организмы: бабочка павлиний глаз, паук-крестовик, виды  растений, грибов, бактерий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Клетка - элементарная единица живого" 6 класс

Урок изучения нового материала, усвоения навыков и умений по учебнику Н.И. Сонина "Биология. Живой организм. 6 класс". Технология - развитие критического мышления....

Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»

Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...

Обобщающий урок по теме" Клетка –структурно-функциональная единица живого"

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК "Клетка- структурно-функциональная единица живого" проводится в нетрадиционной форме в виде инсценировки....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЖИВОГО МИРА «РЕЖИМ ДНЯ» 9 КЛАСС

Интегрированный открытый урок в коррекционной школе...

6 класс Тема урока «Клетка – элементарная единица живого. Лр «Строение клеток живых организмов»

Тема: "Клетка-элементарная единица живого. Л/р "Строение клеток живых организмов"...

Открытый урок "Клетка-единица живого организма"

Урок биологии в 5 классе, на тему: "Клетка-единица живого оргнаизма". Цель урока: сформировать понятия о клетке, оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях; продолжить формирование умени...