Рабочая программа по биологии для 5 класса УМК И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова
рабочая программа по биологии (5 класс)

Пехенько Людмила Николаевна

Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_fgos.docx47.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС ООО МБОУ Белоберезковская СОШ №1 и на основании Основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ Белоберезковская СОШ №1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление, умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные - формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и др.).

Предметные:

  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;
  • приводить примеры приспособления организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнение живых организмов по сравнению с предками и давать им объяснение;
  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
  • перечислять отличительные свойства живого;
  • различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии, грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
  • определять основные органы растений (части клетки);
  • объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
  • понимать смысл биологических терминов;
  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
  • использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
  • различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

 

 Для достижения планируемых результатов освоения учебного  предмета «Биология 5 класс» используется:

1. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2019

2. Биология. 5—9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой : учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : Вентана- Граф, 2017.

3.И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 класс Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Содержание рабочей программы  соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и  рабочей программе к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой. На изучение предмета «Биология» в 5 классе отводится 2 часа в неделю (70 часов в год).

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Биология – наука о живом мире(17ч)

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология.

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.  Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химический состав клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы

Великие естествоиспытатели

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2«Знакомство с клетками растений».

Демонстрация

  • Обнаружение воды в живых организмах;
  • Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;
  • Обнаружение белков, углеводов, жиров в растительных организмах.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (21ч)

Царства живой природы

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Животные

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.

Лишайники

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегом растения».

Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».

Демонстрация

  • Гербарии различных групп растений.

Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (17ч)

Среды жизни планеты Земля

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Раздел 4. Человек на планете Земля (14 ч)

Как появился человек на Земле

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Итоговая контрольная работа (1ч)

Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето.

ИТОГО: 70 часов

Тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы урока

Дата план

Дата

факт

Раздел 1. Биология – наука о живом мире (17ч)

1.

Биология – наука о живом мире.

2.

Свойства живого.

3.

Свойства живого.

4.

Органы организма.

5.

Методы изучения природы.

6.

Увеличительные приборы.

7.

Л/Р №1: «Изучение строения увеличительных приборов».

8.

Строение клетки.

9.

Л/Р №2 «Знакомство с клетками растений»

10.

Ткани организмов. Ткани растений.

11.

Ткани организмов. Ткани животных.

12.

Химический состав клетки. Химические элементы и их значение.

13.

Неорганические вещества клетки, их значение.

14.

Роль органических веществ в клетке.

15.

Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки

16

Обобщающий урок по теме: «Биология – наука о живом мире».

17.

Контрольная работа №1 по теме: «Биология – наука о живом мире».

Раздел 2. Многообразие живых организмов (21ч)

18.

Царства живой природы.

19.

Вирусы. Особенности строения.

20.

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

21.

Значение бактерий в природе и для человека.

22.

Растения. Семенные растения. Л/Р № 3: «Знакомство с внешним строением  растения».

23.

Многообразие семенных растений.

24.

Растения. Споровые растения. Водоросли

25.

Многообразие споровых растений и водорослей.

26.

Животные.  Одноклеточные животные.

27.

Л\Р № 4: «Наблюдение за передвижением животных».

28.

Многообразие одноклеточных животных.

29.

Животные. Многоклеточные животные.

30.

Многообразие многоклеточных животных.

31.

Грибы. Строение и жизнедеятельность.

32.

Виды грибов.

33.

Многообразие и значение грибов.

34.

Многообразие и значение грибов.

35.

Лишайники.

36.

Значение живых организмов в природе  и для человека.

37.

Обобщающий урок по теме: «Многообразие живых организмов».

38.

Контрольная работа № 2 по теме: «Многообразие живых организмов».

Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (17ч)

39.

Водная и почвенная среды обитания.

40.

Наземно-воздушная среда обитания. Организм как среда обитания.

41.

Экологические факторы. Факторы неживой природы.

42.

Экологические факторы. Факторы живой природы.

43.

Антропогенный фактор.

44.

Приспособления у животных к среде обитания.

45.

Приспособления у растений.

46.

Движение веществ в природе.

47.

Круговорот веществ в природе.

48.

Природные сообщества.

49.

Природные зоны России.

50.

Природные зоны России.

51.

Жизнь организмов на разных материках.

52.

Жизнь организмов на разных материках.

53.

Жизнь организмов в морях и океанах.

54.

Обобщающий урок по теме: «Жизнь организмов на планете Земля»

55.

Контрольная  работа №3  по теме: «Жизнь организмов на планете Земля»

Раздел 4. Человек на планете Земля (14 ч)

56.

Как появился человек на Земле. Стадии развития человека.

57.

Стадии развития человека.

58.

Особенности современного человека.

59.

История влияния человека на природу.

60.

Осознание человеком своего влияния на природу.

61.

Важность охраны живого мира планеты.

62.

Проявление заботы о живом мире.

63.

Сохраним богатство живого мира.

64.

Урок – экскурсия: «Весенние явления в природе».

65.

Обобщающий урок по теме: « Человек на планете Земля»

66.

Повторительно- обобщающий урок по теме: «Биология – наука о живом мире»

67.

Повторительно- обобщающий урок по теме: «Многообразие живых организмов».

68.

Повторительно- обобщающий урок по теме» Жизнь организмов на планете Земля».

69.

Повторительно- обобщающий урок по теме: «Человек на планете Земля».

70.

Итоговая контрольная работа (1ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5-6 классы ( Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова)

Рабочая программа по биологии 5-6 классы  ( Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова)...

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС автор И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,

Структура рабочей программы включает :1. Титульный лист2. Пояснительную записку3.Планируемые результаты4. Содержание учебного предмета5. Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС автор И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,

Структура рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Планируемые результаты4. Содержание учебного предмета5.Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

рабочая программа по биологии 5 класс УМК И.Н.Пономарёва ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс включает в себя: титульный лист, пояснительную записку,  планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, календарно-тематиче...

рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова

рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова...