рабочая программа по биологии 5 класс УМК И.Н.Пономарёва ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Рабочая программа по биологии 5 класс включает в себя: титульный лист, пояснительную записку,  планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование. оабочая программа составлена на основе ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. СЕВЕРНЫЙ

«Рассмотрено»

Руководитель МО

«Эврика»

____________/Шаронова Н. В./

                    

Протокол № ____ от

«___»___________20____г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по

УВР МОУ ООШ п. Северный

____________/ Шаронова Н. В./

                     

Протокол № ____ от

«___»____________20____г.

«Утверждаю»

И о директора школы

МОУ ООШ п. Северный

___________    Купцова О.В. /

               

Приказ № _____ от

«___»___________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Феоктистовой Инны Юрьевны

 

                                                  Биология 5 класс

 

                                             

2017 – 2018 учебный год

                               Пояснительная записка

Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании»

- ФГОС ООО

- Фундаментальное ядро содержания общего образования

- Примерной программы по биологии

Рабочая программа реализуется по УМК Пономаревой И.Н.

 - Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

- Методические пособия:

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 класс Методическое пособие М.: Вентана-Граф, 2014 г.

   Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.

Цели программы:

- формирование ценностного отношения к живой природе;

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы      

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го класса ,5-й класс – 1 час в неделю (35 часов).

                      Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 Биология (5 класс)

 Выпускник научится:

пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;

давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;

ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

 владеть системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

осваивать общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

 приобретать навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

 

Выпускник получит возможность научиться:

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

 создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

 выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой

 природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое

 сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,

 биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од

 ной фор мы в другую;

 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению

к живой природе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 БИОЛОГИЯ (35 часов)

  1. Биология – наука о живом мире (10 часов).

 Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства.  Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

 Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

  Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма.  Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки

Основные процессы, присущие   живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала   дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы.

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Экскурсия «Методы изучения живых организмов».

Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов». Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».

Практическая работа №1: обнаружение воды, органических и неорганических веществ клетки, обнаружение белка, углеводов, жира.

2.Многообразие живых организмов (10 часов).

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

  Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в

 атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

 Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.  Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека.  Зависимость от окружающей среды.

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами.  Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза). Строение шляпочных грибов.  Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин).  Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в   хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу.  Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека

 Общая характеристика лишайников.  Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.  Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека.  Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа № 4.  «Наблюдение за передвижением животных».

Практическая работа №1 «Уход за комнатными растениями».

  1. Жизнь организмов на планете Земля. (8 часов).

Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

 Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

 Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели.  Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

 Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты.  Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. 

4.Человек на планете Земля (7 ч).

 Когда и где появился человек. Предки Человека разумного.  Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы  

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений.  Виды, находящиеся на грани исчезновения.  Проявление современным человечеством заботы о живом мире.  Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

 Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Экскурсии:

«Весенние явления в природе»

«Многообразие живого мира»

     

  Формы организации учебных занятий:

- Классно- урочная, групповая, индивидуальная, фронтальная, игровая, урок изучения нового материла, урок закрепления полученных знаний, урок-практикум, лекция, дискуссия, беседа, исследование, урок-конференция.

Основные виды учебной деятельности.

-Работа с учебником, анализ текста, конспектирование, подготовка сообщений по теме, работа с тетрадями, комментирование, ответы на вопросы, выделение главного, работа с карточками, озвучивание собственного мнения, формулировка и озвучивание вопросов, самопроверка, анализ разнообразной учебной информации, анализ высказываний известных людей, классификация объектов по предложенному признаку, письменный контроль, самостоятельная работа.

               

                             

                                          Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела, урока

Количество часов

Дата проведения урока

      план                                факт

Глава 1. Биология – наука о живом мире (10 часов)

1.

Наука о живой природе.

1

2.

Свойства живого.

1

 

3.

Методы изучения природы.

1

 

4.

Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов».

1

 

5.

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1

 «Изучение устройства увеличительных приборов»

1

 

6.

Строение клетки. Ткани.

1

 

7.

Лабораторная работа №2

«Знакомство с клетками растений».

1

 

8.

Химический состав клетки.

1

 

9.

Процессы жизнедеятельности клетки.

1

 

10.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология – наука о живом мире».

1

 

Глава 2. Многообразие живых организмов (10 часов)

11.

Царства живой природы.

1

 

12.

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

1

 

13.

Значение бактерий в природе и для человека.

1

 

14.

Растения.

Лабораторная работа №3

«Знакомство с внешним строением растений».

1

 

15.

Животные.

Лабораторная работа №4

«Наблюдение за передвижением животных».

1

 

16.

Грибы.

1

 

17.

Многообразие и значение грибов.

1

 

18.

Лишайники.

1

 

19.

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

1

 

20.

Контрольная работа №1 по теме: «Многообразие живых организмов».

1

 

Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

21.

Среды жизни планеты Земля.

1

 

22.

Экологические факторы среды.

1

 

23.

Приспособления организмов к жизни в природе.

1

 

24.

Природные сообщества.

1

 

25.

Природные зоны России.

1

 

26.

Жизнь организмов на разных материках

1

 

27.

Жизнь организмов в морях и океанах.

1

 

28.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Жизнь организмов на планете Земля».

 

Глава 4. Человек на планете Земля (7 часов)

29.

Как появился человек на Земле.

1

 

30.

Как человек изменял природу.

1

 

31.

Важность охраны живого мира планеты.

1

 

32.

Сохраним богатство живого мира.

1

 

33.

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Человек на планете Земля».

1

 

34.

Защита проектов «Человек и природа».

1

 

35.

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов».

1

 

 




                                     


 

 

                                                 


Планируемые результаты изучения курса «Биология 5 класс»

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных

учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

 - характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

 - ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Обучающийся: получит возможность научиться:

 соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

 выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Описание материально-технического, учебно-методического и    

информационного обеспечения образовательного процесса.

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации,

по строении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер,

мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, по строении индивидуальной образовательной программы.

Комплекты печатных демонстрационных пособий:

(таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов).

Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.

Натуральные объекты:

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Чучела позвоночных животных

Рыба, голубь, грач, крот

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I

Ботаника II

Зоология

Анатомия

 Наборы муляжей

Плоды, овощи, грибы

 Раздаточные

 Лупа ручная

 Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ  

Штатив лабораторный  

 Лабораторные

 Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии  

Спиртовка лабораторная литая

Печатные пособия

Демонстрационные

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»

Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»

Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»

 Комплект таблиц «Человек и его здоровье 2. Регуляторные системы»

Портреты биологов

 Дидактические материалы

Карточки с заданиями, тесты

Экранно-звуковые средства обучения

Учебные видеофильмы

  «Первая медицинская помощь»

  Дополнительной литературы для учителя:

Закон РФ «Об образовании»;

ФГОС (базовый уровни);

Примерной программы по биологии (базовый уровнь);

Требования к оснащению учебного процесса по биологии;

Федеральный перечень учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012

Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 304 с.

 «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000

Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000

Дополнительная литература для учащихся:

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/

http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6-klass.html

http://www/science.up-lif.ru/biologiya-7-klass.html

http://www/science.up-lif.ru/biologiya-8-klass.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1-4 классы по изобразительному искусству ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов по ФГОСу. В программу вошли: пояснительная записка, учебный план, содержание учебного плана, приложения....

Рабочие программы для 1 класса УМК "Школа 2100" (ФГОС)

Даны рабочие программы по всем предметам для 1 класса...

Рабочая программа по биологи УМК Н.И. Сонин. ФГОС ООО.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа, 2013 г., реализу...

Рабочая программа 5-9 классы Кузовлев В.П. ФГОС

Рабочая программа 5-9 классы Кузовлев В.П. ФГОС...

Рабочая программа для 3 класса в соответсвии с ФГОС II поколения

Рабочая программа для 3 класса в соответсвии с  ФГОС II поколения...

Рабочая программа для 5 класса в соответсвии с ФГОС II поколения

Рабочая программа для 5 класса в соответсвии с  ФГОС II поколения...