рабочая программа биология 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Бабаева Жанна Михайловна

 рабочая программа 9 класс к учебникуИ.Н. Пономарева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа47.96 КБ
Файл rab._pr_9_kl_bio.docx47.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета биология  для 9 класса, составлена на основе нормативных документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ ред. От 23.07.2013

2.Приказ Министерства образования и науки   РФ  от 17.12.2010. об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего  образования ред. Пр. 1644 от 29.12.2014, приказ №1577 от 31.12.2015 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010.

    Примерной программы основного общего образованияпо биологии  и программы  Биология: 5–9 классы : программа. — М. :Вентана-Граф,

2012. — 304 с. (авторы:Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.) . Программа рассчитана на 70 часов согласно учебному плану школы и программе автора учебника.

Планируемые результаты освоения курса

Учащиеся получат возможностьнаучиться:

- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

- с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;

- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;

- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;

- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;

- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;

- учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих;

- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;

- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;

- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;

- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Ученик научится:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей;

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;

- самому создавать источники информации разного типа и для

разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

- использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;

- выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и

сервисы;

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

- объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.

- характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;

- объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;

- приводить примеры приспособлений у растений и животных.

- использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

- пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

- соблюдать профилактику наследственных болезней;

- использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.

- находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;

- характеризовать основные уровни организации живого;

- понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;

- перечислять основные положения клеточной теории;

- характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;

- характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;

- характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;

- уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

- объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;

- объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;

- различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;

- пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;

- характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;

- классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

- характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;

- приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;

- характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;

- характеризовать природу наследственных болезней;

- объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);

- характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;

- объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;

- характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.

- характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

- находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

- применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

Для повышенного уровня результатов «ученик получит возможность научиться»

-выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

Содержание учебного предмета

Глава 1. Общие закономерности жизни (3 ч)

Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов.

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ – основа существования клетки. Обмен веществ – основа существования клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл.                                                                        

Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения».

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (20 ч)

Организм – открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы. Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его особенности. Разнообразие животных. Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие. Образование половых клеток. Мейоз. Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследования признаков у организмов. Закономерности изменчивости.Ненаследственнаяизменчивость.Основы селекции организмов.

Лабораторная работа № 3«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».

Лабораторная работа № 4«Изучение изменчивости у организмов».

Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (18 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции. Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Лабораторная работа № 5«Приспособленность организмов к среде обитания».

Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (11 ч)

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Биотические связи в природе. Популяции. Функционирование популяции в природе. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды».

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Количество лабор.работ

Инструктаж по ТБ. Контрольная работа (нулевой срез)

1

Глава 1. Общие закономерности жизни

3

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне

10

2

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне

20

2

Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

18

1

Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды

11

1

Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 9 класса.

2

Годовая контрольная работа.

1

Коррекция знаний по курсу биологии 9 класса.

4

Итого

70

6

Это убрать в планируемые результаты!!!!! Без заголовка этого-Требования к результатам обучения (сформированность УУД)

Личностные результаты:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания  и  объяснения на основе достижений науки;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причины успехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания в практической деятельности;
  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • воспитания чувства гордости за российкую биологическую науку;
  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; формирование экологического мышления;
  • признание ценности жтзни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;
  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  • признание каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
  • уважительное отношение к окружающим, соблюдение культуры поведения, проявление терпимости при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
  • критичное отношение к своим поступкам,  осознание ответственности за их последствия; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;

Метапредметные результаты:

1) познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
  • проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты;
  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

2) регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели, предвидеть конечные результаты работы;
  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
  • слушать и слышать другое мнение, вступать в диалог, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
  • интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные результаты:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • владеть основами научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, основные свойства живых систем, царств живой природы, систематики и представителей разных таксонов;
  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, видообразования и приспособленности;
  • характеризовать биологию как  науку, уровни организации живой материи, методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение), научные дисциплины, занимающиеся изучением жизнедеятельности организмов, и оценивать их роль в познании живой природы;
  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов, демонстрировать умения работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты;
  • понимать основы химического состава живых организмов, роль химических элементов в образовании органических молекул, принципы структурной организации и функции углеводов, жиров и белков, нуклеиновых кислот;
  • характеризовать вклад микроэлементов макроэлементов в образование неорганических и органических молекул живого вещества, химические свойства и биологическую роль воды, катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
  • сравнивать клетки одноклеточных и многоклеточных организмов, знать строение прокариотической и аукариотической клеток, характеризовать основные положения клеточной теории строения организмов;
  • доказывать принадлежность организмов к разным систематическим группам; описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; приводить подробную схему процесса биосинтеза белков; характеризовать организацию метаболизма упрокариот; генетический аппарат бактерий, спорообразование, размножение;
  • характеризовать функции органоидов цитоплазмы; определять значение включений в жизнедеятельность клетки;
  • сравнивать различные представления естествоиспытателей о сущности живой природы; характеризовать основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, учения Ч.Дарвина о естественном отборе, взгляды К.Линнея на систему живого мира; оценивать значение теории Ж.Б.Ламарка и учения Ч.Дарвина для развития биологии;
  • определять понятия "вид" и "популяция", значение межвидовой борьбы с абиотическими факторами среды; характеризовать причины борьбы за существование;
  • оценивать свойства домашних животных и культурных растений по сравнению с их дикими предками;
  • понимать сущность процессов полового размножения, оплодотворения, индивидуального развития, гаметогенеза, мейоза и их биологическое значение;
  • характеризовать биологическое значение бесполого размножения, этапы эмбрионального развития, этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии, формы постэмбрионального периода развития, особенности прямого развития; объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет; описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
  • различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном метаморфозе, объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;
  • использовать генетическую символику; вписывать генотипы организмов и их гаметы; строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, сцепленном с полом; составлять простейшие родословные и решать генетические задачи; характеризовать генотип ка систему взаимодействующих генов организма;
  • распознавать мутационную и комбинативную изменчивость;
  • понимать смысл и значение явлений гетерозиса и полиплоидии, характеризовать методы селекции (гибридизацию и отбор);
  • характеризовать особенности приспособительного поведения, значение заботы о потомстве для выживания, сущность генетических процессов в популяциях, формы видообразования;
  • описывать основные направления эволюции (биологический прогресс и биологический регресс), основные закономерности и результаты эволюции;
  • проводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения;  объяснять, почему приспособления носят относительный характер;
  • объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции; характеризовать процесс  экологического и географического видообразования; оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях, животных, растений и микроорганизмов;
  • характеризовать пути достижения биологического прогресса - ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию; приводить примеры гомологичных аналогичных организмов;
  • описывать движущие силы антропогенеза, положение человека в системе живого мира, свойства человека как биологического вида, этапы становления человека как биологического вида;
  • характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека; выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека;
  • осознавать антинаучную сущность расизма;
  • описывать развитие жизни на Земле в разные периоды; сравнивать и сопоставлять современных и ископаемых животных изученных таксонометричеких групп между собой;
  • характеризовать компоненты живого вещества и его функции, структуру и компоненты биосферы; осознавать последствия воздействия человека на биосферу; знать основные способы и методы охраны природы; характеризовать роль заповедников в сохранении видового разнообразия;
  • классифицировать экологические факторы; различать продуценты, консументы и редуценты; характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность; описывать биологический круговорот веществ в природе;
  • характеризовать действие абиотических, биотических и антропогенных факторов на биоценоз; описывать экологические системы; приводить примеры саморегуляции, смены биоценозов и восстановления биоценозов; характеризовать формы взаимоотношений между организмами;
  • применять на практике сведения об экологических закономерностях;

2)  в целостно-ориентацинной сфере:

  • знать  основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
  • приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
  • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни; различать съедобные и ядовитые растения и грибы своей местности;

3) в сфере трудовой деятельности:

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
  •  соблюдать  правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4) в сфере физической  деятельности:

  • демонстрировать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе животными;

5) в эстетической сфере:

  • оценивать с эстетической точки зрения объекта живой природы.

Тематическое планирование

№ урока

Название темы

Домашнее задание

Сроки

План

Факт

1.

Инструктаж по ТБ.

2.

Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований.

§ 1,2

3.

Общие свойства живых организмов.

§ 3

4.

Многообразие форм живых организмов.

§ 4

5.

Многообразие клеток.

§ 5

6.

Многообразие клеток.

Лабораторная работа № 1

«Сравнение растительных и животных клеток»

§ 5

7.

Химические вещества в клетке.

§ 6

8.

Строение клетки.

§ 7

9.

Органоиды клетки и их функции.

§ 8

10.

Обмен веществ — основа существования клетки.

§ 9

11.

Биосинтез белка в клетке.

§ 10

12.

Биосинтез углеводов — фотосинтез.

§ 11

13.

Обеспечение клеток энергией.

§ 12

14.

Размножение клетки и её жизненный  цикл.

Лабораторная работа № 2

«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения».

§ 13

15.

Организм — открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы.

§ 14, 15

16.

Примитивные организмы.

§ 15

17.

Растительный организм и его особенности.

§ 16

18.

Растительный организм. Размножение.

§ 16

19.

Многообразие растений и их значение в природе.

§ 17

20.

Организмы царства грибов и лишайников.

§ 18

21.

Животный организм и его особенности.

§ 19

22.

Разнообразие животных.

§ 20

23.

Сравнение свойств организма человека

и животных.

§ 21

24.

Размножение живых организмов.

§ 22

25.

Индивидуальное развитие.

§ 23

26.

Образование половых клеток. Мейоз.

§ 24

27.

Изучение механизма наследственности.

§ 25

28.

Основные закономерности  наследования признаков у организмов.

§ 26

29.

Закономерности наследственности. Лабораторная работа № 3

«Наследственные и ненаследственные признаки у растений разных видов».

§ 26

30.

Закономерности изменчивости.

§ 27

31.

Ненаследственная изменчивость.

§ 28

32.

Ненаследственная изменчивость.

Лабораторная работа № 4

«Изучение изменчивости у организмов».

§ 28

33.

Основы селекции организмов.

§ 29

34.

Основы селекции организмов.

§ 29

35.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

§ 30

36.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

§ 31

37.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

§ 32

38.

Этапы развития жизни на Земле.

§ 33

39.

Идеи развития органического мира в биологии.

§ 34

40.

Чарлз  Дарвин об эволюции органического мира.

§ 35

41.

Современные представления об эволюции органического мира.

§ 36

42.

Вид, его критерии и структура.

§ 37

43.

Процессы образования видов.

§ 38

44.

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

§ 39

45.

Основные направления эволюции.

§ 40

46.

Примеры эволюционных преобразований живых организмов.

§ 41

47.

Основные закономерности эволюции.

§ 42

48.

Основные закономерности эволюции.

Лабораторная работа № 5

«Приспособленность организмов к среде

обитания».

§ 42

49.

Человек — представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека.

§ 43, 44

50.

Этапы эволюции человека.

§ 45

51.

Человеческие расы, их родство и происхождение.

§ 46

52.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

§ 47

53.

Условия жизни на Земле. Среды жизни

и экологические факторы.

§ 48

54.

Общие законы действия факторов        среды на организмы.

§ 49

55.

Приспособленность организмов к действию факторов среды.

§ 50

56.

Лабораторная работа № 6

«Оценка качества окружающей среды».

57.

Биотические связи в природе.

§ 51

58.

Популяции.

§ 52

59.

Функционирование популяций в природе.

§ 53

60.

Сообщества.

§ 54

61.

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

§ 55

62.

Развитие и смена биогеоценозов.

§ 56, 57

63.

Экологические проблемы в биосфере.

Охрана природы.

§ 58

64,

65.

Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 9 класса.

66.

Годовая контрольная работа.

67,

68.

Коррекция знаний по курсу биологии 9 класса.

Промежуточная аттестация



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета биология  для 9 класса, составлена на основе нормативных документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ ред. От 23.07.2013

2.Приказ Министерства образования и науки   РФ  от 17.12.2010. об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего  образования ред. Пр. 1644 от 29.12.2014, приказ №1577 от 31.12.2015 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010.

    Примерной программы основного общего образованияпо биологии  и программы  Биология: 5–9 классы : программа. — М. :Вентана-Граф,

2012. — 304 с. (авторы:Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.) . Программа рассчитана на 70 часов согласно учебному плану школы и программе автора учебника.

Планируемые результаты освоения курса

Учащиеся получат возможностьнаучиться:

- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

- с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;

- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;

- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;

- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;

- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;

- учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих;

- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;

- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;

- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;

- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Ученик научится:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей;

- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;

- самому создавать источники информации разного типа и для

разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

- использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;

- выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и

сервисы;

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

- объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.

- характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;

- объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;

- приводить примеры приспособлений у растений и животных.

- использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

- пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

- соблюдать профилактику наследственных болезней;

- использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.

- находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;

- характеризовать основные уровни организации живого;

- понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;

- перечислять основные положения клеточной теории;

- характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;

- характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;

- характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;

- уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

- объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;

- объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;

- различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;

- пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;

- характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;

- классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

- характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;

- приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;

- характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;

- характеризовать природу наследственных болезней;

- объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);

- характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;

- объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;

- характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.

- характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

- находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

- применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

Для повышенного уровня результатов «ученик получит возможность научиться»

-выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

Содержание учебного предмета

Глава 1. Общие закономерности жизни (3 ч)

Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов.

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ – основа существования клетки. Обмен веществ – основа существования клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и ее жизненный цикл.                                                                        

Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения».

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (20 ч)

Организм – открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы. Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его особенности. Разнообразие животных. Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие. Образование половых клеток. Мейоз. Изучение механизма наследственности. Основные закономерности наследования признаков у организмов. Закономерности изменчивости.Ненаследственнаяизменчивость.Основы селекции организмов.

Лабораторная работа № 3«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».

Лабораторная работа № 4«Изучение изменчивости у организмов».

Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (18 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции. Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Лабораторная работа № 5«Приспособленность организмов к среде обитания».

Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (11 ч)

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Биотические связи в природе. Популяции. Функционирование популяции в природе. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды».

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Количество лабор.работ

Инструктаж по ТБ. Контрольная работа (нулевой срез)

1

Глава 1. Общие закономерности жизни

3

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне

10

2

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне

20

2

Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

18

1

Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды

11

1

Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 9 класса.

2

Годовая контрольная работа.

1

Коррекция знаний по курсу биологии 9 класса.

4

Итого

70

6

Это убрать в планируемые результаты!!!!! Без заголовка этого-Требования к результатам обучения (сформированность УУД)

Личностные результаты:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания  и  объяснения на основе достижений науки;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причины успехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания в практической деятельности;
  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • воспитания чувства гордости за российкую биологическую науку;
  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; формирование экологического мышления;
  • признание ценности жтзни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;
  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  • признание каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
  • уважительное отношение к окружающим, соблюдение культуры поведения, проявление терпимости при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
  • критичное отношение к своим поступкам,  осознание ответственности за их последствия; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;

Метапредметные результаты:

1) познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
  • проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты;
  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

2) регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели, предвидеть конечные результаты работы;
  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
  • слушать и слышать другое мнение, вступать в диалог, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
  • интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные результаты:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • владеть основами научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, основные свойства живых систем, царств живой природы, систематики и представителей разных таксонов;
  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, видообразования и приспособленности;
  • характеризовать биологию как  науку, уровни организации живой материи, методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение), научные дисциплины, занимающиеся изучением жизнедеятельности организмов, и оценивать их роль в познании живой природы;
  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов, демонстрировать умения работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты;
  • понимать основы химического состава живых организмов, роль химических элементов в образовании органических молекул, принципы структурной организации и функции углеводов, жиров и белков, нуклеиновых кислот;
  • характеризовать вклад микроэлементов макроэлементов в образование неорганических и органических молекул живого вещества, химические свойства и биологическую роль воды, катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
  • сравнивать клетки одноклеточных и многоклеточных организмов, знать строение прокариотической и аукариотической клеток, характеризовать основные положения клеточной теории строения организмов;
  • доказывать принадлежность организмов к разным систематическим группам; описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; приводить подробную схему процесса биосинтеза белков; характеризовать организацию метаболизма упрокариот; генетический аппарат бактерий, спорообразование, размножение;
  • характеризовать функции органоидов цитоплазмы; определять значение включений в жизнедеятельность клетки;
  • сравнивать различные представления естествоиспытателей о сущности живой природы; характеризовать основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, учения Ч.Дарвина о естественном отборе, взгляды К.Линнея на систему живого мира; оценивать значение теории Ж.Б.Ламарка и учения Ч.Дарвина для развития биологии;
  • определять понятия "вид" и "популяция", значение межвидовой борьбы с абиотическими факторами среды; характеризовать причины борьбы за существование;
  • оценивать свойства домашних животных и культурных растений по сравнению с их дикими предками;
  • понимать сущность процессов полового размножения, оплодотворения, индивидуального развития, гаметогенеза, мейоза и их биологическое значение;
  • характеризовать биологическое значение бесполого размножения, этапы эмбрионального развития, этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии, формы постэмбрионального периода развития, особенности прямого развития; объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет; описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
  • различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном метаморфозе, объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;
  • использовать генетическую символику; вписывать генотипы организмов и их гаметы; строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, сцепленном с полом; составлять простейшие родословные и решать генетические задачи; характеризовать генотип ка систему взаимодействующих генов организма;
  • распознавать мутационную и комбинативную изменчивость;
  • понимать смысл и значение явлений гетерозиса и полиплоидии, характеризовать методы селекции (гибридизацию и отбор);
  • характеризовать особенности приспособительного поведения, значение заботы о потомстве для выживания, сущность генетических процессов в популяциях, формы видообразования;
  • описывать основные направления эволюции (биологический прогресс и биологический регресс), основные закономерности и результаты эволюции;
  • проводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения;  объяснять, почему приспособления носят относительный характер;
  • объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции; характеризовать процесс  экологического и географического видообразования; оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях, животных, растений и микроорганизмов;
  • характеризовать пути достижения биологического прогресса - ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию; приводить примеры гомологичных аналогичных организмов;
  • описывать движущие силы антропогенеза, положение человека в системе живого мира, свойства человека как биологического вида, этапы становления человека как биологического вида;
  • характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека; выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека;
  • осознавать антинаучную сущность расизма;
  • описывать развитие жизни на Земле в разные периоды; сравнивать и сопоставлять современных и ископаемых животных изученных таксонометричеких групп между собой;
  • характеризовать компоненты живого вещества и его функции, структуру и компоненты биосферы; осознавать последствия воздействия человека на биосферу; знать основные способы и методы охраны природы; характеризовать роль заповедников в сохранении видового разнообразия;
  • классифицировать экологические факторы; различать продуценты, консументы и редуценты; характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность; описывать биологический круговорот веществ в природе;
  • характеризовать действие абиотических, биотических и антропогенных факторов на биоценоз; описывать экологические системы; приводить примеры саморегуляции, смены биоценозов и восстановления биоценозов; характеризовать формы взаимоотношений между организмами;
  • применять на практике сведения об экологических закономерностях;

2)  в целостно-ориентацинной сфере:

  • знать  основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
  • приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
  • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни; различать съедобные и ядовитые растения и грибы своей местности;

3) в сфере трудовой деятельности:

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
  •  соблюдать  правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4) в сфере физической  деятельности:

  • демонстрировать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе животными;

5) в эстетической сфере:

  • оценивать с эстетической точки зрения объекта живой природы.

Тематическое планирование

№ урока

Название темы

Домашнее задание

Сроки

План

Факт

1.

Инструктаж по ТБ.

2.

Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований.

§ 1,2

3.

Общие свойства живых организмов.

§ 3

4.

Многообразие форм живых организмов.

§ 4

5.

Многообразие клеток.

§ 5

6.

Многообразие клеток.

Лабораторная работа № 1

«Сравнение растительных и животных клеток»

§ 5

7.

Химические вещества в клетке.

§ 6

8.

Строение клетки.

§ 7

9.

Органоиды клетки и их функции.

§ 8

10.

Обмен веществ — основа существования клетки.

§ 9

11.

Биосинтез белка в клетке.

§ 10

12.

Биосинтез углеводов — фотосинтез.

§ 11

13.

Обеспечение клеток энергией.

§ 12

14.

Размножение клетки и её жизненный  цикл.

Лабораторная работа № 2

«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения».

§ 13

15.

Организм — открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы.

§ 14, 15

16.

Примитивные организмы.

§ 15

17.

Растительный организм и его особенности.

§ 16

18.

Растительный организм. Размножение.

§ 16

19.

Многообразие растений и их значение в природе.

§ 17

20.

Организмы царства грибов и лишайников.

§ 18

21.

Животный организм и его особенности.

§ 19

22.

Разнообразие животных.

§ 20

23.

Сравнение свойств организма человека

и животных.

§ 21

24.

Размножение живых организмов.

§ 22

25.

Индивидуальное развитие.

§ 23

26.

Образование половых клеток. Мейоз.

§ 24

27.

Изучение механизма наследственности.

§ 25

28.

Основные закономерности  наследования признаков у организмов.

§ 26

29.

Закономерности наследственности. Лабораторная работа № 3

«Наследственные и ненаследственные признаки у растений разных видов».

§ 26

30.

Закономерности изменчивости.

§ 27

31.

Ненаследственная изменчивость.

§ 28

32.

Ненаследственная изменчивость.

Лабораторная работа № 4

«Изучение изменчивости у организмов».

§ 28

33.

Основы селекции организмов.

§ 29

34.

Основы селекции организмов.

§ 29

35.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

§ 30

36.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

§ 31

37.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

§ 32

38.

Этапы развития жизни на Земле.

§ 33

39.

Идеи развития органического мира в биологии.

§ 34

40.

Чарлз  Дарвин об эволюции органического мира.

§ 35

41.

Современные представления об эволюции органического мира.

§ 36

42.

Вид, его критерии и структура.

§ 37

43.

Процессы образования видов.

§ 38

44.

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

§ 39

45.

Основные направления эволюции.

§ 40

46.

Примеры эволюционных преобразований живых организмов.

§ 41

47.

Основные закономерности эволюции.

§ 42

48.

Основные закономерности эволюции.

Лабораторная работа № 5

«Приспособленность организмов к среде

обитания».

§ 42

49.

Человек — представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека.

§ 43, 44

50.

Этапы эволюции человека.

§ 45

51.

Человеческие расы, их родство и происхождение.

§ 46

52.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

§ 47

53.

Условия жизни на Земле. Среды жизни

и экологические факторы.

§ 48

54.

Общие законы действия факторов        среды на организмы.

§ 49

55.

Приспособленность организмов к действию факторов среды.

§ 50

56.

Лабораторная работа № 6

«Оценка качества окружающей среды».

57.

Биотические связи в природе.

§ 51

58.

Популяции.

§ 52

59.

Функционирование популяций в природе.

§ 53

60.

Сообщества.

§ 54

61.

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

§ 55

62.

Развитие и смена биогеоценозов.

§ 56, 57

63.

Экологические проблемы в биосфере.

Охрана природы.

§ 58

64,

65.

Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 9 класса.

66.

Годовая контрольная работа.

67,

68.

Коррекция знаний по курсу биологии 9 класса.

Промежуточная аттестация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...