Видоизменения побегов
методическая разработка по биологии (6 класс)
Презентация к уроку с практической работой "Видоизменения побегов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidoizmeneniya_pobegov.pptx | 1.7 МБ |
konspekt_uroka.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внимание! Черный ящик! В “черном ящике” лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывают чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел, ударов мечей. Философы древности разрезали этот загадочный предмет поперек, объясняя своим ученикам строение Вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в среднем веке утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Что лежит в черном ящике?
Внимание! Черный ящик! У лысой головки есть глазки и бровки. Глаза чуть-чуть раскосы, а брови безволосы
Внимание! Черный ящик! В земле веревочка, а в ней кладовочка
Тема: Подземные побеги Цель: доказать, что клубень, луковица и корневище подземные побеги Гипотеза: если клубень, луковица и корневище являются подземными побегами, то мы обнаружим у них стебель, почки и листья Задачи: 1. Выявить наличие стебля, почек и листьев у клубня, луковицы и корневища 2. Определить функции клубня, луковицы и корневища
№ п.п Название видоизменения побега Рисунок Строение Примеры растений Функции 1 Клубень 1 – верхушечная почка 2 – боковые почки 3 – стебель 4 - столон Картофель, цикламен, топинамбур 2 3
№ п.п Название видоизменения побега Рисунок Строение Примеры растений Функции 1 Клубень 1 – верхушечная почка 2 – боковые почки 3 – стебель 4 - столон Картофель, цикламен, топинамбур 2 Луковица 1 - сухие чешуи 2- сочные чешуи 3 -донце 4 - корни 5 - зачаточные листья лук, чеснок, декоративные растения: тюльпан, нарцисс, амарилис и другие 1 2 3 4 ц11151 11111 2 3 4 1 5
№ п.п Название видоизменения побега Рисунок Строение Примеры растений Функции 1 Клубень 1 – верхушечная почка 2 – боковые почки 3 – стебель 4 - столон Картофель, цикламен, Топинамбур Хохлатка Медуница 2 Луковица 1 - сухие чешуи 2- сочные чешуи 3 -донце 4 - корни 5 - зачаточные листья лук, чеснок, декоративные растения: тюльпан, нарцисс, амариллис и другие 3 Корне- вище 1 - Стебель 2 -Верхушечная и пазушная почки 3 - Пленчатые чешуйки 4 - Придаточные корни Крапива, пырей, ирис, ландыш, аспидистра , сансивьера 1 2 3 4 ц11151 11111 2 3 4 1 5 1 2 3 4
Цикламен Амариллис Северные подснежники Гусиный лук
Вегетативное размножение
№ п.п Название видоизменения побега Рисунок Строение Примеры растений Функции 1 Клубень 1 – верхушечная почка 2 – боковые почки 3 – стебель 4 - столон Картофель, цикламен, Топинамбур Хохлатка Медуница Запас питательных веществ 2 Луковица 1 - сухие чешуи 2- сочные чешуи 3 -донце 4 - корни 5 - зачаточные листья лук, чеснок, декоративные растения: тюльпан, нарцисс, амариллис и другие 3 Корне- вище 1 - Стебель 2 -Верхушечная и пазушная почки 3 - Пленчатые чешуйки 4 - Придаточные корни Крапива, пырей, ирис, ландыш, аспидистра , сансивьера 1 2 3 4 ц11151 11111 2 3 4 1 5 1 2 3 4
№ п.п Название видоизменения побега Рисунок Строение Примеры растений Функции 1 Клубень 1 – верхушечная почка 2 – боковые почки 3 – стебель 4 - столон Картофель, цикламен, Топинамбур Хохлатка Медуница Запас питательных веществ Переживание неблагоприятных условий 2 Луковица 1 - сухие чешуи 2- сочные чешуи 3 -донце 4 - корни 5 - зачаточные листья лук, чеснок, декоративные растения: тюльпан, нарцисс, амариллис и другие 3 Корне- вище 1 - Стебель 2 -Верхушечная и пазушная почки 3 - Пленчатые чешуйки 4 - Придаточные корни Крапива, пырей, ирис, ландыш, аспидистра , сансивьера 1 2 3 4 ц11151 11111 2 3 4 1 5 1 2 3 4
№ п.п Название видоизменения побега Рисунок Строение Примеры растений Функции 1 Клубень 1 – верхушечная почка 2 – боковые почки 3 – стебель 4 - столон Картофель, цикламен, Топинамбур Хохлатка Медуница Запас питательных веществ Переживание неблагоприятных условий Вегетативное размножение 2 Луковица 1 - сухие чешуи 2- сочные чешуи 3 -донце 4 - корни 5 - зачаточные листья лук, чеснок, декоративные растения: тюльпан, нарцисс, амариллис и другие 3 Корне- вище 1 - Стебель 2 -Верхушечная и пазушная почки 3 - Пленчатые чешуйки 4 - Придаточные корни Крапива, пырей, ирис, ландыш, аспидистра , сансивьера 1 2 3 4 ц11151 11111 2 3 4 1 5 1 2 3 4
Источники информации http :// www.fotosoyuz.ru/preview/600x600-p2owd7/gf/fh2ch3/600x600,fs-KRYLOV,15,5137-J.jpg?f0dp1jhz http:// www.asienda.ru/data/cache/2015apr/02/36/208622_28683.jpg http:// i.ucrazy.ru/files/i/2012.4.21/1335018356_savv-39.jpg http://i.ucrazy.ru/files/i/2008.2.28/1204198967__ gor291101_800.jpg http:// rasfokus.ru/images/photos/medium/552593a09ec927c83f0ae4c7522f5ee9.jpg http:// fb.ru/misc/i/gallery/30291/830712.jpg http://player.myshared.ru/925012/data/images/img12.png
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 6-а класса
Тема: «Подземные побеги»
Цель: Формирование универсальных учебных действий:
Предметных: обучающиеся научатся называть видоизмененные подземные побеги, распознавать их, находить признаки сходства и различия, делать выводы о принадлежности клубня, луковицы и корневища к видоизмененным побегам
Личностных: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;
Регулятивных: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки.
Познавательных: устанавливать причинно - следственные связи. Давать определения понятиям.
Коммуникативных: выдвигать гипотезу, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Использовать информационные ресурсы для поиска ответа на вопрос. Проявлять исследовательскую деятельность.
Методы: проблемный, поисково-исследовательский
Структура:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Проверка д.з. осуществляется в виде тестового контроля с взаимной проверкой.
Критерии оценивания:
нет ошибок – 5
1ошибка – 4
2 ошибки – 3
3 и более ошибок – 2
- В черном ящике находятся растения, имеющие необычные побеги. Я буду загадывать загадки, а вы догадайтесь, что лежит в черном ящике?
В “черном ящике” лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывают чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел, ударов мечей. Философы древности разрезали этот загадочные предмет поперек, объясняя своим ученикам строение Вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний.
Что лежит в черном ящике?
(луковица)
Я вырос на грядке, характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу.
(лук)
У лысой головки есть глазки и бровки.
Глаза чуть-чуть раскосы, а брови безволосы
(клубень картофеля)
Неказиста, шишковата, а придет на стол она,
Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!»
(картофель)
В земле веревочка, а в ней кладовочка
(корневище).
О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Давайте подумаем, какой частью растения являются луковица и клубень?
Учащиеся выдвигают гипотезу о том, что луковица и клубень это подземные побеги.
Каким методом мы будем пользоваться для доказательства или опровержения нашей гипотезы? Какие задачи мы будем решать?
Выполнение лабораторной работы.
- Разнообразие побегов.
- Изучение корневища, клубней, луковицы на натуральных объектах.
- Строение и значение видоизменений побегов.
Для того чтобы заполнить пятую колонку таблицы, нам необходимо решить проблемные задачи.
- Чем корневище, клубень и луковица отличаются от обычного надземного побега? (нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи)
- Чем можно объяснить наличие перечисленных вами особенностей? (различие в среде обитания, различие в функциях)
- Итак, главная функция подземных видоизмененных побегов – запас питательных веществ. Докажем это с помощью простого опыта «Разрежем клубень на две части, на разрез клубня капнем раствора йода, очень быстро появляется темно-синее окрашивание. О чем это говорит?»
(о наличии крахмала, крахмал – это запасное питательное вещество, им особенно богаты клубни и корневища)
- Кроме картофеля клубень имеет комнатное растение цикламен. Это растение с нежными пламенеющими цветками носит второе некрасивое название «свиной хлеб». Как вы думаете почему? (клубни цикламена, богатые крахмалом, охотно поедают свиньи)
- Перед вами еще одно комнатное растение – амариллис. Давайте познакомимся с ним поближе (рассказывает ученик).
Ученик: «Родина амариллиса – африканская пустыня Карру. В пустыне на ссохшейся почве не видно жизни. Только изредка попадаются уродливые алоэ. Однако не всегда в пустыне Карру стоит жара. В конце зимы, в августе там выпадают прохладные дожди. Глинистая почва пустыни размягчается и в несколько дней неожиданно покрывается красивыми крупными цветками амариллиса. Откуда же берутся эти красивые растения на твердой сухой почве пустыни Карру? Ведь не могут же эти растения за какие-нибудь две недели вырасти из семян и зацвести?» (амариллис имеет под землей луковицу, которая позволяет ему прятаться от жестокой засухи, в сонных чешуевидных листьях луковицы накапливаются вода и питательные вещества, которые обеспечивают жизнь растению)
- В «прятки» умеют играть не только растения степей и пустынь, но и наши северные раноцветущие растения. Они цветут в апреле-мае. Мы их называем подснежниками. Какие подснежники вам известны? (Ветреница, медуница, гусиный лук, хохлатка). Уже в конце июня эти растения образуют плоды и семена, а затем вся надземная часть их отмирает. Откуда же они появляются следующей весной? (подснежники имеют видоизмененные подземные побеги)
Итак, вторая функция подземных побегов – переживание неблагоприятных условий.
Посмотрим на таблицу «Вегетативное размножение»:
-размножение картофеля делением клубня,
-размножение чеснока детками-зубками.
О чем говорят эти примеры?
Третья функция подземных побегов – вегетативное размножение.
Запишите функции в нашу табличку.
Наш урок подошел к концу.
Домашнее задание
Параграф 10, оформить лабораторную работу.
Творческое задание: краткое сообщение о надземных видоизменениях побегов.
-Вернемся к началу нашего урока. Какую гипотезу вы выдвигали? Смогли вы это доказать или нет? Достигли ли мы своей цели? Есть ли у вас вопросы по материалу урока?
-Выполните задания для самопроверки.
Итоги урока, рефлексия
Если вы узнали что-то новое, вам было интересно, и вы справились со всеми заданиями – поднимите зеленую карточку;
Если вы узнали что-то новое, вам было интересно, но вы испытывали небольшие затруднения при выполнении тестовых заданий или при выполнении практической работы – поднимите желтую карточку;
Если вы узнали что-то новое, вам было интересно, и вы испытывали большие затруднения при выполнении тестовых заданий или при выполнении практической работы – поднимите красную карточку;
Клубнелуковица гладиолуса и крокуса (шафрана) !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок исследование "Видоизмененные побеги"
в игровой форме учащиеся узнают, что клубень картофеля и луковица - это видоизмененные побеги....
Урок в 6 классе "Видоизменения побегов"
Урок подготовлен с исползованием методов проблемного обучения - как одного из типов развивающего обучения. Средствами реализации проблемного обучения являются методы: проблемное изложение, эврис...
Видоизменение побегов
Тип урока, раскрывающий содержание темы, урок-объяснение. Данный урок учитель строит на сочетании различных приемов, способствующих развитию мыслительной деятельности учащихся, выполняет основные функ...
Видоизменение побегов
Тип урока, раскрывающий содержание темы, урок-объяснение. Данный урок учитель строит на сочетании различных приемов, способствующих развитию мыслительной деятельности учащихся, выполняет основные функ...
Видоизменения побегов
Три презентации, в которых отдельно рассматриваются корневище, луковица, клубень. Рассмотрено строение видоизменённых побегов и приведены примеры растений....
Урок биологии в 6 классе: «Видоизменения побегов»
Цель урока: выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.Урок построен на исследовании и с...
Презентация по теме : " Надземное видоизменение побегов"
Надземное видоизменение побегов"...