Программа по биологии 10-11 кл базовый уровень
рабочая программа по биологии (10 класс)

Программа по биологии 10-11 классы, базовый уровен. Ориентирован на учебник Беляева Д.К. Программа для школ при исправительной колонии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progrtp_biol_belyaev_ik-6_2019-20.docx41.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  курса биологии для 10-11 классов составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
  2. Учебный план МБОУ «Бестяхская СОШ» на 2019 - 2020 учебный год.
  3. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметтов МБОУ «Бестяхская СОШ».
  4. Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)

Рабочая программа соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения на 2019-2020 учебный год с учетом режимных требований исправительной колонии общего и строгого режима.  

Программа ориентирована на учебник авторов Д.К.  Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др./под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица, издательство «Просвещение » который включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе  в общеобразовательных учреждениях от 2017 года.

         

Целью программы является формирование у каждого учащегося биологического мышления и экологической культуры. 

Задачи:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Ожидаемые результаты:

В результате изучения биологии на базовом уровне выпускник должен:

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

 Содержание программы в исправительной колонии

 Согласно режимным требованиям исправительной колонии, в школе при ИК не проводятся лабораторные работы с использованием оборудований, т.к. они входят в перечень запрещенных предметов.

Проводятся практикумы на решение генетических задач, на составление вариационной кривой по листьям комнатных растений. По возможности проводятся виртуальные лабораторные работы (через медиапроектор) только с разрешения начальника исправительной колонии.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции. В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются  и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов

 Распределение времени по темам ориентировочное. Учитель может обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучение.

Содержание курса биологии 10 класса

  Введение (2ч)

Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.

Раздел 1. Клетка –  структурная и функциональная единица живого (28ч) 

Химический состав клетки. Неорганические (минеральные) соединения. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. АТФ и другие органические соединения клетки.

  Структура и функции клетки.  Клетка – элементарная единица живого. Цитоплазма.  Мембранные органоиды клетки.  Ядро.  Прокариоты и эукариоты.

Обеспечение клеток энергией. Обмен веществ. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.  Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

Наследственная информация и реализация ее в клетке. Генетическая информация.  Удвоение ДНК. Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция работы генов у бактерий. Регуляция работы генов у эукариот. Вирусы.  Генная и клеточная инженерия.

Демонстрации: Схемы, таблицы и презентации, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез.

Практикум «Решение задач на генетический код и биосинтез белка». Виртуальная лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука». «Строение растительной, животной и бактериальной клетки под микроскопом».

Раздел 2. Размножение и развитие организмов (10ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Деление клетки. Митоз. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

         Индивидуальное развитие организмов. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Дифференцировка клеток. Развитие взрослого организма.  
Демонстрации: Схемы, таблицы и презентации, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша.    

Раздел 3. Основы генетики и селекции (28ч)

Основные закономерности явлений наследственности. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Г.  Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.  Сцепленное наследование генов. Отношения ген- прищнак. Внеядерная наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Генетические основы поведения.

Основные закономерности изменчивости Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость.   Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

 Генетика и селекция Одомашнивание как начальный этап селекции.   Методы современной селекции. Успехи селекции.  

Демонстрации: Схемы, таблицы и презентации, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии.

Практикумы: Решение генетических задач. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой (на примере живых листьев комнатных растений).

Содержание курса биологии 11 класса

Повторение (2ч)

Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.

Раздел 4. Эволюция  (44 часов)

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Доказательства эволюции.  Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.  

Механизмы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе . Естественный отбор. Формы естественного отбора. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.   Дрейф генов. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Направления прогресса; ароморфозы, идиоадаптация и общая дегенерация.

Возникновение жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Развитие жизни на Земле. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции по эрам (в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое). Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов.

Происхождение человека. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации: Схемы, таблицы и презентации, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека, отпечатки окаменелостей (ископаемых растений и животных).

Раздел 5. Основы экологии (20 часов)

Экосистемы. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологический оптимум. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.   Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера. Охрана биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества Биомасса.. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода и азота). Роль живых организмов в биосфере  

Влияние деятельности человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде общество и окружающая среда.

 Демонстрации: Схемы, таблицы и презентации, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде.

 Содержание программы

Тема раздела

Количество часов

1

Введение

2

2

Клетка

28

3

Размножение и развитие

10

4

Основы генетики и селекции

28+2

5

Эволюция

2+46

6

Основы экологии

20

итого

138

 

Тематическое планирование        «Общая биология»         10 класс     

№п/п

Недельная дата проведения

Тема урока

количество часов

1 неделя сентября

Введение в общую биологию. Предмет и задачи общей биологии, свойства живого,  уровни организации живого

2

1

Раздел I. Клетка – единица живого

28

1.1

Химический состав клетки

2 неделя сентября

Неорганические соединения.  Углеводы. Липиды.

2

3 неделя сентября

Белки. Строение белков. Функции белков.

2

4 неделя сентября

Нуклеиновые кислоты.

2

1неделя октября

АТФ. Обобщение и повторение по главе: Химический состав клетки.

2

1.2.

Структура и функции клетки

2 неделя октября

Клетка – элементарная единица живого

2

3 неделя октября

Цитоплазма. Мембранные органоиды клетки

2

4 неделя октября

Ядро. Прокариоты и эукариоты.

2

1.3

Обеспечение клеток энергией

1 неделя ноября

Обмен веществ. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.

2

2 неделя ноября

Гликолиз: бескислородный и кислородные этапы гликолиза.

2

1.4

Наследственная  информация и ее реализация в клетке

3 неделя ноября

Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование и-РНК. Генетический код

2

4 неделя ноября

Биосинтез белков.

2

1 неделя декабря

Регуляция  работы генов у бактерий и у эукариот

2

2 неделя декабря

Вирусы. Генная и клеточная инженерия.

2

3 неделя декабря

Обобщение и повторение по главам: «Обеспечение клеток энергией. Наслед-я информация и ее реализация».

1

3 неделя декабря

Тематический контроль по разделу «Клетка – единица живого».

1

 2

Раздел II. Размножение и развитие организмов

10

2.1

Размножение организмов

4 неделя декабря

Бесполое и половое размножение

2

3 неделя января

Деление клетки. Митоз.

2

4 неделя января

Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение

2

2.2

Индивидульное развитие организмов

5 неделя января

Зародышевое  развитие организмов. Постэмбриональное развитие.

2

1 неделя февраля

Дифференцировка клеток. Развитие взрослого организма.

1

1 неделя февраля

Тематический контроль  по разделу: Размножение и развитие организмов

1

3

Раздел III. Основы генетики и селекции

28

3.1

Основные закономерности наследственности

2 неделя февраля

Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя. Генотип и фенотип.

2

3 неделя февраля

Решение  генетических задач

2

4 неделя февраля

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

2

1 неделя марта

Сцепленное наследование генов.

2

2 неделя марта

Отношения ген- признак. Внеядерная наслественность

2

3 неделя марта

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Генетические основы поведения

1

3 неделя марта

Обобщение и повторение по главе: основные закономерности наследственности

1

3.2

Основные закономерности изменчивости

1 неделя апреля

Модификационная  изменчивость. Комбинативная измечивость.

2

2 неделя апреля

Мутационная изменчивость

2

3 неделя апреля

Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека

2

3.3

Генетика и селекция

4 неделя апреля

Одомашнивание как начальный этап селекции.

2

1 неделя мая

Методы селекции.

2

2 неделя мая

Успехи селекции.

1

3 неделя мая

Обобщение и повторениепо главам: Основные закономерности изменчивости. Генетика и селекции

1

4 неделя мая

Тематический контроль  по разделу: Генетика и селекция.

2

5 неделя мая

Обобщение и повторение за год  разделов:

Клетка – единица живого.

Размножение и развитие организмов.

Основы генетики и селекции.

2

  Тематическое планирование        «Общая биология»         11 класс     

№п/п

Недельная дата проведения

Тема урока

количество часов

1 неделя сентября

Повторение. Предмет и задачи общей биологии, свойства живого,  уровни организации живого

2

4

Раздел IV. Эволюция

46

4.1

2 неделя сентября

Возникновение и развитие эволюционных представлений

2

3 неделя сентября

Ч. Дарвин и его теория происхождения видов

2

4 неделя сентября

Доказательства эволюции

2

1 неделя октября

Вид. Критерии вида. Популяция.

2

4.2

Механизмы эволюционного процесса

2 неделя октября

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

2

3 неделя октября

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора.

2

4 неделя октября

Дрейф генов – фактор эволюции.. Изоляция –эволюционный фактор.

2

1 неделя ноября

Приспособленность организмов – результат эволюции.

2

2 неделя ноября

Видообразование – результат эволюции. Основные направления эволюционного процесса.

2

3 неделя ноября

Обобщающение и повторение по главам: «Развитие и доказательства эволюции. Механизмы эволюции».

2

4.3

Возникновение жизни на Земле

4 неделя ноября

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни

2

4.4.

Развитие жизни на Земле

1 неделя декабря

Развитие жизни в криптозое

2

2 неделя декабря

Развитие жизни в палеозое

2

3 неделя декабря

Развитие жизни  в мезозое.

2

4 неделя декабря

Развитие жизни в кайнозое

2

3 неделя января

 Многообразие органического мира. Принципы систематики.

2

4 неделя января

Классификация организмов

2

5 неделя января

Обобщение и повторение по главам: Возникновение жизни на Земле. Развитие  жизни на Земле

 

2

4.5

Происхождение человека

1 неделя февраля

Ближайшие родственники человека среди животных.

2

2 неделя февраля

Основные этапы эволюции приматов.

2

3 неделя февраля

Первые представители Номо. Появление человека разумного.

2

4 неделя февраля

Факторы эволюции человека.

2

1 неделя марта

 Тематический контроль  по разделу «Эволюция»

2

5

Раздел V. Основы экологии

20

5.1

Экосистемы

2 неделя марта

Предмет экологии. Экологические факторы среды

2

3 неделя марта

Взаимодействие популяций разных видов.

2

1 неделя апреля

Сообщества. Экосистемы.

2

2 неделя апреля

Поток энергии и цепи питания

2

3 неделя апреля

Свойства экосистем. Смена экосистем

2

4 неделя апреля

Агроценозы. Применение экологических знаний.

2

5.2

Биосфера. Охрана биосферы  

1 неделя мая

Состав и функции биосферы.

2

2 неделя мая

Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

2

5.3

Влияние деятельности человека на биосферу  

3 неделя мая

 Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

2

4 неделя мая

Тематический контроль по разделу «Основы экологии»

 

2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по биологии среднего общего образования (базовый уровень)

Программа по биологии среднего общего образования (базовый уровень)...

Рабочая программа по биология 8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна

Рабочая программа по биология  8 класс «Человек» базовый уровень - учитель биологии высшей категории Сырова Нина Михайловна...

Рабочие учебные программы по биологии 7- 11 класс (базовый уровень)

Рабочие программы по биологии 7-11 классов составлена на основании примерной государственной программы основного  общего образования по биологии для 6-11 класса «Многообразие живых орга...

Рабочая программа по биологии для 6 класса (базовый уровень, 17 часов)

Программа для 6 класса составлена по учебнику Викторова В.П., Никишова А.И. "Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники" и предназначена для изучения биологии в 6 классе на базовом уровне....

Рабочая программа по биологии 10-11 классы (базовый уровень)

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволю...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс базовый уровень

Рабочая программа по биологии среднего образования составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, при...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена на основе программы «Биология. 10—11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н. И. : учебно-методическое пособие / И. Б. Ага...