Рабочая программа по биологии 10-11 классы (базовый уровень)
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему

Миронова Оксана Владимировна

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_biologii_10-11_kl._2016-2017.docx46.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Михайловская общеобразовательная школа»  

                                                                         

                     УТВЕРЖДАЮ:

И.О. руководителя

ГБОУ ЛНР «Михайловская

общеобразовательная школа»

_____________ Верескун Н.В.

«____» _____________ 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО   БИОЛОГИИ

 (базовый уровень)

 В   10 - 11   КЛАССАХ

 

Составитель рабочей программы:

Миронова Оксана Владимировна

 

   

2016

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с:

  1. Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР  на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645));  
  3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644));
  4. Приказом Министерства образования и науки ЛНР от 04.07.2016 года №258 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года в образовательных учреждениях  Луганской Народной Республики»;
  5. Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладівта організації навчально-виховного процесу ДСанПіН  -  http://www.dsesu.gov.ua/;
  6. Методическими рекомендациями по преподаванию предмета «Биологии» в 2016–2017 учебном году
  7. Методическими рекомендации по разработке основных образовательных программ образовательных организаций  Луганской Народной Республики в 2016-2017 учебном году

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.  

 Цели

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

         В ходе изучения предмета мы вырабатываем и развиваем следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные, социально-трудовые.

         Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента  учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

        Сущность компетентностного подхода  состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных знаний на основе практической деятельности.  

 

Место предмета в базисном учебном плане.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне обеспечивается следующими курсами:

«Общая биология» - 34 часа (10 класс)

«Общая биология» - 34 часа (11 класс)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Преподавание курса «Общая биология» в 10-м и 11 классах осуществляется с использованием учебников: Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый уровень  / Авторы: Д.К.Беляев, П.М. Бородин/ под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: «Просвещение» 2016. Общая биология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразоват. учреждений: базовый уровень  / Авторы: Д.К.Беляев, П.М. Бородин/ под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: «Просвещение» 2016.

Результаты обучения

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Основное содержание программы

 

Класс: 10 класс  

Предмет: биология

Учебно-тематический план

п/п

Содержание

программного материала

Количество

часов

Количество лабораторных, практических работ и экскурсий

 1

Введение. Биология как наука. Методы научного познания.

1

Раздел. Клетка – единица живого

15

2

Химический состав клетки.

4

  л/р - 1

3

Структура и функции клетки.

3

л/р - 2

4

Обеспечение клеток энергией.

4

 к.р - 1

5

Регуляция наследственной информации.

4

              п/р - 1

Раздел 2. Размножение и развитие организма

6

6

Размножение организмов.

3

7

Индивидуальное развитие организмов.

3

л/р - 1

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

12

8

Наследственность и изменчивость.

9

п/р – 3

к.р - 1

9

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.

8

п/р-1

       

                                                                                                    Итого: 34 часа                л/р - 4, п/р - 5                

                                                                                                                                                     к.р. - 2

Содержание тем учебного курса

  1. Введение. Биология как наука. Методы научного познания.  

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.  

  1.  Химический состав клетки.

Методы цитологии. Клеточная теория. Вода, минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты, АТФ.

  1. Структура и функции клетки.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Органоиды клетки. Сравнение прокариот и эукариот.

  1.  Обеспечение клеток энергией.

Обмен веществ в клетке. Фотосинтез. Энергетический обмен в клетке.

  1. Реализация наследственной информации

ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы.

  1. Размножение организмов.

Размножение – свойство организмов. Бесполое и половое размножение. Деление клетки. Митоз. Деление клетки. Мейоз. Оплодотворение.

  1. Индивидуальное развитие организмов

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие организмов. Дифференцировка клеток. Определение пола. Постэмбриональное развитие. Развитие взрослого организма. Репродуктивное здоровье.

  1. Наследственность и изменчивость.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Первый и второй законы Менделя. Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Решение задач. Сцепленное наследование генов. Наследование сцепленное с полом. Хромосомная теория наследственности. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика человека.

  1. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.

Генетика – основа селекции. Основные методы селекции. Биотехнология, ее достижения и перспективы.

        

Класс: 11 класс

Предмет: биология

Учебно-тематический план

 п/п

Содержание

программного материала

Количество

часов

Количество лабораторных и практических работ

Раздел 1. Эволюция.

21

1

Свидетельства эволюции.

4

2

Популяционная структура вида.

8

л/р – 3

к.р - 1

3

Возникновение и развитие жизни на Земле.

5

 

4

Происхождение человека.

4

 

Раздел 2. Экосистемы.

13

5

Организмы и окружающая среда.

6

п/р-3

6

Биосфера.

4

п/р-1

к.р - 1

7

Биологические основы охраны природы.

3

п/р-1

       

                                                                                      Итого:                 34 часа                     л/р - 3, п/р - 5

                                                                                                                                                     к.р - 2  

                                                                                                                                                 

Содержание тем учебного курса

  1. Свидетельства эволюции 

Возникновение и развитие эволюционной биологии. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Молекулярные свидетельства эволюции. Филогенез. Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Гомологические органы. Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции.

  1. Популяционная структура вида 

Вид, его критерии. Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции. Популяции.

Изменение генофонда популяций. Формы естественного отбора. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции.  

Макроэволюция, ее доказательства. Главные направления макроэволюции.

  1. Возникновение и развитие жизни на Земле 

Современные представления о возникновении жизни. Основные этапы развития жизни. Развитие жизни в криптозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Результаты эволюции. Многообразие видов – основа устойчивого развития биосферы.

  1. Происхождение человека.

Положение человека в системе живого мира. Гипотезы происхождения человека. Предки человека. Основные стадии антропогенеза. Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека. Расы.

  1. Организмы и окружающая среда.

Взаимоотношение организма и окружающей среды. Экологические факторы. Биологические ритмы. Популяция в экосистеме. Структура и динамика популяции. Популяционные волны. Внутривидовые отношения. Экологическая ниша и межвидовые отношения. Экологические сообщества. Экологическая пирамида. Структура и динамика экосистем. Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы.

  1. Биосфера.

Биосфера и биомы. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Биосфера и человек. Антропогенное воздействие на биосферу.

  1. Биологические основы охраны природы.

Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Экологические проблемы и пути их решения.

Правила поведения в природной среде. Биологический мониторинг.

Федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год.

Старшая школа.

Базовый уровень

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др./Под ред.

Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Биология. 10 кл.

(базовый уровень)

X

ОАО "Издательство "Просвещение"

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Бородин П.М. и др./Под ред.

Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Биология. 11 кл.

(базовый уровень)

XI

ОАО "Издательство "Просвещение"

Календарно-тематическое планирование

по биологии, 10 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

п/п

№  урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по

плану

по

факту

  Введение. Биология как наука. Методы научного познания  (1 час)

1

1

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.      

Раздел 1. Клетка – единица живого (15 часов)

Тема 1. Химический состав клетки (4 часа)

2

1

Методы цитологии. Клеточная теория. Вода, минеральные вещества и их роль в клетке.

3

2

Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

4

3

Строение и функции белков.

Л.р. № 1

Каталитическая активность ферментов в живых тканях

5

4

Нуклеиновые кислоты, АТФ.

Тема 2. Структура и функции клетки (3 часа)

6

1

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма.

Л.р. №2

Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

7

2

Органоиды клетки.

8

3

Сравнение прокариот и эукариот.

Л.р. № 3

Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клетки клеток (на готовых микропрепаратах).

Тема.

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (4 часа)

9

1

Обмен веществ в клетке.

10

2

Фотосинтез

11

3

Энергетический обмен в клетке.

12

4

Контрольная работа № 1

Тема 4. Реализация наследственной информации (4 часа)

13

1

ДНК. Ген. Генетический код.

14

2

Биосинтез белков

15

3

П.р. № 1

Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

Тема.

16

4

Вирусы.

Раздел 2. Размножение и развитие организма (6 часов)

Тема 5. Размножение организмов (3 часа)

17

1

Размножение – свойство организмов. Бесполое и половое размножение.

18

2

Деление клетки. Митоз

19

3

Деление клетки. Мейоз. Оплодотворение.

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (3 часа)

20

1

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие организмов

Л.р. № 4

Выявление сходства зародышей человека и млекопитающих

21

2

Дифференцировка клеток. Определение пола. Постэмбриональное развитие

22

3

Развитие взрослого организма. Репродуктивное здоровье.

Тема.

Раздел 3. Основы генетики и селекции (12 часов)

Тема 7. Наследственность и изменчивость  (9 часов)

23

1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

24

2

Первый и второй законы Менделя.

П.р. № 2

Составление простейших схем скрещивания»

25

3

Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание

П. р. № 3

Решение элементарных генетических задач

26

4

Решение задач.

27

5

Сцепленное наследование генов. Наследование сцепленное с полом.

28

6

Хромосомная теория наследственности.

29

7

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

30

8

Генетика человека.

П.р. № 4

Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий

их влияния на организм

31

9

Контрольная работа № 2

Тема.

Тема 8. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 часа)

32

1

Генетика – основа селекции.

33

2

Основные методы селекции.

34

3

Биотехнология, ее достижения и перспективы.

П.р. № 5

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Календарно-тематическое планирование

по биологии, 11 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

п/п

№  урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по

плану

по

факту

   Раздел 1. Эволюция  (20часов+1 час)

Тема 1. Свидетельства эволюции (4)

1

1

Возникновение и развитие эволюционной биологии. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.        

2

2

Молекулярные свидетельства эволюции. Филогенез.

3

3

Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Гомологические органы

4

4

Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции.

Тема 2. Популяционная структура вида (8 часов).

5

1

Вид, его критерии.

Л.р. № 1

Морфологические особенности растений различных видов

6

2

Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции.

Л.р. № 2

Изменчивость организмов

7

3

Популяции.

Изменение генофонда популяций.

Тема.

8

4

Формы естественного отбора

9

5

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора

Л.р. № 3

Приспособление организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений

10

6

Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции.

11

7

Макроэволюция, ее доказательства.

Главные направления макроэволюции

12

8

Контрольная работа № 1.

Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)

13

1

Современные представления о возникновении жизни

14

2

Основные этапы развития жизни

15

3

Развитие жизни в криптозое и палеозое

Тема.

16

4

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

17

5

Результаты эволюции.

Многообразие видов – основа устойчивого развития биосферы.

Тема 4. Происхождение человека (4 часа)

18

1

Положение человека в системе живого мира

19

2

Гипотезы происхождения человека. Предки человека.

20

3

Основные стадии антропогенеза.

21

4

Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека. Расы.

Тема.

Раздел 2. Экосистемы (13 часов)

Тема 5. Организмы и окружающая среда (6 часов) 

22

1

Взаимоотношение организма и окружающей среды. Экологические факторы. Биологические ритмы.

П.р. № 1.

Оценка влияния температуры воздуха на человека

23

2

Популяция в экосистеме. Структура и динамика популяции. Популяционные волны. Внутривидовые отношения.

24

3

Экологическая ниша и межвидовые отношения.

25

4

Экологические сообщества. Экологическая пирамида.

П.р. № 2

Составление схем передачи вещества и энергии в цепи питания

26

5

Структура и динамика экосистем.

П.р. № 3

Аквариум как модель экосистемы» или «Решение экологических задач» (по выбору учителя)

27

6

Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы.

Тема.

Тема 6. Биосфера (4 часа)

28

1

Биосфера и биомы.

29

2

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

30

3

Биосфера и человек. Антропогенное воздействие на биосферу.

П.р. № 4

Сравнение природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

31

4

Контрольная работа № 2

Тема 7. Биологические основы охраны природы (3 часа)

32

1

Охрана видов и популяций. Охрана экосистем.

33

2

Экологические проблемы и пути их решения.

Правила поведения в природной среде.

П.р. № 5

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

34

3

Биологический мониторинг

Тема.

РАССМОТРЕНО                                                                      

Протокол № ______                                                                  

от  _______________

заседания МО учителей                                                            

естественно - математического цикла

СОГЛАСОВАНО 

Заместитель директора по УВР

____________ Цеховская И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие учебные программы по биологии 7- 11 класс (базовый уровень)

Рабочие программы по биологии 7-11 классов составлена на основании примерной государственной программы основного  общего образования по биологии для 6-11 класса «Многообразие живых орга...

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (базовый уровень), программа и учебное пособие А.И. Кравченко

         Рабочая программа учителя  составлена на основе авторской программы .Кравченко А.И. . Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразова...

Рабочая программа по биологии для 6 класса (базовый уровень, 17 часов)

Программа для 6 класса составлена по учебнику Викторова В.П., Никишова А.И. "Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники" и предназначена для изучения биологии в 6 классе на базовом уровне....

Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень) и Аннотация к программе

Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень).По алгебре за основу рабочей программы взята авторская программа «Алгебра 7 – 9 классы. Предметная линия учебников Макарычева Ю. Н. и дру...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс базовый уровень

Рабочая программа по биологии среднего образования составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, при...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена на основе программы «Биология. 10—11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н. И. : учебно-методическое пособие / И. Б. Ага...