методическая тема
статья по биологии
Предварительный просмотр:
Актуальность выбранной нами темы: «Формирование исследовательских умений у школьников на уроках биологии и во внеурочное время» обусловлена тем, что в современном мире наблюдается рост конкуренции в любой работе. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для ее воплощения в жизнь. Однако в школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие ее основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в школе.
В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья деятельность связана с научной работой, но и всем людям. Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить. Основы их развития закладываются уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника обследовательской, познавательной, исследовательской. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие ее основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Чаще всего успешность формирования и развития исследовательских умений связывается с углубленным изучением предмета в специальных классах или группах, что не всегда возможно, особенно в небольшой сельской школе. Выходом из такого положения служит внеклассная работа, которая позволяет работать с учащимися, интересующим предметом.
Существуют в школе и еще такие проблемы: низкий уровень умений работать с учебником и другой научной литературой у учащихся; снижение мотивации к изучению предмета; пассивное участие детей в научно-практических конференциях; отсутствие новых технологий управления системы работы с одаренными детьми. Эффективность решения перечисленных проблем, обозначенных в проекте, способствовало внедрение новых подходов к управлению системы работы с одаренными детьми.
Актуальность темы определила проблему исследования, связанную с преодолением противоречия между необходимостью развития исследовательских наклонностей школьника и его познавательного интереса.
По данной проблеме есть работы А. И. Савенкова, где он подчеркивал, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации. Большое внимание уделил по этой проблеме А.Н. Поддъяков, указав, что исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе
Новизна опыта: новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются также использованием в практике рабочей тетради «Учусь исследовать», где можно наблюдать за знанием и умением работать учащихся по исследовательской деятельности. Применение оценочных листов позволяет определить, какие умения ученик умеет выполнять.
Теоретическая значимость проекта заключается в том, что выявлены и систематизированы умения и навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся; установлены критерии сформированности исследовательских умений школьников и уровни их сформированности у школьников (исходный, средний, продуктивный, креативный).
Практическая значимость заключается в разработке программы внеурочной деятельности «Учусь исследовать», применение диагностических заданий для выявления уровней сформированности исследовательских навыков, практических заданий для развития исследовательских заданий, в индивидуальном подходе с детьми для выполнения исследовательских работ.
Объект исследования – исследовательская деятельность школьников.
Предмет исследования – процесс формирования у школьников исследовательских навыков
Цель проекта — создание условий для формирования у школьников исследовательских навыков в процессе изучения биологии.
В основу проекта положена гипотеза: эффективность процесса формирования и развития исследовательских навыков у учащихся обеспечивает организация их работы на кружковых занятиях во внеурочной деятельности и на уроках с применением проектно-исследовательской технологии, а также участия детей в научно-практических конференциях.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи проекта:
1.Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической, методической науках.
2.Выявить сущностные характеристики исследовательской деятельности школьников, определить критерии и уровни сформированности у школьников данного личностного образования.
3. Экспериментально изучить уровни сформированности исследовательских навыков у школьников
4. Подготовить учащихся к участию научно-практических конференциях.
Методы исследования:
-теоретические методы: анализ литературы по данной теме; анализ государственных образовательных стандартов и учебников; --эмпирические методы: педагогическое наблюдение; диагностика (опросники, диагностические беседы); педагогический эксперимент; анализ продуктов учебной и педагогической деятельности.
Ожидаемые результаты – эффекты:
- Развитие исследовательских умений и навыков у школьников;
- повышение активности к исследованию и проектированию и мотивации к изучению предмета;
- повышение качества знаний в процессе преподавания предмета, успешная слача ЕГЭ и ОГЭ по биологии;
- участие и победы в кожуунных, республиканских научно-практических конференциях, конкурсах;
Ожидаемые результаты – продукты:
- разработка образовательной программы «Учусь исследовать», рабочей тетради «Учусь исследовать2, оценочные листы.
- создание сборник исследовательских работ учащихся.
Описание этапов выполнения инновационного проекта
Этапы и сроки реализации.
этап | Сроки реализации | мероприятия | ответственный |
Подготови тельный | Сентябрь-октябрь | Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Поставлен констатирующий эксперимент по выявлению степени сформированности исследовательских умений у школьников. | Учитель биологии Тадар-оол Л.А |
основной | Октябрь- апрель | Введение кружка «Учусь исследовать» Подготовка учащихся к конференциям и участие в них. | Тадар-оол Л.А ученики |
заключительный | Апрель-май | Анализ работы участия учащихся в НПК Заключительный этап эксперимента. Корректировка плана работы над проектом. Постановка задач на следующий год. | Тадар-оол Л.А |
В начальном этапе был поставлен констатирующий эксперимент по
выявлению степени сформированности исследовательских навыков и умений у школьников. Учащихся, посещающих внеурочную деятельность «Учусь исследовать» отнесли к экспериментальной группе (12 человек из 3-4 классов МБОУ СОШ с. Кызыл-Арыг). Эксперимент был проведен для учащихся, не посещающих кружок. Это учащиеся контрольной группы (12 человек из 3-4 классов МБОУ СОШ с. Кызыл-Арыг). Учащимся двух групп даны одинаковые диагностические материалы. Диагностические материалы позволяют увидеть, какие исследовательские навыки и умения есть у учащихся.
На первом, констатирующем этапе осуществлялась оценка имеющегося уровня сформированности умений исследовательской деятельности учащихся экспериментальных и контрольных групп с помощью разработанных заданий для учащихся. Как и предполагалось, большинство учащихся оказались на исходном уровне. Это положение было характерным и для экспериментальных (66%учащихся), и для контрольных групп( 75% учащихся).
Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе, показано на таблице.
Таблица 1. Сравнение уровней сформированности у учащихся исследовательских навыков на начальном этапе
Уровни учащихся экспериментальной группы | Уровни учащихся контрольной группы |
Исходный уровень = 7 | Исходный уровень =8 |
Средний уровень =4 | Средний уровень = 4 |
Продуктивный уровень = 1 | Продуктивный уровень =0 |
На втором этапе применена проектно-исследовательская технология на уроках и на внеурочных занятиях «Учусь исследовать» для учащихся. На втором этапе продолжается проведение экспериментальной работы. Задачи экспериментальной работы заключались в следующем:
- Определить имеющийся уровень сформированности умений школьников экспериментальных и контрольных групп.
- Разработать педагогическую технологию, направленную на развитие исследовательских навыков и умений на уроках и на внеурочных занятиях, и обеспечить ее реализацию. Проведение кружка «Учусь исследовать»
- Проследить динамику развития исследовательских умений и навыков учащихся.
Экспериментальная работа, направленная на решение данных задач, включала следующие этапы: 1. Констатирующий срез имеющегося уровня сформированности исследовательских умений учащихся экспериментальной и контрольной групп. 2. Проведение кружковых занятий по разработанной нами программы, способствующих целенаправленному процессу формирования умений исследовательской деятельности. 3. Сравнительный анализ результатов, полученных при оценке уровней развития умений исследовательской деятельности в экспериментальной и контрольной группах.
В заключительном этапе в экспериментальной группе наибольший процент (71%) учащихся достигли продуктивного уровня, а в контрольной группе среднего уровня (50%)
Таблица 2. Сравнение уровней сформированности у учащихся
исследовательских навыков на итоговом этапе.
Уровень сформированности учащихся экспериментальной группы | Уровень сформированности учащихся контрольной группы |
Исходный =0 | Исходный =4 |
Средний =4 | Средний = 6 |
Продуктивный 5 | Продуктивный = 2 |
Кретаивный=3 | Креативный =0 |
В течении года учащиеся участвовали в научно-практических конференциях и занимали призовые места
№ | Мероприятие | ФИО, класс | место |
1 | Республиканский конкурс «Юннат» номинация « Личное подсобное хозяйство» | Чооду Онзагай, 11кл | 2 место, Пр № 201, 25.03.2018г |
2 | Республиканский конкурс «Юннат», номинация « Лекарственные растения» | Ооржак Анчима, 6кл | 1место, Пр № 201от 25.09.2018г. |
3 | Республиканский конкурс « Юннат», номинация « Овощеводство» | Куулар Алдынай, 6кл | 3место, Пр №201 от 25.09.2018г |
4 | Республиканская НПК «Подрост», номинация « Лесоведение и лесоводство» | Дадар-оол Чайзат, 8кл | 2 место, Пр № 225\ос от 31.10.2018г |
5 | Республиканская НПК « Подрост», номинация «экология лесных животных» | Монгуш Кара-Кат, 8кл | 2место, Пр № 225\ос от 31.10. 2018г |
6 | Республиканская НПК «Подрост», номинация «Экология лесных ратсений» | Чоолду Онзагай, 11кл | 3место, Пр № 225\ос от 31.10.2018г. |
7 | Конкурс исследовательских и проектных работ в рамках форума «Зеленая планета» | Дадар-оол Чайзат, 8кл | 1 место |
8 | Конкурс исследовательских и проектных работ в рамках форума «Зеленая планета» | Монгуш-оол Элика, 8кл | 2место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации и комментариии к системе работы над индивидуальной методической темой
Содержат цели, задачи, источники, порядок и результаты работы над индивидуальной методической темой...
Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении
Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Методическая разработка. Отчет по методической теме "Эмоциональность как важный мотивационный аспект преподавания иностранного языка" на заседании педагогического совета ГБОУ гимназия №402.
Как наши эмоции связаны с различными познавательными процессами : памятью, восприятием и мышлением? Как эмоции участвуют в формировании мотивов сознательного учения школьников? Об этом задумывае...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы над общей методической темой
Методические рекомендациипедагогам дополнительного образованиядля работы над общей методической темой...
Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...
Методическая тема самообразования учителя как фактор совершенствования методического обеспечения образовательного процесса по предмету
В условиях модернизации образования школы, совершенствования качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития,...