методическая тема
статья по биологии

Тадар-оол Людмила Ангыр-ооловна

описание  методической темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_problemy.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

        Актуальность выбранной нами темы: «Формирование исследовательских умений  у школьников на уроках биологии и во внеурочное время» обусловлена тем, что в современном мире наблюдается рост конкуренции в любой работе. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для ее воплощения в жизнь. Однако в школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация  учебной исследовательской деятельности и развитие ее основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них  логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности  в школе.

В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья деятельность связана с научной работой, но и всем людям. Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить. Основы их развития закладываются уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника обследовательской, познавательной, исследовательской.  Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности   и развитие ее основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

       Чаще всего успешность формирования и развития исследовательских  умений связывается с углубленным изучением предмета в специальных классах или группах, что не всегда возможно, особенно в небольшой сельской школе. Выходом из такого положения служит внеклассная работа, которая позволяет работать с учащимися, интересующим предметом.

        Существуют в школе и еще такие проблемы: низкий уровень умений работать с учебником и другой научной литературой у учащихся; снижение мотивации к изучению предмета; пассивное участие детей в научно-практических конференциях; отсутствие новых технологий управления системы работы с одаренными детьми. Эффективность решения перечисленных проблем, обозначенных в проекте, способствовало внедрение новых подходов к управлению системы работы с одаренными детьми.

      Актуальность темы определила проблему исследования, связанную с преодолением противоречия между необходимостью развития исследовательских наклонностей школьника и  его познавательного интереса.

     По данной проблеме есть работы А. И. Савенкова, где он подчеркивал, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации. Большое внимание уделил по этой проблеме  А.Н. Поддъяков, указав, что исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе

      Новизна опыта: новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются также использованием в практике рабочей тетради «Учусь исследовать», где можно наблюдать за знанием и умением работать учащихся по исследовательской деятельности. Применение оценочных листов позволяет определить, какие умения ученик умеет выполнять.

    Теоретическая значимость проекта заключается в том, что выявлены и систематизированы умения и навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся; установлены критерии сформированности исследовательских умений школьников и уровни их сформированности у школьников (исходный, средний, продуктивный, креативный).

Практическая значимость заключается в разработке программы внеурочной деятельности «Учусь исследовать», применение диагностических заданий для выявления уровней сформированности исследовательских навыков, практических заданий для развития исследовательских заданий, в индивидуальном подходе с детьми для выполнения исследовательских работ.

Объект исследования – исследовательская деятельность школьников.

Предмет исследования – процесс формирования у  школьников исследовательских навыков  

Цель проекта — создание условий для  формирования у  школьников  исследовательских навыков  в процессе изучения  биологии.

В основу проекта  положена гипотеза: эффективность процесса формирования и развития исследовательских навыков у учащихся обеспечивает организация их работы на кружковых занятиях во внеурочной деятельности и на уроках с применением проектно-исследовательской технологии, а также участия детей в научно-практических конференциях.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи проекта:

1.Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической, методической науках.

2.Выявить сущностные характеристики исследовательской деятельности  школьников, определить критерии и уровни сформированности у  школьников данного личностного образования.

3. Экспериментально изучить уровни сформированности исследовательских навыков у  школьников

4. Подготовить учащихся к участию научно-практических конференциях.

Методы исследования:

-теоретические методы: анализ литературы по данной теме; анализ государственных образовательных стандартов и учебников;                                          --эмпирические методы: педагогическое наблюдение; диагностика (опросники, диагностические беседы); педагогический эксперимент; анализ продуктов учебной и педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты – эффекты:

 - Развитие исследовательских умений и навыков у школьников;

- повышение активности к исследованию и проектированию и мотивации к изучению предмета;

- повышение качества знаний в процессе преподавания предмета, успешная слача ЕГЭ и ОГЭ по биологии;

- участие и победы в кожуунных, республиканских научно-практических конференциях, конкурсах;

Ожидаемые результаты – продукты:

- разработка образовательной программы «Учусь исследовать», рабочей тетради «Учусь исследовать2, оценочные листы.

- создание сборник исследовательских работ учащихся.

          Описание этапов выполнения инновационного проекта

Этапы и сроки реализации.

этап

Сроки реализации

мероприятия

ответственный

Подготови

тельный

Сентябрь-октябрь

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Поставлен констатирующий эксперимент по выявлению степени сформированности исследовательских умений у школьников.

Учитель биологии Тадар-оол Л.А

основной

Октябрь- апрель

Введение  кружка «Учусь исследовать»

Подготовка учащихся к конференциям и участие в них.

Тадар-оол Л.А

ученики

заключительный

Апрель-май

Анализ работы участия учащихся в НПК

Заключительный этап эксперимента.

Корректировка плана работы над проектом. Постановка задач на следующий год.

Тадар-оол Л.А

В начальном этапе был поставлен констатирующий эксперимент по

выявлению степени сформированности исследовательских навыков и умений у школьников. Учащихся, посещающих внеурочную деятельность «Учусь исследовать» отнесли к экспериментальной группе (12 человек из 3-4 классов МБОУ СОШ с. Кызыл-Арыг). Эксперимент был проведен для учащихся, не посещающих кружок. Это учащиеся контрольной группы (12 человек из 3-4 классов МБОУ СОШ с. Кызыл-Арыг). Учащимся двух групп даны одинаковые диагностические материалы. Диагностические материалы позволяют увидеть, какие исследовательские навыки и умения есть у учащихся.

       На первом, констатирующем этапе осуществлялась оценка имеющегося уровня сформированности умений исследовательской деятельности учащихся экспериментальных  и контрольных групп  с помощью разработанных заданий для учащихся. Как и предполагалось, большинство учащихся оказались на исходном уровне. Это положение было характерным и для экспериментальных (66%учащихся), и для контрольных групп( 75% учащихся).

Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной  группах на констатирующем этапе, показано на таблице.

 Таблица 1. Сравнение уровней сформированности у учащихся исследовательских навыков на начальном  этапе

Уровни учащихся экспериментальной группы

Уровни учащихся контрольной группы

Исходный уровень = 7

Исходный уровень =8

Средний уровень =4

Средний уровень = 4

Продуктивный уровень = 1

Продуктивный уровень =0

  На втором этапе применена проектно-исследовательская технология на уроках и на внеурочных занятиях «Учусь исследовать» для учащихся. На втором этапе продолжается проведение экспериментальной работы. Задачи экспериментальной работы заключались в следующем:

  1. Определить имеющийся уровень сформированности умений школьников экспериментальных и контрольных групп.
  2. Разработать педагогическую технологию, направленную на развитие исследовательских навыков и умений на уроках и на внеурочных занятиях, и обеспечить ее реализацию. Проведение кружка «Учусь исследовать»
  3. Проследить динамику развития исследовательских умений и навыков учащихся.

Экспериментальная работа, направленная на решение данных задач, включала следующие этапы: 1. Констатирующий срез имеющегося уровня сформированности исследовательских умений учащихся экспериментальной и контрольной групп. 2. Проведение кружковых занятий по разработанной нами программы, способствующих целенаправленному процессу формирования умений исследовательской деятельности. 3. Сравнительный анализ результатов, полученных при оценке уровней развития умений исследовательской деятельности в экспериментальной и контрольной группах.

          В заключительном этапе  в экспериментальной группе наибольший процент (71%) учащихся достигли продуктивного уровня, а в контрольной группе среднего уровня (50%)

          Таблица 2. Сравнение уровней сформированности у учащихся              

               исследовательских навыков на итоговом этапе.

Уровень сформированности учащихся экспериментальной группы

Уровень сформированности учащихся контрольной группы

Исходный =0

Исходный =4

Средний =4

Средний = 6

Продуктивный 5

Продуктивный = 2

Кретаивный=3

Креативный =0

  В течении года учащиеся участвовали в научно-практических конференциях и занимали призовые места

          Мероприятие

ФИО, класс

место

1

Республиканский конкурс «Юннат» номинация « Личное подсобное хозяйство»

Чооду Онзагай, 11кл

2 место, Пр № 201, 25.03.2018г

2

Республиканский конкурс «Юннат», номинация « Лекарственные растения»

Ооржак Анчима, 6кл

1место, Пр № 201от 25.09.2018г.

3

Республиканский конкурс « Юннат», номинация « Овощеводство»

Куулар Алдынай, 6кл

3место, Пр №201 от 25.09.2018г

4

Республиканская НПК «Подрост», номинация « Лесоведение и лесоводство»

Дадар-оол Чайзат, 8кл

2 место, Пр № 225\ос от 31.10.2018г

5

Республиканская НПК « Подрост», номинация «экология лесных животных»

Монгуш Кара-Кат, 8кл

2место, Пр № 225\ос от 31.10. 2018г

6

Республиканская НПК «Подрост», номинация «Экология лесных ратсений»

Чоолду Онзагай, 11кл

3место, Пр № 225\ос от 31.10.2018г.

7

Конкурс исследовательских и проектных работ в рамках форума «Зеленая планета»

Дадар-оол Чайзат, 8кл

1 место

8

Конкурс исследовательских и проектных работ в рамках форума «Зеленая планета»

Монгуш-оол Элика, 8кл

2место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и комментариии к системе работы над индивидуальной методической темой

Содержат цели, задачи, источники, порядок  и результаты работы над индивидуальной методической темой...

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Методическая разработка. Отчет по методической теме "Эмоциональность как важный мотивационный аспект преподавания иностранного языка" на заседании педагогического совета ГБОУ гимназия №402.

Как наши эмоции связаны с различными познавательными процессами : памятью, восприятием и мышлением?  Как эмоции участвуют в формировании мотивов сознательного учения школьников? Об этом задумывае...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы над общей методической темой

Методические рекомендациипедагогам дополнительного образованиядля работы над общей методической темой...

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

Методическая тема самообразования учителя как фактор совершенствования методического обеспечения образовательного процесса по предмету

В условиях модернизации образования школы, совершенствования качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития,...