Урок по теме "Бактерии"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя школа
Технологическая карта
открытого урока по биологии
Разработала: учитель химии и биологии
МКОУ Сосновская СШ
Пешкова А.А.
с.Сосновка 2015 г.
Технологическая карта урока
(составлена в соответствии с рекомендациями заведующей кафедрой управления образованием ОГБУ «Центр ОСИ» Основиной В.А.)
Ф.И.О.: Пешкова Анастасия Александровна.
Учебный предмет: Биология.
Класс: 5.
Тема урока: Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Тип урока: Урок приобретения новых знаний.
Формы урока: Фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: Словесный, наглядный, частично – поисковый.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация.
ТДЦ:
Обучающий компонент: сформировать представление о бактериях как об особом царстве, их строении, жизнедеятельности, разнообразии.
Развивающий компонент: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; научить находить сходство и отличия различных групп бактерий; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
Воспитывающий компонент: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду; формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.
Предметные результаты:
- Сформировать умение рассказывать о строении бактерий;
- Сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;
- Сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез.
Формируемые УУД и способы деятельности:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, взаимоконтроля и самооценки.
Личностные УУД
- Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- Оценивать собственный вклад в работу пары.
Этапы урока | Решаемые задачи | Деятельность учителя (методы обучения) | Деятельность учащихся (формы организации учебно-познавательной деятельности) | Результат | |
Организационный момент | Проверить подготовленность учащихся к уроку. | 1. Приветствует учащихся в стихотворной форме: Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! 2. Проверяет готовность учащихся к уроку. | 1. Приветствуют учителя. 2. Включаются в работу. | Учащиеся готовы к уроку. | |
Актуализация пройденного материала. | Выявить уровень усвоения пройденного материала. | 1.Организует проверку выполнения домашнего задания через работу в парах, организует проверку, обсуждение выполненного задания , самооценку. Задание № 1 «Отгадай кроссворд» (Приложение 1). | 1. Отгадывают кроссворд, обсуждают варианты, анализируют ответы. 2.Проставляют баллы в карточку. 3. Записывают результат в приложение 2. (работа в парах, индивидуальная и фронтальная). | Задание № 1 выполнено, уровень усвоения выявлен. | |
Изучение нового материала Первичное закрепление | Целеполагание. Обеспечить овладение учащимися знаний по теме «Бактерии: строение и жизнедеятельность». Уметь классифицировать царство бактерий: - по типу питания (автотрофы, гетеротрофы); - по форме (бациллы, кокки, спириллы, вибрионы). Определять, как строение бактерий связано с их образом жизни. | 1. Подводит учащихся к определению цели и задач. 2. Объясняет новый материал: - строение бактерий, классификацию по форме, как строение связано с образом жизни; - что есть – прокариоты, эукариоты. 3. Организует выполнение задания, обсуждение выполненного задания, самооценку. (частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный) Задание № 2 Составить схему «Классификация бактерий по типу питания» (Приложение 2). | 1. Определяют цель и задачи урока. 2. Отвечают на вопросы учителя, возникшие по ходу урока. 3.Работают индивидуально с учебником (стр. 41-42) и карточкой, составляют схему (Классификация бактерий по типу питания), анализируют ответы. 4. Проставляют баллы в карточку. (индивидуальная, фронтальная) | Овладение знаниями о строении, жизнедеятельности и разнообразии бактерий. Задание № 2 выполнено. | |
Физкультминутка | |||||
Закрепление | Обеспечить закрепление изученного материала и выполнение заданий | 1. Организует выполнение тестового задания, обсуждение выполненных заданий. 2. Организует взаимопроверку. (частично – поисковый) Задание №3 Тест «Царство бактерии» (Приложение 2). | 1. Выполняю тестовое задание. 2. Проверяют тесты (взаимопроверка). 3. Проставляют баллы в карточку. (работа в парах, индивидуальная). | Задание № 3 выполнено. | |
Рефлексия. | Формировать способность объективно оценивать результаты своей деятельности Подведение итогов урока. | 1.Организует заполнение оценочного листа. 2. Организует подведение итогов. Задание №4 Оценочный лист (Приложение 3). | 1. Оценивают свою деятельность (индивидуально) | Объективно оценивают свою деятельность. | |
Домашнее задание. | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | §6, упр. 3 – 5 в рабочей тетради | Записывают домашнее задание |
Приложение 1 Задание № 1 «Отгадай кроссворд» ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНО ОТГАДАННОЕ СЛОВО ПО 1 БАЛЛУ.
ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – | Приложение 1 Задание № 1 «Отгадай кроссворд» ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНО ОТГАДАННОЕ СЛОВО ПО 1 БАЛЛУ.
ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – |
Приложение 2 Индивидуальная карточка Задание № 1 «Отгадай кроссворд»
________________________________ баллы Задание № 2 ЗА ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЕННУЮ СХЕМУ 2 БАЛЛА. Составит схему «Классификация бактерий по типу питания» ________________________________ баллы Задание №3 ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО 1 БАЛЛУ. Тест «Царство бактерии» 1.Бактерии – это: А) одноклеточные организмы, имеющие ядро Б) одноклеточные организмы без ядра В) клетки, имеющие ядро и вакуоли Г) клетки, имеющие пластиды 2.Образование спор у бактерий – это: А) способ размножения Б) способ питания В) способ деления Г) способ выживания в неблагоприятных условиях 3.Фотосинтез – это процесс: А) образования неорганических веществ из органических Б) образование органических веществ из неорганических В) поглощение кислорода Г) выделение углекислого газа 4.Шарообразную форму имеют: А) бациллы Б) вибрионы В) кокки Г) спириллы 5.Клетки бактерий отличаются от растительных клеток: А) отсутствием клеточной стенки Б) отсутствием цитоплазмы В) отсутствием ядра Г) отсутствием ядерного вещества ________________________________ баллы |
Приложение 2 Индивидуальная карточка
Задание № 1 «Отгадай кроссворд» _________________8________________ баллы Задание № 2 ЗА ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЕННУЮ СХЕМУ 2 БАЛЛА. Составить схему «Классификация бактерий по типу питания» АВТОТРОФЫ ГЕТЕРОТРОФЫ ________________2________________ баллы Задание №3 ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО 1 БАЛЛУ. Тест «Царство бактерии» Бактерии – это: А) одноклеточные организмы, имеющие ядро Б) одноклеточные организмы без ядра В) клетки, имеющие ядро и вакуоли Г) клетки, имеющие пластиды Образование спор у бактерий – это: А) способ размножения Б) способ питания В) способ деления Г) способ выживания в неблагоприятных условиях Фотосинтез – это процесс: А) образования неорганических веществ из органических Б) образование органических веществ из неорганических В) поглощение кислорода Г) выделение углекислого газа Шарообразную форму имеют: А) бациллы Б) вибрионы В) кокки Г) спириллы Клетки бактерий отличаются от растительных клеток: А) отсутствием клеточной стенки Б) отсутствием цитоплазмы В) отсутствием ядра Г) отсутствием ядерного вещества ________________5________________ баллы |
Приложение 3
Задание № 4
Оценочный лист | |||
Задания | Максимальное количество баллов | Мои баллы | |
1 | 8 | ||
2 | 2 | ||
3 | 5 | ||
Итого | 15 | ||
Оценка |
Критерии оценки:
14 - 15 баллов (оценка 5);
10 – 13 баллов (оценка 4);
6 - 9 баллов(оценка 3);
0 – 5 баллов ( оценка 2).
Домашнее задание:__________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...