Урок по теме "Бактерии"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Пешкова Анастасия Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя школа

Технологическая карта

открытого урока по биологии

Разработала: учитель химии и биологии

                                                                                                                                                                                             МКОУ Сосновская СШ

                                                                                                                                                                            Пешкова А.А.

с.Сосновка 2015 г.

Технологическая карта урока

(составлена в соответствии с рекомендациями заведующей кафедрой управления образованием ОГБУ «Центр ОСИ» Основиной В.А.)

   Ф.И.О.: Пешкова Анастасия Александровна.

   Учебный  предмет: Биология.

   Класс: 5.  

   Тема урока: Бактерии: строение и жизнедеятельность.

   Тип урока:  Урок приобретения новых знаний.

   Формы урока: Фронтальная,  индивидуальная, парная.

   Методы: Словесный, наглядный, частично – поисковый.

   Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация.

ТДЦ:

Обучающий компонент: сформировать представление о бактериях как об особом царстве, их строении, жизнедеятельности, разнообразии.

Развивающий компонент: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; научить находить сходство и отличия различных групп бактерий; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

Воспитывающий компонент: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду; формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.

Предметные результаты:

- Сформировать умение рассказывать о строении бактерий;

- Сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;

- Сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез.

Формируемые УУД и способы деятельности: 

Познавательные УУД

- Продолжить формирование умения работать  с учебником.

- Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  

   

 Коммуникативные УУД

- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

- Продолжить обучение основам самоконтроля, взаимоконтроля и самооценки.

Личностные УУД

- Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

-  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- Оценивать собственный вклад в работу пары.

Этапы урока

Решаемые задачи

Деятельность учителя (методы обучения)

Деятельность учащихся (формы организации учебно-познавательной деятельности)

Результат

Организационный момент

Проверить подготовленность учащихся к уроку.

1. Приветствует учащихся в стихотворной форме:

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок! 

2. Проверяет  готовность учащихся  к уроку.

1. Приветствуют учителя.

2. Включаются в работу.

Учащиеся готовы  к уроку.

Актуализация пройденного материала.

Выявить уровень  усвоения пройденного материала.

1.Организует проверку выполнения домашнего задания через работу в парах, организует  проверку, обсуждение выполненного  задания , самооценку.

Задание № 1

«Отгадай кроссворд»

(Приложение 1).

1. Отгадывают кроссворд,

обсуждают варианты,

 анализируют ответы.

2.Проставляют баллы в карточку.

3. Записывают результат в приложение 2.

(работа в парах, индивидуальная и фронтальная).        

Задание № 1 выполнено, уровень усвоения выявлен.

Изучение нового материала

Первичное закрепление

Целеполагание.

Обеспечить овладение учащимися знаний по теме «Бактерии: строение и жизнедеятельность».

Уметь классифицировать царство бактерий:

- по типу питания (автотрофы, гетеротрофы);

- по форме (бациллы, кокки, спириллы, вибрионы).

 Определять, как строение бактерий связано с их образом жизни.

1. Подводит учащихся к определению цели и задач.

2. Объясняет новый материал:  - строение бактерий, классификацию по форме, как строение связано с образом жизни;

 - что есть – прокариоты, эукариоты.

3. Организует  выполнение задания,  обсуждение выполненного  задания, самооценку.

(частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный)

Задание № 2

Составить  схему «Классификация бактерий по типу питания»

(Приложение 2).

1. Определяют цель и задачи урока.

2. Отвечают на вопросы учителя, возникшие по ходу урока.

3.Работают индивидуально с учебником (стр. 41-42) и карточкой, составляют схему (Классификация бактерий по типу питания), анализируют ответы.

4. Проставляют баллы в карточку.

 (индивидуальная, фронтальная)

Овладение знаниями о  строении, жизнедеятельности и разнообразии бактерий.

Задание № 2 выполнено.

Физкультминутка

Закрепление

Обеспечить закрепление изученного материала и выполнение  заданий

1. Организует выполнение тестового задания, обсуждение выполненных  заданий.

2. Организует взаимопроверку.

(частично – поисковый)

Задание №3

Тест

«Царство бактерии»

(Приложение 2).

1. Выполняю тестовое задание.

2. Проверяют тесты (взаимопроверка).

3. Проставляют баллы в карточку.

(работа в парах, индивидуальная).        

Задание № 3 выполнено.

Рефлексия.

Формировать  способность  объективно оценивать результаты своей деятельности

Подведение итогов урока.

1.Организует заполнение оценочного листа.

2. Организует подведение итогов.

Задание №4

Оценочный лист

(Приложение 3).

1. Оценивают свою деятельность

(индивидуально)

Объективно оценивают свою деятельность.

Домашнее задание.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

§6, упр. 3 – 5 в рабочей  тетради

  Записывают домашнее задание

Приложение 1

Задание № 1

«Отгадай кроссворд»

ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО ПО 1 БАЛЛУ.

 Б

И

О

Л

О

Г

И

Я

 Ц

А

Р

С

Т

В

О

С

И

С

Т

Е

М

А

Т

И

К

А

Ж

И

В

О

Т

Н

Ы

Е

Р

А

С

Т

Е

Н

И

Я

В

И

Р

У

С

Ы

Г

Р

И

Б

Ы

В

И

Д

  1. Наука о живой природе…;
  2. Самой крупной систематической группой является…;
  3. Раздел биологии, посвященный классификации живой природы…;
  4. Зоология – это наука о…;
  5. Ботаника – это наука о…;
  6. Неклеточная форма жизни…;
  7. Микология – это наука о…;
  8. Наименьшая группа классификации…

ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 8.

Приложение 1

Задание № 1

«Отгадай кроссворд»

ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО ПО 1 БАЛЛУ.

Б

И

О

Л

О

Г

И

Я

 Ц

А

Р

С

Т

В

О

С

И

С

Т

Е

М

А

Т

И

К

А

Ж

И

В

О

Т

Н

Ы

Е

Р

А

С

Т

Е

Н

И

Я

В

И

Р

У

С

Ы

Г

Р

И

Б

Ы

В

И

Д

  1. Наука о живой природе…;
  2. Самой крупной систематической группой является…;
  3. Раздел биологии, посвященный классификации живой природы…;
  4. Зоология – это наука о…;
  5. Ботаника – это наука о…;
  6. Неклеточная форма жизни…;
  7. Микология – это наука о…;
  8. Наименьшая группа классификации…

ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 8.

Приложение 1

Задание № 1

«Отгадай кроссворд»

ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНО ОТГАДАННОЕ СЛОВО ПО 1 БАЛЛУ.

  1. Наука о живой природе…;
  2. Самой крупной систематической группой является…;
  3. Раздел биологии, посвященный классификации живой природы…;
  4. Зоология – это наука о…;
  5. Ботаника – это наука о…;
  6. Неклеточная форма жизни…;
  7. Микология – это наука о…;
  8. Наименьшая группа классификации…

ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ –

Приложение 1

Задание № 1

«Отгадай кроссворд»

ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНО ОТГАДАННОЕ СЛОВО ПО 1 БАЛЛУ.

  1. Наука о живой природе…;
  2. Самой крупной систематической группой является…;
  3. Раздел биологии, посвященный классификации живой природы…;
  4. Зоология – это наука о…;
  5. Ботаника – это наука о…;
  6. Неклеточная форма жизни…;
  7. Микология – это наука о…;
  8. Наименьшая группа классификации…

ОБЩЕЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ –

Приложение 2

Индивидуальная карточка

Задание № 1

«Отгадай кроссворд»

                                       

________________________________

баллы

Задание № 2

ЗА ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЕННУЮ СХЕМУ 2 БАЛЛА.

Составит схему

«Классификация бактерий по типу питания»

________________________________

баллы

Задание №3

ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО 1 БАЛЛУ.

Тест

«Царство бактерии»

1.Бактерии – это:

А) одноклеточные организмы, имеющие ядро

Б) одноклеточные организмы без ядра

В) клетки, имеющие ядро и вакуоли

Г) клетки, имеющие пластиды

2.Образование спор у бактерий – это:

А) способ размножения

Б) способ питания

В) способ деления

Г) способ выживания в неблагоприятных условиях

3.Фотосинтез – это процесс:

А) образования неорганических веществ из органических

Б) образование органических веществ из неорганических

В) поглощение кислорода

Г) выделение углекислого газа

4.Шарообразную форму имеют:

А) бациллы

Б) вибрионы

В) кокки

Г) спириллы

5.Клетки бактерий отличаются от растительных клеток:

А) отсутствием клеточной стенки

Б) отсутствием цитоплазмы

В) отсутствием ядра

Г) отсутствием ядерного вещества

________________________________

баллы

Приложение 2

Индивидуальная карточка

 

Задание № 1

«Отгадай кроссворд»

_________________8________________

 баллы

Задание № 2

ЗА ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЕННУЮ СХЕМУ 2 БАЛЛА.

Составить  схему

«Классификация бактерий по типу питания»

                                             АВТОТРОФЫ                                                              ГЕТЕРОТРОФЫ

________________2________________

баллы

Задание №3

ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО 1 БАЛЛУ.

Тест

«Царство бактерии»

Бактерии – это:

А) одноклеточные организмы, имеющие ядро

Б) одноклеточные организмы без ядра

В) клетки, имеющие ядро и вакуоли

Г) клетки, имеющие пластиды

Образование спор у бактерий – это:

А) способ размножения

Б) способ питания

В) способ деления

Г) способ выживания в неблагоприятных условиях

Фотосинтез – это процесс:

А) образования неорганических веществ из органических

Б) образование органических веществ из неорганических

В) поглощение кислорода

Г) выделение углекислого газа

Шарообразную форму имеют:

А) бациллы

Б) вибрионы

В) кокки

Г) спириллы

Клетки бактерий отличаются от растительных клеток:

А) отсутствием клеточной стенки

Б) отсутствием цитоплазмы

В) отсутствием ядра

Г) отсутствием ядерного вещества

________________5________________

баллы

Приложение 3

Задание № 4

Оценочный лист

Задания

Максимальное количество баллов

Мои баллы

1

8

2

2

3

5

Итого

15

Оценка

Критерии оценки:

14 - 15 баллов (оценка 5);

10 – 13 баллов (оценка 4);

6 -  9 баллов(оценка 3);

0 – 5 баллов ( оценка 2).

Домашнее задание:__________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...