урок "Гигиена пищеварения" 8 класс
учебно-методический материал по биологии (8 класс)
Урок в 8 класса обобщающий по теме "Пищеварение" постоен по кейс технологии, групповая форма работы с ноутбуками, с защитой презентации по своей теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания"
Тип урока: проект, изучение нового материала.
Оборудование: Муляж « Внутреннее строение человека» таблицы «Пищеварительная система», «Пищевые добавки», «Предупреждение желудочно-кишечных инфекций». Выставка книг и журналов о различных теориях питания; плакаты с высказываниями и народными мудростями «Кто долго жует – тот долго живет», «Обжора роет себе могилу собственными зубами»; подготовленные санбюллетени «Пищевые отравления», «Желудочно-кишечные заболевания и их профилактика», «Влияние алкоголя и курения на пищеварительную систему», «Язва желудка – это не шутка!», «Старайся – правильно питайся»; продукты питания, подлежащие исследованию; компьютеры, с выходом в интернет, компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word; мультимедийный проектор, экран
Ход урока
Задачи:
- провести аналогию: Здоровое питание – здоровье человека;
- полученные знания на уроке о гигиене питания превратить в систему личных убеждений.
Методы обучения: наблюдение, проблемный, проектный.
Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, проектирование.
Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания об органах пищеварения, конкретизируют знания о гигиенических правилах питания.
? Проблемный вопрос: Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела и поведения человека.
1. Вступительное слово учителя: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество , начнём урок.
Нет любви более искренней, чем любовь к еде!
Как вы понимаете этот фразеологизм? (Он выражает определенную привязанность человека к пище)
А для чего нужна пища? (предполагаемый ответ: для восстановления энергии, для силы)
На доске учитель пишет: питание . Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (Вызов – «корзина идей»). Самое важное слово, обобщающее все ваши идеи – жизнь, энергия.
Учитель вывешивает плакат «Питание – это жизнь».
Итак,
2. Актуализация знаний учащихся о механизме пищеварения, его регуляции.
Для начала проверим, как владеем информацией о пищеварении. Разделимся на 5 групп. В каждой группе необходимо выбрать координатора, который будет фиксировать вашу работу на уроке в оценочных листах самоконтроля (за правильный ответ – 1 балл, если с пояснением – 2 балла)
Каждой группе необходимо заполнить один из элементов кластера по пищеварению, дать соответствующие объяснения вписанным словам.
(Заполнение кластера – 3 мин)
Координаторы фиксируют результаты.
Общее обсуждение
Цель проекта: создание системы рекомендаций по гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
Чтобы достичь этой цели, сегодня на уроке
- Мы обсудим: правила приема пищи;
- Оценим влияние различных диет на организм человека;
- Исследуем содержание пищевых добавок в продуктах питания;
- Познакомимся с различными видами желудочно-кишечных заболеваний;
- Составим презентацию, пропагандирующую здоровый образ жизни;
- Вы научитесь: самостоятельно проводить исследования, создавать собственный проект;
- Вы попробуете себя в роли: физиолога, валеолога, лаборанта, диетолога, врача- инфекциониста;
- Вы будете готовы превратить в личные убеждения те знания, которые приобретёте на этом уроке.
3. Проектирование работы учащихся.
Каждая группа выполняет проект, в результате которого доказывает, что питание – это жизнь и представляет доказательства в виде: презентации, листовки, буклета.
Учащиеся разрабатывают и реализуют мини-проекты по здоровью. По итогам мини-проектов в 8 классе идёт реализация проекта «Гигиена дыхания». В него включены мини-проекты:
- Исследовательский мини-проект «Правила приема пищи» – реализует группа «Физиологи»;
- Информационный мини-проект « Виды диет и их влияние на организм»- реализуют «Валеологи»
- Информационный мини-проект «Содержание пищевых добавок в продуктах питания» - разрабатывает группа «Лаборанты »;
- Информационный мини-проект «Виды желудочно-кишечных заболеваний»- разрабатывает группа «Врачей – инфекционистов»
- Творческий мини-проект «Пищевые отравления и первая помощь при них» – разрабатывает группа «Спасатели»;
Учитель: Организм человека выработал защитную реакцию на однообразную пищу — «приедаемость», связанную с потерей аппетита. С другой стороны, разнообразная пища часто вызывает повышенный аппетит, большее выделение пищеварительных соков, лучшую усвояемость пищевых веществ. Организм человека как бы сам показывает, что разнообразное питание более правильное, более физиологичное.
«С тех пор как люди научились варить пищу, они едят вдвое больше, чем требует природа.» Бенджамин Франклин
Что такое диета? О какой «5» для организма говорил академик Ф.И. Комаров? Выяснят валеологи :
2. Группа «Валеологи»
Информационный проект « Виды диет и их влияние на организм»-
Приложения:
1. Дополнительная литература;
2. Правила написания синквейна, распечатки с примерами синквейнов.
3. Чистые листы бумаги;
Алгоритм:
Первый шаг– изучение теории вопроса, (Дополнительная литература — распечатка прилагается)
Второй шаг – проведение наблюдения социологический опрос (инструкция прилагается)
Третий – формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Существует ли универсальная диета?)
Четвёртый – составление деятельности по устранению или снижению остроты проблемы (написание синквейна по исследуемой теме или подготовка рекламных листовок.)
Форма представления результатов проекта:
1 Выставка рекламных листовок или синквейн.
2. Формулирование правила рационального питания.
? проблемный вопрос: «Питание– это жизнь?»
Учитель: Никому не нужно объяснять, насколько важно для нашего здоровья правильное питание. Часто то, что попадает к нам в организм с едой, является просто... ядом. Я говорю о всевозможных вредных добавках, содержащихся в промышленно-обработанных продуктах питания. В принципе, наш организм - штука прочная. Он способен самостоятельно избавляться от многих вредных веществ, попадающих в него с пищей, водой, воздухом. Но, когда этих вредных веществ слишком много, организм не справляется.
Первое, что стоит сделать всем, кто заботится о своем здоровье - отказаться от употребления самых вредных продуктов питания, содержащих вредные добавки. Или хотя бы свести употребление таких продуктов к минимуму. Пролить свет на данную проблему нам помогут «Лаборанты»
3. Информационный мини-проект «Содержание пищевых добавок в продуктах питания»
Приложения:
- Распечатки таблиц с «Пищевыми добавками»
- Инструкция анализа пищевых продуктов
- Презентация «Польза и вред газированной воды»
Алгоритм:
Первый шаг - изучение теории вопроса, ( распечатки дополнительной литературы )
Второй шаг – формулирование проблемы (Что может привести к нарушению здоровья?)
Третий —распределение ролей в группе;
Форма представления результатов проекта:
1. Листовка или презентация «Опасные пищевые добавки»
2. Примеры синквейнов.
3. Формулирование правила гигиены пищеварительной системы.
? проблемный вопрос: «Питание – это жизнь?»
Учитель: В пищеварительную систему вместе с недоброкачественной, недостаточно обработанной или плохо промытой пищей могут попасть болезнетворные микробы.
Часть их обезвреживается в ротовой полости под действием слюны и
разрушается в кишечнике желудочным соком и желчью. Другие, более устойчивые микробы, попадая в кишечник, начинают интенсивно размножаться. Какие виды желудочно –кишечных заболеваний бывают и в чем их причина мы узнаем от Врачей – инфекционистов
Информационный мини-проект «Виды желудочно-кишечных заболеваний»
Приложения :
- Учебник (стр.178)
- Дополнительная литература (распечатка)
- Видеоматериалы
Алгоритм:
Первый шаг - изучение теории вопроса, ( распечатки дополнительной литературы )
Второй шаг – формулирование проблемы (Каковы способы заражения бактериями и гельминтами?)
Третий —распределение ролей в группе;
Форма представления результатов проекта:
1. Листовка или презентация «Виды желудочно-кишечных заболеваний»
2. Примеры синквейнов.
3. Формулирование правила гигиены питания.
Учитель: Первая помощь при отравлениях.
Как помочь человеку, у которого сильные боли в животе, тошнота, потерял сознание и не дышит выяснит:
4. Группа «Спасатели»
Творческий мини-проект «Пищевые отравления и первая помощь при них» Алгоритм (пошаговая работа) проекта:
Первый шаг - изучение теории вопроса, (инструкция «Приёмы первой помощи при отравлении»),
Второй шаг – формулирование проблемы (Чем может отравиться человек?)
Третий шаг -- распределение ролей в группе;
Четвёртый – составление программы и деятельности по устранению или снижению остроты проблемы.
Форма представления результатов проекта:
1. Театрализованное представление по собственному сценарию в виде репортажа с демонстрацией приемов первой помощи при отравлении;
2. Формулирование правила гигиены питания .
Учитель: Антон Павлович Чехов в свое время сказал «Встав из-за стола голодным – вы наелись; если вы встаете наевшись – вы переели; если встаете переевши – вы отравились.» Давайте выясним, есть ли мера в принятии пищи? Представляем слово Физиологам.
1. Группа «Физиологи»
Исследовательский проект «Правила приема пищи»
Приложения:
1. Инструкция «Эксперименты»
2. Учебник
Алгоритм (пошаговая работа) проекта:
Первый шаг– изучение теории вопроса, (Учебник стр. 177 о правилах приема пищи ).
Второй шаг – исследование особенностей собственного организма, проведение наблюдения (инструкция прилагается)
Третий – формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Что может вызвать нарушение правил приема пиши ?)
Четвёртый – составление программы и деятельности по устранению или снижению остроты проблемы
Форма представления результатов проекта:
1. Проведение занятия с одноклассниками по составленной инструкции;
2. Написание синквейна.
3. Формулирование правила гигиены дыхания
? проблемный вопрос: «Питание – это жизнь?»
Учитель организует микроконференцию по обсуждению вопросов гигиены
Учитель выступает в роли консультанта и координатора работы учащихся.
Форма представления результатов урока-проекта:
1. Составление кластера «Гигиена органов пищеварения и предупреждения желудочно – кишечных заболеваний»
Учитель обращает внимание учащихся на то, что питаться правильно – очень важно.
Проверь себя
Учащиеся, используя кластер, делают выводы о гигиенических правилах органов пищеварения и предупреждения желудочно – кишечных заболеваний
Учитель: В заключении хотелось бы еще раз отметить, что от правильного питания зависит наша жизнь. Хотите быть здоровыми, радостными, уверенными в себе, организуйте свое питание правильно.
Давно доказано, что питание влияет на следующие функции организма человека: Здоровье. Внешний вид и красота: волосы; кожа; ногти; цвет лица. Жизненная энергия. Самочувствие. Настроение.
Крепкое здоровье и высокий иммунитет - результат слаженной работы всего организма, когда потребляемая пища усваивается полностью, являясь набором полезных элементов, своевременно протекают обменные процессы в системе пищеварения организма.
Правильное питание не позволяет организму преждевременно стареть.
Каковы же общие принципы правильного питания?.
Выводы:
1. Продукты должны быть свежими, но и приготовленная пища не должна долго храниться. От этого исчезают полезные свойства, а появляются те, которые приносят вред организму.
2. Питание должно быть сбалансированным и разнообразным. Если вы работаете, можно заказывать готовые обеды в офис из ресторанов. В этом случае вы сможете поддерживать сбалансированный рацион, так как современное оборудование для ресторанов предназначено для приготовления любого заказанного вами блюда. А чем больше биологически активных веществ поступает в организм, тем здоровее он будет.
3. Составляйте меню так, чтобы в нем обязательно были сырые овощи и фрукты. С их помощью ускоряются обменные процессы, в состав сырых овощей и фруктов входит больше микроэлементов и витаминов.
4. Следите за своим рационом, не допускайте сочетания несовместимых продуктов. Невыполнение этого правила приводит к сбору не переваренной пищи в кишечнике, образованию в нем процессов брожения, накопления шлаков и токсинов. Составляя правильный рацион питания, вы избавитесь от хронических заболеваний, оздоровите свой организм.
5. Ограничивайте себя в питании. Переедание вредит нашему организму ничуть не меньше, чем некачественные продукты. Переедание вызывает усталость, снижает работоспособность. Кроме того, для здорового организма не нужен излишний вес.
6. В рационе питания необходимо учитывать время года. Летом надо употреблять растительную пищу, зимой - пищу, богатую жирами и белками.
7. Во время приема пищи необходимо испытывать удовольствие, мысли должны быть позитивными. Недопустима спешка в еде, разговоры и чтение.
Выполнение этих нехитрых правил будет способствовать созданию привычки питаться правильно, сделает ваш организм здоровым.
В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно время, место и порядок.
Спокойно, не спеша, без суеты
В день раз иль два питаться должен ты.
Питайся, если голод ощутил,
Еда нужна для поддержанья сил
Зубами пищу измельчай всегда,
Полезней будет, впрок пойдет еда
В компании приятной честь по чести
Есть следует в уютном, чистом месте
Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьет достойно в свой черед.
Авиценна
Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказываются в дальнейшем на состояние здоровья взрослого человека. Надо воспитывать в себе привычку анализировать свое состояние даже тогда, когда самочувствие хорошее, учиться упражнять свое здоровье, понимать его зависимость от состояния окружающей среды.
VI. Подведение итогов урока
Вопросы классу:
- Что дала вам работа над учебным проектом?
- Что у вас не получилось и почему?
- Что бы вам хотелось изменить при проведении следующего проекта?
Задание на дом: выполняйте те несложные правила, которые мы сегодня с вами выработали. Будьте здоровы! Спасибо за урок.
Оценочный лист
Фамилия имя участников проекта | Участие в работе группы | Индивидуальный доклад | Оформление листовок, стенгазеты, буклетов, презентаций | Участие в обсуждении других работ | Итоговая оценка |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Пословицы и изречения о еде и гигиене питания:
Ходи – не шатайся, говори – не заикайся, ешь – не объедайся.
Легко поел, легко и сделал.
Свою болезнь ищи на дне тарелки.
Кто умерен в еде, тот врач себе.
Всякая пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей (Гиппократ).
Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится (Писарев).
"Кто долго жует, тот долго живет",
"Хорошо прожуешь -- Сладко проглотишь " (народная МУДРОСТЬ).
"Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу".
"Недосол на столе, пересол на спине",
"Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел" - Абуль-Фарадж;
"Ешь столько, чтобы тела здание не гибло от переедания" — А. Джами.
"Скажи мне, что ты ешь и я скажу тебе, кто ты." (А.С. Пушкин)
"Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться".
Методический паспорт учебного проекта
Цель: создание системы рекомендаций по гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
Задачи:
- Изучить правила приема пищи;
- оценить влияние различных диет на организм человека;
- исследовать содержание пищевых добавок в продуктах питания;
- познакомиться с различными видами желудочно-кишечных заболеваний;
- составить презентацию, пропагандирующую здоровый образ жизни;
- оформить презентацию и проект – «Человек есть то, что он ест».
Время работы над проектом: два спаренных урока.
Режим работы: 90 минут.
Возраст обучающихся: 8 класс.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: основная учебная и дополнительная научно-исследовательская, научно-популярная литература. Таблицы «Пищеварительная система», «Пищевые добавки», «Предупреждение желудочно-кишечных инфекций». Выставка книг и журналов о различных теориях питания; плакаты с высказываниями и народными мудростями «Кто долго жует – тот долго живет», «Обжора роет себе могилу собственными зубами»; «Старайся – правильно питайся»; продукты питания, подлежащие исследованию; компьютеры, с выходом в интернет, компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word; мультимедийный проектор, экран.
ЗУН и общенаучные навыки:
- увеличение объема знаний по гигиене питания; профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта;
- умение работать с научным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации;
- умение систематизировать знания с помощью таблиц;
- умение пользоваться сетью Интернет,
- умение работать в различных группах.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес школьников к изучаемому предмету, самореализация.
Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания о гигиене питания и профилактике желудочно-кишечных заболеваний, из области анатомии, физиологии, гигиены, зоологии, экологии, самоопределение в выборе профессии.
Развитие навыков: самостоятельной работы с научной литературой, методикой, самостоятельного принятия решений, коммуникативности в информационном обмене, мыслительной деятельности при сборе, планировании, структурировании, анализе и обобщении информации, самоанализе; совершенствование навыков исследовательской деятельности;
Продукты: листовка, буклет, презентация.
Инструкции к изучению темы «Правила приема пищи»
Вопросы по работе с литературой: Как сохранить аппетит? Чем и как питаться? Как соблюдать правильный рацион? Какое значение имеет кулинарная обработка пищи? Салат, винегрет, мясные и овощные отвары усиливают сокоотделение гуморальным путем. Как это происходит? Какое значение для пищеварения имеют балластные вещества? Что обозначает высказывание Абуль-Фаораджа «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел»? Сформулируйте правило питания исходя из изречения (пословицы) «Кто долго жует – тот долго живет». Можно ли есть сидя у телевизора или читая интересную книгу? Почему на пустой желудок нельзя пить крепкий чай и кофе? Почему необходимо есть в одно и то же время и не менее 3 раз в день? Какой температуры должна быть принимаемая пища? Можно ли наедаться перед сном?
Рекомендации для работы с наглядными пособиями (таблицами с изображением пищеварительной системы, «Гигиена питания», «Влияние алкоголя и курения на пищеварительную систему», «Старайся – правильно питайся!») Рассмотрите на таблицах изображение пищеварительной системы. Вспомните строение и функции основных отделов пищеварения. Рассмотрите на рисунках, какой вред приносит употребление алкоголя и курение желудочно-кишечному тракту. Используя таблицу «Старайся – правильно питайся!» определите по рисункам основные правила питания.
Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные правилам питания, режиму питания, проанализируйте их и скопируйте для размещения на стенде.
Задание для презентации: составьте листовку, призывающую правильно питаться, выпишите все правила в таблицу, по изученному материалу составьте презентацию и распределите роли в проекте.
Инструкции к изучению темы «Виды диет и влияние их на организм человека»
Вопросы по работе с литературой: Что такое диета? Устарел ли в настоящее время афоризм «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу»? Что за пятерку для нашего желудка поставил специалист по биоритмике человека Ф. И. Комаров? Почему древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что толстые умирают раньше худых? Каким должно быть питание, которое принято считать здоровым и рациональным? В чем польза и вред вегетарианства? Можно ли все продукты употреблять в пищу в сыром виде? В чем суть теории раздельного питания? Объясните вред раздельного питания исходя из физиологии пищеварения. Почему пища должна быть разнообразной? Что такое лечебная диета?
Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные различным диетам, проанализируйте их. Скопируйте картинки иллюстрирующие последствия диет.
Задание для презентации: обоснуйте плюсы и минусы диет, дайте рекомендации по гигиене питания, запишите свои суждения в таблицу, по изученному материалу составьте презентацию и распределите роли в ток-шоу для доклада.
Инструкции к изучению темы «Пищевые добавки и влияние их на здоровье человека»
Вопросы по работе с литературой: что помогало человеку выделить среди многих веществ те, которые пригодны для еды? С помощью, каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пищи? Что такое пищевые добавки? Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-либо вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение? Обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? Что за вещества скрываются под индексом «Е»? Можно ли эти продукты есть? Почему введены ограничения на применение пищевых добавок? Вредны ли пищевые добавки для здоровья? Зачем производители питания применяют пищевые добавки?
Рассмотрите и проанализируйте таблицу «Пищевые добавки»
Обсудите вопросы: В чем плюсы и минусы применения консервантов? Чем красят продукты питания, и насколько это безопасно? Требует ли красота продукта жертв? С какой целью используются антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм человека? Стоит ли стабилизировать и загущать продукты питания? Почему нужно быть осторожным в использовании глютамата натрия?
Инструкция для выполнения практической работы: выполните мини-исследование. Изучите состав веществ на упаковках предложенных вам продуктов питания. Майонез, кетчуп, плавленый сыр, чипсы, сухарики, лапша и супы быстрого приготовления, жевательная резинка, батончики «Шок», «Сникерс», газированные напитки, продукты детского питания. Исследуйте продукты разных производителей, результаты запишите в таблицу, отметьте знаком «+» или «-» наличие пищевых добавок в исследуемых продуктах, укажите потенциально опасные для здоровья в случае их систематического употребления.
Содержание пищевых добавок в продуктах питания
Про- дукт | Красители Е1** | Консерванты Е2** | Антиокислители Е3** | Загустители Е4** | Эмульгаторы Е5** | Усилители вкуса Е6** |
|
|
|
|
|
|
|
Задание для презентации: на основании ваших исследований составьте рекомендации по употреблению продуктов питания и оформите их в виде презентации распределите роли в проекте .
Инструкции к изучению темы «Профилактика заболеваний желудочно-кишечной системы»
Вопросы по работе с литературой: по каким признакам можно судить о недоброкачественности пищевых продуктов? Какие возбудители вызывают кишечные инфекции? Каковы пути проникновения возбудителей инфекционных заболеваний? Опишите симптомы холеры, дизентерии, брюшного тифа. Как уберечься от дизентерии и холеры? В чем опасность сальмонеллеза? Что такое брюшной тиф? Каковы меры профилактики инфекционных заболеваний? К чему может привести нерегулярное питание в сухомятку, алкоголь, курение? Опишите симптомы язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки. Каковы меры профилактики неинфекционных заболеваний? Что такое описторхоз? Какие паразиты являются причиной заболевания «аскаридоз»? Какой вред приносят организму человека аскариды? Опишите меры профилактики глистных заболеваний.
Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные профилактике глистных заболеваний человека, проанализируйте их и скопируйте.
Рекомендации для работы с наглядными пособиями таблицами с изображением пищеварительной системы, «Гигиена питания», схемами «Цикл развития человеческой аскариды», «Стадии развития печеночного сосальщика». Рассмотрите иллюстрации развития паразитов. На какой стадии развития они опасны для человека? Основным или промежуточным хозяином является человек для развития человеческой аскариды, печеночного сосальщика? Предположите меры предупреждающие заражение этими паразитами.
Задание для презентации: на основании ваших исследований составьте рекомендации по предупреждению заражения глистными паразитами и оформите их в виде презентации и распределите роли в проекте.
Инструкции к изучению темы «Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь при них»
Вопросы по работе с литературой: по каким признакам можно судить о недоброкачественности пищевых продуктов? Каковы признаки пищевого отравления? Какие существуют виды пищевых отравлений? Какие микроорганизмы вызывают пищевые отравления? Как предупредить отравление пищевыми продуктами? Какие меры предосторожности помогут избежать отравления ботулизмом? Как возникают стафилококковые пищевые отравления? В чем опасность отравления грибами? Каковы меры оказания первой помощи пострадавшему от отравления грибами? Какие ядовитые растения обитают на территории Тамбовской области? Какие вы знаете меры профилактики отравлений грибами и растениями? Какую помощь необходимо оказать пострадавшему от случайного употребления кислоты, щелочи, тяжелых металлов, ртути? Опишите меры профилактики химических отравлений.
Задания для работы в Интернете: найдите статьи СМИ, посвященные профилактике химических отравлений человека, проанализируйте их и скопируйте.
Задание для презентации: на основании ваших исследований составьте рекомендации по предупреждению микробных и немикробных отравлений, опишите меры по оказанию первой помощи, составьте презентацию и распределите роли в проекте.
Список используемой литературы:
- Колесов Д.В, Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учеб.для 8 кл. Общеобразоват. Учеб.заведений. М.:Дрофа, 2001.
- Высоцкая М. В., Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности. История, состав и применение», ГИОРД. 2000
- Семенова А.С. «Чем красна колбаса? Пищевые красители «за» и «против», журнал «Сфера», №20, 2005
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (утв. Главным Государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003)
- Зуйкина Т. Н. «Гигиена питания» / Биология в школе №7, 2000
- Хорош В.А. Ролевая игра-конференция: «Питание. Производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни»
- Аксельрод А.Ю.Скорее «Скорой». М.:Медицина, 1990
- Артюхова И. С. Мое здоровье и ...право выбора / Биология для школьников, №1 2003
- Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9кл.сред.шк.- 4-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1989
- Кон И.Я., Копытенко М.В., Тоболева М.А. Без особого труда, но не детская еда / Классный руководитель, №4, 2004
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология, Глав. Ред.Аксенова М. Д. – М.:Аванта+, 2000
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 2001.
- Электронные учебники «Школьный курс биологии», «Анатомия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....