"Экологические факторы и их влияние на живые организмы"
методическая разработка по биологии (5 класс)
Данная работа представляет собой технологическую карту урока биологии в 5 классе в разделе "Введение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5v.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: «Экологические факторы и их влияние на живые организмы».
№ урока по теме: урок №5 в разделе «Введение»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: Сформировать представление об экологических факторах среды, рассмотреть их влияние на организмы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Учащиеся должны знать экологические факторы и их влияние на живое.
Учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы.
Метапредметные: учащийся должен уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
Оценивать работу одноклассников.
Личностные:
Учащийся должен уметь работать в малых группах (парах), уметь выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления с элементами экологической культуры.
Словарь урока: экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, Учебник Биология. Авторы: В. В. Пасечник. Издательство «Дрофа».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап (1мин.) | ||
1.Приветствие. | Приветствие учащихся | Приветствие учащимися учителя |
2. Проверка готовности учащихся к уроку. | Внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места. | |
3.Организация внимания. | Небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке. Краткое вводное слово. | |
Актуализация опорных знаний(3 мин) | Стихотворение. - Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чём идёт речь? - Да, это стихотворение об условиях, месте, или по-другому о среде обитания Учащиеся выполняют самостоятельную работу. | Слушает, анализирует, определяет, о чём идёт речь. выполняет задание, взаимопроверку |
Мотивация к учебной деятельности (5 мин.) | Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – все влияет на природу. Как вы думаете: что мы будем изучать? Условия среды называются экологическими факторами). | Отвечают,слушают стихотворение анализируют, выбирают условия, обсуждают, перечисляют, дают ответ. Определяют тему. «Экологические факторы и их влияние на организмы» записывают в тетрадь. |
Целеполагание и планирование (2 мин.) | Обсуждение с учащимися плана урока | Принимает цели, высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать. |
Открытие нового знания (20 мин.) | . Несмотря на многообразие факторов природы, приведённых в стихотворении, их можно разделить на три группы. Составьте схему типы экологических факторов.
Учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом сказки «Грустная история» и выполнить задания к ней. Учитель и ученики обсуждают ответы Организует индивидуальную работу по приложению на печатной основе, организует взаимопроверку) Организует работу в группах 1гр. – «абиотический фактор» 2 гр. – «биотический фактор» 3 гр. – «антропогенный фактор» Даёт сигнал об окончании работы. | Слушают, думают, отвечают на вопросы учителя, смотрят, участвуют в беседе (Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы -биотические и влияние деятельности человека на природу –антропогенный.) Составляют схему. Работают по чёткому алгоритму заданий, приложения № 2 - Читают текст, анализируют, выделяют значимое, формулируют ответ, записывают понятие, рассматривают иллюстрации учебника, обсуждают, выполняют задание приложения №2 1 группа - Следуют к доске, демонстрируют задание 2группа – Следуют к доске, демонстрируют задание 3 группа – Следуют к доске, демонстрируют итоговое задание приложения №2 |
Включение нового знания в систему знаний (закрепление 10 мин) | Проводит физкультминутку Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою – три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. На электронной доске. Распределите факторы среды в три колонки: Факторы живой природы (биотический), Факторы неживой природы(абиотический), Антропогенный фактор: Лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс мусора в реку, опыление растений насекомыми. | Выполняют задания приложения № 2 (взаимооценка). |
Рефлексия и оценивание (2 мин) | Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Выставляет и комментирует отметки.
- Что узнали нового на уроке? - Что показалось трудным? - Что вызвало интерес? | - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). |
Домашнее задание (2 мин.) | Задаёт домашнее задание 1.Выучить материал параграфа 5 учебника 2. Ответить на вопросы учебника после параграфа стр.27, подумайте. 3.Обьясни пословицы: - Весенний дождь растит, а осенний гноит» - Где вода есть, там саду цвесть - Не высок лесок, а от ветра защита | Дают сигнал о том, как прошёл урок |
Грустная история
Автор: Как-то раз, в один из холодных ненастных летних дней, когда пронизывающий ледяной ветер, выворачивая наизнанку листья деревьев, с силой сгибал до самой земли каждую травинку, а потом, будто оставшийся без присмотра озорной мальчишка, подбрасывал их в самую высь, встретились маленький ежик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища.
Муравей: Ну и погодка сегодня! Льет как из ведра!
Кукушка: Да если бы только сегодня! Третий день уже поливает! Никакой еды не сыскать! Еще один такой дождливый день, и я от голода погибну!
Муравей: Скорее бы этот дождик кончился, я бы сразу домой, в муравейник побежал - там сейчас тепло и сухо!
Кукушка: Да и мне пора посушить мокрые перышки.
Ёж: Что вы все одно заладили - «погода плохая», мокро вам, голодно! В жизни всякое бывает. Потерпите немного – скоро погода наладится.
Муравей: По мне, так хуже плохой погоды ничего на свете нет!
Кукушка: А я очень поесть люблю, и хуже голода для меня ничего нет.
Ёж: Эх, вы! Если хотите знать - мне-то хуже вас пришлось, да я ничего, терплю, не жалуюсь!
Кукушка: А что с тобой случилось?
Муравей: Расскажи, что за беда с тобой случилась, может, мы тебе поможем. Мы же все-таки твои друзья.
Ёж: Обидели меня! Шел я по своим ежиным делам по лесу, искал, чем-бы поживиться. Слышу, по тропинке люди идут - грибники вроде. Идут и между собой разговаривают: «Что-то, - говорят, - грибов в лесу не стало. Ходим с самого утра, а ничего не нашли. Куда все грибы делись?» Тут я нечаянно старыми листьями зашуршал да на глаза им и попался. «Так вот куда грибы делись! Это еж противный, наверное, все грибы слопал», - закричал один из грибников и на меня палкой замахнулся. Тут уж я быстренько клубком свернулся и покатился от этого места куда подальше. И так горько и обидно стало, что решил я вообще из леса уйти куда глаза глядят.
Кукушка: И верно, незаслуженно тебя, ежик, обидели. Эти горе-грибники просто неучи какие-то. Всем известно, что ежи едят всех насекомых. Ну, бывает, иногда мышку, лягушку, скушать могут. А грибы - это уж в сказках да мультфильмах. Не из-за ежей грибов в лесу мало стало!
Меня вон тоже обижают. Вспоминают кукушку только тем, что мы деток своих на воспитание чужим птицам подбрасываем. Вот, мол, какая мать плохая! А того не вспомнят, что большинство кукушек нежные и заботливые родители - сами и гнезда строят, и высиживают яйца, и птенцов выкармливают. И только представители 50 видов из 130 подбрасывают свои яйца в чужие гнезда.
А сколько я добра делаю и не вспоминают. Одних только волосатых гусениц, да жуков, да других вредителей леса каждая кукушка за лето тысячи съедает! Правильно ты, ежик, говоришь, незаслуженно нас люди обижают.
Муравей: Не знаю, что вам и посоветовать. Но раз уж вы со мною своими бедами поделились, я вам тоже правду открою. Меня нужда в дождливую погоду из муравейника на улицу погнала. Я ведь за строительным материалом побежал - чинить наш муравейник срочно надо.
Теперь вы послушайте мою печальную историю. Перед самыми дождями забрел в наш лес мальчик лет десяти. Как только он в лес зашел - сразу безобразничать начал. Решил он костер под старым дубом развести. Уж и спички из кармана достал, и веток сухих в кучу сгреб, только мы, лесные муравьи, и комары его остановили. Если бы он костер разжег, тут и до лесного пожара дело могло дойти. Но мы не побоялись этого юного поджигателя. Комары на него сверху налетели, а мы, муравьи, под рубаху да в штаны заползли и давай его кусать! Начал он от нас отбиваться. Такая битва тут началась! Многих наших братьев он побил.
А из леса я уходить не собираюсь. Тут я родился, вырос, туг мой дом, мои друзья и родные живут. Нельзя лес без защиты оставлять! Вы как хотите, а я остаюсь и ни за что не уйду.
Автор: Призадумались ежик с кукушкой, приумолкли. Пока наши друзья думали, дождик кончился, ветер приутих, из-за тучи выглянуло долгожданное солнышко. На душе у них сразу стало весело.
Кукушка: Никуда мы из нашего леса не пойдем! Лес - это наш дом, нам его беречь и охранять надо!
Ёж: Спасибо тебе, муравей, ты самым мудрым и рассудительным оказался. Ты хоть и маленький, но смелый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Структура урока биологии для учащихся 5 класса в рамках ФГОС....
Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".
В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...
Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".
В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Экологические факторы и их влияние на живые организмы", с использованием ЭОР
урок разработан с применением ЭОР...
«Экологические факторы и их влияние на живые организмы».
Технологическая карта урока по теме " Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы" 5 класс ФГОС...
методическая разработка урока "Экологические факторы и их влияние на живые организмы"
Комбинированный, практико-ориентированный урок с использованием цифровой лаборатории "Архимед"Используется технология ПДО (проблемно-диалогового обучения)На уроке закладываются основы владения э...
конспект урока по биологии в 5 классе "Экологические факторы и их влияние на живые организмы."
Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.Цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.Тип ...