"Экологические факторы и их влияние на живые организмы"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Усова Валентина Викторовна

Данная работа представляет собой технологическую карту урока биологии в 5 классе в разделе "Введение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5v.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 5

Тема урока: «Экологические факторы и их влияние на живые организмы».

№ урока по теме: урок №5 в разделе «Введение»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Сформировать представление об экологических факторах средырассмотреть их влияние на организмы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Учащиеся должны знать экологические факторы и их влияние на живое.

 Учащиеся должны уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы.
Метапредметные: учащийся должен уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

Оценивать работу одноклассников.

Личностные:

 Учащийся должен уметь работать в малых группах (парах), уметь выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления с элементами экологической культуры.

Словарь урока: экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, Учебник Биология. Авторы: В. В. Пасечник. Издательство «Дрофа».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап (1мин.)

1.Приветствие.

Приветствие учащихся

Приветствие учащимися учителя

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места.

3.Организация внимания.

Небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке. Краткое вводное слово.

Актуализация опорных знаний(3 мин)

 Стихотворение.  

- Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чём идёт речь?

- Да, это стихотворение об условиях, месте, или по-другому о среде обитания

 Учащиеся выполняют самостоятельную работу.

Слушает, анализирует, определяет, о чём идёт речь.

выполняет задание,

 взаимопроверку

Мотивация к учебной деятельности (5 мин.)

Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

– все влияет на природу.

 Как вы думаете: что мы будем изучать? 

Условия среды называются экологическими факторами). 

Отвечают,слушают стихотворение анализируют, выбирают условия, обсуждают, перечисляют, дают ответ. Определяют тему. «Экологические факторы и их влияние на организмы» записывают в тетрадь.

Целеполагание

и планирование (2 мин.)

Обсуждение с учащимися плана урока

Принимает цели, высказывает своё мнение, что известно по теме, что не известно, что хотелось бы узнать.

Открытие нового знания (20 мин.)

. Несмотря на многообразие факторов природы, приведённых в стихотворении, их можно разделить на три группы.

Составьте схему типы экологических факторов.

 

Учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом сказки «Грустная история» и выполнить задания к ней.

Учитель и ученики обсуждают ответы

Организует индивидуальную работу по приложению на печатной основе, организует взаимопроверку)

Организует работу в группах

1гр. – «абиотический фактор»

2 гр. – «биотический фактор»

3 гр. – «антропогенный фактор»

Даёт сигнал об окончании работы.

 Слушают, думают, отвечают на вопросы учителя, смотрят, участвуют в беседе (Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы -биотические и влияние деятельности человека на природу –антропогенный.)

Составляют схему.

Работают по чёткому алгоритму заданий, приложения № 2

 -  Читают текст, анализируют, выделяют значимое, формулируют ответ, записывают понятие, рассматривают иллюстрации учебника, обсуждают, выполняют задание приложения №2

1 группа -

Следуют к доске, демонстрируют задание

2группа – Следуют к доске, демонстрируют задание

3 группа – Следуют к доске, демонстрируют итоговое задание приложения №2

Включение нового знания в систему знаний (закрепление 10 мин)

Проводит физкультминутку

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

На электронной доске.

Распределите факторы среды в три колонки:

 Факторы живой природы (биотический), Факторы неживой природы(абиотический),                                Антропогенный фактор:

Лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс мусора в реку, опыление растений насекомыми.

Выполняют задания приложения № 2

(взаимооценка).

Рефлексия и оценивание (2 мин)

Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Выставляет и комментирует отметки.

 

- Что узнали нового на уроке?

- Что показалось трудным?

- Что вызвало интерес?

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

Домашнее задание (2 мин.)

Задаёт домашнее задание

1.Выучить материал параграфа 5 учебника

2. Ответить на вопросы учебника после параграфа стр.27, подумайте.

3.Обьясни пословицы:

- Весенний дождь растит, а осенний гноит»

- Где вода есть, там саду цвесть

- Не высок лесок, а от ветра защита

Дают сигнал о том, как прошёл урок

Грустная история

Автор: Как-то раз, в один из холодных ненастных летних дней, когда пронизывающий ледяной ветер, выворачивая наизнанку листья деревьев, с силой сгибал до самой земли каждую травинку, а потом, будто оставшийся без присмотра озорной мальчишка, подбрасывал их в самую высь, встретились маленький ежик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища.

Муравей: Ну и погодка сегодня! Льет как из ведра!

Кукушка: Да если бы только сегодня! Третий день уже поливает! Никакой еды не сыскать! Еще один такой дождливый день, и я от голода погибну!

Муравей: Скорее бы этот дождик кончился, я бы сразу домой, в муравейник побежал - там сейчас тепло и сухо!

Кукушка: Да и мне пора посушить мокрые перышки.

Ёж: Что вы все одно заладили - «погода плохая», мокро вам, голодно! В жизни всякое бывает. Потерпите немного – скоро погода наладится.

Муравей: По мне, так хуже плохой погоды ничего на свете нет!

Кукушка: А я очень поесть люблю, и хуже голода для меня ничего нет.

Ёж: Эх, вы!  Если хотите знать - мне-то хуже вас пришлось, да я ничего, терплю, не жалуюсь!

Кукушка: А что с тобой случилось?

Муравей: Расскажи, что за беда с тобой случилась, может, мы тебе поможем. Мы же все-таки твои друзья.

Ёж: Обидели меня! Шел я по своим ежиным делам по лесу, искал, чем-бы поживиться. Слышу, по тропинке люди идут - грибники вроде. Идут и между собой разговаривают: «Что-то, - говорят, - грибов в лесу не стало. Ходим с самого утра, а ничего не нашли. Куда все грибы делись?» Тут я нечаянно старыми листьями зашуршал да на глаза им и попался. «Так вот куда грибы делись! Это еж противный, наверное, все грибы слопал», - закричал один из грибников и на меня палкой замахнулся. Тут уж я быстренько клубком свернулся и покатился от этого места куда подальше. И так горько и обидно стало, что решил я вообще из леса уйти куда глаза глядят.

Кукушка: И верно, незаслуженно тебя, ежик, обидели. Эти горе-грибники просто неучи какие-то. Всем известно, что ежи едят всех насекомых. Ну, бывает, иногда мышку, лягушку, скушать могут. А грибы - это уж в сказках да мультфильмах. Не из-за ежей грибов в лесу мало стало!

Меня вон тоже обижают. Вспоминают кукушку только тем, что мы деток своих на воспитание чужим птицам подбрасываем. Вот, мол, какая мать плохая! А того не вспомнят, что большинство кукушек нежные и заботливые родители - сами и гнезда строят, и высиживают яйца, и птенцов выкармливают. И только представители 50 видов из 130 подбрасывают свои яйца в чужие гнезда.

А сколько я добра делаю и не вспоминают. Одних только волосатых гусениц, да жуков, да других вредителей леса каждая кукушка за лето тысячи съедает! Правильно ты, ежик, говоришь, незаслуженно нас люди обижают.

 Муравей: Не знаю, что вам и посоветовать. Но раз уж вы со мною своими бедами поделились, я вам тоже правду открою. Меня нужда в дождливую погоду из муравейника на улицу погнала. Я ведь за строительным материалом побежал - чинить наш муравейник срочно надо.

Теперь вы послушайте мою печальную историю. Перед самыми дождями забрел в наш лес мальчик лет десяти. Как только он в лес зашел - сразу безобразничать начал. Решил он костер под старым дубом развести. Уж и спички из кармана достал, и веток сухих в кучу сгреб, только мы, лесные муравьи, и комары его остановили. Если бы он костер разжег, тут и до лесного пожара дело могло дойти. Но мы не побоялись этого юного поджигателя. Комары на него сверху налетели, а мы, муравьи, под рубаху да в штаны заползли и давай его кусать! Начал он от нас отбиваться. Такая битва тут началась! Многих наших братьев он побил.

А из леса я уходить не собираюсь. Тут я родился, вырос, туг мой дом, мои друзья и родные живут. Нельзя лес без защиты оставлять! Вы как хотите, а я остаюсь и ни за что не уйду.

Автор: Призадумались ежик с кукушкой, приумолкли. Пока наши друзья думали, дождик кончился, ветер приутих, из-за тучи выглянуло долгожданное солнышко. На душе у них сразу стало весело.

 Кукушка: Никуда мы из нашего леса не пойдем! Лес - это наш дом, нам его беречь и охранять надо!

Ёж: Спасибо тебе, муравей, ты самым мудрым и рассудительным оказался. Ты хоть и маленький, но смелый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Структура урока биологии для учащихся  5 класса в рамках ФГОС....

Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".

В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения  в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...

Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".

В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения  в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...

«Экологические факторы и их влияние на живые организмы».

Технологическая карта урока по теме " Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы" 5 класс ФГОС...

методическая разработка урока "Экологические факторы и их влияние на живые организмы"

Комбинированный, практико-ориентированный урок с использованием цифровой лаборатории "Архимед"Используется технология ПДО (проблемно-диалогового обучения)На уроке закладываются основы владения  э...

конспект урока по биологии в 5 классе "Экологические факторы и их влияние на живые организмы."

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.Цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.Тип ...