КТП 5 класс ФГОС (СФЕРЫ)
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план 5 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол –во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | УУД | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Введение | 3 ч. | ||||||||
Биология-наука о живых организмах | 1 | Изучение нового материала | Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук: морфология, анатомия, физиология, экология. Значение живых организмов
| Объяснять значение биологиии организмов в жизни человека, умение структурировать учебный материал,выделять в нём главное. Определять предмет изучения биологии умение организовать выполнение заданий учителя,сделать выводы по результатам | устный опрос | Познавательные Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются Личностные Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Метапредметные Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Умение находить биологическую информацию в различных источниках,анализировать иоценивать Овладение исследовательской деятельностью Коммуникативные Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя работать в группах | |||
Условия жизни организмов | 1 | комбинированный | Формирование представлений о значении откры-тий ученых раз-ных исторических эпох для разви-тия биологии | Знание и оценка вклада ученых-биологов в разви-тие науки | проверочная беседа | Познавательные Умение проводить эле-ментарные исследования, работать с различными источниками информации Личностные Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | |||
Экскурсия. Осенние явления в жизни растений родного края. | 1 | экскурсия | Преобразование солнечной энергии растениями. Времена года. Природное окружение. Климатические изменения в осенний период. Признаки растений осенью. | Формировать компетентности в общении. Называть условия.необходимые для жизни. Приводить примеры влияния среды на человека Давать определения литосферы,гидросферы, биосферы, атмосферы. | устный опрос | Личностные Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности Познавательные Сформированность интеллектуальных умений Коммуникативные Овладение коммуникативными УД: способность вступать в диалог. | |||
Разнообразие живых организмов. Среды жизни. | 12 ч. | ||||||||
4. | Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. | 1 | Изучение нового материала | Разнообразие живых организмов, царства живой природы Растения, Животные, Грибы, Бактерии их отличительные особенности Признаки представителей разных царств, их значение в биосфере | Называть определять, описывать царства живой природы, их представителей | Личностные Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать Овладение исследовательской деятельностью Коммуникативные Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | |||
5. | Деление царств на группы. ЛР №1 «Разнообразие отделов растений». | 1 | Изучение нового материала | Разнообразие живых организмов, царства живой природы Растения, Животные, Грибы, Бактерии их отличительные особенности Признаки представителей разных царств, их значение в биосфере | Называть определять, описывать царства живой природы, их представителей | ЛР №1 «Разнообразие отделов растений». | Личностные Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать Овладение исследовательской деятельностью Коммуникативные Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | ||
6 | Среда обитания. Экологические факторы. | 1 | комбинированный | Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Особенности и характеристика сред жизни | Называть, сравнивать среды жизни и их факторы. При-ры, действия факторов на организм | Личностные Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Коммуникативные Работа в группе | |||
7. | Вода как среда жизни. | 1 | комбинированный | Гидросфера Приспособленность, распределение организмов к водной среде Организация л/р | Называть абиотические факторы водной среды | устный опрос | Личностные Овладение исследовательской деятельностью Коммуникативные Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
| ||
8. | Наземно-воздушная среда жизни. | 1 | комбинированный | Особенности наземно-воздушной среды приспособленность организмов к влаге. Влаголюбивые и устойчивые к недостатку влаги растения и животные | Называтьприводить примеры, сравнивать представителей водной и наземной сред | беседа | Называть абиотические факторы Готовность к самообразованию | ||
9. | Свет в жизни растений и животных. ЛР №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде». | 1 | Изучение нового материала | Свет важнейший экологический фактор. Светолюбивые и теневыносливые растения свет. Режим, роль света в жизни организмов. Тропизмы. | Приводить примеры наблюдать реакции живых организмов на воздействие света | ЛР №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде». | Выдвигать версии о приспособленности к световому режиму Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. | ||
10. | Почва как среда жизни | 1 | комбинированный | Особенности почвенной среды, приспособленность организмов к жизни в почве. Их роль в почвообразовании. Значение почв | Анализировать и сравнивать строение почвенных жив-х. Их роль в образовании почв | устный опрос | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Формирование позновательных УД: приобретение опыта в работе лабораторными приборами. Прогноз последствий нарушения почвенного состава | ||
11. | Организменная среда жизни. | 1 | комбинированный | Организменная среда. Приспособленность растений, жив-х, грибов к использованию других организмов. Паразиты, особенности их строения | Приводить примеры паразитических форм. Выделять особенности орг. Среды Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях оганизменной среды | устный опрос | Формирование позновательных УД: приобретение опыта в проектной деят-ти Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | ||
12. | Сообщество живых организмов | 1 | Изучение нового материала | Роль растений и животных в сообществе, взаимосвязь Растительноядные и плотоядные. Падальщики. | Прогнозировать последствия нарушена взаимотношений между растениями и животными | проверочная беседа | Прогнозировать последствия нарушений взаимотношений. | ||
13. | Роль животных, грибов и бактерий. | 1 | Изучение нового материала | Грибы и бактерии разрушители органики. Способы питания. Роль грибов и бактерий в пищевых цепях | Приводить примеры определять место грибов и бактерий Их роль в круговороте веществ. | устный опрос | Готовность к самообразованию Прогнозировать последствия нарушена взаимотношений | ||
14. | Типы взаимоотношений организмов в сообществе. | 1 | Изучение нового материала | Отношение хищник –жертва, паразит-хозяин, Конкуренция, взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений | Приводить примеры, устанавливать причины взаимодействия организмов Обосновывать значение разных типов взаимоотношений | Проверочная беседа | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Прогнозировать последствия нарушений взаимотношений Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей | ||
15. | Урок обобщения знаний по темам: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» | 1 | обобщение | Обобщение и систематизация знаний по теме Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Выявление сформированности УД | Называть царства, отдел, типы. Среды жизни. Описывать черта приспособленности. | Проверочная работа №1 | Самоопределение Анализировать сравнивать Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей | ||
Клеточное строение живых организмов | 9 ч. | ||||||||
16. | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. | 1 | Изучение нового материала | Клеточное строение живых организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна | Называть увеличительные приборы, ученых.изучавших клеточное строение. | устный опрос | Анализировать информацию о клеточном строенииорганизмов. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать. Самостоятельное изучение работа в паре. | ||
17. | Работа с лупой и микроскопом. Устройство увеличительных приборов. ЛР №3 «Устройство увеличительных приборов. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | 1 | Изучение нового материала | Устройство лупы, микроскопа. Правила работы с микроскопом. | Описывать этапы работы с микроскопом. Применять знания при выполнении л/р | ЛР №3 «Устройство увеличительных приборов. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | Соблюдать правила поведения в кабинете и правила обращения с л/оборудованием Находить доп. Информацию. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | ||
18. | Состав и строение клеток. ЛР №4 «Состав клеток». | 1 | Изучение нового материала | Органические и мин. вещества. Белки, жиры, углеводы. Общие черты организации клеток | Называть орг. и мин. Вещества Приводить примеры и описывать жиры, белки, углеводы | ЛР №4 «Состав клеток». | Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б Познавательная, трудовая. Анализировать, сравнивать. | ||
19. | Строение бактериальной клетки. | 1 | Изучение нового материала | Бактерии – древнейшие организмы, их форма, размеры, строение, распространение | Называть компаненты клетки, выделять особенности клетки бактерий | проверочная беседа | Устанавливать взаимосвязи м/у жизнедеятельностью бактерий и их ролью в природе. Устанавливать взаимосвязи. Воспитание толерантности. | ||
20. | Строение растительной, животной и грибной клеток. Вирусы. | 1 | Изучение нового материала | Особенности строения клеток растений, Роль пластид в жизни растений | Формировать Роль пластид в жизни растений Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б
| проверочная беседа | Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Делать выводы. Анализировать сравнивать. | ||
21. | Строение растительной клетки. ЛР №5 «Строение клеток листа элодеи». | 1 | Изучение нового материала | Общие черты строения ядерных клеток. Особенности стоения растительной клеткию. Пластиды ,их роль. Строение животной и грибной клеток | Распознавать и описывать объекты, используя информционные ресурсы | ЛР №5 «Строение клеток листа элодеи». | Называтьорганоиды.Сравнивать клетки. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Делать выводы о причинах сходства и различия. Организовывать работу в паре. | ||
22. | Образование новых клеток. | 1 | Изучение нового материала | Подготовка клетки к делению. Деление. Значение деления для роста и развития организма. | Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления | устный опрос | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Использовать информционные ресурсы | ||
23. | Одноклеточные организмы. ЛР №6 «Строение животной клетки». | 1 | Изучение нового материала | Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания,значение в природе. Одноклеточные растения животные и грибы | Определять общие черты одноклеточных. Приводить примеры.Устанавливать различия Применять практические умения в процеессе л/р | ЛР №6 «Строение животной клетки». | Анализировать сравнивать. Работа в группе. | ||
24. | Урок обобщения знаний по теме: «Строение клетки» | 1 | Обобщение знаний | Обобщение и систематизация знаний по теме Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Выявление сформированности УД | Называть царства, отдел, типы. Среды жизни. Описывать черта приспособленности. | Проверочная работа №2 | Самоопределение Анализировать сравнивать Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей | ||
Ткани живых организмов. | 10 ч. | ||||||||
25. | Покровные ткани растений и животных. | 1 | Изучение нового материала | Покровные ткани растений и животных Значение тканей. Приготовление , рассмотрение и зарисовка микропрепарата кожицы листа Формулирование выводов о взаимосвязи строения и функций. Организация л/р | Распознавать ткани. Устанавливать взаимосвязи со строением. Сравнива ть покровные ткани Распознать клетки кожицы листа и клетки-замыкатели. Устанавливать взаимосвязи применять умение работы с микроскопом. Готовить микропрепараты. | проверочная беседа | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Познавательная: фиксировать результат и делать выводы. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей Установить взаимосвязь строение-функция. | ||
26. | Строение покровной ткани листа. ЛР №7 «Строение покровной ткани листа». | 1 | Изучение нового материала | Строение покровной ткани | Правила ТБ | ЛР №7 «Строение покровной ткани листа». | Определение цели Организовывать работу в паре. Бережное отношение к природе Уважение к партнеру | ||
27. | Механические и проводящие ткани растений. | 1 | Изучение нового материала | Особенности строения механической ткани. Проводящая: древесина и луб, расположение. Функции | Устанавливать связи между тканями и условиями жизни в наземно-воздушной среде | проверочная беседа | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Устанавливать связи. Анализировать сравнивать. | ||
28. | Основные и образовательные ткани растений. Лабораторная работа №8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений» | 1 | Изучение нового материала | Фотосинтезирующая, запасающая, образовательная ткани, их расположение, строение, значение. Основные и образовательные ткани растений | Называтьописывать основные и образовательные ткани Наблюдать определять ткани. Фиксировать результат. | Лабораторная работа №8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений» | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями. | ||
29. | Соединительные ткани животных. Лабораторная работа № 9 «Строение соединительных тканей животных». | 1 | Изучение нового материала | Общие признаки соединительных тканей животных, Виды тканей: кровь, лимфа, жировая ткань. Их функции. Изучение клеток. | Называть, описывать соединительные ткани Определять виды тканей. | ЛР № 9 «Строение соединительных тканей животных». | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями. Организовывать работу в паре. | ||
30. | Мышечная и нервная ткани животных. Лабораторная работа №10 «Строение мышечных и нервной тканей животных». | 1 | Изучение нового материала | Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой ткани. Строение нервной ткани, ее значение. Изучение микропрепаратов тканей. | Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями | ЛР №10 «Строение мышечных и нервной тканей животных». | Описывать и сравнивать строение тканей. Определять особенности нервной ткани и их функции. Анализировать сравнивать Правила ТБ. | ||
31. | Урок обобщения знаний по теме: «Ткани» | 1 | Обобщение знаний. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение живых организмов» Выявление сформированности УУД | Делать выводы о причинах сходства различия клеток. Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями | Проверочная работа №3 | Сравнивать клетки растений,животных, грибов, разные типы тканей Определять ткани на рисункахКлассифицировать | ||
32. | Обобщение и систематизация знаний за курс пятого класса. | Обобщение и повторение | Обобщение и систематизация знаний за курс. Выявление сформированности УУД | Уметь делать выводы. Устанавливать взаимосвязь между процессами и явлениями. | Устный опрос, фронтальная беседа | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | |||
33. | Итоговый контроль знаний за курс 5 класса. | 1 | контроль | Контроль и систематизация знаний о признаках организмов, царствах живой природы, природных сообществах, средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности УД | Контрольная работа (тест) | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | |||
34. | Экскурсия «Весенние явления в жизни растений родного края» | экскурсия | Времена года. Изменения в облике и жизнедеятельности растений в весенний период. | Уметь делать выводы. Устанавливать взаимосвязь между процессами и явлениями. | Беседа. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии УМК "Сферы" 5 класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе программы Л.Н, Сухоруковой, В.С. Кучменко издательства "Просвещение"...
ФГОС. Рабочая программа по математике для 5-6 класса УМК Сфера
рабочая программа...
Вводный урок в 5 классе (УМК "Сфера"). Учебник Е.А. Бунимович. ФГОС
Цели урока: введение в предмет.Планируемый результат: восстановить навыки счёта; вызвать заинтересованность в изучении математики...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Урок биологии по теме "Бактерии" (новые ФГОС). 5-й класс УМК « Сфера жизни» Сонина Н.И.
Урок по теме "Бактерии" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по математике для 5-6 классов. УМК "Сфера". Учебник Е.А. Бунимович (ФГОС)
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2...
Рабочая программа по истории для 5 класса в соответствии с требования по ФГОС к УМК В.И. Уколова, Л.П. Маринович (под ред. А.О. Чубарьяна). Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс // М., «Сфера». 2015.
Структура данной рабочей программы полностью соответствует требованиям стандарта второго поколения....