КТП 5 класс ФГОС (СФЕРЫ)
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)

Колмыкова Оксана Евгеньевна

КТП 5 класс биология СФЕРЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_biologiya_5_klass.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план 5  класс.

 № п/п

Тема урока

Кол –во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

УУД

Дата проведения

план

факт

Введение

3 ч.

Биология-наука о живых организмах

1

Изучение нового материала

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук: морфология, анатомия, физиология, экология. Значение живых организмов

 

Объяснять значение биологиии организмов в жизни человека,

умение структурировать учебный материал,выделять в нём главное.

Определять предмет изучения биологии

умение организовать выполнение заданий учителя,сделать выводы по результатам

устный опрос

Познавательные

Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются

Личностные

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Метапредметные

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Умение находить биологическую информацию в различных источниках,анализировать иоценивать

Овладение исследовательской деятельностью

Коммуникативные

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя работать в группах

Условия жизни организмов

1

комбинированный

Формирование представлений о значении откры-тий ученых раз-ных исторических эпох для разви-тия биологии

Знание и оценка вклада ученых-биологов в разви-тие науки

проверочная беседа

Познавательные

Умение проводить эле-ментарные исследования, работать с различными источниками информации

Личностные

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Экскурсия. Осенние явления в жизни растений родного края.

1

экскурсия

Преобразование солнечной энергии растениями. Времена года. Природное окружение. Климатические изменения в осенний период. Признаки растений осенью.

Формировать компетентности в общении.

Называть условия.необходимые для жизни.

Приводить примеры  влияния среды на человека

Давать определения литосферы,гидросферы, биосферы, атмосферы.

устный опрос

Личностные

Умение самостоятельно определять  цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности

Познавательные

Сформированность интеллектуальных умений

Коммуникативные

Овладение коммуникативными УД: способность вступать в диалог.

Разнообразие живых организмов. Среды жизни.

12 ч.

4.

Царства  живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

1

Изучение нового материала

Разнообразие живых организмов, царства живой природы Растения, Животные, Грибы, Бактерии   их отличительные особенности Признаки представителей разных царств, их значение в биосфере

Называть определять, описывать царства живой природы, их представителей

Личностные

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать

Овладение исследовательской деятельностью

Коммуникативные

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

5.

Деление царств на группы.

ЛР №1 «Разнообразие отделов растений».

1

Изучение нового материала

Разнообразие живых организмов, царства живой природы Растения, Животные, Грибы, Бактерии   их отличительные особенности Признаки представителей разных царств, их значение в биосфере

Называть определять, описывать царства живой природы, их представителей

ЛР №1 «Разнообразие отделов растений».

Личностные

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать

Овладение исследовательской деятельностью

Коммуникативные

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

6

Среда обитания. Экологические факторы.

1

комбинированный

Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Особенности и характеристика сред жизни

Называть, сравнивать среды жизни и их факторы.

При-ры, действия факторов на организм

Личностные

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Коммуникативные

Работа в группе

7.

Вода как среда жизни.

1

комбинированный

Гидросфера Приспособленность, распределение организмов к водной среде Организация л/р

Называть абиотические факторы водной среды

устный опрос

Личностные

Овладение исследовательской деятельностью

Коммуникативные

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

 

8.

Наземно-воздушная среда жизни.

1

комбинированный

Особенности наземно-воздушной среды приспособленность организмов к влаге. Влаголюбивые и устойчивые к недостатку влаги растения и животные

Называтьприводить примеры, сравнивать представителей водной и наземной сред

беседа

Называть абиотические факторы

Готовность к самообразованию

9.

Свет в жизни растений и животных.

ЛР №2  «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».

1

Изучение нового материала

Свет важнейший экологический фактор. Светолюбивые и теневыносливые растения  свет. Режим, роль света в жизни организмов. Тропизмы.

Приводить примеры наблюдать реакции живых организмов на воздействие света

ЛР №2  «Экологические группы наземных растений по отношению к воде».

Выдвигать версии

о приспособленности к световому режиму

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

10.

Почва как среда жизни

1

комбинированный

Особенности почвенной среды, приспособленность организмов к жизни в почве. Их роль в почвообразовании. Значение почв

Анализировать и сравнивать строение почвенных жив-х. Их роль в образовании почв

устный опрос

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Формирование позновательных УД: приобретение опыта в работе лабораторными приборами.

Прогноз последствий нарушения почвенного состава

11.

Организменная среда жизни.

1

комбинированный

Организменная среда.

Приспособленность  растений, жив-х, грибов к использованию других организмов. Паразиты, особенности их строения

Приводить примеры паразитических форм. Выделять особенности орг. Среды

Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях оганизменной среды

устный опрос

Формирование позновательных УД: приобретение опыта в проектной деят-ти

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

12.

Сообщество живых организмов

1

Изучение нового материала

Роль растений и животных в сообществе, взаимосвязь Растительноядные и плотоядные. Падальщики.

Прогнозировать последствия нарушена взаимотношений между растениями и животными

проверочная беседа

Прогнозировать последствия нарушений взаимотношений.

13.

Роль животных, грибов и бактерий.

1

Изучение нового материала

Грибы и бактерии разрушители органики. Способы питания.

Роль грибов и бактерий  в  пищевых цепях

Приводить примеры определять место грибов и бактерий Их роль в круговороте веществ.

устный опрос

Готовность к самообразованию

Прогнозировать последствия нарушена взаимотношений

14.

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.

1

Изучение нового материала

Отношение хищник –жертва, паразит-хозяин, Конкуренция, взаимовыгодные отношения.

Значение разных типов взаимоотношений

Приводить примеры, устанавливать причины взаимодействия организмов

Обосновывать значение разных типов взаимоотношений

Проверочная беседа

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Прогнозировать последствия нарушений взаимотношений

Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей

15.

Урок обобщения знаний по темам: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

1

обобщение

Обобщение и систематизация знаний по теме Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Выявление сформированности УД

Называть царства,

отдел,

типы.

Среды жизни. Описывать черта приспособленности.

Проверочная работа №1

Самоопределение

Анализировать сравнивать

Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей

Клеточное строение живых организмов

9 ч.

16.

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.

1

Изучение нового материала

Клеточное строение живых организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна

Называть увеличительные приборы, ученых.изучавших  клеточное строение.

устный опрос

Анализировать информацию о клеточном строенииорганизмов.

Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать.

Самостоятельное изучение работа в паре.

17.

Работа с лупой и микроскопом. Устройство увеличительных приборов.

ЛР №3 «Устройство увеличительных приборов.  Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

1

Изучение нового материала

Устройство лупы, микроскопа.

Правила работы с микроскопом.

Описывать этапы работы с микроскопом.

Применять знания при выполнении л/р

ЛР №3 «Устройство увеличительных приборов.  Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

Соблюдать правила поведения в кабинете и правила обращения с л/оборудованием Находить доп. Информацию.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

18.

 Состав и строение клеток.

ЛР №4 «Состав клеток».

1

Изучение нового материала

Органические и мин. вещества. Белки, жиры, углеводы.

Общие черты организации клеток

Называть орг. и мин. Вещества Приводить примеры и описывать жиры, белки, углеводы

ЛР №4 «Состав клеток».

Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

Познавательная,

 трудовая.

Анализировать, сравнивать.

19.

Строение бактериальной клетки.

1

Изучение нового материала

Бактерии – древнейшие организмы, их форма, размеры, строение, распространение

Называть компаненты клетки, выделять особенности клетки бактерий

проверочная беседа

Устанавливать взаимосвязи м/у жизнедеятельностью бактерий и их ролью в природе.

Устанавливать взаимосвязи.

Воспитание толерантности.

20.

Строение растительной, животной и грибной клеток. Вирусы.

1

Изучение нового материала

Особенности строения клеток  растений, Роль пластид в жизни растений

Формировать

Роль пластид в жизни растений

Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

 

проверочная беседа

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Делать выводы.

Анализировать сравнивать.

21.

Строение растительной клетки.

ЛР №5 «Строение клеток листа элодеи».

1

Изучение нового материала

Общие черты строения ядерных клеток. Особенности стоения растительной клеткию. Пластиды ,их роль. Строение животной и грибной клеток

Распознавать и описывать объекты, используя информционные ресурсы

ЛР №5 «Строение клеток листа элодеи».

Называтьорганоиды.Сравнивать клетки.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Делать выводы о причинах сходства и различия.

Организовывать работу в паре.

22.

Образование новых клеток.

1

Изучение нового материала

Подготовка клетки к делению. Деление.

Значение деления для роста и развития организма.

Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления.

Обосновывать биологическое значение процесса деления

устный опрос

Сформированность познавательных интересов и

мотивов, направленных на изучение живой природы.

Использовать информционные ресурсы

23.

Одноклеточные организмы.

ЛР №6 «Строение животной клетки».

1

Изучение нового материала

Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания,значение в природе. Одноклеточные растения животные и грибы

Определять общие черты одноклеточных.

Приводить примеры.Устанавливать различия

Применять практические умения в процеессе     л/р

 ЛР №6 «Строение животной клетки».

Анализировать сравнивать.

Работа в группе.

24.

Урок обобщения знаний по теме: «Строение клетки»

1

Обобщение знаний

Обобщение и систематизация знаний по теме Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Выявление сформированности УД

Называть царства,

отдел,

типы.

Среды жизни. Описывать черта приспособленности.

Проверочная работа №2

Самоопределение

Анализировать сравнивать

Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей

Ткани живых организмов.

10 ч.

25.

Покровные ткани растений и животных.

1

Изучение нового материала

Покровные ткани растений и животных

Значение тканей.

Приготовление , рассмотрение и зарисовка микропрепарата кожицы листа Формулирование выводов о взаимосвязи строения и функций. Организация л/р

Распознавать ткани. Устанавливать взаимосвязи со строением.

Сравнива

ть покровные ткани Распознать клетки кожицы листа и клетки-замыкатели.

Устанавливать взаимосвязи применять умение работы с микроскопом. Готовить микропрепараты.

проверочная беседа

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Познавательная:

фиксировать результат и делать выводы.

Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей

Установить взаимосвязь строение-функция.

26.

Строение покровной ткани листа. ЛР №7 «Строение покровной ткани листа».

1

Изучение нового материала

Строение покровной ткани

Правила ТБ

ЛР №7 «Строение покровной ткани листа».

Определение цели

Организовывать работу в паре.

Бережное отношение к природе

Уважение к партнеру

27.

Механические и проводящие ткани растений.

1

Изучение нового материала

Особенности строения механической ткани. Проводящая: древесина и луб, расположение. Функции

Устанавливать связи между тканями и условиями жизни в наземно-воздушной среде

проверочная беседа

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Устанавливать связи.

Анализировать сравнивать.

28.

Основные и образовательные ткани растений. Лабораторная работа  №8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений»

1

Изучение нового материала

Фотосинтезирующая, запасающая, образовательная  ткани, их расположение, строение, значение.

Основные и образовательные ткани растений

Называтьописывать основные и образовательные ткани

Наблюдать определять ткани. Фиксировать результат.

Лабораторная работа №8 «Строение фотосинтезирующей ткани растений»

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями.

29.

Соединительные ткани животных. Лабораторная работа № 9 «Строение соединительных тканей животных».

1

Изучение нового материала

Общие признаки соединительных тканей животных, Виды тканей: кровь, лимфа, жировая ткань. Их функции. Изучение клеток.

Называть, описывать соединительные ткани

Определять виды тканей.

ЛР № 9 «Строение соединительных тканей животных».

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями.

Организовывать работу в паре.

30.

Мышечная и нервная ткани животных. Лабораторная работа №10 «Строение мышечных и нервной тканей животных».

1

Изучение нового материала

Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой ткани. Строение нервной ткани, ее значение. Изучение микропрепаратов тканей.

Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями

ЛР №10 «Строение мышечных и нервной тканей животных».

Описывать и сравнивать строение тканей. Определять особенности нервной ткани и их функции.

Анализировать сравнивать

Правила ТБ.

31.

Урок обобщения знаний по теме: «Ткани»

1

Обобщение знаний.

Обобщение и систематизация знаний по теме  «Клеточное строение живых организмов» Выявление сформированности УУД

Делать выводы о причинах сходства  различия клеток. Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями

Проверочная работа  №3

Сравнивать клетки растений,животных, грибов, разные типы тканей

Определять ткани на рисункахКлассифицировать

32.

Обобщение и систематизация знаний за курс пятого класса.

Обобщение и повторение

Обобщение и систематизация знаний за курс. Выявление сформированности УУД

Уметь делать выводы. Устанавливать взаимосвязь между процессами и явлениями.

Устный опрос, фронтальная беседа

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

33.

Итоговый контроль знаний за курс 5 класса.

1

контроль

Контроль и систематизация знаний о признаках организмов, царствах живой природы, природных сообществах, средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности УД

Контрольная работа (тест)

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

34.

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений родного края»

экскурсия

Времена года. Изменения в облике и жизнедеятельности растений в весенний период.

Уметь делать выводы. Устанавливать взаимосвязь между процессами и явлениями.

Беседа.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии УМК "Сферы" 5 класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе программы Л.Н, Сухоруковой, В.С. Кучменко издательства "Просвещение"...

Вводный урок в 5 классе (УМК "Сфера"). Учебник Е.А. Бунимович. ФГОС

Цели урока: введение в предмет.Планируемый результат: восстановить навыки счёта; вызвать заинтересованность в изучении математики...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Урок биологии по теме "Бактерии" (новые ФГОС). 5-й класс УМК « Сфера жизни» Сонина Н.И.

Урок по теме "Бактерии" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по математике для 5-6 классов. УМК "Сфера". Учебник Е.А. Бунимович (ФГОС)

Рабочая  программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2...