Тема: «Энергия пищи»
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Форма урока: практическая работа.
Цели урока:
Образовательные:
• Научиться рассчитывать приход энергии в организм школьника и расход энергии в зависимости от энергетических затрат.
• Научиться определять примерное изменение веса тела школьника за один день.
• Формирование интеллектуальной, познавательной, информационной, коммуникативной, самообразовательной и социальной компетентностей.
Воспитательные:
• Формирование культуры питания у учащихся и бережного отношения к своему здоровью.
• Воспитание коммуникабельности учащихся при работе.
Развивающие: формирование
• Умение вычислять энергоемкость суточного рациона, анализировать и делать выводы из расчётов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
energiya_pishchi.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Энергия пищи»
Форма урока: практическая работа.
Цели урока:
Образовательные:
- Научиться рассчитывать приход энергии в организм школьника и расход энергии в зависимости от энергетических затрат.
- Научиться определять примерное изменение веса тела школьника за один день.
- Формирование интеллектуальной, познавательной, информационной, коммуникативной, самообразовательной и социальной компетентностей.
Воспитательные:
- Формирование культуры питания у учащихся и бережного отношения к своему здоровью.
- Воспитание коммуникабельности учащихся при работе.
Развивающие: формирование
- Умение вычислять энергоемкость суточного рациона, анализировать и делать выводы из расчётов.
Задачи:
- Сформировать у учащихся понятие «правильное питание», «энергетическая ценность», «суточный пищевой рацион».
- Рассмотреть нормы питания в зависимости от энергетических трат и их характера.
- Показать, как определяются энерготраты и энергоемкости пищевых продуктов и пищевые рационы.
- Расширять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету.
- Воспитывать бережное отношение к здоровью, соблюдению режима питания.
1. Для того , чтобы определить какую тему мы будем изучать нам необходимо вспомнить признаки живых организмов. | (рост и развитие, питание и пищеварение, движение, дыхание, развитие, обмен веществ и энергии). |
2. Что является источником энергии для человека? | (пища) |
Пища – источник энергии и строительного материала. Пища необходима для поддержания жизни. Каждая клетка организма постоянно обновляется за счет питательных веществ, приносимых кровью. Из них она черпает энергию для своей жизнедеятельности. | |
Итак, тема сегодняшнего урока «Энергия пищи». | |
3. Какие вещества входят в состав пищи? | (органические: белки, жиры, углеводы). |
Питательные вещества– белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода и витамины, необходимые для организма и входящие в состав пищевых продуктов. | |
4. Какие функции в организме выполняют органические вещества? | (белки — строительная, жиры — защитная, углеводы — энергетическая) |
Белки, жиры и углеводы – основные компоненты пищи и главные источники энергии. | |
Значение питания возрастает в условиях большой учебной нагрузки. Современные учебные программы очень насыщенны. Для их выполнения требуются значительные усилия и большая затрата времени детей не только в школе, но и дома. Роль питания в современных условиях повышается в связи с ускорением физического развития и ранним половым созреванием. Установка учителем актуальности темы: рациональное питание – одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и успеваемость. Рациональное питание - поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов и микроэлементов в нужных количествах и в правильных пропорциях. Нам известно, какие виды деятельности совершал обучающийся и на протяжении одного учебного дня. |
Вид деятельности | Энергозатраты, ккал/ч | Количество часов |
Сон и отдых лежа Уборка постели, умывание Чтение, просмотр телевизионных телепередач Мытье посуды, глажение белья Вытирание пыли, подметание полов Чтение учебника Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная работа Выполнение лабораторной работы Занятие спортом Езда в транспорте | 65-72 102-144 90-100 130-144 167-180 200-270 100-110 100-120 120-150 200-600 100 | 8ч 30мин 3ч 30 мин 5 ч 1ч 1ч 1ч |
Пища должна полностью восстанавливать то количество энергии, которое человек затрачивает в течении суток.Для ребенка необходимо на 30% больше энергии, чем затратил организм. Почему? | |
Обмен веществ – сложная цепь превращений в организме, начиная с момента поступления из внешней среды питательных веществ и кончая удаление продуктов распада. При расщеплении 1г углеводов образуется 17,6 кДж энергии. При расщеплении 1г белков образуется 17,6 кДж энергии. При расщеплении 1г жира образуется 38,9 кДж энергии. Количество энергии в науке о питании оценивается в килокалориях(ккал) | |
|
Возраст | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
От 14 до 17 лет (юноши) | 100 | 100 | 400 | 2900 |
От 14 до 17 лет (девушки) | 90 | 90 | 360 | 2600 |
| |
Прежде чем приступить к фактическому расчету пищевого рациона, необходимо составить теоретический расчет его химического состава и калорийности, т.е. рассчитать количество белков, жиров, углеводов и калорийности для ребенка определенного возраста и пола, исходя из его физиологических потребностей. Далее необходимо распределить калорийность по приемам пищи | |
Для детей школьного возраста рекомендуется четырехразовое питание с таким распределением пищи по калорийности в течение дня: завтрак – 25%, обед – 40–50%, полдник – 10–15%, ужин – 15–20%.Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:4, то есть ребенок должен получать углеводов в 4 раза больше, чем жиров и белков. | |
Прием пищи 4 раза в день: завтрак: (30% дневного рациона) - 7:30-8:00 - мясное, рыбное, творожное, молочное блюдо II завтрак (10% дневного рациона) - 11:00 - чай с бутербродом или булочкой, сок обед - (40% дневного рациона) - 15-16:00 - горячая пища, обязательно суп или бульон ужин - (20% дневного рациона) - молочное или овощное блюдо за 2 часа до сна | |
Как рассчитать необходимое количество калорий для ежедневного потребления? воспользуемся упрощенным подсчётом: 1) среднее рекомендуемое количество для подростка 14-15 лет 3150 ккал 2) если вы юноша - прибавьте 150 ккал; если девушка - отнимите 150 ккал.
| |
Затраты энергии, на основной обмен можно определить по таблице, зная рост, вес и возраст человека, а также по различным формулам, например, по формуле Бендикта: а) для мужчин, юношей: K= 66,473 + (13,752 ×W) +(5,003 ×S) – (6,755 × a); б) для женщин, девушек: К= 655,096 + (9,563 ×W) + (1,850 × S) – (4,676 × а); где К – общая суточная теплопродукция основного обмена в больших калориях, W – вес в килограммах, S – рост в сантиметрах, а – возраст в годах. | |
Заключение.
Избыток или недостаток пищи – проблема. Если человек много ест, у него развивается ожирение, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта; если ест мало, обрушивается дистрофия, сахарный диабет и много других заболеваний. Где же выход? Смолоду научиться соблюдать золотую середину, не допуская как переедание, так и недоедание. Надо жить в гармонии с собой и окружающими вас продуктами.
В завершении урока, хочется пожелать всем присутствующим здоровья. Чтобы все сделали правильный вывод о питании
Для того чтобы пища принесла максимальную пользу, важно не только соблюдать правильный режим питания и подбирать необходимые рационы, но и правильно хранить и готовить ее. Питание должно быть регулярным, сбалансированным, умеренным, разнообразным. Только такое питание является синонимом понятия «здоровье».
Древнее мудрое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Превращение еды в самоцель вредно. К своему здоровью нужно быть внимательным каждый день. «Что имеем, не храним, потерявши плачем». Поэтому, чтобы не оказаться под колпаком у болезни надо настойчиво и регулярно, изо дня в день, «зарабатывать» здоровье во имя собственной жизни – полноценной, долгой и счастливой.
Фамилия ______________________ Имя ___________________
Энергия пищи.
Цель: познакомиться с принципами составления пищевого рациона.
Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности.
Ход работы:
- Познакомьтесь со следующей информацией:
- Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
- Наилучшим режимом питания является четырехразовый прием пищи (завтрак – 25% суточной нормы пищи, обед – 50%, полдник – 10%, ужин – 15%);
- Продукты, богатые белком, рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда.
- Суточная энергетическая потребность подростка 15-16 лет – 13 440 – 14 700 кДж;
- Для подростка 15-16 лет соотношение белки : жиры : углеводы = 1:1:4
- Составьте меню одного дня для подростка 15-16 лет, пользуясь таблицей и используя правила рационального питания:
Результат: 1. Состав меню подростка 15-16 лет:
Название продукта | Масса, г | Содержание во взятом количестве продукта, г | Калорийность, кДж | |||
белки | жиры | углеводы | ||||
завтрак | ||||||
обед | ||||||
полдник | ||||||
ужин | ||||||
Итого: | ……………..г | ……………г | ……………..г | …………….г | …………….кДж | |
Соотношение Б:Ж:У= | ………… : ………… :…………. |
2. ВЫЧИСЛЕНИЕ РАСХОДА ЭНЕРГИИ за 1 день.
Вид деятельности | Энергозатраты, ккал/ч | Количество часов | Расход энергии |
Сон и отдых лежа Уборка постели, умывание Чтение, просмотр телевизионных телепередач Мытье посуды, глажение белья Вытирание пыли, подметание полов Чтение учебника Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная работа Выполнение лабораторной работы Занятие спортом Езда в транспорте | 72 144 100 144 180 270 110 120 150 600 100 | 8 | 65* 8= |
3. Подсчитать разницу между приходом и расходом энергии в день.
Разница между приходом и расходом энергии за день:_________________________
Вывод: __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
«Рефлексия себя на уроке»:
Оцени по пятибалльной системе свою работу с позиции «Я», «Мы», «Дело».
«Я»: как работал: допускал ли ошибки?
_____________________________________________________________________ «Мы»: насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?
______________________________________________________________________ «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?
_____________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках обслуживающего труда "Энергия пищи".
Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если переступить меру природы. /ГипократНе ешь много, не ешь мало. Ешь умеренно. /АристотельУченые говорят, что наш вес (масса тела) зависит не только ...
Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"
Презентация по теме"Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Вывод закона сохранения механической энергии"...
План - конспект по теме: "Здоровая пища для всей семьи"
План - конспект по теме: "Здоровая пища для всей семьи" для 8 класса...
Урок- практикум по решению задач (10 класс) Тема : Энергия. Закон сохранения энергии.
Урок- практикум по решению задач 10 класс "Энергия.Закон сохранения энергиии"...
Разработка урока с использованием case-study технологии в 10 классе на тему "Энергия.Источники энергии"
«Кейс-метод»–качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Отличительная особенность – проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни. Сущность– изучение общих з...
Презентация по теме Энергия. Закон сохранения полной механической энергии
для учащихся 7, 9, 10 классов...