Разработка урока с использованием case-study технологии в 10 классе на тему "Энергия.Источники энергии"
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему
«Кейс-метод»–качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Отличительная особенность – проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни. Сущность– изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных емы, которые невозможно решить аналитическим способом. Использование случаев. Основная функция – учит решать сложные неструктурированные проблемы. Использование принципов проблемного обучения способствует достижению более эффективных образовательных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
energiya-keysurok.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока с использованием кейс технологий
10 класс
«Энергия. Источники энергии»
Ход урока
Учитель:
Никакая деятельность сегодня невозможна без использования энергии. Ребята, Вам известны такие полезные ископаемые как: нефть, газ, каменный уголь. А как вы считаете, для чего их используют, почему их называют «полезными»? правильно…. А теперь посмотрите на географическую карту России и ответьте мне- месторождения каких полезных ископаемых есть в нашей стране?? Уголь, газ, нефть - удовлетворяют примерно 90% энергетических потребностей человечества.(говорят дети)как вы считаете они исчерпаемы или не исчераемы?? Однако, запасы нефти, угля и газа небесконечны. Ученые подсчитали, что запасы нефти в нашей стране хватит на более 20 лет
Вопрос: а чем можно заменить эти энергоносители? Возможно ли полностью перейти на альтернативные источники энергии?
(Идет обсуждение, в ходе которого учащиеся высказывают разные мнения и делается вывод).
Учитель: Итак, как вы считаете какая тема сегодняшнего урока. (Слайд № 1)
Мы определили с Вами тему урока, так, а теперь что же мы должны узнать сегодня о этих альтернативных источниках
Цель:
Значение альтернативных источников энергии в жизни современного общества;
Задачи:
1) научиться давать убедительную информацию, касающуюся использования альтернативных источников энергии
2) научиться обосновывать выбор, учитывая реальную ситуацию в обществе и убедительность рекламы
3) вовлечь в реальную деятельность по исследованию альтернативных источников энергии;
4) способствовать воспитанию экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
5) развивать способность работать в группе;
Учитель: Итак, а теперь начнем работать в группах. ( Каждая группа получает карточку с кейсом и устройством . Ваша задача- внимательно прочитать кейс, отвечаете на вопросы и кто-то один из группы дает полный ответ на вопросы, другой демонстрирует работу устройства).
Группа №1
Изучение солнечной энергии
Цель: Практически и аналитически проверить, как используется солнечная энергия
Приборы и материалы: 1) кейс; 2) модель фонтана, калькулятор; 3) фотографии солнечной батареи;
Задача: Изучив кейс, определить как работает модель фонтана, калькулятор, ответить на вопросы и сделать вывод о роли солнечной энергии
Кейс №1
Солнечное излучение является основным источником энергии на Земле. Энергия Солнца задействована как в естественных, так и в искусственных процессах. Например, растения с помощью фотосинтеза преобразуют ее в кислород, человек используя, преобразователи, применяет ее для бытовых целей, в основном это нагрев воды и получение электрического тока.
На сегодняшний день для получения электроэнергии наиболее эффективным способом является применение кристаллического кремния в изготовлении элементов, способных превращать солнечную энергию в электрическую. Они называются солнечные фотоэлектрические модули. Мощность вырабатываемой энергии модулей зависит от их количества и погоды. Многие считают, что если нет прямого попадания солнечного света на модули, то энергия не вырабатывается. Это не так. При дневном свете даже в пасмурную погоду модуль вырабатывает электрический ток, только снижается его производительность. На сегодняшний день применение солнечных модулей оправдано в случае удаленности объекта от центрального электроснабжения и при наличии большого количества солнечных дней в году. Для более эффективного применения солнечных модулей используется аккумуляторная станция, которая позволяет накапливать электроэнергию и выдавать необходимое ее количество на потребители. Другим устройством, который широко применяется в бытовых целях, является солнечный коллектор. Коллекторы используются для отопления промышленных и бытовых помещений, для горячего водоснабжения различных бытовых нужд. В пищевой и текстильной промышленности, где наибольшее количество производственных процессов с использованием теплой воды (30-90градусов), коллекторы являются наиболее эффективными в применении.
Вопросы:
- Объясните процесс фотосинтеза в растениях
- Приведите примеры применения солнечной энергии в вашей жизни
- Выяснить достоинства и недостатки данного вида энергии
Задание: с помощью устройств продемонстрировать работу солнечной энергии
Группа №2
Изучение энергии ветра.
Цель: Практически и аналитически проверить, как используется энергия ветра
Приборы и материалы: 1) кейс; 2) фен; 3) воздушный шарик; 4) шарик для пинг-понга.
Задача: Изучив кейс, экспериментально показать использование ветра и ответить на вопросы
Кейс №2
Возникновение ветра происходит благодаря неравномерному распределению атмосферного давления. Из-за того, что атмосферное давление постоянно колеблется, меняются и направление, и скорость ветра. С давних времен человек научился использовать энергию ветра и применять ее в разных областях. Например, ветряные мельницы крутили жернова и перемалывали зерно в муку, корабли перемещались благодаря парусу и ветру. Ветер имеет огромную мощь и потенциал, который способен производить огромное количество полезной энергии для человека.
Сегодня энергию ветра используют для получения электрического тока. Отрасль, занимающаяся преобразованием энергии ветра (кинетической энергии) в электрический ток, называется ветроэнергетика. Бурное развитие отрасли можно наблюдать в Европе и на Западе. Страны, которые не имеют запасов нефти и газа, вынуждены покупать электроэнергию у других стран. Этот фактор способствует росту развития альтернативных источников электроэнергии.
Наиболее популярным на сегодняшний день является применение ветрогенераторов. Они широко применяются как в крупных масштабах, это огромные электростанции, так и в малых, для частного пользования
Вопросы:
- Причины возникновения ветра
- Приведите примеры использования энергии ветра
- Выяснить достоинства и недостатки данного вида энергии
Задание: с помощью устройств на столе продемонстрировать использование энергии ветра
Заключение.
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели основные виды альтернативных источников энергии. Давайте их перечислим. Они начинают постепенно занимать свою нишу в энергетике. Но, Во-первых, до повсеместного внедрения еще далеко, предстоит решить энергетических экономических и экологических , а во-вторых, только эти 4-е станции не спасут человечество, т.к. у них не очень большая мощность и тесная привязка к источнику энергии. Поэтому труд энергетиков остается в большой цене.
Надуваю шарик, включаю фен, подвожу под шарик струю воздуха и опускаю шарик.
Наблюдение: Струя воздуха поднимает шарик вверх, но он не улетает, а устойчиво держится в струе.
Объяснение: давление воздуха в струе из фена ниже атмосферного, поэтому шарик находится в своеобразном воздушном коридоре, стены которого состоят из воздуха с атмосферным давлением. Это заставляет шарик держаться в области пониженного давления [2].
Объяснение
На самом деле этот трюк не противоречит силе тяжести. В нём демонстрируется важная способность воздуха, называемая принципом Бернулли. Принцип Бернулли – закон природы, согласно которому любое давление любого текучего вещества, в том числе воздуха, уменьшается с ростом скорости его движения. Иначе говоря при низкой скорости потока воздуха он имеет высокое давление.
Воздух, выходящий из фена, движется очень быстро и следовательно его давление невелико. Мячик со всех сторон становится окружён областью низкого давления, которая образует конус у отверстия фена. Воздух вокруг этого конуса обладает более высоким давлением, и не даёт мячику выпасть из зоны низкого давления. Сила тяжести тянет его вниз, а сила воздуха тянет его вверх. Благодаря совместному действию этих сил, шарик и зависает в воздухе над феном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока с использованием здоровье сберегающих технологий
Разработка урока по теме "Психологические основы выживания". Развитие навыков и приёмов самоспасения в условиях автономного существования....
разработки уроков с использованием современных образовательных технологий
Урок по теме-Япония (модульное обучение), урок по теме- Развитие форм рельефа ( межпредметные связи), урок по теме- Ветер ( проблемное обучение)....
Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Методическая разработка урокас использованием информационно-коммуникационных технологий(ИКТ)...
Разработка урока с использованием коммуникативно - диалоговых технологий для 6 класса по теме "Ветер"
Разработка урока направлена на формирование обучающихся коммуникативнх компетенций....
Разработка урока с использованием коммуникативно - диалоговых технологий для 5 класса по теме "Ориентирование"
Разработка направлена на развитие у обучающихся коммуникатино - диалоговых технологий...
Методическая разработка урока с использованием информационно-компьютерных технологий "Работа твоей мечты. Выбор профессии»
Предлагаемый урок рекомендуется для проведения в 11 классе по УМК М.З.Биболетовой «Enjoy English».по основным этапам учебного процесса – урок повторения и обобщения.Методическая разр...
Разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий на тему: "Многочлены"(7 класс).
Обобщающий урок по алгебре в 7-м классе по теме "Многочлены"Цели: Обобщить знания о преобразованиях любого целого выражения в многочлен стандартного вида;Привить любовь к природе через уроки...