Берегите родную природу.
методическая разработка по биологии (5 класс)
Методическая разработка предназначена для обучающихся 5-6 классов по биологии и экологии.
· Развивать память, мышление.
· Учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу.
· Воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 10 г. Кинель
г.о. Кинель Самарская область
Интеллектуальная игра
Брейн-ринг
«Чем больше я узнаю, тем больше я смогу»
Участники игры:
8 класс
Кинель, 2019
Брейн – ринг по биологии, географии, химии и экологии.
8 класс.
Цели игры:
- расширять знания учащихся по биологии, химии, географии, истории и экологии;
- развивать любознательность, умение наблюдать и делать выводы;
- активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес учащихся.
Правила игры:
1.От каждого класса выступает команда из 5-6 человек.
2.Все команды участвуют в игре одновременно.
3.Игра идёт до 10 очков. Побеждает команда, набравшая это количество баллов.
4.Ответ на вопрос оценивается в 1 балл.
5.Для ответа на вопрос капитан команды поднимает флажок.
Ход игры:
Каждая команда сидит за своим столом, на котором стоит номер команды и имеется флажок (три цвета), который поднимает капитан при готовности команды дать ответ на вопрос. У ведущего находятся номера вопросов, которые, как в лотерее, вытаскивает любой член команды правильно ответившей на предыдущий вопрос. Первый вопрос игры выбирается ведущим. На вопросы № 1 – 15 ответы даются после 30 секунд обсуждения, а на вопросы № 16 – 25 ответы даются через 15 секунд, то есть практически без обсуждения, это блиц - вопросы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ:
1. Это вообще выглядит неправдоподобно: вместе с дождём на землю начинают падать лягушки, рыбы, головастики и другие обитатели водоёмов. Так, в 1806 году в Дании в течение получаса с неба сыпались морские раки, а в Шотландии и Норвегии дожди из сельди. В 1933 году в селе Кавалерово Приморского края шёл дождь с медузами. В 1949 году в одном из районов Новой Зеландии выпал дождь из живой рыбы, который покрыл большой участок местности почти сплошным слоем «живого серебра». А в 1974 году в пригороде Ашхабада прошёл дождь из живых лягушек. В 1804 в Испании вслед за ураганом с неба посыпались зёрна пшеницы. А в один из летних дней 1940 года жители села Мещёры Горьковской области видели, как с неба лился дождь из старинных золотых монет чеканки времени Ивана Грозного.
Что же это за удивительные дожди?
Ответ: смерч
2. Видеовопрос.
Ответ: Красная книга — список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.
3. Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете.
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе.
Ответ: Водород. РЕБУС
4. Все вы знаете слова А.С. Пушкина “Почернело сине море...” О какой экологической проблеме может говорить этот цвет?
Ответ: Загрязнение морей нефтепродуктами
5. Бывало, в сказках старый столб вещал богатырям:
Пойдёшь на право – конь падёт,
На лево – сгинешь сам,
А прямо – ждёт тебя успех на всём твоём пути!
А что поможет вам теперь путь правильный найти?
Расскажет, что, и почему, и где в пути вас ждёт,
Как только дружный ваш отряд отправится в поход?
Ответ: карта
6. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК - ВИДЕОВОПРОС
Ответ: Соль
7. У каких рыб кожа такая шершавая, что из нее можно делать напильники?
Ответ: Жители некоторых островов Тихого окeaна из кожи акул делают наnильники, кomoрыми можно nолировать дерево и даже мрамор.
8. Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой?
Ответ: Пресной воды на планете около 2%
9. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд?
Ответ: Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться.
10. ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
11. Русский купец, ходивший «за три моря» …
Ответ: Афанасий Никитин.
12. Знаменитый путешественник Д. Кук впервые посетив Австралию, был удивлён странным видом неизвестного животного. Он спросил у австралийцев, как называется это животное, услышанным в ответ словом и стали называть увиденное Куком животное. Оказывается, это слово на местном наречии означает: «не понимаю». Что это за животное?
Ответ: Кенгуру
13. 22 апреля 1915 года мир узнал о новом виде оружия - химическом.
Вблизи города Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Армия Антанты за несколько минут потеряла 5 тысяч солдат. О каком газе идёт речь?
Ответ: Хлор.
14. В тёмной - тёмной комнате, в чёрном - чёрном шкафу, на чёрной - чёрной полке стояла большая - пребольшая запечатанная бутыль, а в ней - смесь двух газов, бесцветного и жёлто -зелёного. Пришли люди в чёрной - чёрной одежде, достали бутыль с полки, поставили на чёрный - чёрный стол, включили свет и ушли. Что было дальше? (ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)
Ответ: взрыв.
15. Угадайте птицу: Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц уничтожает за год 10тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.
Ответ: Сова РЕБУС
16. Местные жители Алтая утверждают, что это животное сочетает в себе качества нескольких домашних животных: даёт молоко, как корова; стригут шерсть, как с овцы; хвост у него, как у лошади, а хрюкает, как свинья. О ком идёт речь?
Ответ: Як.
17. Назовите вымершее животное: Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их скорейшему вымиранию.
Ответ: Мамонты РЕБУС
18. Индейцы называли этот продукт «слёзы дерева». В своё время он даже был дороже золота. А как мы называем этот продукт?
Ответ: каучук
19. Что называют флорой, что фауной?
Ответ: Царство растений, царство животных.
20. ВОПРОС ИЗ ЗАЛА
21. Это озеро настолько солёное, что оно носит название Мертвое море. Где находится море-озеро?
Ответ: Израиль
22. У хищных – когти, у копытных – копыта, а у приматов?
Ответ: Ногти
23. Как можно сохранить жизнь взрослого 50-80 летнего дерева?
Ответ: Собрать 60 кг макулатуры
24. «Около ста лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П. И. Мариковский. – Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало». О каком насекомом идёт речь?
Ответ: вошь.
25. Каково имя норвежского путешественника Хейердала, который совершил плавание на папирусной лодке «Ра» из порта Сафи до острова Барбадос?
Ответ: Тур
26. Какой вред приносит оставленный в лесу мусор?
Ответ: Оставленный мусор будет загрязнять окружающую среду. Бумага до полного разложения будет лежать 2 года., консервная банка — 90 лет, полиэтиленовый пакет — более 200 лет, стекло практически вечно
27. Какому учёному принадлежат слова: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает»?
Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев
28. Какое транспортное средство расходует самое маленькое количество энергии на одного пассажира? Ответ: Велосипед. Энергию тратит сам пассажир.
29. Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у неё не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: « Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья. Стой вечно зелёным! ».
Появление какого растения объясняла эта легенда? Ответ: лавр благородный.
30. Какой газ утверждает, что он - это не он?
Ответ: неон.
31. В 1719 году приказом Петра 1 была открыта Кунсткамера. Что означает это слово?
Ответ: кабинет редкостей.
32. ВИДЕОВОПРОС
Ответ: Железо.
33. Однажды в холодный осенний день из Юго-Восточной Азии в адрес российского зооцентра прибыл живой груз - 24 удава. Принимающий животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что он их загипнотизировал, так как змеи вели себя очень спокойно. Как вы объясните поведение удавов?
ОТВЕТ: Температура тела рептилий непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды. В теплую погоду они активны и малоподвижны в прохладную. Этим объясняется спокойное поведение удавов.
34. Как образуются кислотные дожди?
Ответ: При сжигании любого ископаемого топлива (уголь, горючие сланцы, мазут) в составе выделяющихся газов находятся диоксиды серы и азота. Миллионы тонн диоксидов серы и азота, выбрасываемые в атмосферу, превращают выпадающие дожди в слабый (а иногда не очень слабый) раствор кислоты. Дождевая вода, образующая при конденсации водяного пара, должна иметь нейтральную реакцию. Но в самом чистом воздухе всегда есть диоксид углерода, и дождевая вода, растворяет его, чуть подкисляется. Дождь становится более кислым в результате растворения диоксидов серы и азота.
35. Какой цветок считается символом Солнца и символом Японии?
Ответ: Хризантема
36. Первая российская научная станция в Антарктиде. Как называется?
Ответ: Мирный
37. Эта водоросль была отправлена вместе с другими живыми растениями в кабине космического корабля “Восток-2”. Она и сейчас постоянно используется в биологических экспериментах на космических станциях. С чем связано ее использование в условиях космоса?
ОТВЕТ: Хлорелла. Она является самой продуктивной водорослью - улавливает 7-12 % солнечного света, вместо 1-2% цветковых.
38. В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток, фей и нежных эльфов. Его родина – Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существует культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы этого цветка были куплены два каменных дома.
Ответ: Тюльпан
39. Металл, вызывающий лихорадку.
Ответ: Золото
40. Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живёт Хозяйка Земли. А вот что поётся в русской песне об этом дереве:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.
Что это за дерево? Объясните, о чём говорится в песне. РЕБУС
Ответ: люди освещали дома берёзовыми лучинками; дёгтем из берёзовой коры смазывали оси колёс, чтобы не скрипели; от болезней почек, печени и лёгких помогает отвар берёзовых почек; полы мыли да парились берёзовыми вениками.
ИГРОВАЯ ПАУЗА
Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.
- Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще).
- Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).
- На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
- Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)
- Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).
- Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).
- Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа- не волк, в лес не убежит).
- Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу - кобыле легче).
- При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси.(Хочешь жить - умей вертеться).
- Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщениякислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Утопающий хватается за соломинку).
6 вопрос из черного ящика
Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди.
Что в черном ящике?
Предварительный просмотр:
Открытый урок по биологии на тему:
«Многообразие птиц»
Автор: Мартынова Н.В.
2019г
Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. 7 класс.
Эпиграф «Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика».
Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп.
Задачи урока:
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения
Сформировать знания:
- об особенностях строения птиц отрядов Дневные хищные, Куриные, Ворбьинообразные, Аистовые.
- о многообразии птиц; их способности заселять практически любые места обитания;
Сформировать умения:
- определять и называть представителей отрядов птиц;
- описывать внешнее строение представителей отрядов птиц и выделять их существенные признаки, общие для всего отряда;
- распределять птиц по экологическим группам на основании их внешнего вида.
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,
- вызвать удивление уникальностью строения и значения птиц изучаемых отрядов,
- сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о птицах.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: Работа учащихся фронтальная, индивидуальная, в группах.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации, раздаточный материал, презентация.
Ход урока:
- Организационный момент (5 минут)
1.1. Формулировка темы урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, сегодня на совместную продуктивную работу и начать мне хотелось бы с загадки:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... ?
- птица.
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.
На прошлом уроке вы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.
Вспомните, какова численность класса Птицы? Более 8600 видов.
Какое второе название имеет класс Птицы? Пернатые.
Как называется наука, изучающая птиц? Орнитология.
А специалист, изучающий птиц? Орнитолог.
Соответственно, исследования проводимые орнитологом, называются – орнитологическими.
Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц, с которыми вы познакомитесь на этом уроке.
Ребята, а что за наука помогает ориентироваться в многообразии животных? Систематика, целью которой является распределение распределить всех птиц на группы?
Делаются предположения, но однозначно правильного ответа нет.
Возникает проблемная ситуация общей схожести птиц, но и множество различий, которые позволяют поделить класс на более мелкие группы.
Какие? Называются группы птиц - отряды.
Как можно сформулировать тему урока?
Отряды птиц.
1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели.
Учитель: Итак, мы изучаем отряды птиц.
Какую цель мы поставим себе на урок?
- изучить особенности отрядов птиц.
Предположим, вы хотите узнать об этих птицах все.
Что вы хотели бы о них узнать? Чему научиться?
- Раскрыть особенности строения птиц, связанные с образом жизни.
- Узнать особенности их обитания.
- Научиться отличать представителей отрядов птиц друг от друга.
- Распределять птиц по экологическим группам.
- Уметь находить известных птиц на рисунках, фотографиях, таблицах, находить необходимую информацию в тексте.
Какими способами будем достигать поставленные нами задачи?
- Рассматривать строение птиц на рисунках, слайдах. Выделять общие признаки и различия.
- Делать необходимые записи в тетради.
- Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.
- Изучать новые понятия.
- Задавать вопросы учителю.
- Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.
Запишите на полях еще одну задачу «задача +» лично для себя. Сегодня эта цель будет связана с вашей работой в группе. Сформулируйте ее сами, например: «На протяжении урока я буду высказывать свое мнение; услышу все, что будут говорить ребята в классе и т.д.»
ІІ. Осмысление блока новой информации (20 минут)
2.1. Элемент содержания «Отряды птиц». Работа в группах
Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда (систематические группы): Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. Ребята подготовили нам сообщения, послушаем их. Пожалуйста.
Задание 1. (3 мин).
Рассмотрите рисунок. Выполните следующие задания:
1) Дать название птице, изображённой на фото.
2) Назвать отряд, к которому относится данный вид птиц.
При необходимости воспользуйтесь материалами на столах. Рисунки птиц.
Проверим, как вы справились. Ответы на слайде.
Задание 2. Изучить общую характеристику отрядов птиц (5 мин).
Перед вами один из отрядов птиц. Опишите его (заполнив таблицу в тетради).
Отряды | Характерные признаки отрядов | Представители |
Дневные хищные птицы | ||
Куриные | ||
Воробьиные | ||
Аистообразные |
Подготовьте выступление с характеристикой признаков указанного отряда.
Слушаем выступление каждой группы (выступающий составляет опорный конспект на доске) и дополняем таблицу, чтобы отразить все отряды в тетради, и проверяем результат, сравнив с таблицей на слайде и доске.
Отряды | Характерные признаки отрядов | Представители |
Дневные хищные птицы | Ноги умеренной длины, у большинства с острыми когтями. Клюв крючковидный, изогнутый. | Ястреб, сокол, гриф |
Куриные | Ноги средней длины, ильные; крылья короткие, широкие; летают тяжело. Клюв короткий, сильный; надклювье слегка загнутое. | Тетерев, фазан, индейка, куропатка. |
Воробьиные | На ногах первый палец обращен назад, строение крыльев и клюва разнообразно. | Воробей, дрозд, ласточка, синица. |
Аистообразные | Длинные ноги, гибкая длинная шея, маленькая голова, Клюв удлиненный, заостренный. Перьевой покров рыхлый, крылья относительно большие, широкие. Хвост короткий. | Цапля рыжая, выпь малая, аист белый. |
Какие затруднения возникли при описании отрядов? Как вы можете их преодолеть?
- Незнание представителей отрядов. Представителей найти в учебнике и дополнительной литературе.
Учитель: Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут. Невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. По тому, в каких местообитаниях живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы.
Что называют экологической группой животных? Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения.
Экологические группы птиц подразделяют:
По типу питания | По местам обитания | По гнездованию |
Растительноядные птицы | Водоплавающие птицы | Норники |
Насекомоядные птицы | Птицы побережий водоемов и болот | Кустарниковые |
Хищные птицы | Птицы открытых пространств | Наземногнёздные |
Всеядные птицы | Птицы степей и пустынь | Дуплогнёздники |
Падалееды | Птицы леса | Кроногнёздные |
Учитель. Мы подробно остановимся на группе - типичные птицы.
Учитель. Ребята, я вам предлагаю на уроке побыть учеными-орнитологами. Выполните следующие задания по инструктивной карточке.
Задание 3. Ответить на вопрос: По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?
Индивидуальная работа (5 минут)
Задание №3. Для ответа на данный вопрос выполните самостоятельную работу по учебнику: Биология 7 класс, § 50 стр.220. Заполните таблицу: Экологические группы птиц по месту обитания.
Работа в группах.
Задание №3. Перед вами лежит карточка с заданием. Разложите карточки с изображением птиц по местам их обитания. Из цветных карточек выберите описание образа жизни птиц и приспособления к месту их обитания.
Инструктивная карточка.
1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.
2.Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц.
3.Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.
4.Допишите предложения.
5. После подготовки рассказать (1 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы (сообщения)
Карточка № 1
Экологическая группа птиц по месту обитания | Виды | Образ жизни и приспособления к месту обитания |
Птицы леса | Синицы, дятлы, дрозды, рябчики, тетерева, глухари | Укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями. По способу питания есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные |
Птицы степей и пустынь | Дрофа, журавли, страусы | Сильные ноги и длинная шея позволяют им вовремя заметить опасность и скрыться от врагов. Растительноядные, насекомоядные |
Птицы побережий водоемов и болот | Аисты, цапли, кулики | Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в порошок, покрывающий перья, защита от намокания. Хищники |
Водоплавающие птицы | Утки, гуси, лебеди | Уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира всеядны |
Птицы открытых воздушных пространств | Ласточки, стрижи | Крылья длинные серповидно загнутые. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Ноги короткие. Раздвоенные хвост руль при полете. Насекомоядные. |
III. Рефлексивно-оценочный этап (10 минут)
Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока?
- Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их.
Вернемся к задачам урока (записаны на доске). Все ли задачи достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы.
Теперь необходимо оценить качество достижения результатов.
1.Назовите птицу
2.Назовите среду обитания и приспособленность (экологическая группа)
3.Распределите птиц по экологическим группам
- Лесные птицы.
- Водоплавающие птицы.
- Птицы открытых пространств.
- Птицы побережий водоемов и болот.
- Птицы, добывающие корм в воздухе.
а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка, г) стрепет, д) буревестник, е) поползень, ж) лебедь кликун, з) императорский пингвин, и) журавль – красавка, к) серебристая чайка, л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) кавказский тетерев, п) черноголовая гаичка, р) кваква, с) большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у) серый гусь, ф) удод.
Взаимоконтроль: поменяйтесь тетрадью с соседом, проверяем, называя вместе верные ответы, каждый верный ответ оцениваем в 1 балл.
-проверили
Поставьте набранные баллы на полях.
(Правильные ответы)
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
а, б, е, о, п, с, т, ф | ж, р, у | и, г, н | д, з, к, л, у | в, м |
Выводы:
- Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.
- Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д.
V. Домашнее задание (2 минут)
1.Параграф 49-50.
2.Приготовьте сообщение об одной птице, которая занесена в Красную книгу Самарской области, в виде творческой работы.
3.Самые усердные из вас могут приготовить буклет, куда войдут стихи, поговорки, пословицы, загадки о птицах.
Когда заканчивается тема – мне немного грустно, потому что, то что мы узнали на уроке – лишь малую часть того интересного, что известно о птицах и, вообще, о природе.
VI. Рефлексия. (3 минуты)
Учитель: Ребята закончите предложение:
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
2) Больше всего мне понравилось_________ .
3) Самым интересным сегодня на уроке было________________.
4) Самым сложным для меня сегодня было_____________.
Учитель: Урок мне хочется закончить словами К. Г. Гарина-Михайловского: «Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать», Что мы с вами и будем делать на каждом последующем уроке.
Я благодарю вас за активность на уроке. Сегодня мне особенно понравилось с вами работать!
Информационные источники.
- А.Г. Резанов. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс. –М.: Издат-Школа 2000, 1999. - с.194-195
- Биология. Учебник для 7 класса общеобразовательных организаций: Е.Т.Тихонова, Н.И. Романова М. ООО «Русское слово», 2015. - 296 с.
- С.И. Павлов. Птицы леса и как их изучают:учебное пособие к полевому практикуму.-Самара: СГСПУ, 2018. – 338 с.
- Фотографии птиц - http://pict.by.ru/ фауна животные звери домашние дикие галереи
- http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция ЦОР
- Википедия http://ru.wikipedia.org/
- Uchmet.ru
- https://rosuchebnik.ru/material/klass-pticy-obschaya-harakteristika-klassa-biologiya-7-klass/
Приложение 1.
Задание 1. (3 мин).
Рассмотрите рисунок. Выполните следующие задания:
1) Дать название птице, изображённой на фото.
2) Назвать отряд, к которому относится данный вид птиц.
При необходимости воспользуйтесь материалами на столах.
Задание 2. Изучить общую характеристику отрядов птиц (5 мин). П.49 с.215-219
Перед вами один из отрядов птиц. Опишите его (заполнив таблицу в тетради).
Отряды | Характерные признаки отрядов | Представители |
Дневные хищные птицы | ||
Куриные | ||
Воробьиные | ||
Аистообразные |
Задание 3. Ответить на вопрос: По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?
Индивидуальная работа (5 минут)
Задание №3. Для ответа на данный вопрос выполните самостоятельную работу по учебнику: Биология 7 класс, § 50 стр.220. Заполните таблицу: Экологические группы птиц по месту обитания.
Работа в группах.
Задание №3. Перед вами лежит карточка с заданием. Разложите карточки с изображением птиц по местам их обитания. Из цветных карточек выберите описание образа жизни птиц и приспособления к месту их обитания.
Инструктивная карточка.
1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.
2.Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц.
3.Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.
4.Допишите предложения.
5. После подготовки рассказать (1 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы (сообщения)
Экологическая группа птиц по месту обитания | Виды | Образ жизни и приспособления к месту обитания |
Птицы леса | Укороченные ___________ крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам _________ взлетать и ______________ между деревьями. По способу питания есть _________________, растительноядные, _________________ и всеядные | |
Птицы степей и пустынь | Сильные _________ и длинная _______ позволяют им вовремя заметить опасность и ________ от врагов. _____________ядные, насекомоядные | |
Птицы побережий водоемов и болот | Длинные тонкие ________ и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая _______, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в __________, покрывающий перья, ______ от намокания. Хищники | |
Водоплавающие птицы | Уплощенное _______________ тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв ________, оперение _________, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира. Всеядны | |
Птицы открытых воздушных пространств | Крылья длинные серповидно загнутые. Клюв _____________, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Ноги ________. Раздвоенные хвост руль при полете. Насекомоядные. |
Предварительный просмотр:
Берегите родную природу.
Цель:
- Обобщить знания по экологии.
- Развивать память, мышление.
- Учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу.
- Воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней.
Оборудование:
Картины природы, сказочный герой “ старичок – Лесовичок”, аудио- запись ( голоса птиц, мелодия Ю. Антонова “Места родные”), плакаты со словами, костюмы героев, листочки с буквами.
Ход занятия
1. Оргмомент:
Звучит мелодия Ю.Антонов “Места родные”
Я сорвал цветок
И он увял.
Я поймал мотылька
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце…
Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы попадаем в удивительный мир природы.
- Чтобы попасть в путешествие, нужно ответить на вопросы.
3. Проверка домашнего задания. Блиц-турнир.
- Что такое экология?
- Какие законы экологии вы знаете?
- Назовите свойство экосистем.
- Какие экологические зоны вы знаете?
- Какие бывают растения?
- Что такое фитоценоз?
- Что такое биоценоз?
4. Итак, мы продолжаем наше путешествие. Мы этого заслужили.
Ученик:
Когда на сердце
Неспокойно станет,
Когда не в силах
Совладать с собою,
Побудь в лесу, на
Солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой.
Учитель: Ребята, “ Что такое лес”
По ходу прикрепляются картинки на доску.
- Картинки:
1. Старичок-Лесовичок и деревья.
2. Кусты, травы, цветы.
3. Грибы.
4. Насекомые.
5. Птицы.
6. Животные.
7. Жаба, ящерица.
- Вот теперь это настоящий лес, он будет жить. Потому что там есть все: и деревья, и травы…
- Представьте себе этот лес. Чего не хватает?/ Голосов птиц/.
- Слушаем голоса птиц. Аутотренинг.
- Ребята, скажите, как надо вести себя в лесу?
Кричалка!
Повторяйте за мной кричалку:
На берегу большой реки
Пчела ужалила медведя.
Прямо в нос!
Ой-ой-ой ой! Взревел медведь,
Он сел на пень и начел петь:
Землю обмотали
Тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Совершите чудо – руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
- А сейчас послушаем ребят о том, что порой не задумываясь, мы приносим беспокойство другим.
Ученики:
Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай.
Школьник, помни ты всегда –
Их не так уж много.
Все живое на Земле хочет жить, и помочь этому
Можем только мы.
( Выходит Водяной, поет: )
Я одинокий Водяной,
Никто не водится со мной.
Друзья мои лягушки
Болеют как старушки.
На дне моей квартиры –
Бутылки, тряпки, вилы.
Не озеро – помойка,
Не уходи, постой-ка!
Кругом лежат жестянки,
Запчасти, склянки, банки,
А мне так жить,
А мне так жить,
А мне так жить охота!
Ребята, помогите!
– Чем же мы можем помочь Водяному?
– Как нужно отдыхать на реке, озере?
– Где нужно купаться?
Ученики:
Здравствуйте, друзья!
Здравствуй, природа!
Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы.
Здравствуйте, птицы, соловьи, совы, воробьи и голуби!
Здравствуйте, звери, тигры, львы, слоны, волки.
– Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их.
Стихотворение: “Богаты мы”
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы плавают в реке.
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнаю – как богаты были мы!!!
Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Их осталось мало.
– Какие вы знаете растения, занесенные в Красную книгу?
(Показывают картинки).
– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.
У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось. Игра “Редкие и исчезающие животные”
Игра “Редкие и исчезающие животные”
Участники игры должны прочитать названия животных.
Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.
Я в к я с у л а с н в ц ц
П д ж ф е ч й р п а н ф ч
Ж м в ы м р х у ж х о р л ь
Г с в е в о п б в а с р о д
М б е к д ь о в е д б к в
К ф п о ы б з р а ы ф п з
В г е м г е л о в р д ж д д
Ц с э я у ф т ц я о э р а ф
Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.
Беседа, показ картинок-открыток редких животных.
– Ребята, чем мы можем помочь им?
Ученики:
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
– Сейчас начинается время цветения растений: вишни, черемухи, яблони. И начинается варварское уничтожение их. Так и хочется крикнуть: люди, остановитесь, что вы делаете!
Идя по дороге в школу, не срывайте ветки яблонь и черемухи. Растению больно, оно живет, дышит, и ведь на месте этих цветов появятся ягоды, которые вы сможете съесть.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок.
– Ребята, что же случится, если мы все сорвем по цветку?
Ученик: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все.
Вместе: И я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
– Давайте дарить друг другу поляны, небо, море. Не будем уничтожать природу. Сбережем нашу красивую планету.
Ученик:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
– Песня “Я приду на луг” (исполняют ученики на мотив песни “Ветер с моря дул..”
Я приду на луг
1. Я приду на луг,
Взгляну на цветы,
Не помну траву,
Не сорву цветы.
2. Ты траву не мни,
Ты не рви цветы,
Лучше посади
Новые цветы.
3. А приду я в лес,
Там мои друзья,
Накормлю я птиц –
Это жизнь моя.
4. Ты траву не мни,
Ты не рви цветы,
Лучше накорми
И зверей и птиц.
5. В школу я приду,
Расскажу я всем,
Как я птиц люблю
И животных всех.
6. Ты их не губи,
Ведь они одни.
Лучше помоги,
Ты их покорми.
– А сейчас послушайте наказ для принятия в ряды Всероссийского общества охраны природы:
Одари свой край чуткой нежности,
Помоги ветрам веять свежестью,
И зерну помоги вызреть колосом,
Помоги лесам быть дремучими,
Грусть грустить ивняку по над кручею,
Помоги реке быть глубокою.
Ты цветам помоги ковры выстелить,
Птицам помоги облетать крыло,
Делай все любя, чтобы впрок пошло.
Помоги всему, чем Земля красна.
Пусть в сердцах людей зазвенит весна!
Не пойди по земле незамеченным!
Не дай сделать мир покалеченным!
– Согласны с таким наказом – клятвой?
– Давайте оставим свои подписи.
(Ребята расписываются на свитке).
5. Итог занятия:
Уходя с нашего занятия, о чем мы будем помнить:
Я приду на луг 1. Я приду на луг, 2. Ты траву не мни, 3. А приду я в лес, 4. Ты траву не мни, 5. В школу я приду, 6. Ты их не губи, | Я приду на луг 1. Я приду на луг, 2. Ты траву не мни, 3. А приду я в лес, 4. Ты траву не мни, 5. В школу я приду, 6. Ты их не губи, | Я приду на луг 1. Я приду на луг, 2. Ты траву не мни, 3. А приду я в лес, 4. Ты траву не мни, 5. В школу я приду, 6. Ты их не губи, |
Найди животное
Я в к я с у л а с н в ц ц _____________________________________________
П д ж ф е ч й р п а н ф ч____________________________________________
Ж м в ы м р х у ж х о р л ь_____________________________________________
Г с в е в о п б в а с р о д _____________________________________________
М б е к д ь о в е д б к в ______________________________________________
К ф п о ы б з р а ы ф п з_______________________________________________
В г е м г е л о в р д ж д д______________________________________________
Ц с э я у ф т ц я о э р а ф______________________________________________
Найди животное
Я в к я с у л а с н в ц ц _____________________________________________
П д ж ф е ч й р п а н ф ч____________________________________________
Ж м в ы м р х у ж х о р л ь_____________________________________________
Г с в е в о п б в а с р о д _____________________________________________
М б е к д ь о в е д б к в ______________________________________________
К ф п о ы б з р а ы ф п з_______________________________________________
В г е м г е л о в р д ж д д______________________________________________
Ц с э я у ф т ц я о э р а ф______________________________________________
Найди животное
Я в к я с у л а с н в ц ц _____________________________________________
П д ж ф е ч й р п а н ф ч____________________________________________
Ж м в ы м р х у ж х о р л ь_____________________________________________
Г с в е в о п б в а с р о д _____________________________________________
М б е к д ь о в е д б к в ______________________________________________
К ф п о ы б з р а ы ф п з_______________________________________________
В г е м г е л о в р д ж д д______________________________________________
Ц с э я у ф т ц я о э р а ф______________________________________________
Найди животное
Я в к я с у л а с н в ц ц _____________________________________________
П д ж ф е ч й р п а н ф ч____________________________________________
Ж м в ы м р х у ж х о р л ь_____________________________________________
Г с в е в о п б в а с р о д _____________________________________________
М б е к д ь о в е д б к в ______________________________________________
К ф п о ы б з р а ы ф п з_______________________________________________
В г е м г е л о в р д ж д д______________________________________________
Ц с э я у ф т ц я о э р а ф______________________________________________
Допиши наказ для принятия в ряды Всероссийского общества охраны природы:
Одари свой край чуткой нежности,
Помоги ветрам веять свежестью,
И зерну помоги вызреть колосом,
Помоги лесам быть дремучими,
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Допиши наказ для принятия в ряды Всероссийского общества охраны природы:
Одари свой край чуткой нежности,
Помоги ветрам веять свежестью,
И зерну помоги вызреть колосом,
Помоги лесам быть дремучими,
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончи стихотворение
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончи стихотворение
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончи стих
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Береги родную природу
Береги родную природу - сценарий внеклассного мероприятия. Учит доброму и чуткому отношению к природе....
Классный час "Береги родную природу"
Разработка классного часа по экологии "Береги родную природу"....
Разработка классного часа "Береги родную природу"
Цель: формировать стремление учащихся к изучению родного края.Задачи: расширить представление детей об экологических законах;способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природ...
«Береги родную природу» презентация для классного часа
Берегите эту землю, берегите эту воду,Даже малую былиночку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя!...
Общешкольное внеклассное мероприятие "Берегите родную природу"
Итоговое внеклассное мероприятие, посвященное Году охраны окружающей среды...
«Русские поэты XIX века о родной природе и о себе, урок № 2. Проект Художественный альбом класса «Образы родной природы» для 5 класса по программе В.Я. Коровиной в рамках ФГОС
Конспект урока по литературе...
Презентация к уроку русского языка "Сочинение "Береги родную природу"
Данная презентация предназначена для проведения урока по развитию речи, где развиваются навыки написания сочинения-рассуждения....
Комментарии
Какая интересная игра, мне
Какая интересная игра, мне очень понравилась. Современным детям такие игры очень нужны, они помогают им понять, что такое добро, хорошее отношение к людям, взаимопомощь.