Урок биологии в 9 классе " Основные направления эволюции"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Сформировать понятие о главных направлениях эволюции, показать соотношение путей эволюции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5a32670ba9e96.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 9 классе «____» ___________ 20___ г.
Основные направления эволюции.
Цель. Сформировать понятие о главных направлениях эволюции, показать соотношение путей эволюции.
Задачи.
- познакомить учащихся с основными типами эволюционных изменений, сформировать знания о главных направлениях эволюции и их показателях, конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса, охарактеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчеркивая особую роль человека в этих процессах.
- Продолжить развитие интеллектуальных умений через решение биологических задач, требующих логического мышления; продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить , оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
- Воспитание бережного отношения ко всему живому, культуры труда, навыков общения и взаимоуважения.
Ход урока.
Изучение нового материала.
- Биологический прогресс и регресс.
Эволюционный процесс на Земле создает огромное разнообразие видов и надвидовых групп. Все они в этом процессе приобретают специальные приспособления к условиям существования. Изменение условий окружающей среды часто приводят к исчезновению у видов одних и появлению других свойств, обеспечивающих лучшее приспособление к жизни, а следовательно, большую выживаемость, увеличение размножения организмов и их более широкое распространение.
Стр. 153. Прочитать биологический прогресс и регресс, выполнить следующие задание:
Заполнить таблицу.
Направление эволюции | Примеры (по три примера) |
«Биологический прогресс – процветание, определяемое относительно высокими темпами эволюции, при которых приспособленность организмов возрастает. Объективным показателем биологического прогресса является увеличение численности, ведущее к расселению и расширению ареала» (И. Шмальгаузен) «Биологический регресс – снижение приспособленности организма. Организм отстает в темпах эволюции от изменений во внешней среде и в особенности от темпов эволюции и распространения экологически близких форм. Численность вида уменьшается. Вид или группа видов идет навстречу вымиранию» (И. Шмальгаузен) |
Деятельность человека является мощным фактором биологического прогресса одних видов, нередко вредных для него: появление насекомых, устойчивых к ядохимикатам, болезнетворных микробов, устойчивых к действию лекарств, бурное развитие сине-зеленых водорослей в сточных водах.
При посевах человек вторгается в живую природу, уничтожает на больших площадях множество диких популяций, заменяя их искусственными, т.е. ведет к вымиранию диких видов.
- Главные направления эволюции.
Стр. 153 - 155
Сравнительная характеристика главных направлений органической эволюции.
Главные направления органической эволюции | Краткая характеристика | Примеры |
Ароморфоз | ||
Идиоадаптация | ||
Общая дегенерация |
Из всех рассмотренных путей достижения биологического прогресса наиболее редки ароморфозы, поднимающие ту или иную систематическую группу на качественно новый, более высокий уровень развития.
Ароморфозы можно рассматривать как переломные пункты развития жизни. Для групп, подвергнувшихся соответствующим морфофизиологическим преобразованиям, открываются новые возможности в освоении внешней среды.
За каждым ароморфозом следует множество идиоадаптаций, которые обеспечивают более полное использование всех имеющихся ресурсов и освоение новых местообитаний.
Есть систематические группы, которые развиваются по пути общей дегенерации. Этот путь эволюции может осуществляться при попадании организмов в постоянную, сравнительно однородную среду, например при паразитическом образе жизни. При общем упрощении организации у паразитов возникают специфические приспособления к условиям жизни внутри хозяина. У паразитических червей появляются присоски, крючки, получают значительное развитие органы размножения. Это соответствует эволюционной теории, согласно которому эволюция заключается в выживании наиболее приспособленных, а не более высокоорганизованных.
Закрепление.
- Установите соответствие между направлениями эволюции и их характеристиками.
Характеристика | Направление эволюции |
А) уменьшение числа подчиненных систематических групп Б) расширение ареала В) сокращение ареала Д) уменьшение численности Е) активация процесса видообразования | 1. биологический прогресс 2. биологический регресс |
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит развитие этих организмов.
Характеристика | Направление эволюции |
А) страус эму Б) серая крыса В) домовая мышь Г) синезеленые водоросли Д) орел беркут Е) уссурийский тигр | 1. биологический прогресс 2. биологический регресс |
А | Б | В | Г | Д | Е |
3) Выберите из перечня: 1) ароморфозы; 2) идиоадаптации; 3) дегенерации.
А) появление фотосинтеза,
Б) возникновение четырехкамерного сердца у птиц,
В) появление покровительственной окраски у животных,
Г) исчезновение кишечника у ряда паразитических червей,
Д) возникновение плода у покрытосеменных растений,
Е) исчезновение корней у ряда растений – паразитов,
Ж) возникновение у покрытосеменных растений приспособленности к опылению ветром,
З) формирование плоской формы тела у камбалы.
И) наличие перьев, облегченных костей и киля у птиц является примером,
К) появление цветка как органа размножения,
Л) утрата глаз и головы двустворчатыми моллюсками в связи с переходом к сидячему образу жизни,
М) появление скорлупы яиц у птиц и пресмыкающихся,
Н) окраска скорлупы яиц птиц под цвет окружающего грунта,
О) утрата глаз у рыб, обитающих в подземных пещерах,
П) мелкие прогрессивные эволюционные изменения.
Ароморфозы:
Идиоадаптация:
Дегенерация:
Домашнее задание §42
Рабочая карта урока.
Учени_____ 9 класса _________________________________________________________________
Тема урока. Основные направления эволюции.
- Заполнить таблицу.
Направление эволюции | Примеры (по три примера) |
«Биологический прогресс – процветание, определяемое относительно высокими темпами эволюции, при которых приспособленность организмов возрастает. Объективным показателем биологического прогресса является увеличение численности, ведущее к расселению и расширению ареала» (И. Шмальгаузен) «Биологический регресс – снижение приспособленности организма. Организм отстает в темпах эволюции от изменений во внешней среде и в особенности от темпов эволюции и распространения экологически близких форм. Численность вида уменьшается. Вид или группа видов идет навстречу вымиранию» (И. Шмальгаузен) |
- Сравнительная характеристика главных направлений органической эволюции.
Главные направления органической эволюции | Краткая характеристика | Примеры |
Ароморфоз | ||
Идиоадаптация | ||
Общая дегенерация |
- Установите соответствие между направлениями эволюции и их характеристиками.
Характеристика | Направление эволюции |
А) уменьшение числа подчиненных систематических групп Б) расширение ареала В) сокращение ареала Д) уменьшение численности Е) активация процесса видообразования | 1. биологический прогресс 2. биологический регресс |
А | Б | В | Г | Д | Е |
- Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит развитие этих организмов.
Характеристика | Направление эволюции |
А) страус эму Б) серая крыса В) домовая мышь Г) синезеленые водоросли Д) орел беркут Е) уссурийский тигр | 1. биологический прогресс 2. биологический регресс |
А | Б | В | Г | Д | Е |
5) Выберите из перечня: 1) ароморфозы; 2) идиоадаптации; 3) дегенерации.
А) появление фотосинтеза,
Б) возникновение четырехкамерного сердца у птиц,
В) появление покровительственной окраски у животных,
Г) исчезновение кишечника у ряда паразитических червей,
Д) возникновение плода у покрытосеменных растений,
Е) исчезновение корней у ряда растений – паразитов,
Ж) возникновение у покрытосеменных растений приспособленности к опылению ветром,
З) формирование плоской формы тела у камбалы.
И) наличие перьев, облегченных костей и киля у птиц является примером,
К) появление цветка как органа размножения,
Л) утрата глаз и головы двустворчатыми моллюсками в связи с переходом к сидячему образу жизни,
М) появление скорлупы яиц у птиц и пресмыкающихся,
Н) окраска скорлупы яиц птиц под цвет окружающего грунта,
О) утрата глаз у рыб, обитающих в подземных пещерах,
П) мелкие прогрессивные эволюционные изменения.
Ароморфозы:
Идиоадаптация:
Дегенерация:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии в 7 классе "Эволюция пищеварительной системы животных".
Презентация "Эволюция пищеварительной системы животных" предназначена для проведения урока биологии в 7 классе. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её испол...
разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ. ...
Технологическая карта урока биологии в 7 классе.Эволюция органов пищеварительной системы у животных
Урок проводится с применением компьютерной и исследовательской технологий....
урок по теме "Главные направления эволюции"
урок биологии...
Презентация к уроку биологии 9 класса "Результаты эволюции"
Презентация к уроку биологии 9 класса "Результаты эволюции"...
Разработка урока биологии в 11 классе "Эволюция человека"
Защита проектов в форме открытия музея "Эволюции человека"...
Урок биологии 7 класс "Доказательства эволюции животных"
В помошь моим ученикам при освоении материала используется видеурок, презентация. Для закрепления материала необходимо решить кроссворд...