технологическая карта урока "Из истории развития науки о клетке" 11 класс, углублённый уровень, УМК Пономарёва И.Н., ФГОС
план-конспект урока по биологии (11 класс)

Шинкарь Лидия Ивановна

Технологическая карта соответствует требования ФГОС и может быть использованна при проведении урока по теме "Из истории развития науки о клетке" в 11 классе (углублённый уровень)  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_istorii_razvitiya_nauki_o_kletke.docx55.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Из истории развития науки о клетке

Цель: создать условие для первичного восприятия закрепления информации об истории развития науки о клетке

Задачи  урока: 

обучающие:  определять понятиями «клетка», «цитология»;  характеризовать особенности клеточного уровня организации жизни, объяснять его взаимосвязь с молекулярным и организменным уровнями;   познакомить учащихся с историей развития знаний о клетке; показать вклад различных учёных в развитие науки о клетке.

развивающие: умение работать с информационными источниками, структурировать знания; фиксировать результаты исследования в тетради;

воспитательные:  воспитывать уважение к историческому прошлому науки

Планируемые результаты обучения:

 предметные: • знание о становлении науки цитологии, о вкладе отечественных учёных в развитие учения о клетке;

• умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения и вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

метапредметные: • умение сравнивать и сопоставлять биологические объекты;

• умение видеть проблему, ставить вопросы, обсуждать их, аргументировать свою точку зрения;

 личностные: • сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества и личности;

 • умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение, формулировать своё мнение, свою позицию.

Средства обучения:  таблицы по общей биологии; портреты выдающихся учёных-биологов; научно-популярная литература; микропрепараты растительных и животных клеток; CD «Биологический энциклопедический словарь», «Большая энциклопедия» и «Энциклопедия животных» (изд. ООО «Кирилл и Мефодий»); ЭОРы (электронные образовательные ресурсы), представленные на порталах «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» и «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов»; мультимедийное оборудование, презентация к уроку «История развития науки о клетке», портреты учёных

Тип урок:  Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Мотивация

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.  Я желаю вам успехов и хорошего настроения.

Приветствуют учителя.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Актуализация и пробное учебное действие 

(10 мин)

На доске висит таблицы  клеток животных, растений, бактерий.

- Как называют науку о клетке? (Цитология)

- История развития цитологии начинается с открытия клетки.

- Что означает термин клетка?

-Что объединяет эти клетки? Иллюстрируйте свой ответ.

Постановка проблемы: «Почему наука, изучающая строение и процессы жизнедеятельности клетки, выделена в самостоятельную область биологии?»

Беседа с учителем.

Ответы учеников

Самооценка.

Выдвижение гипотез, их обсуждение

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания,

Коммуникативные: управление поведением партнёра; коррекция,

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

 Продолжите предложение о движении животных:

Я знаю, что…

Я хотел бы узнать …

Познавательные: постановка и формулирование проблемы; умение строить речевое высказывание.

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач .Регулятивные: прогнозирование

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Определите  цель урока (для устранения возникшего затруднения)

- Предположите тему урока.

- Постройте  проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи).                                                                

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

Познавательные: общеучебные: умение   строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений; УУД постановки и решения проблем.

Реализация построечного проекта.

1) Цитология - раздел (наука)   биологии, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности клеток.

-  исследует элементарные единицы строения, функционирования и воспроизведения живой материи.

Объекты исследования – клетки многоклеточных организмов, бактериальные клетки  и клетки простейших, одноклеточных грибов и растений.

ВСПОМНИТЕ из курса 5-6 класса:  С чего начинается история изучения клетки как мельчайшей частицы организма?

 2). История развития цитологии

Самостоятельная  работа:

1.  Прочитайте  по  учебнику  И.Н. Пономаревой   §37 с. 180 – 181

2.  Кратко заполните таблицу (1 и 3 столбец)

Год

Ученый

Открытие

1624

Галилео Галилей

сконструировал первый микроскоп

1625

Джованни Фабер

предложил термин микроскоп

1665

Роберт Гук

впервые разглядел в пробке  ячейки и их назвал клетками

1675, 1683

М Мальпиги, Н. Грю

1674

Антони ван Левенгук

с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды движущиеся живые организмы

1827

Роберт Броун

Обнаружил и описал ядро  клетки

1827

Карл Максимович Бэр

Открыл яйцеклетку млекопитающих; установил, что клетка – единица не только строения, но и развития многоклеточных организмов.

1838-1839

Маттиас Шлейден , Теодор  Шванн

Создали первую клеточную теорию

1858

Рудольф Вирхов

Доказал, что клети возникают только путём воспроизведения себе подобных

70-е годы 19 века

Обнаружены  хромосом

1879-1882

Вальтер Флеминг

Описал митоз, признаки заключаются в ядре

1876-1898

Открытие клеточного центра, митохондрий, аппарата Гольджи и др. органоиды клетки

1874

Иван Чистяков

Фазы митоза

1880

И.Н. Горожанкин

Цитологические основы оплодотворения у хвойных растений

1898

С.Г. Навашин

Двойное оплодотворение и цветковых

1882

И.И. Мечников

Явление фагоцитоза

3). Клеточная теория (индивидуально):

Год

Ученый

Открытие

Ошибки

1839 году

немецкие зоологи

Теодор Шванн  

МаттиасШлейден

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a4/TheodorSchwann.jpg/220px-TheodorSchwann.jpg

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=438160244-62-72&n=21

  1. Все животные и растения состоят из клеток.
  2. Клетки растений и животных имеют общие признаки строения, и эти организмырастут и развиваются путём возникновения новых клеток.
  3. Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм — это совокупность клеток, вне клеток нет жизни.

В 1858 году

немецкий зоолог Рудольф Вирхов

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=6072971-54-72&n=21

1. Обосновал принцип преемственности клеток     «Всякая клетка происходит от другой клетки»

Предполагал, что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая«сама по себе».

 Беседа с элементами объяснения, демонстрация таблиц, портретов учёных-биологов.

Самостоятельная работа в парах с информационными источниками, заполнение таблицы

Представления  результатов исследовательской работы

Коммуникативные:

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, логические: УУД постановки и решения проблем

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1. Какое место занимает цитология среди биологических наук?

2. Что является объектом исследования цитологии?

 3. Какие достижения цитологии связаны с изобретением светового микроскопа; электронного микроскопа?

 4. Какое значение имело описание митоза?

Выполняют задания

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнить тестовую работу в тетради и поставить себе оценку.

1. Впервые увидел и описал клетки растений:

А). Р. Вирхов;  Б). Р. Гук; В).К. Бэр; Г). A. Левенгук.

2. Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы:

А). М. Шлейден;  Б). А. Левенгук; В).  Р. Вирхов; Г).  Р. Гук.

3. Создателями клеточной теории являются:

А). Ч. Дарвин и А. Уоллес;

Б). Т. Шванн и М. Шлейден;

В). Г. Мендель и Т. Морган;

Г). Р. Гук и Н. Г.

4. Клеточная теория неприемлема для:

А).грибов и бактерий;

Б). вирусов и бактерий;

В). животных и растений;

Г). бактерий и растений.

Самопроверка  

самооценка 

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний

5. Докажите, что клетка — основная структурная единица живых организмов. Приведите примеры.

Решение биологических задач

Регулятивные: прогнозирование

Информация о домашнем задании

изучить текст § 37 учебника и выполнить задания в конце параграфа. Творческое задание: подготовить реферат по темам, указанным в рубриках «Темы рефератов» и «Темы самостоятельных исследований» учебника, или сообщения о достижениях цитологических исследований в XX веке по материалам дополнительной литературы и Интернета.

Индивидуальное задание :«Двойное оплодотворение у цветковых», «Оплодотворение у хвойных»

Записывают Д/з

Рефлексия .

  1. - Что главноея открыл  для себя с сегодняшнего урока?
  2. Что было самым трудным?
  3. О чем бы я хотел узнать дополнительно?

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Познавательные. Регулятивные. Коммуникативные.

Допинформ

В 1590 году голландец ХансЯнсен сконструировал первый оптический прибор, который состоял из трубки с двумя увеличительными стёклами, прикреплёнными к подставке.

Далее просмотр слайдов с комментариями учащихся.

Слайды 2-4. В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук ,рассматривая срез коры пробкового дуба под усовершенствованным им микроскопом увидел образования, напоминающие пчелиные соты. Описывая увиденное Гук использовал слово «келл», что на английском означает «камера», «ячейка». На русский язык термин был переведён как КЛЕТКА.

Поэтому термином клетка мы пользуемся благодаря Роберту Гуку.

Хотя сейчас мы знаем, что видел он не сами клетки, а их клеточные стенки.

Слайд 5. В период с 1676 по 1719 г. современник Гука голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу учёного и подарил науке величайшее открытие. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал линзы дающие увеличение в 100-300 раз и открыл мир одноклеточных организмов.

Левенгук писал «О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который трудно понять и объяснить. Эти маленькие зверушки были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни.

Да и по форме «зверушки» были довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки, то по одной крутились, то по 2-3 в онятном только для них танце.

Описание этих «зверушек» снискали голландцу мировую известность, побудили интерес к изучению живого мира.

Слайд 6. В 1831 году шотландский ботаник Роберт Броун впервые описал ядро в растительной клетке.

В 1834 году русский учёный П.Ф. Горянинов в своих исследованиях отметил, что все животные и растения состоят из соединенных между собой клеток, которые он называл пузырьками, мешочками или каморками. Он высказал мнение об общем плане строения растений и животных.

В середине XIX века накопилось много информации, новых знаний о клетках.

Слайд 7. 1838 г. Немецкий ботаник МаттиасШлейден пришёл к выводу, что ткани растений состоят из клеток.

Слайд 8. 1839 г. Немецкий физиолог Теодор Шванн издал книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», вкоторой сформулировал вывод о том, что клетка является структурной и функциональной единицей живых организмов.

Это представление и получило название теории Шванна-Шлейдена.

Слайд 9. Основные положения теории Шванна-Шлейдена (1838-1839 г.г.):

Все организмы состоят из клеток.

Клетки представляют собой мельчайшие структурные единицы жизни.

Клетки в организме возникают путём новообразований из неклеточного вещества.

Слайд 10. Ошибки учёных.

М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно считали, что клетки возникают путём новообразования из неклеточного вещества.

Слайд 11. Карл Бэр – академик Российской академии в 1827 г. открыл яйцеклетку млекопитающих. Бэр установил, что все организмы начинают своё развитие из одной клетки (зиготы). Это открытие доказывает, что клетка является ещё и единицей развития всех живых организмов.

Слайд 12. 1840 г. Ян Пуркине предложил термин «протоплазма» для обозначения живого содержимого клетки 1844 г. учёный Гуго Моль подробно описал содержимое клетки, применяя термин «протоплазма».

Слайд 13. 1855 г. Немецкий врач Рудольф Вирхов убедительно доказал, что клетки возникают только из клеток, путём размножения – «клетки из клетки», опровергнув ошибочное представление клеткообразованияШлейдена и Шванна. Ошибкой Вирхова было то ,что он считал что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая по себе. Позднее удалось доказать целосность клеточной системы.

Слайд 14. 1876 г. Александр Флеминг открыл клеточный центр.

Слайд 15. 1890 г. Рихард Альтман открыл митохондрии.

Слайд 15. 1898 г. КамиллоГольджи открыл органоид, названный в честь него – аппарат или комплекс Гольджи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по истории России и краеведению 7 класс

Технологическая карта по истории России и краеведению для 7 класса с добавлением тем по антикоррупции....

Технологическая карта урока по английскому языку в 7 классе (углубленный уровень) "А.А. Милн"

Технологическая карта по английскому языку в 7 классе (углубленный уровень) "А.А. Милн"...

Технологическая карта урока "История развития зоологии" биология 7 класс

Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС...

Технологическая карта урока истории по законам Хаммурапи. 5 класс

Материал содержит технологическую карту урока истории "Законы Вавилонского царства" по УМК "школа 2100". Рассмотрены новые методы преподавания данной темы с учетом ФГОС...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ "ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ" СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛ ПО  ДПННОЙ ИЕМЕ, ТЕРМИНЫ, РЕФЛЕКСИЮ....

технологическая карта урока "Современные методы цитологических исследований" 11 класс, углублённый уровень, УМК Пономарёва И.Н., ФГОС

технологическая карта урока по теме "Современные методы цитологических исследований" разработана в соответствии с требованиями ФГОС и может быть использована при проведении урока в 11 классе...