Технологическая карта урока "История развития утюга. Влажно - тепловая обработка ткани".
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Цыренова Саяна Баторовна

Урок технологии в 5 классе (девочки). ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Описание урока, занятия

Предмет

Технология (девочки)

Класс

5 класс ФГОС

Тема

История развития утюга. Влажно-тепловая обработка ткани

Авторы урока (ФИО, должность)

Цыренова Саяна Баторовна,учитель технологии

Образовательная организация

МАОУ «Цаган –Моринская  СОШ»

Город, поселение

с.Цаган -Морин

Тип урока

изучение нового материала.

Время реализации урока

45 мин

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные –

   - изучение устройства утюга и его историческое происхождение.

- знакомство с терминологией ВТО ( влажно-тепловая обработка);

Развивающие –

-развивать и расширять кругозор обучающихся.

-развивать умения обсуждать работу в парах на этапе рефлексии.

-развивать умения использовать мобильные приложения.

Воспитательные – содействовать:

 - воспитанию умения работать в коллективе, культуры труда и общения, диалогического способа коммуникации;

  - воспитанию самостоятельности, творческой активности, трудовой дисциплины, ответственности;

  - созданию условий для развития устной речи обучающихся в процессе урока;

         

Планируемые результаты

Предметные: -выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и выполнение операций с помощью машин и механизмов

Личностные: - проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства

Метапредметные: 

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- искать и отбирать необходимую информацию из различных источников;

- приобретать новый опыт в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;

- понимать значение новых терминов; распознавание видов, назначения материалов, оборудования, применяемого в технологических процессах, владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда.

Регулятивные: 

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и походу его реализации;

- адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

- умение взаимодействовать с учителем, одноклассниками; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь работать в паре, группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Дидактическая структура урока ( каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?)

1. Мотивация деятельности.

2. Актуализация темы.

3. Изучение нового материала

4. Самостоятельная практическая работа

5. Рефлексия деятельности

6. Домашнее задание

Дополнительная информация

Размер мультимедиа компонента

4,97 МБ

 Вид мультимедиа компонента ( презентация, видео, электронная таблица и др.)

Презентация,

Мобильные приложения «Learning» , «QR-код»

Ресурсы, оборудование, материалы

проектор, компьютер, презентация, ткань, инструкционная карта, утюг,тетрадь, учебник.

Список, учебной и дополнительной информации

Учебник « Технология»  5 класс ФГОС Н.В.Синица, В.Д. Симоненко, Симоненко ,Издательский центр «Вентана Граф» - 192с  2014

Ссылки на использованные  интернет-ресурсы

  1. http://qrcoder.ru/

QR Coder - Генератор QR кодов qrcoder.ru,

2.https://learningapps.org/

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Методы:объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые учебные универсальные действия

Мотивация деятельности.

Приветствует обучающихся проверяет готовность обучающихся к уроку. 

Распределяет класс на группы.

Предлагает выполнить задание на повторение «Виды швов»

Включает обучающихся в проблемный диалог, предлагает отгадать загадку про утюг :В Полотняной стране 
По реке Простыне
 
Плывет пароход 
То назад, то вперед.
 
А за ним такая гладь -
 
Ни морщинки не видать!

Вопросы учащимся:

1.Итак, кто из вас знает, что такое утюг и когда он появился?

2. А теперь я прошу вас подумать, а нужны ли нам утюги?

3. Можно ли без них обойтись.

Давайте представим на минутку, что из всех домов исчезли ...утюги.

Какие выводы вы можете сделать? 

Современный электрический утюг - один из первых появившихся в быту электроприборов. В настоящее время ни одна семья не обходится без утюга.

предлагает сформулировать тему урока и поставить задачи

 Вместе с учащимися:

Мы должны узнать историю утюга, каким образом выполняется ВТО, познакомиться с разными видами утюгов, разобрать устройство электрического утюга, узнать правила работы при ВТО, изучить правила техники безопасности при работе с электроутюгом.

Приветствуют учителя, показывают образцы машинных швов: стачной, шов вподгибку с закрытым срезом,шов в разутюжку.

Выполняют задание на ноутбуках в мобильном приложении «Learning» .

  «Виды швов».

(Сылка -https://learningapps.org/display?v=pmpgt24cj18

Включаются в разрешение проблемной ситуации, отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы:

Утюг это прибор, который разглаживает ткань и появился он очень давно.

В мятой неаккуратной одежде ходили бы мы в школу,

а мамы и папы на работу! Выглядели бы люди неряшливо

Вывод: утюг необходим в любой семье, чтобы всегда выглядеть опрятно.

Тема урока: История развития утюга. Влажно- тепловая обработка ткани.

 Записывают в тетрадь тему урока.

Коммуникативные УУД:

умение взаимодействовать с учителем, одноклассниками

Личностные:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства

Актуализация темы.

Давайте посмотрим, какими утюги были раньше, из чего их изготавливали, как они выглядели.

Презентация

«История утюга»

А теперь мы разберем устройство утюга. Рассмотрим современный утюг, имеющий ёмкость для воды, терморегулятор, пароувлажнитель , перечисляются и показываются все детали.

Объяснение. Для выполнения ВТО необходимо оборудование позволяющее безопасным.

- Кто из Вас дома утюжит белье?

-Можете ли Вы нас проинструктировать, все ли ткани гладятся в одном тепловом режиме (например: хлопок, шелк, шерсть, капрон….)?

Как мы уже знаем, каждый утюг имеет терморегулятор, который устанавливается в соответствии с обрабатываемой тканью.

Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Отвечают на вопрос: для различных видов ткани существуют разные тепловые режимы.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Регулятивные УУД

Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Познавательные УУД

Устанавливать причинно-следственные связи

Личностные УУД

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности

Предметные: выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и выполнение операций с помощью машин и механизмов.

Изучение нового материала

Предлагает обучающимся в группах провести исследование основных правил влажно-тепловой обработки и техники безопасности, (слайд 24) изучить символы по уходу за одеждой:

110- эта температура утюга подходит для обработки тонких тканей.

150 – такая температура для обработки более плотных тканей, напр., шерстяных.

180-200 – при этой температуре обрабатывают х/б и льняные ткани.

Найти, используя учебник, словарь определение к понятиям

приутюживание, уменьшение толщины шва, сгиба, складок. Применение: приутюжить сгиб, край, карман.

разутюживание,  Раскладывание припусков швов или складок в разные стороны и закрепление их с помощью утюга в этом положении.

заутюживание.  укладывание края детали, припуска шва или складки в одну сторону и закрепление с помощью утюга в этом положении. Применение: заутюживание рельефа, среднего шва. ( стр.133)

Организует обсуждение результатов исследования по следующим вопросам:

Какие требования предъявляются к выполнению ВТО?

Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при ВТО?

Какие основные операции ВТО необходимо выполнять в процессе изготовления одежды и ухода за ней?

Какой температурный режим необходимо устанавливать при глажки хлопчатобумажных, шерстяных,

Проводят самостоятельное исследование работая с учебником стр.131-134.

Обсуждают в группе результат проведенного исследования.

Включаются в диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД

Уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Регулятивные УУД

Планировать пути достижения целей, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Познавательные УУД

искать и отбирать необходимую информацию из различных источников;

приобретать новый опыт в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;

владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач

Личностные УУД

проявление технико-технологического и  экономического мышления при организации своей деятельности

Самостоятельная практическая работа

Организует выполнение практической работы обучающимися; (Приложение)

Осуществляет контроль деятельности обучающихся при необходимости оказывает

помощь;

Организует работу по анализу выполненного задания

Выполняют индивидуально практическую работу по группам стр. 134

Осуществляют контроль и коррекцию своих действий;

Проводят самопроверку и оценивают результат выполнения работы

Предметные: выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и выполнение операций с помощью машин и механизмов.

Коммуникативные УУД

Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Регулятивные УУД

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и походу его реализации

Познавательные УУД

Распознавание видов, назначения материалов, оборудования, применяемого в технологических процессах, владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда

Личностные УУД

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,

Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда

Рефлексия деятельности

Создает проблемную ситуацию

Предлагает ответить на вопрос: Может ли утюг быть волшебником? Какие виды работ можно выполнить, используя утюг?

Организует рефлексию на основе приема незаконченное предложение, предлагая обучающимся завершить предложения:

- Сегодня на уроке я ...

- Самым полезным и интересным для меня было ...

-Я встретился с трудностью при ...

- Мне это необходимо для ...

-  У меня хорошо получилось ...

-  Строки самому себе ...

-  Скажи комплимент новой теме ...

Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке;

Отвечают на вопрос: наклеить заплатку, загладить стрелки, выполнить гофре;

Обобщают то новое, что усвоено на уроке.

Высказывают своё отношение, к прошедшему уроку.

Коммуникативные УУД

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные УУД

осуществлять рефлексию способов и условий действия;

адекватно оценивать правильность выполнения действий

Личностные УУД

адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства

Домашнее задание

К следующему уроку прошу подготовить следующее домашнее задание

– выполнить творческое задание « Старинные утюги в моей семье» 

Также предлагаю желающим найти, оформить и принести на урок пословицы о труде и утюге

- Благодарит учащихся за урок

Записывают Д.з. в тетрадь

Коммуникативные УУД

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные УУД

осуществлять рефлексию способов и условий действия;

адекватно оценивать правильность выполнения действий

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Заранее у учащихся на мобильное устройство должно быть установлено приложение для кодирования и раскодирования QR – кодов. Приложения – бесплатные, не требуют много памяти и просты при установке.

Инструкционная карта последовательности выполнения операций ВТО для 1 группы

Последовательность выполнения работы

Инструкции выполнения

Схема

Оценка качества работы (от 5 до 1 балла)

1.

Приутюжить образец «вподгибку с закрытым срезом» в области машинной строчки и сгибов

Образец положить на утюжильную доску и прижать нагретым утюгом с изнаночной стороны образца в области машинной строчки и сгибов, с целью уменьшения толщины детали.

hello_html_m70116d5b.png

2.

Заутюжить образец «стачной шов в заутюжку» в области машинной строчки

У образца с изнаночной стороны припуски шва уложить в любую одну сторону и заутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва.

hello_html_28eb19f6.png

3.

Разутюжить образец «стачной шов в разутюжку» в области машинной строчки

У образца с изнаночной стороны припуски шва развернуть в разные стороны и разутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва.

hello_html_3355fe57.png

Ответить на вопрос , используя приложение для кодирования и раскодирования QR – кодов

Как называется оборудование на котором выполняют операции ВТО?

 (утюг) 

Инструкционная карта последовательности выполнения операций ВТО для 2группы

Последовательность выполнения работы

Инструкции выполнения

Схема

Оценка качества работы (от 5 до 1 балла)

1.

Приутюжить образец «вподгибку с закрытым срезом» в области машинной строчки и сгибов

Образец положить на утюжильную доску и прижать нагретым утюгом с изнаночной стороны образца в области машинной строчки и сгибов, с целью уменьшения толщины детали.

hello_html_m70116d5b.png

2.

Заутюжить образец «стачной шов в заутюжку» в области машинной строчки

У образца с изнаночной стороны припуски шва уложить в любую одну сторону и заутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва.

hello_html_28eb19f6.png

3.

Разутюжить образец «стачной шов в разутюжку» в области машинной строчки

У образца с изнаночной стороны припуски шва развернуть в разные стороны и разутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва.

hello_html_3355fe57.png

Ответить на вопрос, используя приложение для кодирования и раскодирования QR – кодов

Как называется устройство утюга для регулирования температуры его подошвы?

 (терморегулятор)

Инструкционная карта последовательности выполнения операций ВТО для 3 группы

Последовательность выполнения работы

Инструкции выполнения

Схема

Оценка качества работы (от 5 до 1 балла)

1.

Приутюжить образец «вподгибку с закрытым срезом» в области машинной строчки и сгибов

Образец положить на утюжильную доску и прижать нагретым утюгом с изнаночной стороны образца в области машинной строчки и сгибов, с целью уменьшения толщины детали.

hello_html_m70116d5b.png

2.

Заутюжить образец «стачной шов в заутюжку» в области машинной строчки

У образца с изнаночной стороны припуски шва уложить в любую одну сторону и заутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва

hello_html_28eb19f6.png

3.

Разутюжить образец «стачной шов в разутюжку» в области машинной строчки

У образца с изнаночной стороны припуски шва развернуть в разные стороны и разутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва.

hello_html_3355fe57.png

Ответить на вопрос, используя приложение для кодирования и раскодирования QR – кодов

Как называется устройство в утюге для увлажнения ткани?

 (пароувлажнитель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии (девочки) 5 класс ФГОС "Влажно-тепловая обработка ткани"

Данный урок разработан с учетом требований новых стандартов, с целью решения следующих учебных проблем осознание необходимости выполнения операций ВТО, с соблюдением всех норм и правил техники безопас...

Урок по технологии (девочки) 5 класс ФГОС "Влажно-тепловая обработка ткани"

Данный урок разработан с учетом требований новых стандартов, с целью решения следующих учебных проблем осознание необходимости выполнения операций ВТО, с соблюдением всех норм и правил техники безопас...

Влажно-тепловая обработка ткани.

Влажно-тепловая обработка ткани....

Технологическая карта открытого занятия "Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка фартука"

   Открытое занятие "Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка фартука" способствует формированию у учащихся понятий о дизайнерском оформлении изделия, знакомству с ...

Презентация "Влажно – тепловая обработка ткани"

Он разгладит все                    морщинки.Только ты его не...

Технологическая карта урока "Влажно-тепловая обработка изделия"

Методическая разработка урока предназначена для проведения уроков  технологии в 5 классе, поможет детям глубже узнать историю изобретения и развития утюга, познакомиться с основными операция...