Рабочая программа кружка для обучающихся 5 х классов " Я познаю мир"
рабочая программа по биологии (5 класс)
Программа кружка «Я познаю мир» – общеинтеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы (предмет «Биология» 5 класс).
Основной целью данного внеурочного курса - овладение учениками основами практико-ориентированных знаний о живых организмах и экологической безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kruzhka_po_biologii_ya_poznayu_mir_1.docx | 57.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Школа №141»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я познаю мир»
(общеинтеллектуальное направление)
Для учащихся 5-х классов
Учитель: Кузнецова Е.В.
г. Нижний Новгород
2020-2021г
Уровень образования (класс) основное общее (5 класс)
Количество часов 34 ч.; в неделю 1 ч.
Учителя Кузнецова Е.В.
Программа кружок «Я познаю мир» разработана в соответствии и на основе ФГОС ООО, авторской программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, А.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой - М.: Вентана – Граф, 2018 г.
Программа кружка «Я познаю мир» – общеинтеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы (предмет «Биология» 5 класс).
Цель: овладение учениками основами практико-ориентированных знаний о живых организмах и экологической безопасности.
Изучение курса «Я познаю мир» направлено на достижение следующих задач:
- формировать целостную картину мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с природой;
- прививать интерес к исследовательской и творческой деятельности;
- повышать активность учащихся посредством применения вспомогательного учебного оборудования;
- развивать у учащихся познавательные, творческие, коммуникативные способности;
- формировать модель безопасного поведения в природе.
Программа содействует формированию экологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдение, ставить опыты, работать с лабораторным оборудованием, заботится об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедии и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях; позволяет освоить нормы и способы сотрудничества и общения со сверстниками и взрослыми, развивать личностный потенциал каждого учащегося через исследовательскую и творческую деятельности.
Для реализации программы имеется необходимая материальная и информационная база, обеспечивающая организацию всех видов деятельности обучающихся, соответствующая санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- потребность сотрудничества со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
- формировать познавательные интересы и мотивы;
- формировать интеллектуальные умения;
- формировать эстетическое отношение к живым объектам;
- сознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
- формировать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе взаимодействия с природой;
- формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов окружающего мира;
- формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;
- формировать интеллектуальные умения; эстетическое отношение к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы;
- формировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместной задачи;
- формировать эстетические чувства и впечатления, эмоционально- нравственную отзывчивость от восприятия живых организмов;
- формировать первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Метапредметные результаты
Познавательные
Обучающийся научится:
- получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- анализировать объекты живой природы, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- оформлять результаты работы;
- работать с разными источниками информации;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- овладение составляющими исследовательской деятельности;
- проводить опыты, делать выводы и заключения;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- применять полученные знания при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности, анализировать объекты окружающего мира, проводить сравнение и классификацию;
- понимать схемы, передавая содержание схемы в словесной форме;
- анализировать объекты с выделением отличительных признаков;
- находить и выделять необходимую информацию, применять ее при выполнении заданий;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации.
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами.
Регулятивные
Обучающийся научится:
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- работая по плану сравнивать свои действия с целью;
- планировать свои действия на отдельных этапах занятия;
- оценивать качество усвоения пройденного материала;
- сравнивать свои действия с целью;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- выделять из темы занятия известные знания и умения;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- планировать свои действия на отдельных этапах занятия;
- оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала;
- определение последовательности действий для получения конечного результата;
- выделять из темы занятия известные знания и умения, проявлять познавательную и творческую инициативы;
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия;
- понимать цели своих действий;
- адекватно воспринимать предложения товарищей;
- фиксировать удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой;
- позитивно относится к своим успехам/неуспехам;
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу (воспроизводить её по просьбе учителя); планировать свои действия на отдельных этапах занятия;
- формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- умение выражать свою точку зрения по данной проблеме;
- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в парах, группах;
- сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы;
- излагать своё мнение;
- постановка проблемных вопросов и их решение;
- работать индивидуально и в группе;
- находить общие решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций для человека и природы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщения;
- формулировать ответы на вопросы, интегрироваться в группу сверстников;
- слушать партнёра по общению;
- проявлять стремление ладить с собеседниками;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в паре, в группе, распределять функции при выполнении задания;
- строить монологическое высказывание по теме занятия.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов;
- приводить примеры знакомых культурных растений ;
- характеризовать свойства живых организмов, сравнивать их;
- анализировать стадии развития растительных и животных организмов;
- формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма;
- изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с ним;
- получать навыки работы с микроскопом и лупой;
- сравнивать животную и растительную клетки;
- обобщать результаты наблюдений;
- изучение строения растительной клетки;
- выявление частей клетки, характеристика их значения;
- различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма;
- объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события;
- обобщать и систематизировать знания по теме «Наука о живом», делать выводы;
- различать основные таксоны классификации – «царство» и «вид»;
- знать особенности строения бактерий, разнообразие форм бактериальных клеток;
- характеризовать главные признаки растений, их разные систематические группы;
- различать и называть части цветкового растения, характеризовать особенности строения побега сосны;
- распознавать одноклеточных и многоклеточных животных;
- характеризовать простейших, описывать их различие, называть части их тела;
- наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движений, сравнивать передвижение двух-трёх особей;
- описывать внешнее строение тела гриба, называть его части, называть виды грибов, характеризовать питание грибов;
- распознавать съедобные и ядовитые грибы, участвовать в обсуждении правил сбора и использования грибов, объяснять значение грибов
- доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе;
- определять значение животных и растений в природе и жизни человека, доказывать на примерах ценность биологического разнообразия;
- знать главную особенность строения лишайников, различать типы лишайников;
- знать значение лишайников в природе и жизни человека;
- характеризовать особенности условий сред жизни на земле;
- приводить примеры обитателей различных сред жизни;
- подбирать среду жизни для объектов, изображенных на рисунках
- выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организма, объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений;
- характеризовать действия различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений, аргументировать деятельность человека в природе;
- анализировать элементы круговорота веществ на рисунках, объяснять роль организмов в круговороте веществ;
- распознавать и характеризовать природные зоны России, различать и объяснять особенности животных разных природных зон;
- описывать животное по плану, относить их к определенным группам, рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке;
- выделять признаки приспособленности организмов к среде обитания, описывать разнообразие живого мира в морях и океанах;
- проводить наблюдения в окружающем мире, различать изученные объекты природы, относить их к определенным группам;
- применять первоначальные представления о биологических объектах в процессах, явлениях;
- понимать схемы, интерпретировать смысл, передавать содержание схемы в словесной форме;
- определять значение живых организмов в природе и жизни человека, доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе;
- доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития;
- деятельность человека в природе;
- приводить доказательства воздействия человека на природу, аргументировать необходимость охраны природы;
- объяснять значение заповедников;
- характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных;
- характеризовать состояние редких видов животных и растений, занесённых в Красную книгу, объяснять причины сокращения и истребления, приводить примеры.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс – 34 ч.
Раздел 1. Биология – наука о живом мире (9)
Исследование «Использование живых организмов человеком». Создание гербария «Культурные растения». Создание лэпбука «Свойства живой природы». Практикум «Изучение строения увеличительных приборов». Изготовление модели – аппликации «Строение растительной и животной клеток». Практикум «Знакомство с клетками растений». Опыты, раскрывающие химический состав клетки. Час моделирования. Деление клетки. Биологическая викторина «Наука о живом».
Раздел 2. Многообразие живых организмов (11)
Коллаж «Многообразие живых организмов». Кроссворд «Бактерии в жизни людей». Создание лэпбука «Царство Растений». Практикум «Внешнее строение растений».
Создание лэпбука «Царство Животных». Опыты «Наблюдение за передвижение м животных». Создание фишбоун – схемы «Грибы». Составление памятки «Съедобные и несъедобные грибы». Викторина «Лишайники». Выявление вредных и полезных живых организмов на основе справочной литературы. Экологический турнир «Многообразие живых организмов».
Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (10)
Мини-исследование «Среды жизни живых организмов». Экологический турнир «Факторы среды». Наблюдение за приспособлением организмов к жизни в природе. Моделирование круговорота веществ в природе. Виртуальное путешествие природные зоны России. Конкурс рисунков «Животный мир разных материков». Создание лэпбука «Жители морей и океанов». Виртуальная экскурсия в океанариум. Час ребусов «Жизнь организмов на планете Земля». Игра соревнование « Жизнь живых организмов».
Раздел 4. Человек на планете Земля (4)
Биологическое лото «Человек на планете Земля». Исследование «Влияние человека на природу». Виртуальная экскурсия в заповедники России. Создание лэпбука «По страницам Красной книги».
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела | Кол-во часов | Название темы занятия | Кол-во часов | Оборудование | Основные виды деятельности обучающихся |
Биология – наука о живом мире | 9 | Исследование «Использование живых организмов человеком» | 1 | АРМ, таблица «Живые организмы в природе» | Л.: постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение П.: получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами. Р.: под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; -работая по плану сравнивать свои действия с целью К.: определять общие цели и распределять роли при работе в группах; умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. Пр.: выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов |
Создание гербария «Культурные растения» | 1 | АРМ, образцы культурных растений | Л.: потребность сотрудничества со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий. П.: анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям Р.: планировать свои действия на отдельных этапах занятия; проявлять познавательную и творческую инициативу. К.: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах Пр.: приводить примеры знакомых культурных растений | ||
Создание лэпбука «Свойства живой природы» | 1 | АРМ, иллюстрации живой природ, материал, подготовленный по теме, картон, клей, цветные карандаши, бумага | Л.: формировать познавательные интересы и мотивы; интеллектуальные умения; эстетическое отношение к живым объектам П.: анализировать объекты живой природы, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков Р.: оценивать качество усвоения пройденного материала; К.: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Пр.: характеризовать свойства живых организмов, сравнивать их; анализировать стадии развития растительных и животных организмов; формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. | ||
Практикум «Изучение строения увеличительных приборов» | 1 | АРМ, микроскоп световой, ручная лупа, штативная лупа | Л.: сознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки П.: оформлять результаты работы; работать с разными источниками информации Р.: сравнивать свои действия с целью; сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их К.: уметь распределять роли при выполнении работы в парах, в группах. Пр.: изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с ним; получать навыки работы с микроскопом и лупой | ||
Изготовление модели – аппликации «Строение растительной и животной клеток» | 1 | АРМ, таблица «Строение клеток». картон, клей, цветные карандаши, бумага | Л.: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию П.: использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки. Р.: выделять из темы занятия известные знания и умения К.: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Пр.: сравнивать животную и растительную клетки; обобщать результаты наблюдений | ||
Практикум «Знакомство с клетками растений» | 1 | АРМ, микроскоп световой, ручная лупа, штативная лупа, пипетки, предметное стекло, бинт, часть луковицы, мякоть томата, арбуза, яблока | Л.: формировать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе взаимодействия с природой. П.: анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков Р.: осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности К.: включаться в диалог с учителем и сверстниками. Пр.: изучение строения растительной клетки; выявление частей клетки, характеристика их значений | ||
Опыты, раскрывающие химический состав клетки | 1 | АРМ, пробирка, пробиркодержатель, марля, спиртовка, стакан, йод, пипетка, кусочки растительной ткани, семена, кусочек теста, кусочек картофеля, ступка, пестик, | Л.: формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов окружающего мира П.: овладение составляющими исследовательской деятельности; проводить опыты, делать выводы и заключения Р.: планировать свои действия на отдельных этапах занятия К.: умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии, отстаивать свою точку зрения Пр.: различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма | ||
Час моделирования. Деление клетки | 1 | АРМ, таблица «Деление клетки». картон, клей, цветные карандаши, бумага | Л.: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию П.: использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки. Р.: выделять из темы занятия известные знания и умения К.: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Пр.: объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. | ||
Биологическая викторина «Наука о живом» | 1 | АРМ, система голосования | Л.: формировать познавательные интересы и мотивы направленные на изучение живой природы П.: устанавливать элементарные причинно-следственные связи Р.: оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. К.: участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения Пр.: обобщать и систематизировать знания по теме «Наука о живом», делать выводы | ||
Многообразие живых организмов | 11 | Коллаж «Многообразие живых организмов» | 1 | АРМ, фотографии, вырезки из журналов, рисунки живых организмов, ватман, фломастеры, краски | Л.: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. П.: анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Р.: определение последовательности действий для получения конечного результата К.: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения Пр.: Различать основные таксоны классификации – «царство» и «вид» |
Кроссворд «Бактерии в жизни людей» | 1 | АРМ, цветные карандаши, альбом, линейка, цветные карандаши, справочные материалы. | Л.: формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы П.: применять полученные знания при выполнении заданий Р.: выделять из темы занятия известные знания и умения, проявлять познавательную и творческую инициативы К.: включаться в диалог с учителем и сверстниками Пр.: знать особенности строения бактерий, разнообразие форм бактериальных клеток | ||
Создание лэпбука «Царство Растений» | 1 | АРМ, иллюстрации растений, материал, подготовленный по теме, картон, клей, цветные карандаши, бумага | Л.: формировать познавательные интересы и мотивы; интеллектуальные умения; эстетическое отношение к живым объектам П.: анализировать объекты живой природы, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков Р.: оценивать качество усвоения пройденного материала; К.: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Пр.: характеризовать главные признаки растений, их разные систематические группы. | ||
Практикум «Внешнее строение растений» | 1 | АРМ, таблица «Внешнее строение растений», презентация «Хвойные и цветковые растения», лупа ручная, гербарий цветковых и хвойных растений | Л.: формировать ответственное отношение к учению, способности к саморазвитию и самообразованию. П.: анализировать объекты живой природы, с выделением отличительных признаков Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия К.: постановка проблемных вопросов и их решение. Пр.: различать и называть части цветкового растения, характеризовать особенности строения побега сосны. | ||
Создание лэпбука «Царство Животных» | 1 | АРМ, иллюстрации животных, материал, подготовленный по теме, картон, клей, цветные карандаши, бумага | Л.: формировать познавательные интересы и мотивы; интеллектуальные умения; эстетическое отношение к живым объектам П.: анализировать объекты живой природы, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков Р.: оценивать качество усвоения пройденного материала; К.: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Пр.: распознавать одноклеточных и многоклеточных животных, характеризовать простейших, описывать их различие, называть части их тело. | ||
Опыты «Наблюдение за передвижение животных» | 1 | АРМ, микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата,склянка с водой, культура с водными микроскопическими оррганизмами | Л.: формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов окружающего мира П.: овладение составляющими исследовательской деятельности; проводить опыты, делать выводы и заключения Р.: планировать свои действия на отдельных этапах занятия К.: умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии, отстаивать свою точку зрения Пр.: наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движений, сравнивать передвижение двух-трёх особей. | ||
Создание фишбоун – схемы «Грибы» | 1 | АРМ, альбом, цветные карандаши, справочная литература | Л.: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию П.: использовать схемы для выполнения заданий. Р.: выделять из темы занятия известные знания и умения К.: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Пр.: описывать внешнее строение тела гриба, называть его части, называть виды грибов, характеризовать питание грибов. | ||
Составление памятки «Съедобные и несъедобные грибы» | 1 | АРМ, муляжи грибов, презентация «Грибы» | Л.: формирование личностных представлений о ценности природы П.: проявлять индивидуальные творческие способности, анализировать объекты окружающего мира, проводить сравнение и классификацию Р.: - определение последовательности действий для получения конечного результата К.: работать индивидуально и в группе: находить общие решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций Пр.: распознавать съедобные и ядовитые грибы, участвовать в обсуждении правил сбора и использования грибов, объяснять значение грибов для человека и природы. | ||
Викторина «Лишайники» | 1 | АРМ, система голосования | Л.: формировать познавательные интересы и мотивы направленные на изучение живой природы П.: устанавливать элементарные причинно-следственные связи Р.: оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. К.: участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения Пр.: знать главную особенность строения лишайников, различать типы лишайников; знать значение лишайников в природе и жизни человека | ||
Выявление вредных и полезных живых организмов на основе справочной литературы | 1 | АРМ, справочная литература, энциклопедии, таблицы | Л.: формировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместной задачи П.: понимать схемы, передавая содержание схемы в словесной форме, анализировать объекты с выделением отличительных признаков, проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщения Р.: выделять из темы занятия известные знания и умения К.: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы, интегрироваться в группу сверстников Пр.: доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе | ||
Экологический турнир «Многообразие живых организмов» | 1 | АРМ, презентация с вопросами турнира, карточки командам | Л.: формировать эстетические чувства и впечатления, эмоционально- нравственную отзывчивость от восприятия живых организмов, П.: находить и выделять необходимую информацию, применять ее при выполнении заданий Р.: осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности К,: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Пр.: определять значение животных и растений в природе и жизни человека, доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе | ||
Жизнь организмов на планете Земля | 10 | Мини-исследование «Среды жизни живых организмов» | 1 | АРМ, материалы для работы в группе, карточки- помощники «Среды жизни» | Л.: формирование личностных представлений о ценности природы П.: устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждения. Р.: понимать цели своих действий, оценивать правильность выполнения действий и проявлять познавательную и творческую инициативы К.: включать в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению Пр.: характеризовать особенности условий сред жизни на земле; приводить примеры обитателей различных сред жизни; подбирать среду жизни для объектов, изображенных на рисунках |
Экологический турнир «Факторы среды» | 1 | АРМ, презентация с вопросами турнира, карточки с заданиями для команд, фишки, таблица результатов | Л.: формировать представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом П.: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации Р.: проявлять познавательную и творческую инициативы, адекватно воспринимать предложения товарищей К.: формулировать ответы на вопросы; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, Пр.: характеризовать действия различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений, аргументировать деятельность человека в природе | ||
Наблюдение за приспособлением организмов к жизни в природе. | 1 | АРМ, КЛО «Природные сообщества» | Л.: формировать этические чувства, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе взаимодействия с природой П.: анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков, проводить сравнение и классификацию организмов по заданным критериям Р.: выделять из темы занятия известные знания и умения; фиксировать удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой, позитивно относится к своим успехам/неуспехам К.: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в паре, распределять функции при выполнении задания Пр.: выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организма, объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений | ||
Моделирование круговорота веществ в природе. | 1 | АРМ, таблица «Круговорот веществ в природе». картон, клей, цветные карандаши, бумага | Л.: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию П.: использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки. Р.: выделять из темы занятия известные знания и умения К.: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Пр.: анализировать элементы круговорота веществ на рисунках, объяснять роль организмов в круговороте веществ. | ||
Виртуальное путешествие природные зоны России. | 1 | АРМ, электронное приложение «Детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия» | Л.: первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом; эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира; Р.: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу (воспроизводить её по просьбе учителя); планировать свои действия на отдельных этапах занятия; П.: анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами; К.: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться. Пр.: распознавать и характеризовать природные зоны России, различать и объяснять особенности животных разных природных зон | ||
Конкурс рисунков «Животный мир разных материков» | 1 | АРМ, альбом, цветные карандаши, краски | Л.: эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира П.: анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков Р.: планировать свои действия на отдельных этапах занятия К.: строить монологическое высказывание по теме занятия Пр.: описывать животное по плану, относить их к определенным группам, рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке | ||
Создание лэпбука «Жители морей и океанов» | 1 | АРМ, иллюстрации морей и океанов, материал, подготовленный по теме, картон, клей, цветные карандаши, бумага | Л.: формировать первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом П.: устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждения. Р.: понимать и принимать учебную задачу, фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой. К.: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы Пр.: выделять при знаки приспособленности организмов к среде обитания, описывать разнообразие живого мира в морях и океанах | ||
Виртуальная экскурсия в океанариум | 1 | АРМ, видеоматериал | Л.: формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия объектов животного мира П.: устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждения. Р.: формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ. К.: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы Пр.: проводить наблюдения в окружающем мире, различать изученные объекты природы, относить их к определенным группам | ||
Час ребусов «Жизнь организмов на планете Земля» | 1 | АРМ, ребусы по теме, задания | Л.: формировать потребность сотрудничества со взрослым и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий П.: понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации Р.: планировать свои действия на отдельных этапах занятия К.: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Пр.: применять первоначальные представления о биологических объектах в процессах, явлениях; понимать схемы, интерпретировать смысл, передавать содержание схемы в словесной форме | ||
Игра соревнование «Жизнь живых организмов» | 1 | АРМ, презентация с вопросами турнира, правила игры, карточки с заданиями для команд, фишки, таблица результатов | Л.: формировать эстетические чувства и впечатления, эмоционально- нравственную отзывчивость от восприятия живых организмов, П.: находить и выделять необходимую информацию, применять ее при выполнении заданий Р.: осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности К,: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Пр.: определять значение живых организмов в природе и жизни человека, доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе | ||
Человек на планете Земля | 4 | Биологическое лото «Человек на планете Земля» | 1 | АРМ, правила игры, карточки с заданиями для команд, фишки | Л.: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. П.: анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков. Р.: фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятии, позитивно относится к своим успехам/неуспехам. К.: определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем Пр.: доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития |
Исследование «Влияние человека на природу» | 1 | АРМ, презентация «Влияние человека на природу», видеоматериалы | Л.: формировать первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом П.: устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждения. Р.: понимать и принимать учебную задачу, фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой. К.: включать в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению Пр.: приводить доказательства воздействия человека на природу, аргументировать необходимость охраны природы. | ||
Виртуальная экскурсия в заповедники России. | 1 | АРМ, презентация «Влияние человека на природу», видеоматериалы, доклады учеников | Л.: формировать первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом П.: устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждения. Р.: формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ. К.: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы Пр.: объяснять значение заповедников; характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных | ||
Создание лэпбука «По страницам Красной книги» | 1 | АРМ, Красная книга России и Краснодарского края, фотографии живых организмов, находящихся под защитой | Л.: формировать первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом П.: устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждения. Р.: понимать и принимать учебную задачу, фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой. К.: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы Пр.: характеризовать состояние редких видов животных и растений, занесённых в Красную книгу, объяснять причины сокращения и истребления, приводить примеры | ||
ИТОГО | 34 часа |
Список используемой литературы для педагога.
- Биология: материалы к урокам-экскурсиям. / В.Г. Бабенко, Е.Ю. Зайцева, А.В. Пахневич, И.А. Савинов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
- Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012.
- Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011– (Стандарты второго поколения).
- Денисов, Г.А. Удивительный мир растений / Г.А. Денисов. - М.: Просвещение, 1981
- Калинова, Г.С. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.
- Пономарева И.Н. Биология: Растения. 5 класс : методическое пособие для учителя / ИН. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. — М.: Вентана-Граф, 2005.
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).
- Прохорова, С.Ю. Изучение растений с младшим школьниками / С.Ю. Прохорова, П.М. Фоминых, Т.В. Чистякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005.
- Тушина КА. Использование компьютерных технологий в обучении биологии / И.А. Тушина II Первое сентября. Биология, 2003.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011- (Стандарты второго поколения).
- Шилова, С.Д. Растения (познавательные задания) / С.Д. Шилова; под редакцией Л.П. Анастасовой. - М.: Институт общего образования МО РФ, 1992.
Список используемой литературы для обучающихся.
- Акимушкин И. И. Мир животных . (млекопитающие или звери) / И.И. Акимушкин. — М.:. Мысль, 2004.
- Верзилин ИМ. По следам Робинзона / Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1994.
- «Атлас - определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.
- «Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001
- «Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.
- Акимушкин И. И Невидимые нити природы / И.И. Акимушкин. М.: Мысль, 2000.
- Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004.
- Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, науки, домашние животные) / И.И. Акимушкин. — М.: Мысль, 2004.
- Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост.М.М Боднарук, КВ. Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.
- Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.
- Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2010.
- Кристиаи де Дюв. Путешествие в мир живой клетки / Кристиан де Дюв. — М.: Мир, 1987. Энциклопедия для детей. Биология. — М.: Аванта+, 1996.
- Пономарева И.Н. Биология: Растения. 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. — М.: Вентана-Граф, 2013.
Интернет-ресурсы
- http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
- http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
- Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Сайт – обзор исследовательских и научно – практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов. Организовано on–line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
- Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы, избранные тексты, информация по подписке. www.issl.dnttm.ru
- Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс. Количество часов в год-34 часов. ...
Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)
Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...
рабочая программа кружка по математике 5 класс ФГОС
Краснодарский край Выселковский район станица Выселки Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко ...
Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс
С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...
Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса
Пояснительная записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...
Рабочая программа кружка для обучающихся 1-х классов "English with Marry Poppins "
Необходимость выполнения социального заказа общества стимулирует поиски новых подходов к организации изучения иностранного языка. В связи с этим в последние годы стали реализовываться идеи ранне...
Рабочая программа кружка для обучающихся 5 х классов " Я познаю мир"
Программа кружка «Я познаю мир» – общеинтеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы (предмет «...