Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии для обучающихся 10 класса разработана на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- программы авторского коллектива: Биология. 10—11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н. И.: учебно-методическое пособие / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. — М.: Дрофа, 2017. — 35 с.
- учебника: Биология. Общая биология. Базовый и углубленный уровни 10 кл.:учебник/И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов-М.:Дрофа,2015-207с.
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: «клетка», «организм», «вид», «экосистема», «биосфера»;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот); распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
- оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Календарно- тематическое планирование.
Биология. Общая биология.
(35 часов, 1 час в неделю) 10а класс.
№ урока | Тема | Дата | примечание | |
план | факт | |||
Введение (1ч.) | ||||
1. | Введение: роль биологии в формировании современной картины мира, практическое значение биологических знаний. | |||
| ||||
2. | Краткая история развития биологии. Система биологических наук. | |||
| ||||
3. | Сущность и свойства живого. | |||
4. | Уровни организации живой материи. Биологические системы как предмет изучения биологии. Методы биологии. | |||
| ||||
5. | История изучения клетки. Клеточная теория | |||
| ||||
6. | Химическая состав клетки. Неорганические вещества. | |||
7. | Органические вещества.. Углеводы. Липиды. | |||
8. | Органические вещества. Белки | |||
9. | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты | |||
| ||||
10. | Эукариотическая клетка.Цитоплазма.Органоиды. Л.р.1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах. | |||
11. | Клеточное ядро. Хромосомы. | |||
12. | Прокариотическая клетка. | |||
13. | Обобщающий урок по теме «Строение эукариотической и прокариотической клеток» | За счёт резервного времени. | ||
| ||||
14. | Реализация наследственной информации в клетке. | |||
| ||||
15. | Вирусы. | |||
| ||||
16. | Организм — единое целое. Жизнедеятельность и регуляция функций организма | |||
| ||||
17. | Энергетический обмен | |||
18. | Пластический обмен. Фотосинтез | |||
| ||||
19. | Деление клетки. Митоз. | |||
20. | Размножение: бесполое и половое. | |||
21. | Образование половых клеток. Мейоз | |||
22. | Половое размножение. Оплодотворение | |||
| ||||
23. | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | |||
24. | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. | |||
| ||||
25. | Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | |||
26. | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Л.р.2. Составление простейших схем скрещивания. | |||
27. | Закономерности наследования Дигибридное скрещивание. | |||
28. | Решение генетических задач. | За счёт резервного времени. | ||
29. | Решение генетических задач. | За счёт резервного времени. | ||
30. | Хромосомная теория наследственности. | |||
31. | Современные представления о гене и геноме. | |||
32. | Генетика пола. | |||
33. | Изменчивость: наследственная и ненаследственная Генетика и здоровье человека. Л.р.3. Изучение изменчивости. | |||
| ||||
34. | Селекция: основные методы и достижения | |||
35. | Биотехнология: достижения и перспективы развития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...