конспект урока, 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок в 6 классе по УМК Н.И.Сонин на тему "Организм как единое целое"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_2.docx | 631.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 6 классе
(УМК Н.И.Сонина)
Организм как единое целое
Автор: Забанова Людмила Сындыновна
учитель биологии
МОУ «Краснояровская ООШ» Иволгинского района
Республики Бурятия
Тема урока: Организм как единое целое
Цель:
- создать условия для формирования у учащихся знаний о любом живом организме как целостной системе, используя обобщенные знания о клетках, тканях, органах и их системах;
- развивать аналитико-синтетические способности, умение слушать, обобщать, формулировать вопросы, выводы, работать с текстом учебника, работать в заданном темпе, использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;
- воспитывать коммуникативную культуру, взаимное уважение в ситуации соперничества, формировать интерес к предмету.
Тип урока (по ведущей дидактической цели): урок обобщения полученных знаний
Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации, номера для команд, карточки для работы в группах, ведомость для учета баллов членами жюри (все печатные материалы - см. приложение), листы рефлексии по числу учащихся.
Ход урока:
Этап урока, метод, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организацион-ный момент 1-2 минуты Мотивация учащихся Шкала выставления оценок: «5» - 16 и более «4» - 11 - 15 баллов «3» - 6 - 10 баллов «2» - менее 6 баллов 2. Обобщение знаний, умений, навыков. 28-30 минут Метод обучения: частично-поисковый, словесно-наглядный. Фронтальный опрос с демонстрацией слайдов. 3. Подведения итогов урока. 6-8 минут | [слайд №1] Приветствие учащихся. Проверка организации рабочих мест. (На группы по 5 человек класс разделен заранее.) Начиная с первых уроков биологии, вы изучаете живой организм. Вы уже очень много знаете о его строении и жизнедеятельности, сегодня мы должны обобщить все эти знания, упорядочить их, систематизировать. Когда я готовила сегодняшний урок, то специально решила не формулировать его тему, т.к. считаю, что вы сами это сможете сделать в конце урока, может быть даже лучше, чем я! Поэтому, в конце урока мы проведем конкурс на лучшую тему урока. И в целом наш урок пройдет в форме соревнования, по результатам которого каждая команда получит оценку. Обращает внимание учащихся на доску, где вычерчена таблица учета баллов (см. приложение 1), и записано, сколько баллов нужно набрать для получения определенной оценки. Отвечать команды будут в соответствии со своими номерами, т.е. 1-ая - команда всегда отвечает первой, 2-ая - второй и т.п. Для того, чтобы определить какой номер, у какой команды, я приглашаю капитанов команд на жеребьевку Фиксировать баллы мне будет помогать ……………. ………………………………………………………………….. Вопросы? Тогда начинаем! Сначала давайте немного вспомним, что мы знаем о строении живых организмов. [слайд №2]
По ходу беседы схема на слайде дополняется уровнями организации живых систем и примерами существующих на них структур. Молодцы! А теперь давайте посмотрим, насколько хорошо вы ориентируетесь в органах и их системах у животных и растений. Ваша задача найти лишний объект среди перечисленных и объяснить, почему он является лишним. Право ответа получает та, команда, которая первой поднимет карточку со своим номером. Полностью выполненное задание оценивается в 3 балла. Вопросы? Демонстрируются слайды [слайд №3-8]. Команды выбирают лишние объекты и объясняют свой выбор. После чего объект «вычеркивается» из слайда. После подведения итогов этого конкурса организуется работа в группах. [слайд №9] Как-то раз в некотором царстве государстве, разгорелся нешуточный спор между органами растения на тему « Кто из них главнее?». Сейчас я предлагаю вам прослушать запись этого спора. А потом в течении 3 минут обсудить в группах, прав ли какой-нибудь орган? Решите, поддержите ли вы кого-нибудь? максимальная оценка 5 баллов. Организация прослушивания «спора». [слайд №10] Организация обсуждения командами вопроса «Прав ли кто-то из органов?» в течение 3 минут (работает секундомер). [слайд №11] Организация заслушивания ответов групп в прядке, определенном жеребьёвкой. Учитель контролирует дисциплинированность и взаимное уважение учащихся. Учитель обобщает ответы учащихся, и делает вывод, что у растения нет главного органа, каждый орган выполняет свою функцию Оценивание ответов групп. Организм [слайд №12] растения состоит из двух взаимосвязанных систем органов - побеговой и корневой, организм животных также состоит из систем органов, каждая из которых выполняет свои функции. Предположим, произошло нарушение работы одной из систем органов. Отразится ли это на работе организма в целом? будем решать эту проблему в группах. Группы получают бланки с заданиями (см. приложение 2) которые они должны выполнить. Итак, вы совещаетесь в группе, обсуждаете свою проблему и заполняете бланк ответов. Максимальная оценка 7 баллов. На это у вас есть ровно 5 минут. Запускаем секундомер … [слайд №13] Заслушивание ответов команд, при заслушивании ответов демонстрируются слайды с изображениями соответствующих систем органов [слайды №14-18]. s Скажите, а какую функцию должна выполнять нервная система? s К чему может привести нарушение ее работы? Учитель делает вывод: Нарушение работы одного органа или одной из их систем отражаются на деятельности всех других систем и всего организма в целом, т.к. организм п.с.с единое целое, а не набор отдельных частей.
Оценивание ответов команд путем сравнения со сделанным выводом. Итак, мы изучили весь запланированный материал. А теперь как я и говорила, между командами объявляется конкурс на лучшее название темы урока Максимальная оценка 5 баллов. Время для совещания у команд 2 минуты. [слайд №19] Заслушивание ответов команд. Оценивание их ответов, выбор лучшей формулировки темы. Подведение итогов работы, подсчет баллов. Выставление оценок. Проведение рефлексии по карточкам (см. приложение 3). Спасибо за работу на уроке!!!
| Приветствие учителя. Организация рабочих мест. Внимательно слушают инструктаж Капитаны команд вытягивают карточки с номером команды. Задают вопросы, если таковые есть. Клетка Растительные и животные, еще могут различаться по выполняемым функциям В ткани
Покровная, основная, механическая у растений, соединительная, эпителиальная, нервная и мышечная у животных. Органы Приводят примеры органов растений и животных Системы органов Побеговая и корневая системы у растений, примеры систем органов животных Отвечают на поставленные вопросы Внимательно слушают «спор растений». Формулируют точку зрения группы по предложенному вопросу. Высказывают свою точку зрения. Обсуждают задание в группе, выполняют задания в карточке. Регуляторную, координационную Сбою работы всех систем органов и организма в целом. |
Приложение 1
Таблица учёта баллов
Шкала выставления оценок:
«5» - 16 и более
«4» - 11 - 15 баллов
«3» - 6 - 10 баллов
«2» - менее 6 баллов
Этап | «Блиц-опрос» 1 ответ - 1 балл, max 3 б. | «Узнай лист» 1 ответ - 1 балл, max 6 б. | «Учёные» max 10 б. | «Что будет, если…» max 2 б. | ИТОГ: |
Команда | |||||
№1 | |||||
№2 | |||||
№ 3 | |||||
№ 4 |
Приложение 2
Бланк для работы в группе
К каким последствиям может привести нарушение работы пищеварительной системы?
ОТВЕТ ЗАПИШИТЕ В ВИДЕ ДОПОЛНЕНИЙ К СХЕМЕ:
Нарушение пищеварительной системы
в ________________________ поступает мало __________________________________
в клетки__________________________________________________________________ нарушается________________________________________________________________
нарушается______________________________________________________________________
нарушается______________________________________________________________________
нарушается______________________________________________________________________
нарушается работа________________________________________________________________
Бланк для работы в группе
К каким последствиям может привести нарушение работы кровеносной системы?
ОТВЕТ ЗАПИШИТЕ В ВИДЕ ДОПОЛНЕНИЙ К СХЕМЕ:
Нарушение кровеносной системы
в ________________________ поступает мало ______________________ ____________________
в клетки __________________________________________________________________________
нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________
нарушается работа ________________________________________________________________
Бланк для работы в группе
К каким последствиям может привести нарушение работы дыхательной системы?
ОТВЕТ ЗАПИШИТЕ В ВИДЕ ДОПОЛНЕНИЙ К СХЕМЕ:
Нарушение дыхательной системы
в ________________________ поступает мало ______________________ ____________________
в клетки __________________________________________________________________________
нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________
нарушается работа ________________________________________________________________
Бланк для работы в группе
К каким последствиям может привести нарушение работы выделительной системы?
ОТВЕТ ЗАПИШИТЕ В ВИДЕ ДОПОЛНЕНИЙ К СХЕМЕ:
Нарушение выделительной системы
в ________________________ накапливается много ________________ ____________________
в клетках _________________________________________________________________________
нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________ нарушается ________________________________________________________________________
нарушается работа ________________________________________________________________
Приложение 3
Лист рефлексии
Своей работой на уроке я:
а) доволен; б) не совсем доволен; в) не доволен, т.к. ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Сегодня на уроке я
научился …………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……….
было трудно ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
было интересно ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
понял, что ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
Конспект урока "Классы органических веществ"
Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...