«Удивительный мир животных», 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа факультативного курса по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_biologii_7_klass.docx | 56.39 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
по биологии
«Удивительный мир животных»
7 класс
2018-2019гг.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
2. Результаты освоения факультативного курса………………………………4
3. Содержание факультативногокурса с указанием форм организации и видов деятельности……………..…………………………............................................8
4. Тематическое планирование…………………………………….…………...13
5. Календарно-тематическое планирование…………………….…………….14
6. Используемые ресурсы………………………………………………………17
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель рабочей программы:
– формирование у учащихся интереса к изучению животных, систематизация и углублениезнаний о животном мире.
Задачи рабочей программы:
– расширение знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;
– познакомить с многообразием животного мира;
– развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепараторами), компьютером (создание презентаций);
– сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.
Программа курса «Удивительный мир животных»разработана на основе следующих нормативных документов:
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г. с изм. от 06.04.2015 г.). Ст. 2,12.;
- ПриказаМинобрнауки России «Об утв. ФГОС ООО» от 17.12.10 г. № 1897 (в ред. от 31.12.2015 № 1577);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в ред. от 02.11.2015)
- ОО приказ№ 272 от 01.09.18
Структура. Рабочая программа включает: пояснительную записку,
результаты освоения факультативного курса, содержание факультативного курса с указанием форм организации и видов деятельности, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, используемые ресурсы.
В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, книги, рассказы ученых и т.д.), выполнение учащимися практических работ.
Успешность освоения курса изучается в процессе педагогического наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, ее интерпретацией и представлением. Занятия рассчитаны на 34 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ»
Результаты изучения факультативногокурса направлены на реализацию деятельностного и личностно- ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.
Предметными результатами изучения факультативногокурса «Удивительный мир животных» являются следующие умения:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов животных) и процессов, характерных для животных;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных;
- аргументировать, приводить доказательства различий животных;
- осуществлять классификацию животных на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль животных в жизни человека;
- осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными;
- приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.)
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности животных к среде обитания;
- различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям различные виды животных или их изображения, выявлять отличительные признаки животных;
- сравнивать животных, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы ухода за домашними животных;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Также учащиеся получат возможность научиться:
- находить информацию о животных в научно-популярной литературе, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о животных, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Метапредметными результатами изучения элективного курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Изучение факультативного курса даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
- сформированность основ экологической культуры;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
3.СОДЕРЖАНИЕФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Название раздела | Форма организация занятия | Основные виды деятельности |
1. | Среда обитания и её жители | Викторина Беседа Индивидуальная работа Работа в парах Просмотр видеофрагмента | Познавательная игра. Работа с иллюстрациями, карточками. Составление схем, таблиц. Ответы на вопросы. Классификация объектов. Конспектирование. Формулирование выводов. Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного. Формулирование выводов. |
2. | Простейшие | Практическая работа Индивидуальная работа Работа в парах Беседа Просмотр видеофрагмента | Работа с микроскопом. Приготовление временного микропрепарата. Работа с наглядным материалом. Подготовка презентаций “Опасные простейшие” Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного. Формулирование выводов. Конспектирование. |
3. | Многоклеточные животные | Беседа Практическая работа Индивидуальная работа Работа в парах Творческая работа Просмотр видеофрагментов | Работа с иллюстрациями, таблицами и схемами, муляжом Речного Рака, влажными препаратами Речного Рака и Беззубки Поиск информации в источниках различного типа Презентация результатов деятельности Обоснование рассуждений Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного. Формулирование выводов. Конспектирование. |
4. | Ядовитые животные | Беседа Индивидуальная работа Работа в парах Творческая работа (презентация) Просмотр видеофрагментов | Самостоятельное решение задач Формулирование определений и понятий Работа со схемами Приведение доказательств Поиск информации в источниках различного типа Презентация результатов деятельности Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного. Формулирование выводов. |
5. | Животные - рекордсмены | Беседа Познавательная игра Работа в группах Индивидуальная работа Творческая работа (презентация) Просмотр видеофрагментов | Конспектирование. Поиск информации в источниках различного типа Презентация результатов деятельности Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного. |
6. | Животные – родители | Беседа, дискуссия Индивидуальная работа Работа в парах Творческая работа Просмотр видеофрагментов | Решение проблемного вопроса Обоснование рассуждений Поиск информации в источниках различного типа Презентация результатов деятельности Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного. Формулирование выводов. Конспектирование. |
7. | Интеллект животных | Беседа, дискуссия Индивидуальная работа Просмотр видеофрагментов Творческая работа | Конспектирование. Работа с текстом. Ответы на вопросы. Поиск информации в источниках различного типа Презентация результатов деятельности Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного. Формулирование выводов. |
8. | Животные – символы | Познавательная игра Беседа Индивидуальная работа Работа в парах | Работа с текстом. Ответы на вопросы. Поиск информации в источниках различного типа |
9. | Вымершие и самые редкие животные планеты | Викторина Беседа Индивидуальная работа Работа в парах Творческая работа Просмотр видеофрагментов | Познавательная игра. Работа с учебником. Составление схем, таблиц. Ответы на вопросы. Конспектирование. Поиск информации в источниках различного типа Презентация результатов деятельности Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного. Формулирование выводов. Оценивание своих учебных достижений |
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ»
7 класс
(34 ч, 1 ч в неделю)
Среда обитания и её жители(4ч)
Среды обитания и приспособленности животных. Защитные покровы животных, относительность их защиты. Значение разнообразия внешних покровов. Разнообразие форм животного мира.
Простейшие (2ч)
Простейшие под прицелом. Простейшие-вредители.
Практическая работа № 1.«Особенности передвижения одноклеточных»
Многоклеточные животные (17ч)
Губка Боб – организм-фильтратор. Гидры и медузы - тип Кишечнополостные. Плоские, круглые и кольчатые черви – друзья или враги?Творцы жемчуга. Тип МоллюскиМорские “Звёзды”. Тип ИглокожиеТип Членистоногие.Класс Ракообразные. Речной рак.Класс Паукообразные. Самые крупные и опасные пауки. Класс Насекомые. Паразиты и трудоголики.Класс Хрящевые рыбы. Самые крупные и опасные акулы.Класс Костные рыбы. Особенности северной рыбалки.Класс Земноводные или Амфибии. Отряды: Бесхвостые, Хвостатые и БезногиеКласс Пресмыкающиеся или Рептилии. Ядовитые змеи.Уникальные птицы. Класс Птицы. Класс Млекопитающие. Породы домашних млекопитающих.
Практическая работа № 2«Изучение внешнего строение дождевого червя»
Практическая работа №3 «Внутреннее и внешнее строение беззубки»
Практическая работа№ 4 «Внешнее строение Речного рака»
Практическая работа № 5«Изучение представителей отрядов насекомых»
Практическая работа № 6 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»
Практическая работа № 7 «Внешнее строение голубя»
Практическая работа № 8 «Внутреннее и внешнее строение крысы»
Ядовитые животные (1ч)
Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности. Самые опасные животные на планете.
Животные – рекордсмены (2ч)
Самые сильные и быстрые животные планеты. Спортивные рекорды животных
Животные – родители (2ч)
Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве.Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Интеллект животных (2ч)
Способность животных к обучению. Талантливые животные.Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Животные – символы (1ч)
Животные на гербах и флагах стран мира
Вымершие и редкие животные планеты (3ч)
Самые редкие животные нашей планеты. Вымершие животные нашей планеты.Причины сокращения численности и вымирания животных. Государственная политики по охране животных. Красная книга
4. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Кол-во занятий | Из них: | |
Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1. | Среда обитания и её жители | 4 | 4 | |
2. | Простейшие | 2 | 1 | 1 |
3. | Многоклеточные животные | 17 | 10 | 7 |
4. | Ядовитые животные | 1 | 1 | |
5. | Животные - рекордсмены | 2 | 2 | |
6. | Животные – родители | 2 | 2 | |
7. | Интеллект животных | 2 | 2 | |
8. | Животные – символы | 1 | 1 | |
9. | Вымершие и самые редкие животные планеты | 3 | 3 | |
Итого: | 34 | 26 | 8 |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Практическая работа | Дата |
Среда обитания и её жители (4ч) | ||||
1. | Разнообразие животного мира Урок-викторина «Знаете ли вы животных?» | 1 | ||
2. | Среды обитания и приспособленности животных | 1 | ||
3. | Защитные покровы животных, относительность их защиты | 1 | ||
4. | Значение разнообразия внешних покровов | 1 | ||
Простейшие (2ч) | ||||
5. | Простейшие под прицелом | 1 | П.р. № 1 «Особенности передвижения одноклеточных» | |
6. | Простейшие-вредители | 1 | ||
Многоклеточные животные (17ч) | ||||
7. | Губка Боб – организм-фильтратор | 1 | ||
8. | Гидры и медузы - тип Кишечнополостные | 1 | ||
9-10. | Плоские, круглые и кольчатые черви – друзья или враги? | 3 | П.р. № 2 «Изучение внешнего строение дождевого червя» | |
11-12. | Творцы жемчуга. Тип Моллюски | 2 | П.р. № 3 «Внутреннее и внешнее строение беззубки» | |
13. | Морские “Звёзды”. Тип Иглокожие | 1 | ||
14. | Тип Членистоногие.Класс Ракообразные. Речной рак. | 1 | П.р. № 4 «Внешнее строение Речного рака» | |
15. | Класс Паукообразные. Самые крупные и опасные пауки. | 1 | ||
16. | Класс Насекомые. Паразиты и трудоголики. | 1 | П.р.№ 5 «Изучение представителей отрядов насекомых» | |
17. | Класс Хрящевые рыбы. Самые крупные и опасные акулы. | 1 | ||
18. | Класс Костные рыбы. Особенности северной рыбалки. | 1 | ||
19. | Класс Земноводныеили Амфибии. Отряды: Бесхвостые, Хвостатые и Безногие | 1 | П.р. № 6 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» | |
20. | Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Ядовитые змеи. | 1 | ||
21. | Уникальные птицы. Класс Птицы | 1 | П.р. № 7«Внешнее строение голубя» | |
22-23. | Класс Млекопитающие. Породы домашних млекопитающих. | 1 | П.р.№ 8 «Внутреннее и внешнее строение крысы» | |
Ядовитые животные (1ч) | ||||
24. | Самые опасные животные на планете | 1 | ||
Животные – рекордсмены (2ч) | ||||
25. | Самые сильные и быстрые животные планеты | 1 | ||
26. | Спортивные рекорды животных | 1 | ||
Животные – родители (2ч) | ||||
27. | Забота о потомстве у животных. | 1 | ||
28. | Типы заботы о потомстве | 1 | ||
Интеллект животных (2ч) | ||||
29. | Способность животных к обучению | 1 | ||
30. | Талантливые животные | 1 | ||
Животные – символы (1ч) | ||||
31. | Животные на гербах и флагах стран мира | 1 | ||
Вымершие и редкие животные планеты (3ч) | ||||
32. | Самые редкие животные нашей планеты | 1 | ||
33. | Вымершие животные нашей планеты | 1 | ||
34. | Итоговое занятие. Викторина «Удивительный мир Животных» | 1 | ||
Итого | 34 | 8 |
6. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ
№ п/п | Название раздела | Название видеофрагмента | Ссылка |
1. | Среда обитания и её жители | «Защитные покровы животных» | https://yandex.ru/video/search?filmId=3894839340568177676&text=Защитные%20покровы%20животных%20 |
2. | Простейшие | «Простейшие – паразиты человека. Амебиаз. Трипаносомоз» | http://biology-online.ru/video/zoologija-7-klass/prosteishie |
3. | Многоклеточные животные | «Тип Кишечнополостные» | https://ok.ru/video/8497399077 |
«Тип Плоские черви» «Нематоды» «Тип Кольчатые черви» | https://yandex.ru/video/search?filmId=12127202044723759508&text=значение%20плоских%20ервей https://www.youtube.com/watch?v=E92X0q-0nnA | ||
«Самые опасные и ядовитые пауки в мире» | https://ok.ru/video/398537919127 | ||
«Хрящевые рыбы. Самые опасные акулы в мире» | https://www.youtube.com/watch?v=YGDQhwCwhls http://biology-online.ru/video/zoologija-7-klass/bescherepnye-kruglorotye-ryby | ||
«Змеи» | |||
«Райские птицы. Колибри» | |||
4. | Ядовитые животные | «Самые опасные животные в мире» | |
5. | Животные - рекордсмены | «Рекорды животного мира» | |
6. | Животные – родители | «Забота о потомстве», «Животные -родители» | https://www.youtube.com/watch?v=syXFGB8J6lA https://www.youtube.com/watch?v=pYQj3FN2akI |
7. | Интеллект животных | «Поразительные умственные способности животных»,«Удивительные способности животных» | https://www.youtube.com/watch?v=GUQ6UXsEF4k https://www.youtube.com/watch?v=QzaR2jqh8DI |
8. | Животные – символы | ||
9. | Вымершие и самые редкие животные планеты | «Вымершие животные» «Самые редкие и необычные животные нашей планеты» | https://www.youtube.com/watch?v=x9QvxUCQgwg https://www.youtube.com/watch?v=M4hjiZu4bOE |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 7 классе "Это удивительное причастие"
Урок-закрепление наиболее трудных орфограмм по теме "Причастие"...
Презентация к уроку "Это удивительное причастие"
презентация к уроку по теме "Причастие"...
Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".
Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...
Удивительная наука - геометрия
Методическая разработка и презентация по названной теме....
Открытое занятие "Удивительный мир экологиии" Тема " Удивительные существа- эти лягушки!"
Эпиграф занятия "Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны!"(Марк Твен)...
урок-проект в 9 классе "Этот удивительный, удивительный знак!"
Урок- проект с презентацией...
Дистанционный урок литературы. Даниэль Дефо. "Робинзон Крузо" - удивительная книга об удивительных приключениях. 5 класс
Предложен материал для самостоятельного изучения пятиклассниками темы в условиях дистанционного обучения....