Рабочие программы по биологии
рабочая программа по биологии
Предварительный просмотр:
Содержание
Биология как наука. Методы научного познания
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Клетка
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Лабораторные и практические работы
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
Сравнение строения клеток растений и животных
Организм
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, Мейоз. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их причины. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Биология как наука. Методы научного познания | 2 |
2 | Клетка | 10 |
3 | Организм | 22 |
Всего | 34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
Календарно - тематический план
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание | |
по плану | по факту | |||
1 | Инструктаж по Т.Б. Объект изучения биологии - живая природа. Методы познания живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира. | |||
2 | Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. | |||
3 | Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Лабораторная работа № 1. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | |||
4 | Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно - научной картины мира. Лабораторная работа №2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» | |||
5 | Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека. | |||
6 | Роль органических веществ в клетке и организме человека. | |||
7 | Строение клетки. Основные части клетки, их функции. Строение и функции хромосом. | |||
8 | Строение клетки. Основные органоиды клетки, их функции. | |||
9 | Доядерные и ядерные клетки. Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток растений и животных» | |||
10 | ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. | |||
11 | Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. | |||
12 | Контрольное тестирование по разделу «Клетка». | |||
13 | Анализ тестирования, работа над ошибками. Организм - единое целое. Многообразие организмов. | |||
14 | Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов. | |||
15 | Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. | |||
16 | Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. | |||
17 | Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. | |||
18 | Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Мейоз. | |||
19 | Размножение – свойство организмов. Половое и бесполое размножение. | |||
20 | Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | |||
21 | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. | |||
22 | Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | |||
23 | Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. | |||
24 | Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Практическая работа № 1 «Составление простейших схем скрещивания». | |||
25 | Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Практическая работа №2 «Решение элементарных генетических задач». | |||
26 | Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. | |||
27 | Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. | |||
28 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их причины. | |||
29 | Влияние мутагенов на организм человека. Практическая работа № 3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм» | |||
30 | Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Значение генетики для медицины и селекции. | |||
31 | Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. | |||
32 | Повторение разделов «Клетка» и «Организм» | |||
33 | Итоговое тестирование. | |||
34 | Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Практическая работа № 4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...