Рабочие программы по биологии
рабочая программа по биологии

Гарифуллина Фарида Шараповна

Рабочие программы по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_po_biologii.zip951.23 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Apple\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.159\11.jpg

Содержание

Биология как наука. Методы научного познания

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Клетка

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Лабораторные и практические работы

          Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

          Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

         Сравнение строения клеток растений и животных

Организм

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, Мейоз.  Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их причины. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Биология как наука.  Методы научного познания

2

2

Клетка

10

3

Организм

22

Всего

34

 Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

Календарно - тематический план

                                                                                                                     

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

по плану

по факту

1

Инструктаж по Т.Б. Объект изучения биологии - живая природа. Методы познания живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира.

2

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

3

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн).

Лабораторная работа № 1. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

4

Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно - научной картины мира.  Лабораторная работа №2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

5

Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.

6

Роль органических веществ  в клетке и организме человека.

7

Строение клетки. Основные части   клетки, их функции.  Строение и функции хромосом.

8

Строение клетки. Основные  органоиды клетки, их функции.

9

Доядерные и ядерные клетки.  Лабораторная работа №3  «Сравнение строения клеток растений и животных»

10

ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

11

Вирусы.  Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

12

Контрольное тестирование по разделу  «Клетка».

13

Анализ тестирования, работа над ошибками. Организм - единое целое. Многообразие организмов.

14

Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов. 

15

Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

16

Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

17

 Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз.

18

Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Мейоз.

19

Размножение – свойство организмов. Половое и бесполое размножение.

20

Оплодотворение, его значение.  Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

21

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов.

22

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

23

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики.  

24

 Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Практическая работа № 1  «Составление простейших схем скрещивания».

25

Закономерности наследования, установленные  Г. Менделем.  

Практическая  работа №2 «Решение элементарных генетических задач».

26

 Хромосомная теория наследственности.  Современные представления о гене и геноме.

27

Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

28

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их причины.

29

Влияние мутагенов на организм человека.  Практическая работа № 3

 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм»

30

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Значение генетики для медицины и селекции.

31

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

32

Повторение разделов «Клетка» и «Организм»

33

Итоговое тестирование.

34

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Практическая работа № 4

«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...